Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

СПЕЦИФИКА СИСТЕМЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . СПЕЦИФИКА СИСТЕМЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Межнациональные отношения являются болевой проблемой человечества, порой способной приводить людей Земли к глобальным ка­таклизмам. Есть лишь один инструмент управления этой проблемой — это этнокультурное воспитание.

Необходимость этнокультурного воспитания отражена в ряде государственных документов: Законе РФ «Об образовании», «Концепции государственной национальной политики»,  «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», «Концепция поликультурного образования в современной общеобразовательной школе России» и др. [1; 2; 3; 4]

Это положение в полной мере можно отнести к такой многонациональной стране как Республика Дагестан. Поэтому в РД этнокультурное воспитание рассматривается как одно из приори­тетных направлений, несущее для любого народа суверенизацию воспита­ния гражданина.

Однако в организации воспитательного процесса в высшей педагогической школе в последнее время накапливались недостатки и обострялись про­тиворечия. Разрушалась инфраструктура, связанная с социализацией и воспитанием студентов, свертывались поиски эффективных путей станов­ления педуниверситета как эталонного центра культуры.

В этой связи необходимо создание инновационных воспитательных систем в высших учебных заведениях Дагестана, в частности, разработка системы этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной сре­де.

Под этнокультурным воспитанием студентов в полиэтнической образова­тельной среде мы понимаем систему взаимосвязанных компонентов (мотивационно-целевого, содержательно-процессуального и организационно-методического), необходимых для создания в учреждении высшего профессионального образования организованного и целенаправ­ленного процесса воспитания у студента осознания необходимости знания культуры мира, взаимопо­нимания, межэтнического согласия и прав человека.

Нами выявлены следующие подходы к системе этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образо­вательной среде:

— системный;

— культурологический;

— личностно-ориентированный.

В основе системного подхода лежит выявление совокупности прин­ципов, как специфической системы этнокультурного воспитания в полиэтнической образовательной среде, определяющих сущность данной системы.

В результате теоретического анализа, позволившего перенести об­щепедагогические принципы на процесс этнокультурного воспитания, мы сформулировали следующую систему принципов: гуманистическая на­правленность, целостность, персонализация, уровневость, динамичность, прогностичность.

Системообразующим стержнем совокупности данных принципов является обеспечение системы этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде, связанной с межкультурной коммуникацией.

Принцип гуманистической направленности системы этнокультурно­го воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде предпо­лагает ее ориентацию на культурное развитие личности.

Принцип целостности системы этнокультурного воспитания сту­дентов в полиэтнической образовательной среде заключается в интеграции целей, содержания, форм, методов и средств ее основных составных ком­понентов, в их взаимной связи, приспособлении и взаимодействии.

Принцип персонализации системы этнокультурного воспитания в полиэтнической образовательной среде требует учета личностных особен­ностей студентов, его интересов и потребностей при выборе средств и ме­тодов воспитания.

Принцип уровневости заключается в представлении системы этно­культурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной сре­де в виде многоуровневого воспитания и расположении ее элементов в соответствии с их значимостью.

Принцип динамичности системы этнокультурного воспитания сту­дентов в полиэтнической образовательной среде предполагает ее развитие и адаптацию к изменившейся этнокультурной ситуации.

Принцип прогностичности системы этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде заключается в воз­можности прогнозировать результаты применения этой системы.

Сформулированная система принципов определила совокупность требований  к системе этнокультурного вос­питания студентов в полиэтнической образовательной среде:

  • обеспечение системы интеграции содержания, форм, методов и
    средств этнокультурного воспитания, ориентированной на решение проблем межкультурного общения;
  • обеспечение реализации системы этнокультурного воспитания и развитие интеллектуальных и культурных качеств личности, необходимых для полноценного участия в межкультурной коммуникации.

Совокупность принципов и требований определяют следующие структурные компоненты системы этнокультурного воспитания студентов:

  1. Мотивационно-целевой — развитие у студентов потребности и це­
    ли в этнокультурном воспитании.
  2. Содержательно-процессуальный — наличие блоков этнокультур­
    ной и лингвистической подготовки.
  3. Организационно-методический — определение методов, средств и
    форм этнокультурного воспитания.
  4. Критериалъно-уровневый — определение критериев уровня этнокультурной направленности студентов.

Мотивационно-целевой компонент системы этнокультурного воспи­тания детерминирован совокупностью его побудительных сил, опредме-ченных потребностей, притязаний, намерений и жизненных предпочтений и предполагает формирование его субъектной социально-профессиональ­ной позиции.

Целеполагающий элемент этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде определяется доминантой его пе­дагогического менталитета и мировоззрения, совокупностью его личност­ных смыслов, ориентированных на гуманистические педагогические и об­щечеловеческие ценности, на участие в процессе межкультурного обще­ния. Цель выступает одним из систематизирующих факторов, поскольку определяет назначение системы.

Содержательно-процессуальный компонент системы этнокультурно­го воспитания включает в себя блоки этнокультурной подготовки.

Этнокультурная подготовка предполагает усвоение и использование студентом целостной системой знаний, способствующих усвоению своей и чужой культуры, способов познания и преобразования действительности.

В связи с тем, что этнокультурное воспитание будущих учителей в полиэтни­ческой образовательной среде рассматривается нами как система, состоя­щая из множества элементов, которые функционируют, подчиняются и со­гласуются друг с другом, мы полагаем, что одним из адекватных подходов является системный подход, который рассматривает объект как целостную систему, в то же время, выявляя в нем многообразные типы связей.

Мы выделили следующие этапы применения системного подхода при разработке системы этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде:

  • отнесение исследуемого объекта к системным;
  • выделение системообразующих связей;
  • установление связей между данной системой и другими;
  • анализ поведения системы как целостного образования;
  • выделение тех элементов и связей между ними, на которые можно
    воздействовать, чтобы изучить поведение всей системы в целом;
  • разработка процессов управления, обеспечивающих достижение
    намеченных результатов;
  • соотнесение полученных результатов с поведением всей системы
    в целом;
  • создание системы с улучшенным поведением.

Применение культурологического подхода к реализации системы этнокультурного воспитания направлено на правильное восприятие, понимание, оценку других культур, приобщение к прогрессивному культурно­му наследию других стран. Но ознакомление с другой действительностью следует сочетать с углубленным познанием и уважением родной действительности, родной культуры и ее роли в наследии чело­вечества.

Личностно ориентированный подход, с одной стороны, требует учета особенностей студентов и качественна характеристик психических процессов, происходящих в личности студентов. С другой стороны, лично­стно ориентированный подход определяет основные положения отбора со­держания образования, в соответствии с которыми учебный материал дол­жен быть субъективно значим для студента и стимулировать его к само-ценной образовательной деятельности, которая переходила бы в самообра­зование, саморазвитие [7].

В соответствии с социальным заказом государства и общества на ос­нове системного, культурологического и личностно ориентированного подходов мы понимаем систему этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде  как совокупность взаимосвязанных компонентов (мотивационно-целевого, содержательно — процессуального и организационно-методического).

Целью этнокультурного воспитания является этнокультур­ное воспитание студентов, необходимое для межкультурной коммуника­ции в полиэтнической среде. Полиэтническая образовательная сре­да проявляет­ся, с одной стороны, через деятельность административных органов и ор­ганизаций, общественности, учреждений дополнительного образования, соседних вузов, учреждений культуры, местных средств массовой инфор­мации. С другой стороны, значительное влияние на внутривузовский этно­культурный воспитательный процесс оказывают особенности социального своеобразия Республики Дагестан, семья, сфера свободного общения и другие факторы.

В полиэтнической образовательной среде мы выделяем социальный и материальный компоненты. К социальному компоненту  мы отнесли воспитанников с их способностями, по­требностями, личностными качествами и т.д.; общий микроклимат и стра­тегию развития учреждения; иерархию и формы организации отношений на всех уровнях и др.

Специфика данного компонента полиэтнической образовательной среды состоит в необходимости:

  • учета национально-психологических особенностей субъектов образования в учебно-воспитательном процессе и межэтнических отношений в
    многонациональном коллективе;
  • введения этнокультурного компонента в содержание образования с
    целью приобщения студентов к родной культуре и познанию культуры дру­гих народов;
  • проведения мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей в уважении и признании национальной самобытности и куль­турных ценностей;
  • организации практического обучения, ориентированного на пре­одоление трудностей в коммуникативных и иных формах взаимодействия
    с членами различных этнических общностей и повышение межкультурной
    сензитивности;
  • пресечения фактов притеснения по национальному признаку.

Материальный (или пространственно-предметный) компонент по­лиэтнической образовательной среды составляют здание, оборудо­вание, пособия, участок образовательного учреждения и т.д. Специфика данного компонента состоит в его направленности на удовлетворение и развитие познавательных потребностей будущих учителей и развитие их творче­ского потенциала в области интересов, связанных с этнокультурами.

Содержательный и пространственно-предметный компоненты полиэтнической образовательной среды предусматривают:

  • функционирование кружков, клубов, секций, в основе деятель­ности которых лежит этнический аспект;

—  насыщение среды символическими артефактами этнокультурной
направленности;

— дизайн помещений и участков образовательных учреждений в раз­
личном этническом стиле и др.

В соответствии с вышеназванными компонентами обозначим осо­бенности, которые необходимо учитывать при организации этнокультур­ного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде:

  • воздействие на этнокультурную направленность личности;
  • приспособление и обособление человека в условиях конкретного общества;
  • приобщение человека к культуре своего народа, принятие ее ценностей, норм, традиций и моделей по­ведения;
  • разнообразие культурного окружения, с иноэтнической системой ценностей;
  • культурные изменения, являющиеся следствием полиэтничности,
    ведут к универсализации, а не к однообразию;
  • адаптация к новым  социальным реалиям,  вхождение в  новую
    культуру;
  • взаимопонимание между представителями разных этнических
    общностей;
  • построение полиэтнической образовательной среды;
  • овла­дение богатствами другой этнокультуры;

10)  знания о культуре, традициях и обычаях других народов; понимание значимости этнокультурного разнообразия; уважительное отношение к точкам зрения, отличным от собственных; умение преодолевать трудности в коммуникативных и иных формах взаимодействия с членами различных этнических общностей. [8]

 Организационно-методический компонент. При разработке данного компонента системы этнокультурного вос­питания студентов в полиэтнической образовательной среде мы выделяем интеллектуальную и мотивационную сферы, являющиеся ведущими в этнокультурном воспитании студентов.

Ведущим методом  является метод убеждения, который предполагает соот­ветствующие средства (пример, наглядно-практические пособия) и формы организации (дискуссия, диспут, рассказы, беседы) этнокультурного вос­питания студентов в полиэтнической образовательной среде.

В мотивационной сфере формируются правомерность, обоснован­ность и отношение к моральным нормам: бережное отношение к человеку, сочетание личных и общественных интересов, стремление к идеалу, правдивость, нравственные установки, цели и смысл жизни, отношение к своим обязанностям, потребность в общении с себе подобными и т.д. При этом развитие названных элементов мотивационной сферы является главной движущей силой формирования и развития личности.

Основным методом развития мотивационной сферы является метод стимулирования, средствами — информационные и коммуникационные технологии, формами — конференция, «круглый стол», тренинг, деловая и ролевая игра.

Критериально-уровневый компонент. Ре­зультативным аспектом реализации системы этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде может стать изменение уровня этнокультурной направленности студентов. С позиций методоло­гии системного подхода отдельные качества, раскрывая отношение чело­века к людям и самому себе (что является принципиальным требованием), рождают направленность личности. Содержательная сторона, направленность действий и поступков характеризуют человека, его воспитанность.

На основании положений системы этнокультур­ного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде, этнокультурную направленность студента мы понимаем как интегративное качество личности, представляющее собой совокупность психи­ческих новообразований интеллектуальной и мотивационной сферы, в обобщенной форме отражающих систему этнокультурных отношений в полиэтнической среде.

Таким образом, специфика системы этнокультурно­го воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде заключается в со­вокупности взаимосвязанных компонентов, необходимых для создания в педвузе организованного и целенаправленного процесса воспитания студента в духе культуры мира, взаимопонимания, межэтнического согласия и прав человека.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Закон РФ «Об образовании». – М., 2001.
  2. Концепция государственной национальной политики. – М., 2003.
  3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года / Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р.
  4. Концепция поликультурного образования в современной общеобразовательной школе России / В.В.Макаев, З.А.Малькова, Л.Л. Супрунова. – Пятигорск: ПГЛУ, 2009.
  5. Кузьмин М.Н. Национальная школа России в контексте государственной образовательной и национальной политики. — М.: ИНПО, 2007.
  6. Тишков В.А. Этнология и политика. Научная публицистика. М.: Наука, 2001.
  7. Ткач Л.Т. Подготовка будущего педагога к деятельности в поликультурном образовательном учреждении. — Ростов-на-Дону, 2002.
  8. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования. — М., 2007.[schema type=»book» name=»СПЕЦИФИКА СИСТЕМЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ» description=»Целью данной статьи является исследование специфики этнокультурного воспитания студенческой молодежи в многонациональном региональном вузе. Проанализированы подходы к системе данного вида воспитания: системный, культурологический, личностно-ориентированный, сформулирована система его принципов. Определены компоненты этнокультурного воспитания: социальный и материальный. Автором выявлена специфика системы этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде, заключающаяся в совокупности взаимосвязанных компонентов, необходимых для создания в педвузе организованного и целенаправленного процесса воспитания студента в духе культуры мира, взаимопонимания, межэтнического согласия и прав человека. » author=»Раджабова Раиса Валиевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_29.08.2015_08(17)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot gacor slot demo slot gacor 2023 slot demo slot demo slot deposit pulsa slot demo data macau data hk slot deposit pulsa slot demo slot demo slot demo link slot gacor slot slot gacor
404: Not Found