Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ «КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ «КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ» // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

В рамках проекта «Рефлексивно-деятельностная педагогика как социокультурный фактор развития физической культуры в современном обществе» (2010 г.) нашим сотворческим коллективом разработана «Концепция развития оздоровительной и адаптивной физической культуры». Особенности концепции описаны нами в монографии «Индивидуальное здоровье человека. Основы» (2012 г.) [1]. В основу данной концепции заложен большой потенциал в таких новых, созданных И.Н.Семеновым и его научной школой (В.Г.Аникина, И.М.Войтик, Г.И.Давыдова, В.М.Дюков, В.К.Зарецкий, М.И.Найденов, Г.Ф.Похмелкина, С.Ю.Степанов и др.) областях человекознания, как: рефлексивно-гуманитарная психология; рефлексивно-системная акмеология; рефлексивно-деятельностная педагогика.

В 2014 году издательством Сибирского федерального университета была издана монография  Скурихиной Н. В. «Комплексная система естественного оздоровления», в которой рассмотрены четыре основных подхода к оздоровительной и адаптивной физической культуре применительно к ВУЗу: нормоцентрический, феноменологический, холистический и акмеологический [4].

В 2014 году нами на основе опыта Высшей школы экономики в рамках проекта «Рефлексивно-деятельностная педагогика как социокультурный фактор развития физической культуры в современном обществе» создан постоянно действующий семинар «Рефлексивная практика управления проектами в области оздоровительной и адаптивной физической культуры». Конечная задача семинара – сделать научную работу участников проекта постоянным и систематическим элементом образовательного процесса, включить участников проекта в жизнь научного сообщества так, чтобы они смогли детально освоить технологию и «кухню» научно-исследовательской деятельности в области оздоровительной и адаптивной физической культуры.

Ожидаемый результат реализации постоянно действующего семинара –  выработка компетенции исследовательской и проектно-аналитической работы, а также обеспечение методической поддержки процесса реализации проекта  «Рефлексивно-деятельностная педагогика как социокультурный фактор развития физической культуры в современном обществе».

Постоянно действующий семинар позволяет участникам семинара:

– получить знания  о теоретических и методологических принципах проведения исследований в области оздоровительной и адаптивной физической культуры;

–научиться осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных задач получения представлений об организации деятельности в области оздоровительной и адаптивной физической культуры, уметь осуществлять экспертно-аналитические исследования по заданным проблемам;

– получить навыки (приобрести опыт) организации научного исследования, обработки и анализа материалов, подготовки и написания научного текста, приобрести опыт презентации и защиты его.

Особое внимание в рамках постоянно действующего семинара мы обращаем на:

– методологию и методы  исследования проблем оздоровительной и адаптивной физической культуры;

– организацию и проведение исследований в области оздоровительной и адаптивной физической культуры;

– методологию и процедуры анализа материалов исследования и его представления в научном квалификационном тексте.

В 2015 году «Концепция развития оздоровительной и адаптивной физической культуры» нами дополнена с учетом двух ключевых документов:

«Доктриной образования человека в Российской Федерации» [5], которая представляет собой систему основополагающих положений и принципов, определяющих для организации обучения, воспитания, контроля и оценки результатов образования человека в России: миссию, цели, задачи, содержание, систему.

– «Манифестом гуманистической педагогики XXI века» [3], который осмысляет изменения, произошедшие со школой за последние 30 лет. Среди участников инициативы — директор Федерального института развития образования Александр Асмолов, писатель и профессор НИУ ВШЭ Александр Архангельский,научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин, ректор МГПУ Игорь Реморенко, профессор Московской школы управления СКОЛКОВО Павел Лукша, гендиректор «Школьной лиги» Михаил Эпштейн, учитель и эксперт «Школьной лиги» Анатолий Шперх.

Наша «Концепция развития оздоровительной и адаптивной физической культуры» подчеркивает и развивает ряд ключевых положений «Доктрины образования человека в Российской Федерации».

Первое. Смысл образования Человека – реализация его возможностей [5]: никакой жизненный проект не имеет ценности, если он разрушает здоровье Человека. Вы не сможете утверждать, что достигли благополучия и счастья,  если на пути к достижению цели, не сумеете сохранить свое здоровье [1].

Второе. Основным принципом образования Человека является его человекосообразность – соответствие образовательного процесса миссии Человека и направленное на выявление и реализацию возможностей Человека по отношению к себе и окружающему миру [5]: смысл человекосообразной оздоровительной и адаптивной физической культуры определяется смыслом Человека; пренебрежение своим телом, ведет к тому, что мы можем утратить не только свое здоровье, а и можем пострадать на ментальном уровне – потерять сфокусированность, креативность, выносливость, твердость, смелость, способность к обучению и память [1].

Третье. Человек – неисчерпаем; его возможности безграничны [5]; стратегия Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «Здоровье для всех – 21 век» заключается в полной реализации всеми людьми их «потенциала здоровья» – максимально достижимого уровня здоровья Человека [2].

Четвертое. Человек есть творец [5]; отсюда возрастает роль креативности – творческих способностей индивида, характеризующихся готовностью к порождению принципиально новых необычных идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящих в структуру одаренности в качестве независимого фактора [1].

Пятое. Миссия человека – самопознание и самореализация по отношению к себе и миру [5]; поэтому особое внимание мы уделяем развитию физического интеллекта – способности поддержать свое тело в здоровом и энергичном состоянии; физический интеллект – это способность понимать и любить свое тело, заботиться о нем и делать все необходимое для того, чтобы все системы организма функционировали максимально эффективно [1].

Наша «Концепция развития оздоровительной и адаптивной физической культуры» подчеркивает и развивает так же ряд ключевых положений «Манифеста гуманистической педагогики XXI века»[3].

В качестве альтернативы социоцентрической, личностно отчужденной образовательной парадигмы мы рассматриваем концепцию гуманистического, личностно-ориентированного подхода.

Гуманистический подход, основанный на идее, что образование – это развитие, идущее от самой личности (в которой изначально заложено стремление к полной самореализации), является наиболее прогрессивным и наиболее соответствует условиям демократизации общества и образования.

Гуманистический подход предполагает создание психолого-педагогических условий для целостного развития внутренних задатков человека, его духовных и познавательных потребностей, приобщения к универсальным ценностям культуры.

Основной, ведущей идеей гуманистической концепции является идея саморазвития. Гуманистическая концепция исходит из идеи самоценности личности, ее духовности и способности к саморазвитию. Главным в гуманистическом подходе является личностное развитие, раскрытие личностного потенциала, которым изначально обладает каждый человек.

Гуманистическая педагогика считает наиболее эффективной стратегией организации оздоровительной и адаптивной физической культуры стратегию «фасилитации» (от англ. to facilitate – помогать, способствовать) – помощь и стимулирование саморазвития личности.

Список литературы:

  1. Дюков В. М. Индивидуальное здоровье человека. Основы / В. М. Дюков, Н. В. Скурихина, монография; – LAP LAMBERT Academic Publishing. – Saarbrücken (Германия) : 2012. – 479 с.
  2. Здоровье-21: основы политики достижения здоровья для всех в Европейском регионе ВОЗ. Европейская серия по достижению здоровья для всех № 6.- Копенгаген, 1999.-310 с.
  3. «Манифест гуманистической педагогики XXI века» [Электронный ресурс] // Новая газета; 112 от 12.10.2015 г. –
  4. Скурихина Н. В.Комплексная система естественного оздоровления / Н. В. Скурихина Н.В., монография, – Издательство Сибирского Федерального Университета (СФУ), 2014 г.–164 с.
  5. Хуторской А.В. Доктрина образования человека в Российской Федерации (проект, версия №2 от 19.12.2014 г.). [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека; 19.12.2014 г. – https://eidos-institute.ru/journal/2014/1219.htm.[schema type=»book» name=»НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ «КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»» description=»В статье рассматриваются некоторые особенности «Концепции развития оздоровительной и адаптивной физической культуры», разработанной в рамках проекта «Рефлексивно-деятельностная педагогика как социокультурный фактор развития физической культуры в современном обществе». Особое внимание обращается на особенности постоянно действующего семинара «Рефлексивная практика управления проектами в области оздоровительной и адаптивной физической культуры», а так же на адаптацию концепции применительно к двум ключевым документам: «Доктрине образования человека в Российской Федерации» и «Манифесту гуманистической педагогики XXI века».» author=»Скурихина Наталья Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-31″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot gacor slot demo slot gacor 2023 slot demo slot demo slot gacor slot deposit pulsa data macau data hk
404: Not Found