Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

В современном обществе образование является одной из самых приоритетных сфер человеческой деятельности. Значительно возрасла социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. Образование рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в том, что главной ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.

Образование — важная сфера социальной жизни, создающая условия для развития личности. В современный период глобальных изменений во всех сферах армянского общества образование как средство регулирования общественных преобразований, является приоритетным в жизнедеятельности каждого человека. Возникла потребность в создании инновационных систем обучения и воспитания подрастающего поколения, а также в переосмыслении качества профессиональной подготовки специалистов. Необходимо совершенствовать как содержание профессионального образования, так и обучающие технологии. Перед профессиональным образованием ставится вопрос о необходимости применения различных социально-педагогических систем с использованием широкого спектра возможностей качественной подготовки соответствующего специалиста.

По мнению Е. Н. Афанасьева, основные тенденции изменения и развития профессионального образования в современных условиях должны основываться на следующих принципах.

  • специалист — это субъект на рынке труда, свободно распоряжающийся своим главным капиталом — квалификацией;
  • создания учебных заведений различного уровня;
  • использования разнообразных образовательных технологий;
  • приближения уровня среднего профессионального образования к уровню высшего профессионального образования;
  • децентрализация в области управления системой образования;
  • адаптация системы профессионального образования к работе в условиях рыночных отношений;
  • усиления ориентации на удовлетворение потребностей регионов в профессиональных кадрах и региональное профилирование содержания образовательных программ;
  • создания гибкого механизма взаимодействия образовательного учреждения с социальными партнерами — работодателями;
  • укрупнения специальностей, по которым ведется подготовка; разработка новых специальностей, специализаций и квалификаций [1, с. 81].

Одним из ключевых условий долгосрочного социально-экономического развития страны является модернизация профессионального образования.

Профессиональное образование – решающиj фактор модернизации армянского общества. Если модернизация — цель развития того или иного общества на определенном этапе истории, то эта цель не может осуществляться без развития экономики, политики и в том числе системы образования. Именно система образования реализует важные цели общества, поскольку является средством подготовки определенного типа личности, который нужен данному обществу для его успешного функционирования и развития того или иного типа профессионального работника, который необходим экономике данной страны. Любые процессы модернизационного характера в экономике, политике, культуре всегда начинались с реформы образования. Для современных модернизационных процессов в области профессио­нального образования характерны следующие особенности:

1) рост потребности в квалифицированных кадрах для экономики. Сформировалось осознание того факта, что необходимо обучить, воспитать новое поколение профессионалов, которое будет принимать решения по всем сложнейшим проблемам и ключевым вопросам политики, экономики, финансов, идеологии, культуры в условиях глобализации, то есть нужны профессионалы, которые будут строить общество будущего;

2) наблюдается рост международной открытости национальных культур, национальных систем высшего профессионального образования. Этому способствует тот факт, что современные технологии делают информацию доступной в каждом уголке земного шара, обеспечивают трансляцию знаний и обучение из ведущих мировых центров;

3) вместе с интернационализацией усиливается диверсификация системы профессионального образования. Процессы диверсификации и интернационализации профессионального образования не противоречат, а взаимно дополняют друг друга, определяя развитие профессионального образования и внося свой вклад в достижение высоких стандартов образования в каждой стране при сохранении уникального национального своеобразия.

Современная концепция высшего образования исходит из того, что образованный человек должен хорошо разбираться в жизни, людях, их отношениях. Каждый хочет быть сильным, умелым, уважаемым, успешным в жизни. Для этого ему необходимо бережно относиться к самому себе, правильно оценивать себя, полно использовать возможности для саморазвития, умело направлять свое поведение, чтобы держать свою судьбу в собственных руках. Это возможно, если он обладает соответствующими научными знаниями в области психологии и педагогики, а не руководствуется обывательскими представлениями [5, c. 6].

Современный образованный специалист в любой сфере жизни общества – политической, государственного управления, хозяйственной, рыночной, финансо­вой, образовательной, правовой, инженерно-технической, медицинской и других – не может и не вправе решать свои проблемы в отрыве от проблем и потребностей жизни других людей, их общностей и народа, страны в целом. Это объективно обусловлено общественным характером труда.

Как отмечает А. М. Столяренко, есть четыре области соприкосновения большинства видов профессио­нальной деятельности с проблемами человека, определяющими необходимость использования положений и рекомендаций психологии и педагогики.

1) связь с гуманитарными, психологическими и педагогическими аспектами внешней среды.

2) профессиональные проблемы, вызывающие необходимость использования рекомендаций и методов психологии и педагогики в профессиональной работе.

3) влияние на деятельность профессио­нала и результаты его собственных психологических и педагогических особенностей – психологических свойств и качеств, убеждений, интересов и потребностей, образованности, воспитанности, обученности, развитости, профессионального мастерства и опыта и др.

4) влияние на деятельность специалиста и ее результаты личных качеств и профессионализма других сотрудников организации, коллег по совместной работе и его собственного мастерства взаимодействия с ними [5]

Таким образом, профессиональная деятельность объективно, независимо от воли и желаний специалиста, сталкивает его с психологическими и педагогическими явлениями, которые ставят его в зависимость от их различных проявлений. Это требует от специалиста общей гуманистической ориентированности, знания научных основ психологии и педагогики, а также конкретной профессионально-психологической и профессионально-педагогической подготовленности. Значение этих компонентов в профессионализме современного образованного специалиста особенно важно в период происходящих в армянском обществе радикальных социальных и экономических перемен.

Можно утверждать, что успех в жизни и профессиональной деятельности человека, в числе других причин, зависит от того, понимает ли он роль и влияние психологических и педагогических факторов.

Образовательный процесс – процесс комплексный, многоаспектный и имеет психолого-педагогическую природу. Образовательное учреждение можно сравнить с производственной организацией, у которой на «входе» – «сырье», а на «выходе» – «готовая продукция», в промежутке – технологии для переработки первого во второе. Образовательное учреждение предназначено для превраще­ния новичков в высококвалифицированных специалистов. Можно сказать, что это – «педагогическое производство», но его технологии – психолого-педагогические технологии. Это технологии процессов формирова­ния у студентов профессиональных знаний, навыков, умений, развитие у них профессиональных способностей, привычек, установок, жизненных и профессиональных ориентиров, норм поведения и т.д., что нужно им как будущим юристам, сотрудникам правоохранительных органов. Их формирование происходит на уровне психики, сознания и затрагивает, приводит в действие различные психологические механизмы профессиональных превращений и обогащений обучающихся, формирует у них социальные и профессиональные взгляды и убеждения развивает способности и т.п. На пути достижения нужных профессионально-образовательных результатов приходится учитывать множество психологи­ческих предпосылок, преодолевать психологические трудности, создавать психолого-педагогические условия, проявлять немалые усилия и использовать своеобразные средства. Все они имеют для образовательного учреждения и его успехов доминирующее, определяющее, приоритетное значение [3, c. 185].

Любой вид деятельности, как отмечает Н. Г. Мещерина, содержит определенные особенности, которые обуславливают ее психологическое своеобразие. Юридическая деятельность относится к сложным видам труда с высоким уровнем психической напряженности, которая характеризуется:

  • сложностью профессиональных задач;
  • вынужденными, порой постоянными, контактами с лицами, демонстрирую­щими девиантное поведение и необходимостью добросовестно осуществлять про­фессиональные функции;
  • повышенной социальной ответственностью за профессиональные ошибки;
  • наличием ситуаций, при которых выполнение профессиональных задач свя­зано с опасностью и риском для жизни субъекта профессионального труда;
  • необходимостью постоянно контролировать свои эмоциональные состояния вне зависимости от провоцирующих факторов;
  • наличием ситуаций, при которых возникает необходимость полной мобили­зации сил и интеллектуальных способностей, быстроты реакций при изменении обстановки в процессе выполнения профессиональной задачи и др [2].

Учитывая специфику деятельности юристов разного профиля и направленно­сти, особую социальную значимость профессии, деятельность в области юриспру­денции предъявляет к своему субъекту определенные ценностно-нормативные тре­бования. Подготовка таких специалистов направлена на формирование профессионально-значимых качеств.

К наиболее важным качествам специалиста в области юриспруденции иссле­дователи относят такие, как: наблюдательность, образную, двигательную и другие виды памяти, техническое мышление, пространственное воображение, вниматель­ность, эмоциональную устойчивость, решительность, выносливость, пластичность, настойчивость, целеустремленность, дисциплинированность, самоконтроль и пр.

При рассмотрении разных видов юридической деятельности, особая роль придается идейно-нравственной направленности личности специалиста.

По мнению В. В. Романова, профессионально-значимые качества для юристов следующие: верность гражданскому, воинскому, профессиональному долгу, гражданское мужество, честность, неподкупность, высокая нравственность, прин­ципиальность, непримиримость к нарушениям правопорядка, законности, бескомпромиссность в борьбе с ними, исполнительность, организованность, дисциплини­рованность, ответственное отношение к порученному делу [4].

Эти качества становятся базовыми в развитии морально-психологических особенностей личности юриста. В структуру таких особенностей Г. Г. Шиханцов включает:

  • стремление постоянно следовать требованиям долга;
  • нацеленность в жизни и деятельности на утверждение добра и справедли­вости;
  • знание моральных норм, убежденность в их ценности;
  • понимание ценности человека;
  • понимание связи своей профессиональной деятельности с вопросами мора­ли;
  • умение и стремление всегда разбираться в моральных тонкостях своего профес­сионального поведения;
  • привычка всегда быть на высоте моральных требований;
  • высокая морально-психологическая устойчивость при действии факторов, подталкивающих его к отступлению от моральных норм;
  • умение сохранять здоро­вый морально-психологический настрой в любой ситуации [6].

Все это свидетельство о научной правомерности и даже необходимости психологического подхода к проблемам профессионального юридического образования.

Oбразовательный процесс – это целостная система и его оптимизация может быть успешной лишь при системном подходе.

Первое условие – деятельность образовательного учреждения и весь образовательный процесс должны быть приведены в полное соответствие с потребностями обновления нашего общества и создания правового государства.

Второе условие ­– целевой профессионально-образовательный процесс должен базироватся на основе психолого-педагогического подхода.

Третье условие – ориентация всех сил и возможностей юридического образовательного учреждения на студентов.

Четвертое условие – формирование в профессионально-образовательном процессе юриста-личности. Это не только важнейшая цель, но и непременное условие эффективности самого процесса.

Пятое условие – максимальная интенсификация обучения студентов.

Шестое условие – построение образовательного процесса на основе современных интенсивных психолого-педагогических технологий.

Итак, рыночные отношения, развивающиеся в Армении, требуют изме­нений в педагогической практике подготовки специалистов-юристов. Необхо­димы новые, инновационные подходы к теории и практике юридического профессионального образования, применение новых технологий в обучении. Необходим анализ теоретической и практической базы, применяемой в профессиональном юридическом образовании с целью раскрытия новых подходов к подготовке специалистов, отвечающих требованиям времени.

 

Список литературы:

  1. Актуальные проблемы современной педагогики профессионального образования: теория и практика: монография / [Е. Н. Афанасьева и др.]; под ред. Е. В. Жарких. Орел: Госуниверситет — УНПК, 2013. – 141 с.
  2. Мещерина Н.Г. Психологическая подготовка специалистов к досудебно­му разрешению конфликтов. /Материалы VI Региональной научно-технической конференции «Вузовская наука — Северо-Кавказскому региону». Общественные науки. Часть четвертая. Ставрополь, 2002.
  3. Прикладная юридическая психология. Под. ред. А. М. Столяренко. – М.: Юнити, 2001, – 939 с.
  4. Романов В. В. Профессиональная направленность в системе профессио­нального психологического отбора // Судебная реформа и эффективность деятель­ности органов суда, прокуратуры и следствия. — СПб., 2001.
  5. Столяренко А. М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. – М.; ЮНИТИ-ДАНА. – 423 с.
  6. Шиханцов Г. Г. Юридическая психология: Учебник для вузов. — М.: Зер­цало. – 2003, – 272 с.[schema type=»book» name=»ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ» description=»В статье исследуется роль образования в современном армянском обществе. Данная работа основана на теоретическом анализе научной литературы, в которой освешается проблемы психологии и педагогики высшего юриди-ческого образования. Высшее образование рассматриваются как главный, ведущий фактор социального и экономического процесса страны. В этом контексте выделяются, психолого-педагогические основания юридического образования.» author=»Брутян Вачик Арамаисович, Геворкян Паргев Оганесович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-10″ edition=»euroasia-science.ru_29-30.12.2015_12(21)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot jendralmaya Slot slot gacor 2023 slot demo slot demo slot deposit pulsa slot demo slot demo slot slot deposit pulsa slot data hk data sgp data sdy data macau slot demo slot gacor slot gacor casino online slot dana sbobet https://kebudayaan.disdikbud.kaltimprov.go.id/slot-gacor-terpercaya/ https://perizinanonline.depok.go.id/data/slot-gacor/ https://perizinanonline.depok.go.id/assets/slot88/
404: Not Found