Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ АРТИЛЛЕРИИ (1918-1941 гг.)



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ АРТИЛЛЕРИИ (1918-1941 гг.) // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Острую потребность в командных кадрах молодая Красная Армия ощутила с первых шагов своего существования [1]. Без решения этой проблемы не могло быть и речи о формировании новой регулярной армии. К лету 1918 года некомплект командного состава составил более 55 000 человек [2, с.66].

В связи с этим создается новая сеть военно-учебных заведений в которую входят, как вновь создаваемые военные школы, так и формируемые на материальной базе военных академий и училищ императорской армии. Для подготовки высшего командного состава артиллерии РККА на базе Михайловской военной артиллерийской академии в 1918 г. открывается Артиллерийская академия [3]. Для обучения строевых офицеров и инженеров было образовано два профильных отдела: технический и строевой, на базе которых готовили офицерские кадры с высшим военным инженерным образованием [4, с. 98].

Активно развивать сеть краткосрочных командных курсов для подготовки среднего командного состава. Курсы готовят командный состав для всех родов войск: пехоты, артиллерии, кавалерии и военно-технических частей. За 1918 г для нужд артиллерии было подготовлено 553 командира среднего звена (31,2 % от общего числа выпускников всех военных школ) [2, с.66-67].

Курсы комплектовались в основном красноармейцами, имевшими боевой опыт и образование в объеме начальной школы. Обучение курсантов осуществлялось поэтапно: одиночная подготовка, подготовка младшего командира, командира взвода, командира роты.

Созданная новая система подготовки в целом покрывала количественную и качественную потребность крепнущей Красной Армии в командных кадрах артиллерии. В 1920 г. после окончания гражданской войны и иностранной интервенцией начинается процесс формирования новой системы артиллерийских военно-учебных заведений. В 1921 году принимается постановление, определяющее задачи реформирования краткосрочных командных курсов в нормальные школы с достаточными сроками обучения [5, с 93]. Эта работа по созданию завершилась к апрелю 1924 года [6, с.5].

Подготовка командных кадров артиллерии осуществляется в этот период на нескольких уровнях: среднем, промежуточном и высшем. Количество артиллерийских военно-учебных заведений в 1920-х годах остается практически неизменным, но увеличивается их доля в общем количестве вузов с 8,4% до 19,2%. Общая структура системы подготовки артиллерийских кадров РККА представлена (См.табл.1).

Таблица 1

Структура подготовки командных кадров артиллерии в 20-х годах ХХ века

№ п/п Категория артиллерийских командиров Военно-учебные заведения осуществлявшие подготовку
1 Высший и старший командный состав Артиллерийская академия (Петроград, 1918) →

Военно-техническая академия (Ленинград, 1925)

2 Повышение квалификации ВАШКС (Детское Село, 1918) → АКУКС (1924)

КУКС АОН (Москва) → АКУКС (1926)

КУКС ТАС (Ленинград, 1926) при Артиллерийской технической школе

3 Средний командный состав

 

1-я и 2-я Ленинградская, Московская, Киевская, Красноярская, Одесская, Сумская, Томская военные артиллерийские школы.

Артиллерийская техническая школа.

Артиллерийские отделения при пехотных (10) и объединенных военных школах (5) (до 1935)

4 Средний командный состав запаса

 

Гражданские высшие учебные заведения и техникумы, осуществлявшие военную подготовку с артиллерийским уклоном → 9 месяцев службы в РККА → средний командир запаса после успешной сдачи экзаменов
5 Младший

командный состав

Учебные дивизионы ап сд (СК)

Учебные батареи кадн кавд

Полковые школы территориального ап

Школа младшего комсостава территориального кадн

Артиллерийская академия, вошедшая в 1925 г. в состав Военно-технической академии, осуществляла подготовку на трех факультетах: баллистическом, механическом и химическом. Обучение осуществлялось в течении 4 лет. Для повышения уровня артиллерийского образования кандидатов на обучение при академии функционировал подготовительный курс.

Для совершенствования знаний и подготовки командиров-артиллеристов старшего и среднего уровня создается сеть курсов усовершенствования командного состава. АКУКС и КУКС АОН выполняли схожие функции, поэтому в последующем принимается решение об их объединении. Срок обучения АКУКС составлял 4,5 месяца, а в КУКС ТАС – 9,5 месяцев.

Артиллерийские школы готовили командиров взводов артиллерии. При обучении курсантов особое внимание уделялось изучению образцов современной техники, формированию методического умения организовывать и проводить занятия с младшими командирами и солдатами, а также вопросам идеологического воспитания. На вступительных экзаменах проверялись знания по русскому языку¸ политграмоте, географии, математике и естествознанию. В артиллерийских и артиллерийско-технической школах обучение осуществлялось в 4 классах – подготовительном, младшем, среднем и старшем. С общим сроком обучения – 4 года, который в последующем был сокращен до 3 лет в связи с ликвидацией подготовительных классов. В начале 1930-х годов срок обучения был опять увеличен до 3,5 лет из-за недостаточного уровня общеобразовательной подготовки курсантов [7, 152-153]. Обучение проводилось по периодам обучения: зимнему и летнему. В перерывах между периодами  обучения курсанты проходили три стажировки: на 1 курсе – в должности командира орудия, на 2-м курсе – в должности командира отделения; на 3 курсе – в должностях командиров взводов и их помощников. Теоретическое обучение курсантов, по дисциплинам осуществлялось преимущественно зимой. Летнее время курсанты проводили на полигонах, где совершенствовали свою полевую выучку.

Также подготовка кадров осуществлялась в артиллерийских отделениях 10 пехотных и 5 объединенных военных школ: Объединенная военная школа им.ВЦИК, Объединенная белорусская военная школа им.ЦИК БССР, Объединенная средне-азиатская военная школа им.В.И.Ленина, Объединенная киевская военная школа им.С.С.Каменева и других.

Для подготовки артиллерийских командиров запаса разворачивается сеть мероприятий по внедрению высшей допризывной подготовки с артиллерийским уклоном, а гражданских институтах и техникумах (более 180 и 120 часов специальных дисциплин соответственно). В последующем высшая допризывная подготовка была заменена на высшую вневойсковую подготовку (430-580 часов). Также для выполнения плана подготовки командиров запаса в артиллерийских частях из числа наиболее солдат с высшим и средним образованием создавались «батареи одногодичников».

Для подготовки младшего командного состава была развернута и успешно функционировала система учебных дивизионов (батарей) и полковых школ со сроком обучения 9 месяцев. Широкая сеть артиллерийских учебных заведений в рассматриваемый период в целом обеспечивала потребности войск в командирах артиллерии, качество их подготовки соответствовало современным требованиям.

С началом индустриализации происходит бурный рост промышленности и, как следствие, обеспечивается поступление в войска новых образцов вооружения и военной техники. Это обусловило дальнейшее развитие системы подготовки артиллерийских командных кадров. В этот период система подготовки командных кадров артиллерии РККА принимает окончательный структурный вид, который сохраняется вплоть до начала Великой Отечественной войны (См.табл.2).

Таблица 2

Системы подготовки командных кадров артиллерии в 30-х годах ХХ века

№ п/п Категория артиллерийских командиров Военно-учебные заведения осуществлявшие подготовку
1 Высший и старший командный состав Военно-техническая академия → Артиллерийская академия РККА им.Ф.Э.Дзержинского (Ленинград, 1932; Москва, 1938)
2 Повышение квалификации КУКС артиллерии (АКУКС с Приморским и Забайкальским филиалами (1934-1935)).

КУТС артиллерии (АКТУС при ВТА и Тамбовском АОТШ (1935)).

АКУВНАС (при Артиллерийской академии 1935)

3 Средний командный состав

 

Подготовительные артиллерийские школы (с 1937 г.).

Военные артиллерийские и артиллерийско-технические школы (училища) – 21 (1932 – 7 ВАШ НА и 2 АТШ; 1935 – Киевская ВАШ; 1936 – Рязанская ВАШ; 1937-1941 – 10 артиллерийских училищ).

Артиллерийские отделение при 3 объединенных ВШ (с 1935 г.).

Краткосрочные курсы по подготовке младших лейтенантов и младших воентехников (с 1938)

4 Средний командный состав запаса

 

Артиллерийские батареи из выпускников высших учебных заведений и техникумов со сроком службы 1 год (до 1933).

Гражданские вузы (1933 – 39 вузов; 1937 – 19 вузов), осуществлявшие высшую вневойсковую подготовку с артиллерийским уклоном (1930-1938)

Выпускники вузов, младшие командиры в ходе службы самостоятельно и в учебных батареях готовились по программам одногодичников (с 1940).

Пуховичские и Коростеньские АКУКС запаса (1940-1941)

22 военно-технических курса при артиллерийских складах и 3-х артиллерийско-технических училищах .Система Осоавиахима для переподготовки командиров запаса ( до 1935) → КУКСы запаса при артиллерийских училищах¸академии и полках. (1939-1940)

5 Младший

командный состав

Школы младших командиров при штабах артиллерии дивизии и артиллерийских полках (с 1936)

Двухуровневая система подготовки военных кадров сохраняется, но происходит значительное увеличение количества военно-учебных заведений и расширение профилей подготовки командиров-артиллеристов.

В Артиллерийской академии в 1935 году с 2 до 5 увеличивается количество факультетов. Также на ее базе формируются курсы усовершенствования высшего начальствующего состава артиллерии АКУВНАС. Увеличивается количество слушателей (1933 – 960 чел.; 1940 – 2305 чел.) [7, с.421]. В связи с увеличением количества командиров в артиллерии и совершенствованием артиллерийского вооружения развивается сеть курсов усовершенствования командного состава. В 1930 г. в целях совершенствования технической подготовки при Военно-технической академии создаются Академические курсы технического усовершенствования начальствующего состава РККА (АКТУС). Начиная с 1934 г. открываются их филиалы в Чите и Владивостоке, осуществляется подготовка командиров подразделений артиллерийской разведки и артиллерийской корректировочной авиации. Проведенные мероприятия позволили более чем в два раза увеличить количество повысивших квалификацию командиров, что несущественно улучшило положение дел с подготовкой артиллерийских командиров.

Подготовка артиллерийских командиров среднего звена с 1935 года осуществлялась в основном в артиллерийских школах. В связи с перевооружением армии, а в последующем из-за обострения международной обстановки увеличивается количество артиллерийских военных школ и их емкость (1933 – 600 курсантов в военной школе, 1941 – 1200-1600 курсантов). К 1941 году выпуск среднего командного состава увеличился в три раза и достиг 32 400 человек [7, с.406]. Принимаемые меры позволяют увеличить долю артиллеристов среди общего количества выпускников военных вузов. Так,  в 1923 г. выпускников артиллеристов было только 8,3%, то в 1936 г. их доля составила 15% [6, с.23]. С 1933 года начинается подготовка командиров подразделений АИР. Начинает функционировать отделения подготовки артиллерийской корректировочной авиации, но из-за неудовлетворительного качества их подготовки в школах ВВС обучение по этой программе было свернуто. Ошибочность этого решения вскоре показала война. В связи с возникшей в 1935 году угрозой недобора курсантов из-за длительности сроков обучения и нехватки курсантов с необходимым уровнем общеобразовательной подготовки была изменена система комплектования вузов. Теперь доступ для поступления получила гражданская молодежь, не прошедшая военной службы с образовательным уровнем кандидатов для поступления не менее 8 классов средней школы. Кандидаты из войск на 3 месяца отправлялись в училища для прохождения предварительной общеобразовательной подготовки. Из-за повышения уровня общеобразовательной подготовки курсантов срок обучения в военных школах снизился до 3 лет. Качество подготовки командиров среднего звена было достаточно высоким. Так, в 1938 году из 3569 выпускников успешно сдали выпускные экзамены 3528 человек (98,9%) [7, с.428].

Из-за острой нехватки командных кадров в связи с массовыми репрессиями и 4-х кратным увеличением численности РККА с 1938 года расширяется сеть курсов младших лейтенантов. Срок обучения составил 6-11 месяцев. Если раньше выпускники курсов шли в запас, то с 1938 г. они стали активно поступать в войска. Для улучшения качества подготовки абитуриентов в 1937 году 16 общеобразовательных школ преобразуются в военно-специальные с артиллерийским уклоном [8]. В них обучалось не менее 9000 чел, из которых ежегодно 3 000 чел. должны были становиться кандидатами для поступления в артиллерийские училища. Уровень подготовки в школах был достаточно высоким. Введение системы подготовительных школ позволило на 25% закрыть потребность артиллерийских вузов в абитуриентах и повысить качество их подготовки.

Также происходят изменения в системе подготовки командиров запаса. Несмотря на тот факт, что эта система количественно обеспечивала потребности Красной Армии в командирах артиллерии запаса, качество их подготовки оставалось во многих случаях неудовлетворительным. Это послужило основание к тому, что в 1938 году все существовавшие программы подготовки были закрыты. С 1940 года выпускники вузов, младшие командиры в ходе службы самостоятельно, а в последующем в учебных батареях осваивали специальные программы и после успешной сдачи выпускных экзаменов увольнялись в запас как средний командный состав. Младший командный состав готовился в учебных подразделениях при артиллерийских частях. Быстрый рост численности армии и нерациональное использование военных кадров привели к тому, что в 1941 г. некомплект офицеров в сухопутных войсках составил 66 900 чел при общей численности 426 942 чел [6, с.51].

Таким образом, период технического переоснащения характеризуется расширением сети военно-учебных заведений, увеличением количества командного, технического и политического состава Красной Армии и ВМФ, повышением качества подготовленности курсантов к деятельности по предназначению. В последующие годы был завершен переход к кадровой системе комплектования командного состава, была проведена большая работа по подготовке военных кадров армии и флота и восполнению некомплекта командных, политических и технических кадров в войсках, хотя и не все поставленные цели были достигнуты в полном объеме.

 

Список литературы:

  1. Иовлев А. Становление и развитие военно-учебных заведений Красной Армии (1918-1920 гг.)// Военно-исторический журнал. – 1974. – №9. – С.86.
  2. Советские вооруженные силы. История строительства. – М.: Воениздат,1978. – С.66.
  3. Конопляник В. О развитии высшей военной школы// Военная мысль. – 1966. – №8. – С.65-66.
  4. Исторический очерк. Военная инженерная орденов Ленина и Суворова академия имени Ф.Э. Дзержинского. Под. Общей ред. генерал-лейтенанта Тонких Ф.П.- М., 1970.
  5. Иовлев А. Совершенствование военно-учебных заведений в 1921-1928 гг.// Военно-исторический журнал. – 1976. – №2. – С.93.
  6. Лушников А.М. Советская военная школа в 1921-1941 гг.: социально-политические аспекты развития. – Ярославль: Яросл.гос.тех.ун-т, 1997. – С.5.
  7. История отечественной артиллерии. Под ред К.П.Казакова. Том III. Книга 8.
  8. Березняцкий В.С. История военно-подготовительных, специальных школ и подготовительных училищ отечественных Вооруженных сил: 1921-1955гг.-[https://dissland.com/catalog/istoriya_voenno_podgotovitelnih_spetsialnih_shkol_i_podgotovitelnih_uchilishch_otechestvennih_vooruz.html] (12.02.2014).[schema type=»book» name=»РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ АРТИЛЛЕРИИ (1918-1941 гг.)» author=»Дьяков Сергей Иванович, Кисин Константин Алексеевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-23″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
jendralmaya Slot slot gacor 2023 slot demo slot demo slot deposit pulsa slot demo slot demo slot slot deposit pulsa slot data hk data sgp data sdy data macau https://sebatik.wicida.ac.id/public/slot-demo/ slot demo slot demo
404: Not Found