Номер части:
Журнал

ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:


DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Анотация:
Ключевые слова:                     
Данные для цитирования: . ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Евразийский Союз Ученых. Педагогические науки. ; ():-.





В настоящее время вопрос готовности выпускников вуза к профессиональной деятельностиявляется важным фактором повышения качества профессионального образования в вузе. Рассмотрение сути проблемы готовности к деятельности потребовало изучения основ деятельности. С этой целью  исследовали онтологическую основу проблемы формирования готовности к деятельности.

Онтология в системе научных дисциплинпредставляет собой  организацию предметной области знаний, представленную в виде концептуальной схемы, которая состоит из структуры данных, содержащей совокупность объектов, их классов, связей между ними и правил, принятых в данной области.Онтология — это точная спецификация структуры некоторой предметнойобласти. Онтологический анализ предметной области знанияили научной дисциплины направлен на выявление объективного статуса создаваемых идеальных объектов и теоретических конструктов [4].

Онтология – в системе методологического знания понимается как фундаментальная форма выражения объективности в рамках «мыследеятельности». Онтологическое представление или «знание» об объектеиспользуется не только  как знание, а в качестве самого объектавне и независимо от какой-либомыследеятельности. С этой точки зрения, онтология выполняет функцию реальности, проекции мыследеятельности на «логическую плоскость» реальности [там же].

Понятие онтологии появилось в одной из ветвей философии – метафизике, которая изучает устройство реального мира.Основной характеристикой онтологического анализа является разделение реального мира на составляющие его классы объектов и определение их онтологий, или же совокупности фундаментальныхсвойств, которые определяют их изменения и поведение. Так, онтологический аргумент является методологической основой поиска достоверных основ научного познания.Таким образом, онтологический анализ профессиональной деятельности позволит выявить структуру и свойства,  присущие данному конкретному виду деятельности.

Онтология определяет термины и понятия, используемые для описания и представления предмета или области знаний, а также отношения между ними. Таким образом, онтология включает:

— понятия (объекты) рассматриваемой предметной области;

— отношения между объектами;

— свойства (характеристики) объектов и их возможные значения;

— ограничения и правила, которым подчиняются объекты.

Философский подход к изучению понятия деятельности позволил осуществить анализ профессиональной деятельности и выявить ее сущность,основные характеристикии структуру.

Для представления деятельности как системы необходимо решить задачу формального соотнесения сложного процесса с материалом сложного объекта. Представление системы в виде четырех структурных слоев (Г.П. Щедровицкий)называется «полиструктурной системой»[Цит. по 3]. Для изучения четырехслойной системыбыл разработан метод полиструктурного системного анализа, в результате которогоможет быть получено представление сложного объекта в виде системы, состоящей из четырех соотнесенных между собою слоев.

Понятие «деятельность» достаточно широко применяется в научной литературе. В целом ряде определений «деятельности», рассматриваемых разными авторами, раскрываются различные значенияданного понятия. Так, деятельность представляется как «форма активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром (включающим других лю­дей)» [2], как «процесс, выражающийся активным отношениемсубъекта к действительности» [там же]. С философской точки зрения деятельность представляет собой «специфический для человека способ от­ношения к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его человеческим целям» [6]. По мнению В.В.  Давыдова, деятельность человека является формой бытия и фактором его развития. А.В. Петровский отмечает, что деятельность представляет собой единство внутренних (мотивационная, целевая, инструментальная основы) и внешних (действия, операции) проявлений активности человека. Г.В. Атаманчук считает, чтодеятельность это «единственный способ создания материальных и ду­ховных благ, преобразование общественных условий и отношений, развитие самого человека, его способностей, умений, знаний» [1, с. 70].

Сравнение точек зрения ученых на суть понятия «деятельность» по­казало, что данный феномен носит общественный, преобразующий характер, не сводится к простому удовлетворению потребностей и в значительной степени определяется целями и требованиями общества к специалисту. Деятельность выступает как активный и сознательно регулируемый процесс взаимодействия человека с внешней средой. Следует заметить, что человек формируется и проявляется в деятельности, а специалист – в профессиональной деятельности. В ходе профессиональной деятельности, человек решает профессиональные задачи, выполняет функции профессиональной деятельности.

В целях выявления структуры и содержания профессиональной деятельности, попытаемся раскрыть суть поня­тия «профессиональная деятельность», «профессиональная деятельность специалиста по компьютерной безопасности», что предпо­лагает уточнение специфики их профессиональной деятельности.

Профессиональная деятельность можно рассматривать как род трудовой деятельности человека, который владеет комплексом специальных теоретических и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы (И.И. Засурский). Н.В. Кузьмина рассматривает профессиональную деятельность как совокупность функций, действий, операций, которые приходится выполнять специалисту при осуществлении должностных обязанностей в соответствии с профессией. По мнению Э.Ф. Зеера, профессиональная деятельность это социально значимая деятельность, выполнение которой требует специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально обусловленных качеств.Профессиональная деятельность понимается нами как совокупность видов деятельности, характерных для специальности, которые направленны на успешное решение профессиональных задач.

Обратимся к деятельности специалиста по компьютерной безопасности. Изучение профессиональной деятельности этих специалистов показало, что она основана на анализе больших объемов информации, данных, результатов наблюдений, сравнении,сопоставлении, систематизации данных, умении прогнозироватьи планировать, делать выводы и заключения.Прежде чем решить профессиональную задачу в процессе своей деятельности, специалист по компьютерной безопасности должен определить и конкретизировать цель, наметить пути и способы ее решения, отобрать наиболее эффективные из них, оценить риски, при подведении итогов провести анализ результативности проведенных мероприятий.Следовательно, специалист по компьютерной безопасности должен обладать сформированными аналитическими умениями.

Специфика и особенность профессиональной деятельности специалистов по компьютерной безопасности определялись основе анализа требований ФГОС и работодателей, в соответствии сусловиями профессиональной деятельности.Специфика профессиональной деятельности специалиста по компьютерной безопасности представлена  работой с информацией в информационной среде. Особенность профессиональной деятельности специалистов по компьютерной безопасности заключается в необходимости анализа больших объемов информации, фактов, результатов наблюдений, систематизацией данных, что требует владения мыслительными операциями анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, обобщения, систематизации (аналитическими операциями). Так, в ходе анализа профессиональной деятельности было установлено,  что аналитическая деятельность является ведущим видом профессиональной деятельности специалиста по компьютерной безопасности. Таким образом, отождествляем профессиональную деятельность специалистов по компьютерной безопасности с аналитической деятельностью и рассматриваем  как совокупность взаимосвязанных действий по обеспечению защиты информации, посредством аналитических умений[5].

Профессиональная деятельность обладает многофункциональной  многоуровневой структурой и состоит из взаимосвязанных компонентов: субъекта, объекта, инструмента и ведущего вида деятельности специалиста по компьютерной безопасности, выделенных на основе требований работодателей, положений ФГОС ВПО, специфики, особенности и  условий профессиональной деятельности (рисунок 1).

Эффективность выполнения функций профессиональной деятельности, конкурентоспособность в выбранной профессии и удовлетворенность своей деятельностью зависит от степени готовности к профессиональной деятельности. Масштаб исследуемой проблемы позволяет считать ее одной из значимых проблем современной жизни. Значимость формирования готовности к профессиональной деятельности в вузе и осмысление функций профессиональной деятельности исследуется многими учеными (О.В. Акулова, Н.Ф. Ефремова, А.П.Тряпицына, А.В. Хуторской), которые рассматривают формирование готовности к профессиональной деятельности как цель и результат процесса подготовки специалиста, как овладение компетенциями для решения профессиональных задач, как готовность к выполнению профессиональных функций.

ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рис. 1. Структура профессиональной деятельности специалиста по компьютерной безопасности

Проведя исследование, мы выявили онтологическую сущность деятельности, что позволило  определить  ее структуру.Актуальность изучения онтологических основ деятельности определяется включенностью данного феномена в человеческую жизнь во всех ее проявлениях, поскольку каждому этапу жизни человека присущи различные виды деятельности. Для этапа получения профессионального образования характерна учебная деятельность в ходе, которой происходит формирование готовности к профессиональной деятельности. Овладение деятельностью происходит при интеллектуальной активности человека и сформированностиопределенных  умений и навыков. Таким образом, выбор адекватных средств и методов  обучения в вузе, сучетом специфики и особенности будущей профессиональной деятельности, сделает процесс подготовки специалистов эффективным, обеспечит готовность к профессиональной деятельности.

Список литературы:

  1. Атаманчук Г.В. Управление фактор развития (размышления об управленческой деятельности) / Г.В. Атаманчук. — М.: Экономика, 2002. — 756с.
  2. Данилов Р. С.Состязательность как форма социального бытия человека: автореф. дис. …канд. филос. наук. 09.00.11  /Данилов Роман Сергеевич.– Саратов,2007.– 25 с.
  3. Дубровский В. Я.   Онтология деятельности Г.П.Щедровицкого[Электронный ресурс]. — Режим доступа
  4. Концепты философского дискурса. Онтология[Электронный ресурс]. — Режим доступа https://gtmarket.ru/concepts/6847
  5. МеньшенинаС.Г. Модель готовности к профессиональной деятельности студентов-будущих специалистов по компьютерной безопасности / С. Г. Меньшенина //«Известия Самарского научного центра РАН», т. 17, №1(2),Самара,2015. С. –323-327
  6. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред.: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв [и др.]. — М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – 840 с.[schema type=»book» name=»ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ» description=»В статье предпринята попытка раскрыть онтологические основы деятельности для определения структуры профессиональной деятельности,с опорой на онтологический аргумент, который является методологической базой поиска достоверных основ научного познания. Рассматриваютсяразличныеточкизрениянасутьпонятия «деятельность». » author=»Меньшенина Светлана Григорьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-16″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_29.08.2015_08(17)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 6778

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх