Номер части:
Журнал

ПРИНЯТИЕ ЦЕННОСТЕЙ ОТВЕТСТВЕННОГО РОДИТЕЛЬСТВА КАК РЕЗУЛЬТАТ ВОСПИТАНИЯ ДЕТРЕЙ-СИРОТ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:


DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Анотация:
Ключевые слова:                     
Данные для цитирования: . ПРИНЯТИЕ ЦЕННОСТЕЙ ОТВЕТСТВЕННОГО РОДИТЕЛЬСТВА КАК РЕЗУЛЬТАТ ВОСПИТАНИЯ ДЕТРЕЙ-СИРОТ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА // Евразийский Союз Ученых. Педагогические науки. ; ():-.





Исследования последних лет в области модернизации российского образования значительно обогатили теорию и практику педагогической науки. К числу новых педагогических реалий в этой сфере можно отнести и понятие компетентности, под которой мы понимаем личностную характеристику человека с точки зрения его мотивационной, эмоциональной, интеллектуальной, социальной, практической вовлечённости в самореализацию в определённой предметной области. Можно говорить о различных видах компетентностей современного человека — коммуникативной, образовательной, профессиональной и пр. Среди них, на наш взгляд, необходимо выделить тот вид компетентности, который имеет отношение к самореализации личности на всём протяжении жизни человека, обладает высокой социальной значимостью и неразрывно связан с понятием «счастливый человек», «удачная судьба» и т.п. Речь идёт о родительской компетенции как компоненте личности каждого человека.

Возникают вопросы: какими средствами располагает система образования и образовательный процесс в деле эффективного формирования основ родительской компетентности личности? Каковы особенности этого формирования, когда речь идёт о детях-сиротах, проживающих в условиях школы-интерната и потому лишённых возможности опираться на образцы родительских отношений к ребёнку в повседневной жизни? Рассмотрим родительскую компетентность как интегративную характеристику личности ребёнка, определяющую его готовность к осознанному родительству. В общем виде суть родительской компетентности составляет совокупность знаний, установок, умений, ценностных ориентаций, поведения, чувств, отношений, позиций, применяемых в родительской сфере жизнедеятельности человека и обеспечивающих родителю возможность формирования и сохранения гармоничного стиля воспитания ребёнка в семье. Основной признак компетентности в этой сфере – это владение способами обеспечения позитивного направления когнитивного, эмоционального, социального и личностного развития ребенка.

На наш взгляд,родительская компетентность представлена следующими компонентами. Во-первых, это предметный компонент, включающий в себя родительские знания, умения, навыки.Он включает в себя представление о себе как о родителе, осознание родственных связей с детьми, модель идеального родителя, образ супруга (и) как родителя общего ребенка, знание родительских функций, а также знания о детстве – как комплекс устойчивых понятий, представлений, и образов, связанных с задачами становления и развития личности ребёнка в семье. Кроме знаний о детстве для осуществления родительской функции человеку необходимы специальные умения их использовать. Формирование умений, следовательно, переводит родительские знания в деятельностный план.

Во-вторых, мы выделяем метапредметный (надындивидуальный, культурологический, мировоззренческий)компонент родительской компетентности, включающий в себя систему обобщенного знания о семье, родительстве, воспитании детей, ответственности, которая для личности приобретает значение собственного видения семьи и ее понимания, а также родительскую позицию, мировоззрение, культуру. Cистемообразующим элементом метапредметного компонента родительской компетентности является мировоззрение родителей и культура родительства, актуализирующие ценностный (аксиологический) фактор в формировании родительской компетентности. Метапредметный компонент родительской компетентности предполагает направленность: на реализацию ценностной ориентации, достижение значимой цели, защиту субъективной родительской позиции. Метапредметный компонент родительской компетентности – это и умения, в данном случае — это освоенные универсальные действия, способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных семейных ситуациях, связанных с родительством (регулятивные и коммуникативные).

Родительство проявляется на субъективно-личностном уровне, поэтому третьим компонентом родительской компетентности является личностный компонент, включающий в себя мотивацию, установки, интересы, чувства, принятие роли родителя в системе жизнедеятельности человека, накопленный опыт родительства. Под родительскими установками понимается система или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, установки на цели и средства деятельности в области родительства, выражающиеся в выборе способов и форм взаимодействия с детьми. Родительские чувства — особая группа чувств, занимающая важное место в жизни человека среди других эмоциональных связей. Одно из значимых чувств — это родительская любовь, которая является источником и гарантией эмоционального благополучия человека, поддержания физического и психического здоровья. Эмоциональнаясоставляющая представлена всей гаммой чувств и доминирующим эмоциональным фоном, сопровождающим оценки образа ребенка и себя как родителя.

Обязательной составляющей родительской компетентности является накопление опыта семейной жизни, опыта самостоятельного семейного и родительского действия, опыта поддержания контакта с ребенком, определения дистанции общения, контроля своего поведения и происходящих событий. Родительская компетентность предполагает способность устанавливать контакты в семье, осуществлять взаимодействие в малой группе, брать на себя ответственность, участвовать в решении семейных и родительских проблем, проявлять нравственное отношение к детям, использовать ресурсы семейного окружения и личностные ресурсы с целью достижения определенных результатов в развитии.

В структуре родительской компетентности мы выделяем следующие составляющие, отличающиеся специфическим содержанием с точки зрения представленных выше компонентов – предметного, метапредметного, личностного: коммуникативная составляющая; вербальная составляющая; организационная составляющая; правовая составляющая; социальная составляющая. Подчеркнём, что именно совокупность этих видов компетентностей и составляет системный феномен, который мы трактуем как «родительскую компетентность». Отметим также, что каждая их перечисленных компетентностей в реальной жизни представлена тремя вышеназванными компонентами – предметным, метапредметным и личностым.

Важно отметить, что родительская компетентность как системное целое социальна, т.к. готовность к родительству, осознание себя родителем и опыт родительства формируются под влиянием самых различных социальных факторов, среди которых и общественное влияние, и уровень развития конкретной личности, и, конечно, влияние родительской семьи. Общепринято считать, что роль семьи в развитии человека несравнима по своему значению ни с какими другими социальными институтами.

В связи с этим особо актуальной является проблема воспитания детей-сирот, которые живут в условиях социокультурного пространства школы-интерната. Специфику социокультурного пространства образовательного учреждения интернатного типа особенно важно учитывать, если рассматривать его как фактор личностного формирования воспитанников вообще и, в частности, в процессе становления и развития в них родительских компетентностей. Социокультурное пространство школы-интерната – это специфическое пространство, имеющее целый ряд особенностей, многие из которых очевидны: замкнутость, условность («декоративность») связей с внешним миром, жёсткая «вертикаль» педагогического воздействия на ребёнка, отсутствие живого взаимодействия детей с «природными» родителями и, как правило, деструктивный характер этого взаимодействия, если оно всё-таки происходит и пр.

В связи с необходимостью формирования родительской компетентности актуальна проблема создания особого социокультурного пространства учреждения сиротского типа. По сути речь идет о том, чтобы сформировать внутреннее индивидуальное культурное пространство личности путем погружения ребенка в культурное пространство социума, частью которого выступает для него система образования. На наш взгляд, социокультурное пространство – это динамическое единство предметов материальной, духовной культуры, культурообразующей деятельности и возникающих в этой деятельности культуроориентированных (культурозависимых) отношений. В школе-интернате ребенка окружает разнообразный материальный мир – комнаты, классы и актовые залы, предметы быта, спортивный инвентарь, учебные пособия и технические средства, средства наглядности, стенды в коридоре, кровати в спальне и т.п. Предметы материального мира тогда станут предметами материальной культуры (а, следовательно, факторами формирования социокультурного пространства образования), когда они будут удовлетворять культурные потребности личности. К последним мы относим эстетические, интеллектуальные, собственно материальные потребности, потребности в труде, общении, творчестве. Педагогический смысл этого утверждения состоит в том, что формирование системы культурных потребностей личности является важнейшей задачей культуросообразной педагогической деятельности. Другими словами, речь идет о двуедином процессе воплощения культуры в предметах материальной среды и формирования культурных потребностей личности в той материальной среде, которая бы отвечала означенной выше характеристике.

Есть еще одна сторона этой задачи. Дело в том, что категория культуры необходимо включает в себя категорию деятельности. Именно поэтому одним из путей превращения материальной среды в мир материальной культуры является привлечение ребенка к освоению и преобразованию этой среды, к моделированию, совершенствованию, конструированию, обустройству пространства своей жизнедеятельности в образовательном учреждении. Только при этом условии, на наш взгляд, культуросообразная материальная среда может стать полноценным фактором приобщения ребенка к культуре, стать источником воспитания личности. Продолжением этого положения, конечно, должна стать задача формирования мотивов деятельности, которые, по сравнению с потребностями, являются более динамичным источником активного участия личности в саморазвитии по законам культуры. Применяя эти положения к формированию родительской компетентности, можно говорить, например, об оформление школы-интерната, в котором принимают участие дети. Если воспитанники участвуют в совершенствовании и преобразовании живого уголка, участка, спальни, квартиры для проживания как домашнего помещения, создании приватных ниш, то эти предметы материального мира становятся предметами материальной культуры и работают на формирование общей и семейной культуры детей.

В качестве предметов духовной культуры выступает в образовательном пространстве содержание образования – обучения, воспитания и развития личности. Задача состоит в том, чтобы все частности содержания образования в учебном процессе, в элективных курсах, во внеурочной деятельности представить подросткам как компоненты единой культуры, приобщение к которой дает человеку сознание причастности к ценностям жизни, ощущение того, что он часть современного мира, наследник прошлого и участник преобразования, обновления жизни.

Ценности ответственного родительства и семейного образа жизни формируются во всех сферах жизнедеятельности школы-интерната: учебной, внеклассной образовательной и внеучебной. В ходе научно-исследовательской работы нами выявлено содержание образовательного процесса в школе-интернате, обеспечивающее воспитание родительских чувств и ответственного родительства у детей-сирот, привитие им семейных ценностей и позитивных установок к деторождению. Следующая составляющая социокультурного пространства образования в школе-интернате – культурообразующая и культуронаправленнаядеятельность его субъектов. Задача состоит в отборе таких педагогических технологий, которые обеспечивают приобщение учащихся к культуре современности и культурной традиции. В процессе организованной и содержательно обеспеченной деятельности – мы назвали ее культурообразующей – возникают и укрепляются культурозависимые, культуроориентированные отношения всех участников образовательного процесса. Отношения между детьми и взрослыми постепенно переходят из отношений «учитель-ученик, воспитатель-воспитанник» в пласт культурного взаимодействия, т.е. личностного взаимодействия, т.е. воспитывающего взаимодействия, т.е. диалога культур, если использовать это определение для характеристики отношений субъектов единого социокультурного пространства образования. Создание особого социокультурного пространства интернатного учреждения – это одна из возможностей для решения вопроса формирования родительской компетентности у детей-сирот, ценностей ответственного родительства и семейного образа жизни.

Список литературы:

  1. Заславская О.В., Сальникова О.Е. Формирование родительских навыков у детей-сирот в системе их духовно-нравственного воспитания /Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции26 – 28 сентября «Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи» 26 – 28 сентября 2012 г. //Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». №3(17). Сентябрь 2012 ■ grani.vspu.ru
  2. Шульга Т.И. Смысложизненные ориентации выпускников интернатных учреждений // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». — 2010. — №1. — М.: Изд-во МГОУ.[schema type=»book» name=»ПРИНЯТИЕ ЦЕННОСТЕЙ ОТВЕТСТВЕННОГО РОДИТЕЛЬСТВА КАК РЕЗУЛЬТАТ ВОСПИТАНИЯ ДЕТРЕЙ-СИРОТ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА» author=»Заславская Ольга Владимировна, Сальникова Ольга Евгеньевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-13″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 6778

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх