Номер части:
Журнал

Контекстно-информационный подход к преподаванию экономических дисциплин для бакалавров технических направлений подготовки



Науки и перечень статей вошедших в журнал:


DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Анотация:
Ключевые слова:                     
Данные для цитирования: . Контекстно-информационный подход к преподаванию экономических дисциплин для бакалавров технических направлений подготовки // Евразийский Союз Ученых. Педагогические науки. ; ():-.





Изучение основ экономики и управления является хотя и не главной, но важной составляющей подготовки бакалавров технического профиля. Без экономических знаний невозможно ориентироваться в сложной системе современных бизнес-отношений.

В учебных планах технических направлений подготовки на изучение экономических дисциплин отводится немного часов. Перед преподавателем стоит сложная задача: за короткий период научить не только экономическим категориям, но, прежде всего, дать достаточно полное представление об экономических реальностях сегодняшнего дня, так чтобы выпускник мог понимать и применять их в своей профессиональной деятельности.

В такой ситуации наиболее эффективными являются активные методы обучения с погружением в профессионально-информационную среду. Проектирование подобных методов ведется в рамках деятельностного подхода в обучении на основе теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и теории контекстного обучения А.А. Вербицкого.

Главной категорией теории А.А. Вербицкого является понятие контекста профессиональной деятельности, воссоздаваемого путем моделирования реальной предметной деятельности, существующей в производственных системах. Окружающий контекст во многом предопределяет деятельность человека, влияет на процессы принятия решений.

В соответствии с деятельностным подходом процесс обучения рассматривается, прежде всего, как активная деятельность обучамых.

Сущность контекстного обучения – слияние теории и практики путем постепенного перехода от учебных форм деятельности через квазипрофессиональные («подобно» профессиональные) формы к профессиональным формам деятельности.

В идеале обучение должно вестись в профессиональной среде в формах, наиболее близких к существующим, что создает погружение в мир будущей трудовой деятельности. Контекст профессиональной деятельности оказывает смыслообразующее влияние на учебную деятельность. Содержание любой учебной дисциплины рассматривается сквозь призму будущей профессии.

Контекстное обучение базируется на принципах:

— педагогического обеспечения личностного включения студента в учебную деятельность;

— последовательного моделирования в учебной деятельности целостного содержания, форм и условий профессиональной деятельности;

— проблемности содержания обучения и процесса его развертывания в учебном процессе;

— адекватности форм организации учебной деятельности студентов целям и содержанию образования;

— ведущей роли совместной деятельности и диалогического общения участников образовательного процесса (преподавателей и студентов);

— педагогически обоснованного сочетания новых и традиционных педагогических технологий [1].

Эффективность контекстного обучения объясняется появлением личностного смысла, познавательного интереса и позитивной мотивации обучаемых, возникающей когда конкретное знание находит применение в профессиональной деятельности.

Переход от познавательной деятельности к профессиональной осуществляется за счет трансформации учебных мотивов в практические на основе превращения предмета учения в знаковой форме в реальные знания из сферы будущей профессии.

Предметом изучения в дисциплинах, связанных с экономикой производства, является система имущественно-денежных отношений, возникающих в процессе деятельности предприятий определенной отрасли.

На крупных предприятиях производственный и экономический учет ведется с помощью компьютерных программ, обеспечивающих полную автоматизацию деятельности предприятия – корпоративных информационных систем (ERP-систем).

Работа корпоративной информационной системы основана на моделях движения товарно-материальных ценностей, денежных средств, взаимоотношений с контрагентами, налоговыми органами и работниками предприятия.

Именно поэтому корпоративная информационная система может использоваться для моделирования реальных экономических взаимосвязей и учетных процедур промышленного предприятия.

Авторами разработана и апробирована следующая методика изучения экономических дисциплин для бакалавров технических направлений подготовки.

Преподаватель на основе специфики определенного отраслевого производства разрабатывает большую учетную задачу, в которой моделируются конкретные производственные ситуации, включающие движение товарных и денежных ресурсов.

  Каждая хозяйственная операция сопровождается созданием одного или нескольких документов. Документооборот является отражением производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

  Обучаемым предлагается, работая в корпоративной информационной системе, смоделировать хозяйственную деятельность предприятия путем создания реальных учетных документов. На основе документооборота предприятия изучаемой отрасли формируется контекст профессиональной деятельности.

  Следует отметить, что обработка информации в корпоративной информационной системе, расположенной в учебном классе, ничем не отличается от такой же работы на предприятии. Действия обучаемого при работе с компьютерной программой аналогичны действиям специалиста на рабочем месте.

В данном случае учебная деятельность равна профессиональной.       Предмет и учебной и профессиональной деятельности один и тот же — экономическая информация.

Можно сказать, что корпоративная информационная система является идеальной моделирующей средой хозяйственной деятельности предприятия любой отрасли.

Лекции используются для теоретического представления экономических понятий и категорий, а затем, работая в среде, создаваемой корпоративной информационной системы, студенты изучают, как эти понятия применяются на практике.

Например, выполняя единую задачу, студенты ведут учет таких экономических объектов, как основные фонды, материальные запасы, заработная плата, страховые взносы, налоги и др. Они создают все документы, характерные для бизнес-процессов определенного производства, решают задачи по расчету себестоимости, определению финансовых результатов деятельности, анализу взаиморасчетов с контрагентами.

  Таким образом на основе реально-существующих производственных отношений обеспечивается изучение экономики производства, происходит закрепление теоретических знаний и знакомство с профессиональным экономическим учетом

  Большое значения для моделирования производственной среды имеет программное обеспечение. При выборе конкретной корпоративной системы необходимо руководствоваться следующими критериями:

— распространенность. Для обучения должны выбираться профессиональные программы, широко используемые на предприятиях;

— открытость. В составе программной системы должны быть средства, позволяющие изменить сценарий работы, дать возможность обучаемым самим создавать собственные программные продукты на основе имеющейся системы;

— прозрачность. Студент должен иметь возможность проследить путь получения конкретного результата от ввода исходных данных в первичные документы до получения отчетов [2].

Всем указанным критериям отвечает информационная корпоративная система «1С:ERP Управление предприятием 2.0», созданная на платформе программной системы «1С:Предприятие 8.3».

Программы системы «1С:Предприятие» используются практически во всех организациях РФ. Система имеет собственные средства настройки, доступные пользователям и обеспечивает прозрачность результатов работы.

Многолетний опыт работы авторов с программами системы «1С:Предприятие» позволяет утверждать, что программы, входящие в данную систему, являются эффективным инструментом контекстного обучения при преподавании дисциплин экономической направленности.

Корпоративная информационная система «1С:ERP Управление предприятием 2.0» предназначена для автоматизации учета на крупных промышленных предприятиях любой отраслевой принадлежности. Она может использоваться на предприятиях с технически сложным производством.

ERP-система служит инструментом для автоматизации всех бизнес-процессов предприятия в рамках единой информационной среды. В её основе лежит единая информационная модель данных и процессов, направленная на непрерывную оптимизацию использования ресурсов предприятия.

«1С:ERP Управление предприятием 2.0» включает следующие подсистемы, предназначенные для решения производственных задач:

Управление производством. Главная задача подсистемы – оптимизация процессов управления производственной деятельностью предприятия. В подсистеме можно осуществлять планирование производства с составлением графиков производства и контролем их выполнения как на межцеховом уровне (уровне главного диспетчера) так и на внутрицеховом уровне.

Организация ремонтов. Подсистема позволяет осуществить полноценную работу по планированию и обеспечению планово-предупредительных ремонтов на основе регистрации всех необходимых данных об объектах эксплуатации и заказов на ремонт.

Управление складом и запасами. Адресное хранение товарно-материальных ценностей с автоматическим подбором места хранения позволяет оптимизировать учет складских запасов и материальных потоков.

Управление затратами и расчет себестоимости. В данной подсистеме организуется сбор всех затрат предприятия в установленных разрезах с обособленным учетом себестоимости по заказам и формированием финансовых результатов по центрам ответственности.

Также в состав «1С:ERP Управление предприятием 2.0» входят подсистемы:

Управление продажами.

Управление закупками.

Управление взаимоотношениями с клиентами.

Управление персоналом и расчет заработной платы.

Управление финансами.

Бюджетирование.

Регламентированный бухгалтерский учет по российским стандартам бухгалтерского учета и в соответствии с МСФО (международными стандартами финансовой отчетности).

Мониторинг и анализ показателей деятельности предприятия.

Таким образом, функциональные параметры системы обеспечивают возможность моделирования процессов планирования производства, а также полный спектр учета производственно-экономических операций.

ERP-системы могут быть использованы для проведения деловых игр и разработки бизнес-кейсов. Можно создать виртуальное предприятие с определенным набором рабочих мест. Каждое рабочее место имитирует аналогичное рабочее место на реальном предприятии с тем же самым набором должностных обязанностей и функций. Так определяются роли участников деловой игры.

С помощью сценария деловой игры, разрабатываемого преподавателем, моделируется коллективное взаимодействие участников, что, в конечном счете, приводит к созданию в учебной среде контекста профессиональной деятельности.

 Рассмотренные возможности системы «1С:ERP Управление предприятием 2.0» позволяют эффективно использовать её при обучении не только экономистов, но и бакалавров технических направлений подготовки.

Cписок литературы

  1. Вербицкий, А.А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования//Высшее образование в России.-2010.-№5.-С.32-37.
  2. Ширшов,Е.В. Педагогические условия проектирования электронных учебно – методических комплексов: монография / Е.В. Ширшов, О.В. Чурбанова.– 2-е изд. – М.: Издательство «Палеотип», 2006. – 308 с.[schema type=»book» name=»Контекстно-информационный подход к преподаванию экономических дисциплин для бакалавров технических направлений подготовки» author=»Чурбанова О.В., Чурбанов А.В.» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-01″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 6776

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх