Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ ПОСРЕДСТВОМ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ ПОСРЕДСТВОМ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Сегодня в системе высшего профессионального образования применяются различные образовательные технологии, которые позволяют:

– в определении конечных результатов деятельности и процессе их достижения участвовать преподавателю и студенту;

– на протяжении всего цикла обучения студенту учиться самоуправлению обучением;

– преподавателю искать и создавать условия для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала студента.

Указанные характеристики современных технологий ярко выражены в модульном обучении [1].

Технологию модульного обучения изучали Т. И. Шамова, П. Ю. Цявичене М. Н. Катханова и В. В. Карпова, С.Я. Батышев.

По мнению М. Н. Катханова и В. В. Карпова «модуль – это организационно-методическая междисциплинарная структура учебного материала, предусматривающая выделение семантических понятий в соответствии со структурой научного знания, структурирование информации с позиции логики познавательной деятельности будущего специалиста».

По определению П. Ю. Цявичене, «модуль – это блок информации, включающий в себя логически завершенную единицу учебного материала, целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных целей» [5].

С. Я. Батышев рассматривает модуль как разделение содержания образования по каким-либо основаниям. Модульная структура учебного материала обеспечивает возможность реализации развивающей функции обучения. Он считает, что модульная система преподавания предметов позволяет плавно пересаживаться с парты среднего специального учебного заведения (например, лицея) на университетскую скамью.

Рассмотрим применение модуля как логически завершенной части (раздела, темы, элемента) курса для индивидуализации обучения информатике в период адаптации студента к системе высшего профессионального образования, то есть на первом и втором курсах [4]. Модульная технология позволяет осуществлять студенту и преподавателю выбор:

  • содержания обучения,
  • темпа усвоения,
  • уровня самостоятельности,
  • метода и способа учения,
  • способа контроля и самоконтроля.

На младших курсах вузов студенты углубляют знания по информатике, изучение которой началось в школе. Студенты, закончившие информационно-технологический профиль старшей школы, имеют более высокий уровень подготовки по информатике, показывают хорошие результаты на входном контроле, им требуется меньше временных затрат на освоение модуля на уровне «знать», «уметь», «владеть». У студентов, которые обучались в профильных классах, в которых не предусмотрено углублённое изучение информатики, как правило, в меньшей степени развита готовность к выполнению самостоятельной учебной деятельности. Им требуется больше консультаций преподавателя, больше временных затрат на освоение модуля, что приводит к дефициту времени.

Уровень базовых знаний студентов различный, процесс адаптации к новой системе обучения у каждого студента происходит по-разному. Следовательно, преподавание  информатики должно быть индивидуальным. Индивидуализация обучения дисциплинам базового цикла на младших курсах в системе высшего профессионального образования – это способ организации образовательного процесса, при котором учитываются:

  • уровень базовых знаний студента;
  • уровень адаптации к новой системе обучения;
  • способности студента к изучению дисциплины.

Для реализации индивидуализации обучения применяется модульная технология [3].

Как применить модульное обучение к дисциплине, которая  изучалась студентами в школе и по которой студенты имеют базовые знания? Используем эту технологию следующим образом. В начале изучения информатики преподаватель проводит входной контроль. Результаты входного контроля дают преподавателю представление об уровне базовых знаний каждого студента. Это позволяет сделать преподавателю для себя некоторый прогноз индивидуализации обучения в течение каждого модуля и дисциплины в целом.

Определяя уровни базовых знаний по дисциплине, преподаватель ориентируется на классификацию уровней. Иванов П.С. выделяет уровни подготовки (рис.1):

Рис. 1. Уровни подготовки студентов

После подведения итогов входного контроля, преподаватель готовит рекомендации студентам по индивидуальной траектории обучения. Предварительно он знакомит студентов с модулями (разделами) информатики, которые будут изучаться в течение семестра, учебными элементами, учебно-методическим обеспечением, видами самостоятельной работы внутри модуля, рекомендуемой литературой. Это дает возможность студенту расставить акценты на темах модуля: выделить для себя те, которыми, по его мнению, владеет на продуктивном уровне, на репродуктивном уровне, и темы, которые ранее им не изучались. Дальнейшее решение по индивидуализации обучения принимаются совместно преподавателем и студентом.

Далее студент подбирает необходимую рекомендованную литературу из основного и дополнительного перечня, учебно-методические пособия. Такой вид самостоятельной работы как расчетно-графическая работа студент, владеющий темой на продуктивном уровне, может выполнить задолго до контрольной точки. В случае если студент всеми модулями семестра владеет на продуктивном уровне, то он может сдать все расчётно-графические работы досрочно. Освободившееся в учебном процессе время студент имеет возможность посвятить углубленному изучению дисциплины, участию в научно-исследовательской работе. Таким образом, в зависимости от уровня подготовки, способностей к изучению информатики, адаптации к новым условиям обучения студенты реализуют намеченный совместно с преподавателем индивидуальный план изучения дисциплины. Этот план может выглядеть следующим образом (табл.1).

Таблица 1

Примерный план реализации индивидуализации обучения при изучении дисциплины

Уровни базовых знаний студентов. Посещение  лекций, лабораторных (практических) занятий. Выполнение домашних заданий. Выполнение РГР (контрольных работ). Учебно-исследова

тельская подготовка.

4 Возможно посещение лекций, лабораторных занятий по отдельным темам или модулям. Решение нестандартных задач, изучение дополнительных вопросов, рассмотрение учебно-проблемных ситуаций. Досрочная сдача. Самостоятельное учебное ис­следование, подготовка к участию в научно-практических конференциях, научных чтениях.
3 Возможно посещение лекций, лабораторных занятий по отдельным темам или модулям. Различных по содержанию, выполняемых разными способами.

 

Возможна досрочная сдача. Написание рефератов, подготовка докладов, подготовка к научно-практическим конференциям, работа над проектом.
2 Возможно посещение лекций, лабораторных занятий по отдельным темам или модулям. Различных по содержанию, выполняемых разными способами.

 

Возможна досрочная сдача. Написание рефератов, работа над проектом.
1 Обязательное посещение всех лекций, лабораторных занятий. Одинаковых по содержанию, но выполняемых разными способами. По графику.

 

 
0 Обязательное посещение всех лекций, лабораторных занятий.

 

Различных по содержанию, но выполняемых одинаковым способом.

 

По графику.

 

 

Для всех студентов консультации проводятся по графику и по запросу индивидуально. В процессе обучения план может меняться.

Успешному овладению знаниями, умениями и навыками  при любом уровне подготовки, способностей, адаптации способствует: изложение учебного материала доступно, конкретно, выразительно, в диалоговой форме; формулирование рекомендаций студентам; быстрая дифференциация студентов по способностям (индивидуальное усвоение предмета преподаватель может рекомендовать отдельным студентам сразу после первых модулей); интенсификация обучения (усвоение большего объема информации через компьютерные сети во время индивидуальной и самостоятельной работы); реализация обратной связи – основы управляемости и контролируемости процесса усвоения знаний; индивидуализация обучения [2].

Обучение в первом семестре на первом курсе связано с адаптацией студентов к различным нововведениям в их жизни, к новым технологиям обучения, к балльно-рейтинговой системе, к модульному обучению в том числе. Задача преподавателя модульного обучения заключается в том, чтобы сделать очевидными преимущества новой технологии, т. е. менять взгляды на учебные действия, смыслы новой технологии, ее принципы. Поэтому особую роль играет пропедевтика принципов и возможностей модульных программ, способов работы и учебных средств. Характерным особенностям модульного обучения надо придать позитивную окраску. Правильное соотношение эмоциональных и познавательных процессов в обучении приобретает особую значимость [6].

Индивидуализация обучения посредством модульной технологии способствует:

  • раскрытию и проявлению у студентов индивидуальных способностей, формированию собственных качеств познавательных процессов, индивидуального стиля деятельности;
  • адаптации студентов к новым формам обучения;
  • реализовывать задачу по приведению уровней освоения дисциплины не ниже продвинутой продуктивной подготовки.

Список литературы:

  1. Громкова М.Т. Педагогика высшей школы: учеб. пособие для студентов педагогических вызов / М.Т. Громкова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 447 с.
  2. Лебедев М.А. Психологические особенности адаптации личности в социальной среде в период ранней взрослости / Высшее образование сегодня. – Москва. Изд-во «ЛОГОС»– 2012. — №5 – 26-30 с.
  3. Панишева Е.В. Обеспечение индивидуализации учебной деятельности студента вуза как проблема профессионального образования. / Профессиональное образования в современном мире. – Новосибирск. Ид-во СО РАН. – 2013. — № 3(10). – 81-86 с.
  4. Татур, Ю. Г. Образовательный процесс в вузе: методология и опыт проектирования : учеб. пособие / Ю. Г. Татур. – Изд. второе, перераб. и доп. – М. : МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2009. – 43-67 с.
  5. Цявичене П.Ю. Теория и практика модульного обучения //Сов. Педагогика. – 1990. — №1. – С. 55-60.
  6. Шамова, Т. И. Управление образовательными системами : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова ; под ред. Т. И. Шамовой. – М.: Академия, 2005. – 384 с.[schema type=»book» name=»ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ ПОСРЕДСТВОМ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ» description=»В статье дано обоснование необходимости индивидуализации обучения в техническом вузе в соответствии с отечественными традициями в образовании. Указаны причины применения модульной технологии для реализации индивидуализации обучения. Рассмотрено применение модуля как логически завершенной части (раздела, темы, элемента) курса в период адаптации студента к системе высшего профессионального образования, то есть на младших курсах. Приведена технология прогнозирования индивидуализации обучения в течение каждого модуля и дисциплины в целом. » author=»Гуримская Ирина Анатольевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-11″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot thailand slot deposit pulsa slot88 slot dana jendralsmaya slot terbaik slot dana slot server luar demo slot slot deposit pulsa slot gacor slot terbaik
404: Not Found