Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛНОЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В КУРСЕ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛНОЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В КУРСЕ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

В течение 2014/2015 учебного года в ГБДОУ №38 комбинированного вида Кировского района г. Санкт-Петербурга проводился педагогический эксперимент: экскурсовод и музейный педагог из Государственного Русского музея один раз в месяц проводила занятия с детьми подготовительной группы с проблемами логопедического развития. Задача программы состояла в том, чтобы дать возможность детям расширить свой кругозор и приобщиться к миру искусства на примере рассказов о произведениях искусства из музеев нашей страны. Основной массив памятников включал экспозиционные произведения из Русского музея.

Актуальность проводимого мероприятия заключается в нескольких направлениях. Во-первых, это воспитание нравственной сферы ребёнка, что в данных геополитических условиях развития молодого поколения в нашей стране является наиболее очевидным. Во-вторых, рассказы о традициях нашего народа включены в общую образовательно-воспитательную задачу воспитанников дошкольных учреждений [3]. В-третьих, формирование знаний о знаменитых художниках Руси-России, являющихся лучшими представителями её великой истории и культуры, с одной стороны, углубляет знания о собственной истории и культуре, с другой — укрепляет толерантное пространство диалога с представителями других этнических групп населения. В-четвёртых, развитие культуры вѝдения произведения искусства и зрительного анализа, что может служить основой для подготовки зрительной памяти для будущих первоклассников. В-пятых, взаимное общение воспитателей ГБДОУ и представителей других учреждений образования и культуры г. Санкт-Петербурга с целью расширения своих профессиональных навыков и получения дополнительной общекультурной информации способствует оптимизации рабочего процесса и в начальной мере может приравниваться к повышению квалификации. Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимая работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности [4].

В последнее время в Российской Федерации произошло много сложных событий в общественной жизни, в системе управления. Отошли в прошлое многие праздники, появились новые, наша жизнь движется вперёд. В молодёжной среде всё чаще происходят события, связанные с национальным противостоянием, СМИ пропагандируют иностранный уклад жизни. Люди меняются, у молодого поколения наблюдается спад интереса и уважения к своей национальной культуре. Взрослые не интересуются своей историей, не знают историю своей семьи, не знакомят детей с традициями своего рода. Между тем в любой стране гордятся и чтят историю своей страны, бережно относятся к традициям. Поэтому так актуальна проблема ознакомления дошкольников с русской народной культурой и культурой других народов.

Приобщение детей к народной культуре — прежде всего своей страны, является средством формирования у них патриотических чувств, развития духовности, толерантности. Многие исследователи отмечали, что народная культура близка детям своей эмоциональностью, оптимистичностью, глубокой связью с природой, игровым характером. Во многих странах народному творчеству, приобщению дошкольников к национальной культуре, к традициям отводится важная роль в формировании личности ребёнка, сохранению и укреплению национальной культуры. Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре не только родной, но и других народов — вот ведущая идея для включения занятий о музее и от имени музея.

Педагогический процесс был организован таким образом, чтобы у детей, прежде всего, формировался устойчивый интерес к занятиям по музейной педагогике, поэтому была организована систематическая лекционно-практическая деятельность в образовательном пространстве ГБДОУ в утренние часы, вырабатывалась самостоятельная позиция по поводу обсуждаемых вопросов культуры и искусства в процессе занятия, поэтому музейным педагогом была предложена, а руководством детского сада была поддержана диалоговая форма работы на занятии, и, наконец, чтобы оставалось время для свободной дискуссии или небольшой творческой практической работы.

Родители оповещались о проделанной работе посредством бесед с воспитателем, логопедом, консультаций с методистом ГБДОУ № 38, в результате выполнения дополнительных творческих домашних заданий с ребёнком (по желанию). Также воспитатель группы повторяла основные вопросы, поднимаемые на занятии в течение остального времени встреч с детьми, организовывала выполнение практических заданий в виде рисунков, лепки народных игрушек, составления коллажа, повторения изученного. В конце учебного года была предложена экскурсия в залы Русского музея, где тот же экскурсовод провела 1,5 часовое занятие на экспозиции в присутствии родителей тех детей, с которыми проводились ежемесячные встречи на площадке детского сада. Таким образом, было выполнено подведение итогов работы и дана направляющая воспитательно-образовательная линия для занятий с детьми по искусству в будущем.

Курс «Диалоги в музее», включённый в образовательно-воспитательную программу подготовительной группы ГБДОУ №38, предполагал повторение части изученного материала на занятиях с логопедом. Каждый воспитанник группы в количестве 12–14 человек получает необходимые логопедические консультации один раз в неделю по 0,5 часа. Процесс развития речи связан с развитием логики и мыслительной деятельности, побуждается тренировкой мелкой моторики детей. Учитывая все названные факторы, учитель-логопед С.Л. Иванова разработала важные дополнения к музейной программе «Диалоги в музее» и «Здравствуй, музей», принятой к исполнению на договорных началах с лектором из Русского музея на площадке детского дошкольного учреждении. Надо заметить, что такой педагогический эксперимент проводится впервые, аналогов автор статьи в современной науке не находит. Логопеды детских садов г. Москвы (И.А. Борисенкова, Е.Н. Тислюк) проводят занятия по темам музейной деятельности, связывая самостоятельные походы детей и родителей в музеи города с необходимым для освоения лексическим багажом детей 6–7 лет. В нашем случае занятия по музейной педагогике проводятся лектором из Русского музея в пространстве детского сада. Терминология, необходимая для описании того или иного памятника искусства из собрания коллекции Русского музея, должна быть детям понятна и ими принята. Эта задача в работе учителя-логопеда выделена как ведущая.

Пожалуй, следует указать на созвучные направления в такой области музейной деятельности, как арт-терапия [1, с. 11]. Арт-терапевтические занятия представляют собой комплекс усилий педагога и ребёнка (а в нашем случае и музейного педагога [2, с. 120]), направленные на коррекцию личностных качеств ребёнка посредством творчества. Техники арт-терапии дают возможность относительно безболезненного доступа к глубинному психологическому материалу, стимулируют проработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищённость ребёнка в социуме. Через работу с многогранными символами в искусстве развивается ассоциативно-образное мышление, подготавливается открытость работы с различными скрытыми недугами. Арт-терапия ресурсна, т.к. находится вне повседневных стереотипов, а, значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах.

Примерное занятие по теме «Богородская игрушка» ставит задачей закрепить, активизировать, уточнить знания детей по теме «Богородская игрушка», познакомить с народными промыслами России.

Дополнительные задачи: развивать словарь по теме (дерево, липа, резать, форма, движущаяся форма, ритм); расширять общий кругозор, упражнять детей в употреблении предложений из 4–5 слов.

Развивать зрительное восприятие и память, слуховое и речевое внимание, логическое мышление.

Развивать мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию (продуктивная деятельность в процессе самостоятельного управления богородской игрушкой), творчество и фантазию при выполнении рисунка на тему игрушки села Богородское.

Поведенческая культура: развивать у детей коммуникативные навыки (чувство присоединения, сплоченности, чувствования группы) умение работать в паре, волевую регуляцию.

Связь с родителями: задание на дом — воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми и взрослыми, желание выполнять задания старательно и аккуратно.

Итог: наполнение лексического багажа посредством художественных терминов (форма, объём, цвет, оттенки, портрет, пейзаж, композиция, материалы и техники рисунка и другие) формирует устойчивую базу для развития правильной речи, обогащённой художественно-образным смыслом.

Совершенно закономерно предполагать достижение положительных результатов при проведении планомерной длительной работы по исправлению речи детей в логопедических группах дошкольных учреждений. Однако, достижение тех результатов, к которым пришли сотрудники ГБДОУ №38 г. Санкт-Петербурга, используя анализ доступного возрасту детей массива памятников отечественного изобразительного искусства, превзошёл ожидания устроителей эксперимента. В большей степени этому способствовало умение чётко организовать работу с детьми руководства детского сада, мастерство и знание своего предмета дошкольных педагогов и логопеда, исполнение творческих заданий детьми, а также вдохновение музейного педагога, которая своим повествованием о картинах и народных промыслах вносила новизну в привычную обстановку детского дошкольного учреждения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. — СПб.: Изд-во «Питер», 2002. – 368 с.
  2. Платонова О.В., Жвитиашвили Н.Ю. Арт-терапия в художественном музее. Учебное пособие для студентов гуманитарно-художественных ВУЗов. — СПб.: Спецлит, 2000. – 143 с.
  3. Проект Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Закон РФ «Об образовании», ст. 11.2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: . Дата обращения: 18.09.2015.
  4. Трудовой кодекс Российской Федерации. Ст. 195. 1. ТК РФ от 30.12.2001 г. № 197 ― ФЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа . Дата обращения: 18.09.2015.[schema type=»book» name=»ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛНОЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В КУРСЕ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ » description=»Цель настоящей статьи ― осветить и проанализировать опыт работы коллектива дошкольного учреждения в русле развития речи. Основной метод ― диалоговые занятия с консультацией логопеда. Результат ― расширение лексического поля подопечных с включением осознанной терминологической речи изобразительно-художественного направления. Выводы ― логопедическая работа в курсе «Музейная педагогика» на базе детского дошкольного учреждения с включением посещений художественного музея проходит качественно и результативно. Дополнительный эффект достигается погружением воспитанников в мир народной художественной культуры, что вызывает сигналы эмпатии и эстетического сопереживания у старших дошкольников. Такой путь помогает быстро и качественно установить диалог с детьми, вместе с тем предполагая длительную планомерную работу на фоне эстетически возвышенного ощущения причастности великим тайнам родного языка и родного искусства. » author=»Иванова Светлана Львовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-04″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_26.09.15_09(18)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot jendralmaya Slot slot gacor 2023 slot demo slot demo slot deposit pulsa slot demo slot demo slot slot deposit pulsa slot data hk data sgp data sdy data macau slot demo slot gacor slot gacor casino online slot dana sbobet https://kebudayaan.disdikbud.kaltimprov.go.id/slot-gacor-terpercaya/ https://perizinanonline.depok.go.id/data/slot-gacor/ https://perizinanonline.depok.go.id/assets/slot88/
404: Not Found