Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

РОЛЬ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В РАЗВИТИИ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . РОЛЬ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В РАЗВИТИИ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

В Российской Федерации дошкольное образование с 2013 года официально признанно полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со вступлением в силу нового федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»[9], для всех дошкольных учреждений  актуальностью является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС) [8]. Главную основу методологии ФГОС дошкольного образования составляет культурно-историческая диалектика, которая рассматривает уровень развития системы в контексте роста вариативности её составляющих. Методологически важно положение, согласно которому дошкольное детство признаётся как уникальный  и самоценный период развития личности. В процессе взаимодействия с взрослыми и сверстниками в этот период ребёнок должен располагать необходимым уровнем свободы в самопознании, самовыражении и освоении культурных практик.

ФГОС дошкольного образования предусматривает как обновление содержания образования, так и реализацию комплексного подхода в развитии личности ребёнка, в том числе и одарённого, поддержке субъективной позиции детей в разных видах деятельности [8].

В дошкольном возрасте музыка как наиболее эмоциональное и непосредственно переживаемое искусство становится одной из первых художественных форм выражения ребёнком своей индивидуальности и ярких способностей. Как отмечает Г.Ревеш, анализируя материалы исследований, проведённых Т.Цигеном, В.Хэккером, большая часть детей, проявивших исключительную музыкальную склонность, в возрасте от 2 до 6 лет. В своих научных трудах К.Штумпф, Ф.Риккет, Л.Термен подтверждают, что музыкальные способности развиваются раньше всех других[4]. Как показывают многочисленные исследования отечественных учёных (Л.А. Венгера, Н.А. Ветлугиной, М.А. Кононенко, Я.А. Пономарёва, М.С. Старчеуса, К.В. Тарасовой, Ю.А. Цагарелли и др.), особенностью музыкальной одарённости является наличие особой восприимчивости ребёнка к музыке и повышенной музыкальной впечатлительности. Чем младше ребёнок, тем более он восприимчив к звучащему миру. В 2-3 года дети легко узнают мелодии; выделяются очень быстрым и прочным запоминанием музыки. С 4-5 лет наблюдается склонность импровизировать, фантазировать на инструменте; пытаются сочинять и записывать свои сочинения. Одарённые дети способны всецело сконцентрироваться на музыкальных занятиях, исключая другие виды деятельности.

В русле нашего исследования мы обратились к одному из важных аспектов в развитии одарённой личности ребёнка – детское музыкальное творчество, которое проявляется во всех видах музыкально-художественной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения (танец, ритмопластика), игра на детских музыкальных инструментах (импровизация, сочинительство, экспериментирование со звуками), музыкальная игра. Как отмечает О.П. Радынова «детское музыкальное творчество по своей природе – синтетическая деятельность. Однако критериями успешности детского творчества следует считать не художественную ценность образа, созданного ребёнком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощение, оригинальности и вариативности» [6, с. 168-182].

Н.А. Ветлугина определяет детское творчество как «первоначальную ступень в развитии творческой деятельности». Она указывает на то, что ребёнок в творческой деятельности выявляет своё понимание окружающего и отношение к нему. Он открывает новое для себя, а для окружающих – новое о себе [1, с. 34].

 По мнению А.Г. Гогоберидзе особенности детского музыкального творчества заключаются в относительной новизне продукта творчества; в рассмотрении результатов сочинительства как результатов выражения внутреннего мира ребёнка, его способностей, склонностей, ценностей[2, с. 116-120].

В нашем исследовании мы обращаемся к названным характеристикам, так как именно эти составляющие отличают творчество детей от творчества взрослых.  Следовательно, всё это позволяет говорить о правомерности распространения понятия творчества на деятельность ребёнка, ограничив словом «детское» и  отметив условный характер его применения.

Важным условием жизнетворчества музыкально одарённых детей дошкольного возраста является грамотная организация музыкально-творческой деятельности в зоне ближайшего развития, что в свою очередь способствует психическому развитию, переходящее в саморазвитие, а в дальнейшем в самореализацию.

Рассмотрим особенности организации музыкально-творческой деятельности одарённых детей. Высокая познавательная мотивация и творческая активность ребёнка выражаются в максимальной открытости для действенного включения в творческие продуктивные процессы, что составляет основу развития специальных способностей. Вследствие чего, нужно создавать среду, наполненную звуками, цветами, формами, предметами и материалом (в том числе, и музыкально-дидактическим), обеспечивающими детское музыкальное творчество в избранном поле ребёнка. Например, в старшем дошкольном возрасте пяти – семи лет отмечается полная погружённость в восприятие музыки, ребёнок называет любимые произведения; чисто интонирует в пении; самостоятельно подбирает мелодии на детских музыкальных инструментах. Дети выразительно двигаются под музыку, точно передавая метр и ритм; с увлечением импровизируют.

Организуя музыкальное детское творчество одарённого ребёнка в избранном поле (или нескольких избранных полях), важно понимать, что качество детского творчества может быть не высоким, но сама деятельность должна быть обязательно эмоционально окрашена, значима для ребёнка.  В детском музыкальном творчестве важна не цель – важен сам процесс, обеспечивающий смелость идей и выбора средств, свободу действий, нахождение новых вариантов решения творческих заданий.

На успешность проявления детского музыкального творчества, кроме индивидуальных особенностей (ярко выраженные музыкально-творческие способности, волевые качества, уровень развития саморегуляции, неординарность мышления, восприятия и воображения, вера в собственные силы и т.п.) влияют и социальные факторы (способность к общению, эмпатия, осознание других как ценность, учёт духовно-нравственных ценностей общества), которые могут стимулировать или, наоборот, тормозить процесс творческого развития одарённой личности ребёнка.

В основе организации детского музыкального творчества детей в ДОО лежит субъект-субъектное взаимодействие, внутреннее (взаимное понимание) или внешнее (совместная творческая деятельность, общение). Во взаимодействии происходят изменения в каждом из субъектов, раскрывается возможность не только обмена информацией, но и совместных действий в музыкально-художественной деятельности, что позволяет планировать и общую деятельность.

Следовательно, у одарённых детей дошкольного возраста необходимо развивать коллективную музыкально-творческую деятельность, которая на последующих этапах развития личности будет постепенно переходить в индивидуальную. В коллективном детском музыкальном творчестве взаимодействие педагога и ребёнка, детей друг с другом объединено диалогом, действием в нечто целое. Диалог представляет собой сложную форму общения, в которой переплетаются прямые и обратные связи, идущие от партнёров. Обратная связь является обязательным условием взаимодействия ребёнка и взрослого. Её анализ даёт педагогу возможность правильно строить взаимодействие с дошкольником, изменять характер общения с ним, включать его в разные виды музыкально-художественного творчества и гармонично вести к созданию индивидуального музыкально-творческого продукта.

Таким образом, сотворчество детей и педагога выступает как процесс совместной образовательной деятельности, общения, развития, что способствует формированию духовно богатой, эмоционально благоприятной атмосферы в коллективе, раскрытию неповторимых индивидуальностей его членов[7].

Самореализация одарённой личности ребёнка осуществляется в детском музыкальном творчестве, где дошкольник является субъектом. В связи с этим возникает потребность раскрыть понятие «дошкольник – субъект детской музыкальной деятельности».

Психологический словарь (под ред. А.В. Петровского) раскрывает понятие «субъект – индивид как источник познания и преобразования действительности, как носителя активности»[5, с. 389].

В педагогике музыкального воспитания детей дошкольного возраста субъективность ребёнка старшего дошкольного возраста принято рассматривать в контексте перехода от музыкально-игровой к музыкально-художественной деятельности.

В русле нашей научно-экспериментальной работы, опираясь на исследования Л.В. Трубайчук, О.П. Радыновой, Н.А. Ветлугиной, А.Г. Гогоберидзе и др., определим условия, способствующие принятию положения субъекта детской музыкальной деятельности одарённого ребёнка:

—   Свободное выражение своего Я в дошкольном возрасте;

— Способность делать свой свободный выбор в проявлениях детского музыкального творчества в доступных и интересных видах музыкально-художественной деятельности;

—   Самопрезентация «Я» в группе сверстников;

—   Стремление к взаимоотношениям и взаимодействию;

— Результат музыкально-художественной деятельности является способом социализации.

По нашему мнению, продуктами детского музыкального творчества одарённого ребёнка может выступать его отношение к творчеству, осознание себя как личности, собственное отношение и адекватность выразительно-изобразительных средств воплощения образа, представленного в песне, танце, игре.

На наш взгляд, существенными  показателями качества личного музыкально-творческого продукта одарённого ребёнка в детском музыкальном творчестве являются:

— Индивидуальность стиля музыкально-творческого продукта, которая проявляется в оригинальности и неординарности способов выполнения и характера выражения своего отношения к  образу, творческому процессу  и результату;

—   Нахождение креативных средств реализации творческого замысла в музыкально-художественной деятельности, сочинительстве, импровизации, танце, игре, разыгрывании музыкально-театральных сюжетов и т.д.; направленность личного творческого продукта на созидание.

Таким образом, творческий потенциал, заложенный в ребёнке от рождения,  проявляется и развивается в раннем и дошкольном возрасте. И чем одарённее ребёнок, тем выше его творческий потенциал. Грамотно выстроенная музыкально-художественная деятельность даёт дошкольникам широкие возможности для проявления и развития музыкальной одарённости в детском музыкальном творчестве.Список литературы:

  1. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребёнок. М.: АСТ, 2010. —   112с.
  2. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие. М.: Академия, 2005. — 320с.
  3. Емельянова И. Роль исследовательской деятельности в развитии одарённых детей // Дошкольной воспитание. 2010. —  №7. —  с.25-27.
  4. Одарённые дети: пер. с англ./ общ. ред. Г.В. Бурменская М.: Прогресс, 1991.- 380с.
  5. Психологический словарь / Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского – 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1945. — 499с.
  6. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Академия Москва, 1998. — 240с.
  7. Трубайчук Л.В. Педагогика развития и становления личности младшего школьника: учеб. пособие. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001. — 250с.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утверждён приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155 // Российская газета. 2013. 25 ноября.
  9. Федеральный закон 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. 2013. 31 декабря.[schema type=»book» name=»РОЛЬ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В РАЗВИТИИ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» author=»Уколова Елена Игоревна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-02″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
https://www.apscuf.org/slot-gacor/https://cbtp.asean.org/slot onlineslot gacorslot gacorslot gacorslot gacorslot gacorhttps://bxartsfactory.org/slot-gacor-maxwin/https://www.splayce.eu/slot-pulsa/https://esign.bogorkab.go.id/vendor/bin/https://snip.eng.unila.ac.id/wp-content/uploads/slot-gacor/http://desa-bolali.klatenkab.go.id/files/slot-gacor/https://www.jurnal.stimsurakarta.ac.id/public/journals/https://kobar.umkm.kalteng.go.id/files/slot-gacor/https://www.uniqhba.ac.id/assets/slot-gacor/https://www.staipibdg.ac.id/-/slot-online-gacor/https://disdagperin.bekasikota.go.id/slot-gacor/https://journal.widyatama.ac.id/slot-gacor/https://stis.ac.id/slot-gacor/https://gradosyposgrados.ucjc.edu/https://ejurnal.iainlhokseumawe.ac.id/public/slot-deposit-pulsa/ https://www.mope.gm/slot88/https://www.vantru.is/slot88/https://vipnumberbuy.com/slot-deposit-pulsa/https://bio-med.euroasia-science.ru/slot-deposit-dana/https://fastgoal.com/forum/-/slot-gacor/https://www.gamisaulia.com/slot-gacor/https://persianfootball.com/news/wp-content/uploads/2013/01/slot-gacor/https://radiochicha.perugamingshow.com/https://empleabilidad.uigv.edu.pe/slot-gacor/https://civil.annauniv.edu/slot-gacor/https://majubersamagroup.com/slot-gacor/https://fais.psu.ac.th/slot88/https://www.gardencity.university/slot-gacor/http://admission.mnsuam.edu.pk/slot-gacor/https://www.yckmc.edu.hk/slot-gacor/https://www.revistaamexco.com.mx/files/journals/1/articles/51/62c7819f6a734.htmlhttps://www.edithumbs.com/wp-content/uploads/2020/01/slot-gacor-deposit-dana/https://regencyinstitutions.com/uploads/https://beritarajaku.com/http://arc.salleurl.edu/develop/slot-deposit-pulsa/https://www.ducayne100.org/slot-gacor/https://parasolprojects.com/slot-gacor/https://www.kotabaruparahyangan.com/slot-gacor/http://discamino.org/slot-gacor/https://cmc.edu.vn/slot-gacor/https://www.kpsg-solutions.pt/slot-deposit-dana/https://katingankab.go.id/slot-online/http://sintang.go.id/slot-gacor/https://text.co.id/slot-gacor/https://www.stimsurakarta.ac.id/slot-gacor/http://www.loasis-traiteur.com/fileman/https://sipil.ft.unesa.ac.id/slot-gacor/https://kemahasiswaan.unesa.ac.id/slot-gacor/https://empleabilidad.uigv.edu.pe/slot-gacor/https://surjyotsna.org/slot88/https://unitedtowel.com/slot-deposit-pulsa/http://gpm.fe.unesa.ac.id/slot88/https://eapi.sabayon.org/https://www.zeleka.com/slot-gacor/https://nclthailand.com/slot88/https://ft.unesa.ac.id/slot-gacor/https://bot.unesa.ac.id/slot-deposit-pulsa/https://optical.botsolutions.org/slot-gacor/https://www.test-car.pt/slot-gacor/https://ejurnal.methodist.ac.id/files/slot-online/https://jurnal.kwikkiangie.ac.id/files/slot-gacor/https://www.amikmbp.ac.id/slot88/https://ifris.org/slot-gacor/https://biomedicineonline.org/slot-gacor/http://e-journal.sastra-unes.com/slot-gacor/https://www.rtpslotgacor.cc/https://www.fundacionclavel.org/situs-slot-gacor/https://www.fundacionclavel.org/slot88/https://ksrce.ac.in/gacor88/https://sushizobangkok.com/slot88/http://huaplachongnonsea.com/slot-gacor/https://enfermeriadermatologica.org/slot-gacor/http://www.rpchospital.com/slot-gacor/https://www.feiradossofas.pt/slot-gacor/https://sites.google.com/view/slot-gacor-terbaru-hari-ini/https://www.viagsite.com/https://bio-med.euroasia-science.ru/slot-deposit-dana/https://165.22.244.0/https://www.rtppastigacor88.com/http://enfermeriadermatologica.org/slot777/https://slot88.ice.edu.pt/https://belodent.org/-/slot-pulsa/https://history.soc.ku.ac.th/uploads/slot-gacor/https://www.kemasaja.com/slot-gacor/http://www.maktour.co.id/slot-gacor/https://seamolec.org/files/slot-gacor/https://sbyads.ru/slot88/http://www.woconf.com/slot-gacor/https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://icdemolicensewebapi.honeywell.com/https://www.fundacionclavel.org/slot-gacor/ gacor 88https://sshj.in/public/slot-deposit-dana/https://mbmscience.com/public/slot88/situs slot gacorhttps://peshawarhighcourt.gov.pk/slot-gacor/https://www.doutoresdoexcel.com.br/-/slot-gacor/https://mccm.ptcer.pl/slot-demo/https://academconsult.ru/slot-gacor/https://nje.org.na/slot-deposit-dana/https://journals.tma.uz/slot-gacor/https://muru.com.co/slot-deposit-pulsa/https://coresdaterra.com.br/slot-gacor/https://sasurie.com/slot-gacor/https://thejrns.org/slot-gacor/http://a0729171.xsph.ru/https://zombiigrice.com/slot-gacor/https://ijohmn.com/public/slot-gacor/https://www.kuhoo.com/wp-content/uploads/slot-deposit-dana/http://clc.cet.edu/judi-bola/https://www.ijmaberjournal.org/slot-gacor/https://ijorces.org/slot-gacor/https://virtusclean.com/slot-online/https://modernacademy-journal.synceg.net/slot-gacor/https://artescienza.org/wp-content/uploads/slot-gacor/https://journal.icter.org/public/slot-gacor/https://rumosdainformacao.ivc.br/5unsur3/https://dailyexpresstop.com/https://livepublicnews.com/http://bkpsdm.pringsewukab.go.id/slot-online/