Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

МЕТОДЫ САМОКОНТРОЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОГО ВУЗА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . МЕТОДЫ САМОКОНТРОЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОГО ВУЗА // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Анализируя и обобщая характеристики информационных технологий, используемых в образовательном процессе и решая задачу развития способности курсантов к самоконтролю, в образовательном процессе военного вуза следует использовать определённые методы самоконтроля, которые могут быть применены в учебно-методических комплексах учебных дисциплин, блоках самоконтроля в интерактивных курсах и обучающих программных системах. К их числу мы отнесли: тестирование, выполнение интерактивных заданий, а также упражнения на компьютерных тренажерах (рисунок 1).

Тестирование — это метод измерения результатов учебной деятельности. Опираясь на ранее проведённые исследования [1], самоконтроль с помощью тестирования может быть представлен как самоуправляемое и упорядоченное сравнение знаний, представлений и мнений с заданными эталонами, позволяющее самостоятельно установить их качественные и количественные характеристики в сравнении с нормой. Подобная содержательная характеристика самоконтроля с помощью тестирования указывает на направленность этого метода в большой степени на развитие организационно-деятельностного компонента способности курсанта к самоконтролю.

Рисунок 1. Методы самоконтроля в образовательном процессе военного вуза

Методология компьютерного тестирования в учебной деятельности [2], выделяет в основном особые процессуальные характеристики данного метода, способствующие эффективному применению в самоконтроле: автоматическое управление процедурой, задание временных параметров, быструю обработку результатов и определение конкретных ошибок, автоматический учет и представление результатов, и в целом – возможность самостоятельного выполнения тестов любой сложности. Следует отметить, что компьютерные тесты самоконтроля преимущественно являются закрытыми, поскольку не предполагают вариативности ответов.

Перспективными видами тестового самоконтроля в условиях компетентностного подхода, когда результат учебной деятельности представлен через формируемую профессиональную компетенцию, мы считаем:

— тесты самоконтроля знаний и представлений, опорных схем действий. Могут различаться по уровню сложности учебной деятельности (от выбора предложенного ответа до самостоятельного поиска и подстановки информации);

— тесты действий. Позволяют осуществлять самопроверку определенных навыков и простейших умений, выполняемую путем поэтапного сравнения действий с заданным эталоном. Чаще всего применяются в упражнениях и компьютерных тренажерах;

— тесты выбора. Дают возможность самостоятельно проверить правильность оценки исходной обстановки и выбора оптимального решения в сложной ситуации военно-профессиональной деятельности;

— тесты последовательных ситуаций. В таких тестах проблемные ситуации связаны друг с другом в несколько параллельных «цепочек», движение по которым зависит от предыдущего выбора;

— тесты соответствия. Позволяют осуществлять самоконтроль усвоения основных категорий, понятий и терминов, атрибутов и характерных признаков явлений военно-профессиональной деятельности;

— тесты восстановления порядка действий. Предназначены для закрепления овладения опорной схемой, порядком действий при выполнении определенных нормативов военно-профессиональной деятельности, которые не могут быть изменены и др. [3].

Выполнение интерактивных заданий как метод самоконтроля основан на многосторонней коммуникации участников образовательного процесса при самостоятельном решении учебно-профессиональных задач [4]. Выполнение интерактивных заданий в процессе самоконтроля отличается высокой степенью регламентации и определенности взаимодействия курсанта с учебной средой. Ориентируясь на структуру профессиональных компетенций, которые формируются у будущего офицера в образовательном процессе военного вуза, можно отметить, что выполнение интерактивных заданий обеспечивает начальный опыт применения знаний и представлений, освоенных опорных схем действий при решении профессиональных задач, что, в свою очередь, свидетельствует об основной направленности этого метода на развитие когнитивно-познавательного и организационно-деятельностного компонентов способности курсанта к самоконтролю.

Использование в целях развития способности курсантов к самоконтролю метода выполнения интерактивных заданий в образовательном процессе военного вуза, требует соблюдения ряда условий, а именно:

— специальной подготовки к самоконтролю в условиях интерактивной учебной среды, обеспечивающей информативную, аналитическую, корректирующую функцию в отношении процесса решения профессиональной задачи;

— ориентировки интерактивных заданий на практические формы самоконтроля с использованием вооружения и техники;

— максимальной реалистичности и приближения интерактивных заданий к реальности;

— создания ситуаций «интеллектуального затруднения», применение временных ограничений, соответствующих различным уровням профессиональной подготовки;

— возможности самостоятельного выбора и усложнения уровня задачи, их последовательности и вариативности, соблюдения принципа уровневой дифференциации;

— обязательного принятия решения, определенных моторных и умственных действий;

— возможности многократного повторения;

— наличия образцов правильного решения и развитой способности курсанта сравнивать свой вариант с эталоном.

Выполнение интерактивных заданий как метод самоконтроля требует такого включения в учебно-методические комплексы, чтобы его реализация приближала курсанта к возможности выполнить задание практически, в реальных условиях и в полном объеме [5]. Интерактивные методы самоконтроля требуют разработки комплексных программ с интерактивными элементами, проверенных на возможные риски снижения эффективности практической подготовки.

Учитывая значение в структуре профессиональной компетенции таких компонентов, как умения и навыки, можно предположить, что определенную нагрузку в развитии способности курсантов к самоконтролю в образовательном процессе военного вуза несут упражнения на компьютерных тренажерах.

В военно-педагогической практике использование компьютерных тренажеров для решения задач обучения военных специалистов уже получило высокую оценку. Кроме того, процесс совершенствования компьютерных тренажерных средств является актуальной научной задачей, что подтверждается вниманием к ней военных исследователей [6].

Перечень методов самоконтроля на основе информационных программных средств не является исчерпывающим и возможности информационных технологий в организации учебной деятельности будущих офицеров не являются решенной научно-методической задачей. Однако применение тестирования, интерактивных заданий и упражнений на компьютерных тренажерах позволяет осуществлять самоконтроль знаний, умений и навыков, освоения опорных схем действий в составе определенных профессиональных компетенций. Косвенно эти методы поддерживают формирование и других компонентов компетенций, например, психологической готовности к решению профессиональной задачи.

Функциональные особенности средств самоконтроля в составе информационных технологий управления образовательным процессом свидетельствуют об их направленности на развитие всех трех компонентов способности курсанта к самоконтролю (когнитивно-познавательного, организационно-деятельностного, мотивационно-волевого), что отражает повышение субъектности курсанта в процессе его профессионального становления.

Таким образом, современные информационные технологии и их компоненты являются неисчерпанным потенциалом развития способности курсантов военного вуза к самоконтролю, однако сами по себе они не обеспечивают всей полноты условий эффективного самоконтроля. В моделях развития способности к самоконтролю с использованием информационных технологий целесообразно опираться на определённые методы самоконтроля в составе педагогических технологий, применяемых при освоении основной образовательной программы, в дополнительном профессиональном образовании и повышении профессиональной квалификации, самообразовании.

 

Список литературы:

  1. Аванесов B. C. Научные проблемы тестового контроля знаний / В. С. Аванесов. – М.: ИЦПКПС, 1994. – 135 с.
  2. Корчинская Т. И. Компьютерное тестирование как средство измерения качества учебных достижений учащихся: монография / Т. И. Корчинская. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2009. – 154 с.
  3. Горовая Т. Ю. Современные системы компьютерного тестирования; аналитический обзор / Т. Ю. Горовая // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2013. — № 1. – С. 79-81.
  4. Агапова Э. И., Яковлева, Е. Л. Интерактивные формы обучения / Э. И. Агапова, Е. Л. Яковлева. – Казань: Познание, 2015. – 103 с.
  5. Богуславец М. В. Педагогические условия интерактивного обучения курсантов высших военно-морских учебных заведений: автореф. дис. …канд. пед. наук: 13.00.08 / Богуславец Максим Валерьевич. – М., 2013. – 23 с.
  6. Худолеев В. Тренажеры: перспективы развития [Электронный ресурс] / В. Худолеев // Красная Звезда. 12 мая 2010 года. – Режим доступа: https://old.redstar.ru/2010/05/12_05/4_02.html [schema type=»book» name=»МЕТОДЫ САМОКОНТРОЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОГО ВУЗА» description=»Анализ методов самоконтроля, используемых в современных информационных образовательных технологиях, позволяет выявить максимально эффективное их применение в процессе развития способности курсантов военного вуза к самоконтролю. » author=»Баннов Вадим Владимирович» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-13″ edition=»euroasia-science_28_28.07.2016″ ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot thailand slot gacor 2023 slot dana jendralsmaya slot dana slot server luar demo slot slot 4d slot terbaru slot gacor slot deposit pulsa slot terbaik slot thailand slot terbaru
404: Not Found