Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВЕЛИКОБРИТАНИИ В АСПЕКТЕ ЕЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОСТИ: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СПЕКТ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВЕЛИКОБРИТАНИИ В АСПЕКТЕ ЕЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОСТИ: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СПЕКТ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Современная международная ситуация, все чаще возникающие случаи межнациональных конфликтов приводят к необходимости пересмотра политики многонациональных государств не только в отношении национальных меньшинств и их взаимодействия с коренными этносами, но и к необходимости обратить внимание на взаимоотношения коренных этносов между собой в поликультурной среде государства.

Наше многонациональное государство имеет многовековой опыт положительного  взаимодействия представителей разных этнокультур. Однако в последнее время усилился приток иностранных рабочих, беженцев, привносящих в наше общество  свои традиции,  при этом часто не желая ассимилироваться в новом для них обществе.

  С нашей точки зрения, для поиска решения этой проблемы в нашей стране необходимо обратиться к опыту других стран, в которых данная проблема существует давно и отчасти успешно решается. Мы обратились именно к Великобритании как полиэтническому государству,  на территории которого сосуществуют несколько коренных наций в границах национальных автономий: англичане, валлийцы, шотландцы, ирландцы. В ХХ веке страну наводнил поток иммигрантов из бывших колоний. И возникли две проблемы: взаимодействие коренных этносов между собой и с вновь прибывшими иммигрантами. Те же проблемы наблюдаются сейчас и в России.

В целях определения современных тенденций развития взаимодействия  этноса, рассмотрим, как формировалось поликультурная среда Великобритании на протяжении  ХХ века.

Изучение исследований в области  формирования государственной политики Великобритании [1;3;4] позволяют утверждать, что основными причинами, провоцирующими конфликты между коренными этносами в Великобритании, являлись:

— религиозные споры (к примеру, дискриминация ирландцев-католиков в протестантской Великобритании)

— экономические (к стремлению к отделению Шотландии от Великобритании  привело открытие большого месторождения нефти Брент на шотландском шельфе в начале 70х гг).

Что касается приезжих, то представляется возможным выделить следующие причины качественного и количественного изменения национального состава Великобритании в конце XIX – XX вв. [11, с.12-13] .

Таблица 1.

Причины качественного и количественного изменения национального состава Великобритании в конце XIXXX вв.

Причины «движения населения»

Исторический период Социальное явление

Количество населения, чел.

Экономические Спад промышленного производства Конец XIX – начало XX вв Отток населения в США 4 млн
Нехватка земель
Рост промышленного производства 40-80 гг XX в. Приток населения из бывших колоний 500 млн
Политические Распад колониальной империи
Вторая Мировая Война 1939-1945

Как видно из вышеприведенных данных, экономические и политические причины пересекаются, причем в разные периоды истории Великобритании это происходит по-разному. В начале XX века по большей части первичными являются экономические факторы, которые приводят к активной миграции населения. Во второй половине ХХ века катализатором движения служили события Второй Мировой Войны, то есть политические, которые привели к резкому роста промышленности и, как следствие большому притоку иммигрантов из бывших колоний. В частности, наибольшую долю приезжих составляли выходцы из стран Карибского бассейна, Индии, Пакистана, Бангладеш, Северной Африки, носители разных культур. Поступление их детей в школы привело к росту недовольства со стороны представителей коренных этносов.

Образование не могло не реагировать  на  изменение состава населения,  и Департамент  образования и науки Великобритании принял закон об установлении лимита на количество детей иммигрантов в школах – не более 33% [8]. Соответственно, проходила практика так называемого «рассеивания» школьников-приезжих, то есть транспортировка их на школьных автобусах в более отдаленные школы. «Белые» дети ходили в близлежащие школы. Дети же выходцев из Азии или стран Карибского бассейна должны были обратиться в местный отдел образования, чтобы получить квоту на учебу в той или иной школе.  Такое рассредоточение  детей мигрантов объяснялось несколькими причинами: предотвращения  их большого скопления в одном месте; целостное погружение «в английский язык» для его ускоренного изучения. Но данная практика обучения мигрантов не прижилась.

Анализ британских изданий  и нормативно-правовых документов [3; 4; 10] позволяет констатировать отсутствие внимания правительства к проблемам поликультурного воспитания своих граждан вплоть до середины 60х годов ХХ века, несмотря на существующие проблемы расовой дискриминации в школах. Уделялось внимание лишь обучению приезжих английскому языку и рассредоточению детей приезжих по различным школам [6].

В промежутке с 1967 по 1975 года предпринимались попытки лишь отдельных исследователей обратить внимание на данную проблему. Только лишь в середине 70х годов появилась идея мультикультурного образования в поликультурном обществе. Оно виделось как «полноправное участие представителей всех этнических сообществ, как малых, так и больших в жизни общества…при этом также позволяя, где это необходимо этническим меньшинствам сохранить их этническую идентичность в рамках общепринятых правил» [4, с.5]. Данная идея была реализована в качестве эксперимента, а впоследствии активно воплощена на практике повсеместно [10].

В связи с тем, что чернокожие дети и дети уроженцев из Азии в большом количестве получали образование в британских школах, в это время в образовании были провозглашены следующие постулаты:

 — оценка человека не по цвету кожи, а по его заслугам;

 — принятие людей с иной культурой, отрицание культурной изоляции, поощрение всех форм знакомства с иной культурой. Однако многие исследователи заявляют,  что, будучи целесообразными, данные постулаты не оказали эффекта, в школах наблюдалось ущемление прав учеников-мигрантов.

В 70х  годах ХХ века стало очевидно, что дети иммигрантов в результате ущемления их прав в школьном образовании не могли получить элементарные знания в школе. Они часто преступали закон, конфликтовали с учителями, достигнув совершеннолетия, пополняли ряды безработных. Как результат, родители-выходцы из стран Карибского бассейна и Африки были организованы специальные субботние школы. Лейбористское правительство распорядилось провести независимую оценку причин низкой успеваемости детей уроженцев стран Карибского бассейна (т.н. Вест-Индии).  Масштабное исследование, начатое Министерством образования Великобритании в 1979 году, имело своей целью оценить образовательные потребности и уровень обученности детей из семей представителей всех этнических меньшинств, населявших Великобританию на тот момент. Доклад Рэмптона (председателя комитета по исследованию образования детей из этнических меньшинств) включал результаты изучения обстановки в 6 местных образовательных округах, указывая на различные результаты у группы детей выходцев из Вест-Индии и трех других категорий («азиаты», «белые», «все другие выпускники»). Это стало показательным для констатации расизма как фактора низкого уровня образованности детей выходцев из Африки и стран Карибского бассейна. Среди причин низкой успеваемости авторы проводимых исследований [3;4] выделили:

— пристрастное оценивание знаний детей приезжих в школах, негативное отношение к ним учителей, особенно к мальчикам-африканцам и карибцам,

—  также недостатки в подготовке учителей к работе в многонациональных классах.

На наш взгляд, именно результаты проводимых исследований позволили актуализировать проблему поликультурного воспитания и провозгласить тезис:  «Образование для всех».

В рамках мультикультурного образования в Великобритании были попытки внедрения билингвального обучения. Однако данная практика была раскритикована экспертами в данном докладе. Использование родного языка должно было быть сведено исключительно к общению в семье и в этническом сообществе, а в процессе обучения лишь на этапе изучения английского языка.

Было также проведено масштабное изучение организации процесса обучения в национальных школах. Признавая многолетнее существование англиканских, католических и еврейских школ, тем не менее, авторы доклада считали, что  появление исламских школ может привести к социальному расколу. Более того, заявлялось отрицательное отношение к религиозному воспитанию в школах: роль образования не может быть сведена к насаждению ценностей, веры и культурной идентичности, с которыми каждый ребенок приходит в школу [3;4].

В конце 70х годов британский исследователь Корд [2, с. 39] заявил о необходимости введения в школах консультаций чернокожих детей с чернокожим психологом. Он полагал, что культуру и образ жизни чернокожих иммигрантов нужно насаждать начиная с детского сада, используя, к примеру, игру с чернокожими куклами. По его мнению, это должно было повысить чувство национального самосознания у униженных расистами детей.

В педагогических колледжах были введены специальные программы подготовки учителей в многонациональных классах. Готовили по этим программам всех, даже тех, кто планировал работать только с «белыми» классами. Департамент образования и науки признал положительный эффект также от участия в учебном процессе учителей-иммигрантов, вследствие чего в 1975 году был издан доклад о необходимости обязательного найма на работу в школы представителей этнических меньшинств. В докладе указывалось, что дети приезжих должны видеть в роли учителя и наставника представителя своего национального сообщества. На местные же органы власти была возложена обязанность подготовить таких будущих учителей для работы в школе.

В 70е годы в образовании ярко выражалось стремление уравнять британскую культуру и культуру приезжих, снизить доминирующее влияние западной культуры. Это привело в итоге к тому, что стал наблюдаться перекос; английской культуре стали уделять недостаточное внимание  при увеличении часов учебных предметов на изучение  « культуры приезжих» . Что же касается «белой» культуры – уже она оказалась в меньшинстве. Как сказал один из учеников во время очередного исследования по поводу многонациональности в школах: «Мы не изучаем особенности народов Великобритании, мы изучаем лишь особенности народов с иной культурой» [9].Даже ученики замечают недостаток в системе образования: перекос в сторону изучения культуры иммигрантов, хотя внутри страны, как уже отмечалось выше,  также существует множество коренных этносов, культуру каждого из которых необходимо также знать. Данное явление привело к появлению у белых учеников чувства недостатка в знании вклада коренных, белых народов Великобритании в развитие страны в сравнении с этническими меньшинствами.  Многие ученики даже не видели различия между англичанами и британцами.

На рассмотрение учителей и директоров школ было вынесено предложение о включении в школьную программу курса граждановедения, в котором изучалась бы история британской культуры, ценностей, истории британского общества. Появилась необходимость в решении следующих задач в рамках образовательного процесса:

— изучение истории Великобритании, как разные культуры  — и коренных, и приезжих — сформировали современную Великобританию

— изучение образцов культуры различных расовых, этнических групп в Великобритании и в мире

 — исследование последствий  расового и этнического неприятия и дискриминации

— формирование критического отношения к своей собственной и иной культуре [9].

Все вышеперечисленные изменения в британской образовательной представлены в таблице № 2

Таблица 2.

Реагирование системы образования Великобритании на проблему поликультурности населения

Цели

Направления в системе образования

Результат

Изучение культурных особенностей другой нации через язык

 

Билингвальное образование, особенно для детей приезжих во втором и третьем поколении На данный момент проводится в качестве эксперимента

 

Сохранение собственной национально-культурной идентичности Создание исламских школ Критика: отрицательное отношение к религиозному воспитанию в школах
Дистанцирование от коренной культуры с целью ассимиляции с британской культурой Введение лимита в школах на иммигрантов

 

Данное требование практически не исполнялось местными органами власти, отменено в 1971 году
Улучшение успеваемости, психологического климата в классе Беседы в школе с психологом, являющимся представителем этнических меньшинств Применяется с разрешения родителей
Знакомство с другими расами Игровой материал в детском саду (например, чернокожие куклы), просмотр мультфильмов и фильмов с героями другой расы Применяется широко
Формирование положительного образа иных этносов Учебный план, предусматривающий знакомство с культурой и историей этносов Ведутся споры по сей день о содержании образования в части национального компонента
Подготовка преподавательского состава к работе с многонациональными классами Создание специальной программы подготовки учителей к работе в многонациональных классах

Прием на работу иммигрантов в качестве учителей

Существуют курсы, семинары подготовки учителей. Работающих в многонациональных классах

Итак, можно сделать вывод о том, что проблема  поликультурности в образовании Великобритании в разные исторические времена была актуальна и  определялась религиозными, социально-экономическими и педагогическими причинами. Изучение прогрессивного опыта прошлого в области  поликультурного образования позволит и нам избежать многих ошибок.

 

Список литературы:

  1. Купряшкин Ю.В. Национальный вопрос в политической мысли Великобритании во второй половине XX века: автореф. дис канд. полит. наук. Москва, 2003.
  2. Coard B. How the West-Indian Child Is Made Educationally Subnormal in the British School System. London: New Beacon, 1971, p. 39
  3. Department of Education and Science. West-Indian Children In Our Schools. London: HMSO, 1981. – Mode of access:
  4. Department of Education and Science. Education for all: Report of the committee of inquiry into the education of children from ethnic minority groups (The Swann Report). London: HMSO, 1985. – Mode of access:
  5. Diversity and Citizenship in the Curriculum: Research Review. Uvanney Maylor and Barbara Read,with Heather Mendick, Alistair Ross and Nicola Rollock. – Mode of access:
  6. Gillard D. Education in England: a brief history. – Mode of access:
  7. Kepel G. Muslims and multiculturalism in Britain: Where did we go wrong? – Mode of access: https://www.quilliamfoundation.org/index.php/component/content/article/365
  8. Male A. George. Multicultural Education and Education Policy: The British Experience// Comparative Education Review Vol. 24, No. 3 (Oct., 1980), pp. 291-301
  9. Maylor  , Read B., Mendic H., Ross A., Rollock N. Diversity and Citizenship in the Curriculum: Research Review. – Mode of access: .
  10. Modood T., May S. Multiculturalism and education in Britain: an internally contested debate // International Journal of Educational Research  35 (2001), p.305–317
  11. Turton D., González  Ethnic Diversity in Europe: Challenges to the Nation State. University of Oxford. 2000[schema type=»book» name=»ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВЕЛИКОБРИТАНИИ В АСПЕКТЕ ЕЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОСТИ: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СПЕКТ» author=»Чибисова Татьяна Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-01″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot thailand slot terpercaya slot dana jendralsmaya slot maxwin slot server luar demo slot slot 4d slot terbaru slot gacor slot deposit pulsa dragonslot99 slot88 selotgacorku slot thailand slot terbaru data hk slot gacor
404: Not Found