Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

Сопровождение семей имеющих людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности в целях повышения качества жизни



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . Сопровождение семей имеющих людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности в целях повышения качества жизни // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Согласно статистике сегодня в России насчитывается более 2 миллионов детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности (8% всей детской популяции, из них около 700 тысяч детей с инвалидностью). По данным Российской академии медицинских наук число детей, нуждающихся в помощи специалистов, уже в дошкольном возрасте варьирует от 25% до 40%, а 85% детей рождаются с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья. Развитие ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности (ОВЖ) в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий.

К сожалению, никто не застрахован от воспитания детей с ОВЖ. К таким детям необходим специфический подход, ведь это особенные дети. При правильном подходе и воспитании некоторые дефекты можно компенсировать, а с некоторыми можно научиться жить. Качество жизни таких семей значительно отличается от общих его показателей. Если не брать во внимание экономические составляющие, то по таким критериям качества жизни: как здоровье, социальные показатели, психологические и педагогические, семьи воспитывающие детей с ОВЖ явно проигрывают.

Главная функция семьи заключается в том, чтобы в воспитании ребенка с ОВЖ исходить из его возможностей. Если воспитать обычного ребенка сложно, то воспитание ребенка с отклонениями в развитии представляется особенно ответственным. Если дети, требующие особого внимания, лишены правильного воспитания, то недостатки усугубляются, а сами дети нередко становятся бременем для семьи и общества. В то же время семья всегда обладает большим запасом собственных ресурсов и инициативы, поэтому превращение семьи в активного участника помощи ребенку является решающим фактором эффективности его реабилитации и интеграции в общество сверстников. Во многом это зависит от типа внутрисемейных отношений и стиля семейного воспитания. По этим признакам семьи, имеющие детей с ОВЖ, можно дифференцировать как занимающих адекватную и не адекватную позицию по отношению к своему ребёнку. Следует помнить, что позиция родителей по отношению к своему ребенку условна, её можно изменить в адекватную сторону.

Актуальность заявляемой темы обусловлена, не только увеличением количества семей воспитывающих детей с ОВЖ и необходимостью оказания помощи родителям занять адекватную позицию по отношению к своему ребёнку. Актуальным является сопровождение родителей, при выборе образовательного маршрута для ребёнка в специальной или инклюзивной образовательной среде. Проектирование комплексных программ сопровождения семей имеющих людей с ОВЖ, значимо не только для молодых родителей, многие семьи на протяжении десятков лет остаются с этой проблемой один на один. Реализация данных программ для разных категорий людей с ОВЖ, будет содействовать их социализации и повысит качество жизни по его основным критериям.

Цель нашего исследования заключается в разработке модели программы сопровождения семей, имеющих детей и взрослых с ОВЖ  для повышения основных показателей их  качества жизни.

Задачи:

— теоретическое обоснование значимости проблемы сопровождения, семей имеющих людей с ОВЖ;

— разработка тестовых материалов для диагностики качества жизни семей имеющих детей и взрослых с ОВЖ;

— тестирование семей имеющих людей с ОВЖ по основным показателям качества жизни в рамках Сибири и Дальнего Востока;

— анализ показателей качества жизни семей, имеющих детей и взрослых с ОВЖ;

—  разработка модели комплексной  программы сопровождения семей, имеющих детей и взрослых с ОВЖ, апробация программ.

Кроме того, незнание или нежелание родителей знать основные закономерности психического развития своих детей приводит к нарушению социализации, дискомфорту психического состояния ребенка, пагубно влияет на его эмоционально-личностное развитие [1-3].

 Родители детей с отклонениями в развитии испытывают значительные трудности как психологического, так и педагогического характера. Однако ориентация на принципы адекватного семейного воспитания ребенка с ОВЖ позволит достичь хороших результатов и обрести уверенность в успехе [4].

Принцип любви, терпения и эмоциональной привязанности близких к ребенку с отклонениями в развитии.

Принцип полного  принятия ребенка с отклонениями в развитии

Принцип внимательного слушания ребенка и оценки его состояния.

Принцип формирования у ребенка чувства привязанности, любви к близким, уважения к старшим.

Принцип активного участия родителей в процессе воспитания и развития ребенка, коррекции его нарушений и социальной адаптации.

Принцип формирования родителями у ребенка навыков самообслуживания, выполнения посильных домашних обязанностей.

Принцип формирования навыков нормативного поведения.

Принцип формирования гармоничной личности ребенка, подростка, молодого человека.

Принимая ребенка и устанавливая с ним сотруднические отношения, семья начинает выполнять специфические функции, отличные от функций семей, в которых растут здоровые дети.

Реабилитационно-восстановительная функция является одной из основных специфических функций семьи ребенка с отклонениями в развитии. Родители активно участвуют в процессе реабилитации своего ребенка. Они используют помощь специалистов и руководствуются их рекомендациями с целью оптимизации физического и психического состояния ребенка. Родители используют любую возможность для восстановления его здоровья.

Функция эмоционального принятия. Каким бы не был ребенок, он принимается близкими. Ребенок полностью включается в жизнь семьи. Семьи, в которых внутрисемейная атмосфера наполнена любовью и уважением к каждому члену семьи, где каждый представляет ценность для других, создают для ребенка наиболее оптимальные условия развития. В таких семьях у детей легче и быстрее формируются эмоциональная стабильность, учебные навыки и знания, личностная зрелость, устойчивость к любым жизненным невзгодам. Пример подобных взаимоотношений может быть транслирован и другим семьям.

Коррекционно-образовательная функция. Любовь к ребенку обязательно формирует у родителей мотивацию к его обучению. Родители ребенка участвуют в процессе его развития, осуществляя в домашних условиях коррекционно-образовательный процесс. Они обращаются к специалистам за помощью и, следуя их рекомендациям, организуют для ребенка дома специальные реабилитационные условия. В семье создается коррекционно-образовательная среда, способствующая развитию у ребенка интереса к окружающему миру и его познанию, раскрывающая его способности и возможности, оптимизирующая его личностное развитие. Процесс развития любого ребенка, а ребенка с отклонениями в развитии особенно, не может ограничиваться лишь помощью специалистов коррекционного образовательного учреждения (детского сада или школы). Участие родителей в этом процессе обязательно, оно необходимо еще и потому, что этот процесс позволяет преодолевать не только проблемы ребенка, но и внутренние психологические трудности самих родителей.

Приспособительно-адаптирующая функция. Родители участвуют в процессе адаптации ребенка к сложным условиям жизни. Одновременно они адаптируют и окружающую среду к возможностям ребенка. С этой целью они используют уже имеющиеся или создают самостоятельно новые приспособительные устройства. Родительская любовь и чуткость позволяют приспособить ребенка и перевести его на более высокую ступень самостоятельности даже в самых сложных случаях.

Социализирующая функция. Известно, что процесс психологического взросления ребенка с отклонениями в развитии протекает с большими трудностями, в замедленном темпе, поэтапно. Первой ступенью вхождения ребенка с отклонениями в социальную среду является его адаптация в семье. Успешность этого процесса во многом зависит от того, насколько адекватно реагируют на проблемы ребенка и как помогают их преодолевать его близкие родственники. Роль родителей в этом процессе является первостепенной. Как показывает практика, степень социализации ребенка зависит не только от его психофизических возможностей, но и от выбора родителями адекватной модели его воспитания. Ребенок с отклонениями в развитии должен быть ориентирован родителями на активные взаимоотношения с окружающим социумом, должен стремиться к познанию мира, к контактам со сверстниками, овладению знаниями и доступной профессией.

Профессионально-трудовая функция. Родители ребенка участвуют в формировании у него трудовых навыков. Все начинается с элементарных требований, предъявляемых к ребенку в раннем детстве: санитарно-гигиенических, уборки игрушек, учебных принадлежностей, своих вещей, уборки в квартире и т.д. Именно такое приучение ребенка к труду формирует у него мотивацию к труду, потребность в участии в общественно полезной деятельности. Понятно, что не всегда психофизические данные ребенка позволяют ему овладеть даже самой примитивной профессией. Однако, не зависимо от этого, формирование трудовой, а затем профессиональной ориентации позволяют осуществлять трудовую занятость ребенка, подростка, молодого человека -инвалида.

Функция личностно-ориентированного подхода. Воспитывая ребенка, родители видят в нем то, что отличает его от других детей: индивидуальность, самобытность, способности, потребности. Дети с отклонениями в развитии не лишены дара таланта. Об этом свидетельствуют многочисленные конкурсы, которые проводятся в системе специально! о образования. Дети поют, танцуют, рисуют, лепят, читают собственные стихи. Помощь взрослого заключается в определении, развитии и поддержке способностей ребенка с отклонениями в развитии. Именно личностно-ориентированный подход в воспитании ребенка обеспечивает родителям возможность выявления у него таланта и способностей. Это, в свою очередь, позволяет обрести еще один путь, обеспечивающий вхождение ребенка в «культурную среду» — путь в искусство .

Рекреационная функция. Совместный отдых всей семьей, проведение досуга вместе с друзьями ребенка, в театре, на выставке или в кино на виду у всех — это форма достижения полной свободы от предубеждений в отношении возможностей детей-инвалидов, которые еще бытуют в сознании нашего обывателя [4].

Педагоги должны относиться к семьям, в которых есть дети с ограниченными возможностями жизнедеятельности, в высшей мере деликатно и бережно, стараясь, со своей стороны, упрочить согласие в семье. Не лишне будет еще раз напомнить: статистики свидетельствуют, что не менее половины таких семей распадаются, все тяготы по воспитанию ребенка ложатся на матерей, которые не знают, что такое отпуск, театр, вечеринка, отдавая все свое время, внимание и силы ребенку. Вот они-то и нуждаются в помощи в первую очередь, и для них необходимо проектировать программы сопровождения ориентированные на повышение качества жизни таких семей.

Перед родителями  ребенка с ОВЖ, так же как и перед специалистами, к которым они обращаются за советом, часто встает вопрос, где такому ребенку лучше воспитываться и обучаться — в реабилитационном центре, в специальном классе коррекционной школы, в детском доме-интернате системы социальной защиты или в инклюзивной образовательной среде.  К решению этой проблемы следует подходить осторожно, продуманно, с учетом всех конкретных обстоятельств.

  1. Борозинец Н.М., Евмененко Е.В. В семье воспитывается ребенок с ограниченными возможностями здоровья: Методическое пособие для родителей.-Ставрополь, 2009. — 106 с.
  2. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. – М.: Издат. центр Академия, 2003. – 208 с.
  3. Мастюкова Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии.- М.: Издат. центр ВЛАДОС, 2003.- 408с.
  4. Специальная семейная педагогика. Семейной воспитание детей с отклонениями в развитии: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности “Специальная дошкольная педагогика и психология” / Под ред. Селиверствова В. И., Денисовой О. А., Кобриной Л. М. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 359 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: type=»book» name=»Сопровождение семей имеющих людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности в целях повышения качества жизни» description=»В статье отражено теоретическое обоснование проблемы сопровождения семей имеющих людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Актуальность, цель, задачи, выдвигаемые для решения.» author=»Афанасьева Раиса Альбертовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot gacor slot demo slot gacor 2023 slot demo slot demo slot gacor slot deposit pulsa data macau data hk
404: Not Found