Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

Повышения эффективности формирования методической готовности курсантов к индивидуальной воспитательной работе в условиях компетентностного подхода



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . Повышения эффективности формирования методической готовности курсантов к индивидуальной воспитательной работе в условиях компетентностного подхода // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Использование компетентностного подхода в системе высшего образования, в том числе высшего военного, несомненно, принесет положительные результаты, но ее внедрение в повседневную педагогическую практику неизбежно ведет к повышению требований к основным субъектам образовательного процесса:

  1. По отношению к педагогическому составу:
  • потребуется совершенствования учебно-методической базы, более точной формулировки требований к знаниям (умениям и навыкам) по конкретным дисциплинам;
  • существенно увеличится необходимость методического и технического обеспечения самостоятельной работы обучающихся с увеличением ее объема, установления постоянного контроля за изучением той или иной дисциплины, которая включена в образовательную программу;
  • изменится организация и планирование учебного процесса в результате перехода к концентрированным формам изложения материала в сочетании с активной образовательной работой обучающихся при регулярных индивидуальных консультациях с преподавателями;
  • произойдет смещение акцента преподавательской нагрузки с аудиторной составляющей в сторону методической;
  • потребуется регулярная работы над обновлением содержательной компоненты, материалов, сопровождающих занятия, информационных источников для самостоятельной работы обучающихся, а так же методик и содержания материалов, используемых в системе контроля знаний.
  1. По отношению к обучающимся:
  • поставит перед необходимостью систематической учебной работы в течение всего периода обучения, а не только в ходе экзаменационных сессий;
  • даст возможность выбора индивидуальной траектории обучения, то есть обеспечит вариативность образования;
  • предоставит возможность изучения дополнительных дисциплин, освоения смежных специализаций, или получение дополнительных квалификаций;
  • стимулирует обучающихся к регулярной самостоятельной работе в течение всего периода обучения, что позволит им выработать навыки самостоятельного поиска информации и ее аналитического осмысления с целью получения новых знаний.

Кроме того существуют также проблемы образования, которые не затрагивают саму структуру компетентностного подхода, но имеют большое влияние на возможности его реализации. Список такого рода проблем дает в одной из своих работ А.Г. Бермус [1]. К ним он относит:

  • проблема учебника, в том числе, возможностей их адаптации в условиях современных гуманистических идей и тенденций в образовании;
  • проблема государственного стандарта, его концепции, модели и возможностей непротиворечивого определения его содержания и функций в условиях российского образования;
  • проблема квалификации преподавателей и их профессиональной адекватности не только вновь разрабатываемому компетентностному подходу, но и гораздо более традиционным представлениям о профессионально-педагогической деятельности и др.

Помимо указанных выше проблем в педагогической литературе [2,3] говорится и о других пока еще нерешенных проблемах:

  • проблеме определения соотношения «академических» знаний и компетентностей;
  • проблема разработки системы оценивания компетентностей;
  • проблеме определения иерархии и состава компетенций в каждой конкретной учебной дисциплине.

Таким образом, анализ научной литературы и педагогической практики показывает, что концепция компетентностного подхода нуждается в серьезной теоретической разработке, связанной с уточнением терминологии, созданием иерархии и перечня компетенций, определением его места и роли в системе образования, созданием системы оценивания компетентности. Построение образовательных стандартов и разработку содержания образования не целесообразно осуществлять исключительно на основе компетенций и компетентности, что, в конечном итоге, может привести к разрушению сложившейся системы отечественного образования.

В решении обозначенных проблем в процессе формирования методической готовности курсантов к индивидуальной воспитательной работе предлагается данный процесс осуществлять на основе разработанной структурно-содержательной модели (рис.1), выстроенной по следующим основаниям:

–    учет выявленного уровня методической готовности курсантов (выпускников) к индивидуальной воспитательной работе;

–    изменение на каждом этапе методической готовности курсантов к индивидуальной воспитательной работе педагогических средств по ее формированию;

–    направленности совместной деятельности преподавателей и курсантов по формированию методической готовности к индивидуальной воспитательной работе на системный уровень, признаками которого являются разграниченность полномочий участников процесса, координация их совместной деятельности, ресурсное обеспечение процесса подготовки;

Успешность реализации структурно-содержательной модели подготовки курсантов к индивидуальной воспитательной работе в образовательном процессе военного вуза, обеспечивается рядом педагогических условий.

Рисунок 1. Структурно-содержательная модель формирования методической готовности курсантов к индивидуальной воспитательной работе

Первое условие – учет требований военно-профессиональной среды к формированию методической готовности курсантов к индивидуальной воспитательной работе, содержанием которого являются повышение личной ответственности военнослужащих за выполнение служебно-боевых задач в связи с выполнением обязанностей заместителя командира по воспитательной работе;

Второе условие – наличие преподавательских и офицерских кадров, способных к квалифицированному содействию курсантам по формированию у них методической готовности к индивидуальной воспитательной работе. Содержанием данного условия выступает неготовность офицерского состава и преподавательских кадров к квалифицированному содействию курсантам по формированию у них методической готовности к индивидуальной воспитательной работе, обусловленное преобладанием коллективных и групповых форм подготовки офицерского состава. В связи с этим появляется необходимость подбора, подготовки преподавательских и офицерских кадров к оказанию содействия в формировании методической готовности курсантов к индивидуальной воспитательной работе на основе разработанного программно-методического обеспечения.

Третье условие – поэтапное формирование методической готовности курсантов к индивидуальной воспитательной работе. Нами выделены следующие этапы формирования методической готовности курсантов к индивидуальной воспитательной работе: этап формирования знаний педагогических основ индивидуальной воспитательной работы, этап формирования направленности на осуществление индивидуального воспитания, этап формирования педагогической умелости, этап формирования педагогической результативности.

Четвертое условие (психолого-педагогическое) – перевод характера отношений преподаватель-курсант в процессе формирования методической готовности курсантов к индивидуальной воспитательной работе с субъект-объектного на субъект-субъектный характер. Существенным обстоятельством является то, что процесс формирования методической готовности курсантов к индивидуальной воспитательной работе должен быть связан не столько с воздействием на личность, сколько с взаимодействием воспитателя и воспитанника, с переводом объекта воспитания в статус субъекта; цель в этом случае определяется не как воздействие с целью подавления личности, а как взаимодействие двух субъектов, ориентированное на подготовку курсанта как будущего профессионала, руководителя, воспитателя, способного эффективно проводить индивидуальную воспитательную работу с личным составом своего подразделения, так как еще на стадии обучения будет выступать в роли руководителя-воспитателя.

Результативный компонент структурно-содержательной модели предполагает, что у будущих офицеров сформированы знания целей, содержания, форм, методов индивидуальной воспитательной работы; умения в осуществлении индивидуальной воспитательной работы с различными категориями военнослужащих; положительная мотивация к осуществлению индивидуальной воспитательной работы; способности, обеспечивающие реализацию знаний и умений в практике военно-воспитательной работы.

Реализация предложенной структурно-содержательной модели в условиях военного вуза, способствовала интеграции образовательных структур учебного заведения (кафедры, факультеты, руководящий состав) и создала условия для вариативной реализации одних и тех же профессиональных образовательных программ в области подготовки курсантов к осуществлению воспитательных задач, различными категориями воспитателей (профессорско-преподавательским составом, командирами различных степеней, руководством образовательного учреждения).

Внедрение компетентностного подхода следует осуществлять дифференцированно, с учетом специфики отдельных учебных предметов или их циклов, кроме того необходимо найти рациональные пути внедрения компетентностного подхода в Российскую военную школу.

 

Список литературы

  1. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос». — 2005. — 10 сентября. — https://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.
  2. Компетентностный подход: реферативный бюллетень. – М. : РГГУ, 2005.
  3. Рахимов О.Х-А. Философия высшего профессионального образования: ХХI век: монография.– М. : 2012.[schema type=»book» name=»Повышения эффективности формирования методической готовности курсантов к индивидуальной воспитательной работе в условиях компетентностного подхода» author=»Патлах Анатолий Владимирович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-09″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot terbaru slot demo slot gacor slot terbaru slot gacor slot dana rtp slot server luar slot gacor
404: Not Found