Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Дошкольный возраст – это сензитивный период, который наиболее благоприятный для развития речи, формирования культуры речевого общения.

Развитие речи тесным образом связано с познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Процесс формирования образной речи имеет важное значение для развития связной речи, от этого зависит  успешное обучение грамоте и развитие детей в  дошкольном возрасте (А.М. Бородич, Н.В. Гавриш, В.В. Гербова, Е.М. Струнина, Е.В. Савушкина, О.С. Ушакова). Формирование образной речи будет протекать наиболее успешнее в старшем дошкольном возрасте, так как именно в этот период дети могут глубоко понимать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей его содержание.

В старшем дошкольном возрасте дети способны принимать активное участие  в беседе, достаточно полно и точно отвечать на поставленные вопросы, дополнять и поправлять ответы других, самостоятельно высказываться, формулировать вопросы. Дошкольников отличает эмоциональная отзывчивость на обращенную к ним образную речь. Важно, чтобы бы дети и сами использовали доступные им образные средства родного языка. Образную речь ребёнка развивают на основе активизации его образного мышления, воображения. В процессе обучения дети овладевают умением использовать в монологической речи несложные образные описания, сравнения, эпитеты, а так же различные интонационные оттенки.

В старшем дошкольном возрасте речь  детей достигает относительно высокого уровня, обогащается словарь, возрастает употребление простых распространенных и сложных предложений; у детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Исследования психологов и педагогов, показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т.е. у детей развивается понимание образной стороны речи.

Исследования М.М.Алексеевой, А.М. Бородич,  Н.В. Гавриш, А.Н, Гвоздева, Л.С. Выготского, О.С. Ушаковой, В.И.Яшиной показали, что детям дошкольного возраста еще трудно понять все особенности и тонкости художественной речи, но овладеть самыми элементарными средствами художественной выразительности они могут [5].

Так, старшие дошкольники умело используют в своей речи средства интонационной выразительности: могут читать стихи грустно, весело, торжественно. Кроме того, они легко владеют повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями. Речь старших дошкольников обогащается словами, обозначающими все части речи. В этом возрасте они активно занимаются словообразованием,  словотворчеством и словоизменением, создавая множество неологизмов [1].

В старшем дошкольном возрасте дети совершают первые попытки произвольного использования грамматических средств и анализа грамматических фактов. Развивается смысловая сторона речи: появляются обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, происходит выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях, использование прилагательных, антонимов [2].

С.Л. Рубинштейн считал, что выразительность является важным качеством речи.  Ее развитие проходит длинный и своеобразный путь. Речь дошкольников часто обладает яркой выразительностью, насыщена всеми стилистическими формами, которые выражают эмоциональность (инверсиями-нарушениями порядка слов, итерациями-повторениями).

В своих работах С.Л. Рубинштейн  показал, что для ребенка дошкольника характерна импульсивная эмоциональность, выражающаяся в  речи, отсутствие четких  правил связного построения, которые ограничивали бы ее выражение. Выразительные моменты избираются и используются для того, чтобы произвести определенное эмоциональное впечатление. В старшем дошкольном возрасте импульсивность детской эмоциональности уменьшается, а речь детей становится более устойчивой, и непроизвольная выразительность ее снижается. Однако старшие дошкольники, по мнению Рубинштейна, способны к сознательной выразительность. Сознательная выразительность присуща художественной речи. Поэтому с целью ее развития в старшем дошкольном возрасте важно использовать произведения художественной литературы [2, c. 518].

С.Л. Рубинштейн считал, что развитие образности является важным  условием для обогащения речи детей новыми речевыми средствами. Ученый  писал, что для речи  важна связность ее построения: «проблема речи не сводится к одной лишь логической точности; она включает и проблему образности, так как образ, выражая обобщенное содержание, вместе с тем выходит за его пределы, вводит специфические оттенки, непередаваемые в отвлеченной формулировке обобщенной мысли» [2, c. 523].

Исследования Л.М. Гурович, О.С. Ушаковой, С.М. Чемортан  показали, что возможности дошкольников в понимании и использовании средств художественной выразительности  речи велики, но здесь важное значение имеет целенаправленное руководство взрослых [4].

 Во всех исследованиях подчеркивается, что эмоционально-выразительная сторона развития образности речи имеет большое значение и для развития ее связности. О.С. Ушакова говорит о том, что основой смыслового содержания речи является то, что она обозначается владением построения связного высказывания и включает в себя понимание выразительных моментов, раскрывающих внутренний смысл, который вкладывает в него говорящий.

Как доказано А.М. Леушиной и другими исследователями, эмоциональность ребенка создает предпосылки и возможности для дальнейшего развития у него сознательных форм выразительности речи. Однако для того, чтобы эти возможности реализовать, необходимо проводить специальную работу и вооружить ребенка способами выражения в слове определенного художественного содержания.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте у детей имеются представления о средствах выразительности, они понимают смысловое богатство слова, смысловую близость и различия однокоренных синонимов, понимают словосочетания в переносном значении. Старшие дошкольники понимают и способны использовать в речи многозначные слова, разнообразные средства образности (эпитеты, метафоры, сравнения). Дети владеют запасом грамматических средств, способны чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении; умение использовать разнообразные грамматические средства (инверсия, уместное употребление предлогов).

Е.И. Тихеева говорит о неисчерпаемых возможностях обогащения языка детей в связи с разнообразием их деятельности.   Народная речь отличается образностью. Образность есть определение в слове самых характерных, существенных черт предмета, явления. Блестящим примером образности языка является язык сказок. Разумеется, сказки оказывают своё влияние на язык ребёнка, и чем чаще он их слышит, тем в большей степени впитывает он гармонию слова. Однако обычная разговорная речь воспитателя с детьми (рассказ, беседа) должна быть по возможности образна, выразительна. Это трудно, но вполне осуществимо при тщательной работе над своим языком [3].

Таким образом, развитие образности речи возможно и необходимо в дошкольном детстве, при условии, если созданы субъективные и объективные средовые условия — отобран комплекс сказок и создана методика их предъявления детям.

Список литературы:

  1. Лямина, Г.М., Алексеева, М. М., Яшина, В.И. Особенности развития речи детей дошкольного возраста / Г.М. Лямина, М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: «Академия», 1999.
  2. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубенштейн. — СПб: Издательство «Питер», 2000 — 712 с.
  3. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева. – М.: Просвещение, 1972. – 280 с.
  4. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 240с.
  5. Ушакова, О.С. Знакомим дошкольника с художественной литературой / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. –М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 224с.[schema type=»book» name=»ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ» author=»Спасёнова Татьяна Алексеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-13″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
https://www.apscuf.org/slot-gacor/https://kip.kapuaskab.go.id/files/slot-online/slot gacorslot gacorslot gacorslot gacorhttps://www.splayce.eu/slot-pulsa/https://snip.eng.unila.ac.id/wp-content/uploads/slot-gacor/https://www.jurnal.stimsurakarta.ac.id/public/journals/https://kobar.umkm.kalteng.go.id/files/slot-gacor/https://www.uniqhba.ac.id/assets/slot-gacor/https://www.staipibdg.ac.id/-/slot-online-gacor/https://disdagperin.bekasikota.go.id/slot-gacor/https://journal.widyatama.ac.id/slot-gacor/https://stis.ac.id/slot-gacor/https://gradosyposgrados.ucjc.edu/ https://www.mope.gm/slot88/https://www.vantru.is/slot88/https://vipnumberbuy.com/slot-deposit-pulsa/https://bio-med.euroasia-science.ru/slot-deposit-dana/https://fastgoal.com/forum/-/slot-gacor/https://www.gamisaulia.com/slot-gacor/https://persianfootball.com/news/wp-content/uploads/2013/01/slot-gacor/https://radiochicha.perugamingshow.com/https://empleabilidad.uigv.edu.pe/slot-gacor/https://civil.annauniv.edu/slot-gacor/https://majubersamagroup.com/slot-gacor/https://fais.psu.ac.th/slot88/https://www.gardencity.university/slot-gacor/http://admission.mnsuam.edu.pk/slot-gacor/https://www.yckmc.edu.hk/slot-gacor/https://www.revistaamexco.com.mx/files/journals/1/articles/51/62c7819f6a734.htmlhttps://www.edithumbs.com/wp-content/uploads/2020/01/slot-gacor-deposit-dana/https://regencyinstitutions.com/uploads/https://beritarajaku.com/http://arc.salleurl.edu/develop/slot-deposit-pulsa/https://www.ducayne100.org/slot-gacor/https://parasolprojects.com/slot-gacor/https://www.kotabaruparahyangan.com/slot-gacor/http://discamino.org/slot-gacor/https://cmc.edu.vn/slot-gacor/https://www.kpsg-solutions.pt/slot-deposit-dana/https://katingankab.go.id/slot-online/http://sintang.go.id/slot-gacor/https://text.co.id/slot-gacor/https://www.stimsurakarta.ac.id/slot-gacor/http://www.loasis-traiteur.com/fileman/https://sipil.ft.unesa.ac.id/slot-gacor/https://kemahasiswaan.unesa.ac.id/slot-gacor/https://empleabilidad.uigv.edu.pe/slot-gacor/https://surjyotsna.org/slot88/https://unitedtowel.com/slot-deposit-pulsa/http://gpm.fe.unesa.ac.id/slot88/https://eapi.sabayon.org/https://www.zeleka.com/slot-gacor/https://nclthailand.com/slot88/https://ft.unesa.ac.id/slot-gacor/https://bot.unesa.ac.id/slot-deposit-pulsa/https://optical.botsolutions.org/slot-gacor/https://www.test-car.pt/slot-gacor/https://ejurnal.methodist.ac.id/files/slot-online/https://jurnal.kwikkiangie.ac.id/files/slot-gacor/https://www.amikmbp.ac.id/slot88/https://ifris.org/slot-gacor/https://biomedicineonline.org/slot-gacor/http://e-journal.sastra-unes.com/slot-gacor/https://www.rtpslotgacor.cc/https://www.fundacionclavel.org/situs-slot-gacor/https://www.fundacionclavel.org/slot88/https://ksrce.ac.in/gacor88/https://sushizobangkok.com/slot88/http://huaplachongnonsea.com/slot-gacor/https://enfermeriadermatologica.org/slot-gacor/http://www.rpchospital.com/slot-gacor/https://www.feiradossofas.pt/slot-gacor/https://sites.google.com/view/slot-gacor-terbaru-hari-ini/https://www.viagsite.com/https://bio-med.euroasia-science.ru/slot-deposit-dana/https://165.22.244.0/https://www.rtppastigacor88.com/http://enfermeriadermatologica.org/slot777/https://slot88.ice.edu.pt/https://belodent.org/-/slot-pulsa/https://history.soc.ku.ac.th/uploads/slot-gacor/https://www.kemasaja.com/slot-gacor/http://www.maktour.co.id/slot-gacor/https://seamolec.org/files/slot-gacor/https://sbyads.ru/slot88/http://www.woconf.com/slot-gacor/https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://icdemolicensewebapi.honeywell.com/https://www.fundacionclavel.org/slot-gacor/ gacor 88https://thejrns.org/slot-gacor/https://ijohmn.com/public/slot-gacor/https://www.kuhoo.com/wp-content/uploads/slot-deposit-dana/http://clc.cet.edu/judi-bola/https://ijorces.org/slot-gacor/https://virtusclean.com/slot-online/https://modernacademy-journal.synceg.net/slot-gacor/https://rumosdainformacao.ivc.br/5unsur3/https://cosy.univrab.ac.id/slot-online/https://staialakbarsurabaya.ac.id/slot-online/https://iat.alfithrah.ac.id/slot-gacor/https://krti.unesa.ac.id/slot-deposit-pulsa/http://jurnal.umsu.ac.id/public/http://jurnal.univrab.ac.id/slot-gacor/https://fbs.unj.ac.id/wp-content/slot-gacor/https://jurnal.ikipjember.ac.id/slot-online/https://itbk.ac.id/slot-online/https://pusbangpmpp.lppmp.untad.ac.id/judi-online/https://apache1.untad.ac.id/slot-gacor/https://revistadeodontologia.facpp.edu.br/public/slot-gacor/