Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Известно, кто учится самостоятельно, пре­успевает гораздо больше, чем тот, кому все объяснили. Народная мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне дей­ствовать самому, и я научусь». Только в резуль­тате деятельности самого ребенка происходит овладение им знаниями, умениями и навыка­ми— писал А.Н. Леонтьев. Именно забве­нием роли деятельности самого ученика объ­ясняется факт низкой активности школьников на уроке.

Мы провели исследования  в МБОУ «Краснокоммунарская СОШ» в 2014‒2015 учебном году на базе 6-го класса и 2015‒2016 – на базе 7-го класса. В ходе исследования применялись следующие методы: педагогический эксперимент, наблюдение, анализ результатов. Во время педагогического эксперимента проводилась диагностика динамики успеваемости обучающихся и качества их обучения. Для проведения диагностики были взяты результаты четырех контрольных срезов знаний обучающихся. Для расчета успеваемости и качества обучения использовались следующие формулы:

Педагогический эксперимент заключался в изучении влияния применения системно-деятельностного подхода на уроках биологии на показатели успеваемости и качества обучения школьников 6‒7-х классов. Обучение биологии в данной школе проводится по учебнику Н.И. Сонина, в соответствии с образовательной программой основного общего образования МБОУ «Краснокоммунарская СОШ». Системно-деятельностный подход в обучении биологии применялся на различных этапах уроков. В отдельных случаях все этапы урока объединены. Из всего многообразия технологий, форм и методов обучения биологии были выбраны те, которые ориентированы на самостоятельную деятельность обучающихся. Основными формами работы на уроках биологии с применением системно-деятельностного подхода в 6-х и 7-х классах были следующие:

– работа в парах;

– в группах;

– с текстами, рисунками, фотографиями, видеофрагментами;

– с натуральными объектами;

– по самопроверке и взаимопроверке по шаблону;

– по инструктивным карточкам, рабочим листам;

– с электронными образовательными ресурсами,

– электронными приложениями к учебнику.

 В ходе уроков обучающиеся представляли результаты труда в виде: анализа текста, обобщения информации в виде таблиц, схем, опорных конспектов, обсуждения результатов лабораторных работ и выводов из них, выступления (презентации). Кроме лабораторных работ, проводимых в классе, обучающимся предлагалось проведение домашних экспериментов. Выполнение задания по эксперименту сопровождалось обязательным ведением дневника наблюдений. Домашние эксперименты носили как репродуктивный, так и поисковый характер.

Диагностика динамики успеваемости и качества обучения в ходе эксперимента прослеживалась в течение двух последовательных учебных лет у одних и тех же обучающихся, в количестве 24. Для проведения диагностики были взяты результаты четырех контрольных срезов знаний: первый срез в виде входной контрольной работы в начале 2014-2015 учебного года, второй – в виде итоговой контрольной работы за 2014‒2015 учебный год, третий – в виде входной контрольной работы в начале 2015‒2016 учебного года и четвертый – в виде контрольной работы по итогам 2015–2016 учебного года.

На первом этапе исследования проводился констатирующий эксперимент. Его цель – выявление исходного уровня знаний учащихся 6 «Б» класса по биологии. Для этого в начале сентября 2014 года проводился контрольный срез знаний в виде входной контрольной работы. Отметим, что ранее уроки биологии проводились в рамках традиционного подхода.

Результаты первого контрольного среза знаний показали, что из 24 человек отметку «5» получили только 8 учащихся (17%), «4» получили 12 человек (50%), «3» получили 6 человек(25%), а также «2» — 2 (8%).  Успеваемость обучающихся составила 92%, качество обучения при этом – 67%.

После получения данных мы стали внедрять элементы деятельностного подхода в обучение биологии. Приведем пример урока в 6 классе по теме: «Рост и развитие животных»

На организационном этапе и этапе мотивации к учебной деятельности приветствуются учащиеся. Применяется приём «Удивляй»:

— Сколько клеток мы (животные) имеем?

Каждый из нас, как и любое другое животное или растение, начинался когда-то с одной – единственной клетки. Вдумайтесь! Одна – единственная клетка – и в ней вся информация о том, каким должен стать живой организм. Заранее предопределены почти все внешние признаки, многие особенности поведения и те удивительные изменения, которые происходят с каждым на протяжении жизни. Как вы думаете, о каком процессе идет речь?

Из одной клетки, т.е. из зиготы растет и развивается каждый организм. Как же это происходит? Как растет эта маленькая клетка – зигота.

— Эмбрион—зародыш. Зародышевое развитие организма длится до выхода из яиц или рождения. Однажды знаменитый русский эмбриолог Карл Бэр поместил в спирт два маленьких эмбриона (зародыша) и забыл их сразу подписать.

На сегодняшнем уроке мы попытаемся выяснить, какая проблема у него в связи с этим возникла и почему?

Да, вот она (схема дробления зиготы на доске).

Следующий этап — актуализации и фиксировании индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Здесь учитель поясняет: Жизнь любого животного можно разделить на два этапа:

 1 – зародышевое

(эмбриональное)

2 — послезародышевое

(с рождения или выхода из яйцевых оболочек)

-Вначале рассмотрим особенности зародышевого развития

-Для этого необходимо рассмотреть стадии и дать им характеристики

-прочитайте текст учебника на с.  150

Составляется таблица вместе с учащимися и записывается на доске.

На этапе закрепления с проговариванием во внешней речи используется прием «Отсроченная отгадка» Рассмотрим рисунок, где показано эмбриональное развитие хордовых животных – рыб, земноводных, пресмыкающихся, млекопитающих и человека. Если закрыть рисунок, оставив только первую стадию развития организмов, можно сказать, где чей зародыш? Это действительно, трудно сделать. Все зародыши на первых стадиях очень похожи. Эту закономерность открыл Карл Бэр и назвал ее законом зародышевого сходства.

Давайте вернемся к нашему проблемному вопросу и ответим на него. (Учащиеся отвечают на проблемный вопрос).

Составляется схему «Развитие органов из зародышевых слоев» и записывает ее на доске. После чего проводится физкультминутка.

Далее происходит включение изученного в систему знаний. Учащиеся в парах составляют кластер. Проверяют правильность заполнения вместе с учителем.

На завершающем этапе рефлексии учебной деятельности на уроке учащимся предлагается закончить ряд предложений.

Я думаю, что уроки биологии проходят……

Больше всего на уроках биологии я люблю….

Мне не очень нравится……

Если бы я был учителем биологии, я бы …..

Домашнее задание:  изучить материалы параграфа 22; творческое задание: составить кроссворд по изученной теме

Методика уроков биологии, проводимых с применением системно-деятельностного подхода в 6-м классе на протяжении 2014‒ 2015 учебного года, отразилась на показателях качества обучения в конце 2-го полугодия. Уже на промежуточном этапе эксперимента (результаты второго контрольного среза знаний) наблюдается положительная динамика.

Результаты второго контрольного среза показали, что на отметку «5» стали обучаться 37% учащихся (это на 20% больше, чем в первом срезе). На 4% меньше учащихся получили отметку «4», что составило 46%. Также на 8% снизилось количество обучающихся на отметку «3» – 17%. Следует отметить также отсутствие отметок «2», что говорит о повышении показателя успеваемости до 100%. Качество обучения при этом возросло на 16% и достигло 83%. Таким образом, применение системно-деятельностного подхода на уроках биологии в 6 «Б» классе в течение 2014–2015 учебного года имело положительные результаты.

В 7-м классе с теми же учащимися в начале первого полугодия 2015‒2016 учебного года был проведен входной контроль знаний учащихся для выявления остаточных знаний.   Результаты третьего контрольного среза показали, что по сравнению со вторым срезом знаний на 8% уменьшилось количество обучающихся, получивших отметку «5» (25%). В то же время увеличилось количество обучающихся, получивших отметку «3» – 25%. Количество школьников, обучающихся на отметку «4», не изменилось (46%). Это произошло в связи с тем, что часть обучающихся на отметку «5» и «4» снизила уровень своих знаний после летних каникул и получили более низкие отметки, чем в предыдущем контрольном срезе знаний. Тем не менее успеваемость обучающихся осталась прежней (100%), а качество обучения при этом незначительно уменьшилось и достигло уровня 75%.

Однако соотношение отметок «5» и «4» по сравнению с первым срезом знаний изменилось: на 12% увеличилось количество обучающихся, получивших отметку «5» (с 17 до 29%). Полученные данные говорят о том, что остаточные знания обучающихся остались на высоком общем уровне, что также свидетельствует в пользу системно-деятельностного подхода на уроках биологии.

Системно-деятельностный подход помогает решить важную образова-тельную задачу современности – развитие детей, формирование активных личностей и компетентных профессионалов. В результате такого обучения дети не только усваивают школьную программу, но и приобретают множество полезных навыков, которые помогут им в жизни и профессиональной деятельности. Также в процессе такого обучения формируется система культурных ценностей человека.

Проведенное исследование показало, что использование системно-деятельностного подхода на уроках является эффективным. В пользу этого свидетельствует повышение качества обучения на 25%, по сравнению с первоначальным уровнем.

Список используемой литературы:

  1. Иванова Л. Г., Теория и практика образования в современном мире: материалы международной науч. конференции— СПб.: Реноме, 2013. — С. 140-142.
  2. Иванова Т. В. Системный подход как методологическая основа изучения зарубежного опыта формирования содержания естественно-научного и биологического содержания // Биология в школе. – 2013. -№9.
  3. Мухина И.Д. Деятельностный подход при обучении биологии // Биология в школе. — 2007. — № 6. — С. 37-39.
  4. Пидкасистый П. И. Самостоятельная деятельность учащихся / П. И. Пидкасистый. М.: Педагогика, 1972. 184 с.[schema type=»book» name=»ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ» description=»Системно-деятельностный подход помогает решить важную образова-тельную задачу современности – развитие детей, формирование активных личностей и компетентных профессионалов. В результате такого обучения дети не только усваивают школьную программу, но и приобретают множество полезных навыков, которые помогут им в жизни и профессиональной деятельности.» author=»Семенова Наталья Владимировна, Рябцов Сергей Николаевич, Рябцова Юлия Александровна» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-05″ edition=»euroasia-science_30_22.09.2016″ ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot thailand slot gacor slot dana jendralsmaya slot server luar demo slot slot gacor slot dana data hk slot deposit pulsa slot 2024 slot gacor
404: Not Found