Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ КУРСАНТОВ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ КУРСАНТОВ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Сложившаяся в последние десятилетия в нашей стране социально-экономическая, политическая, правовая ситуация привела к обострению многих духовно-нравственных проблем, что неизбежно нашло отражение в изменении системы ценностей в целом, в утрате подлинного смысла таких понятий как честь и достоинство, долг и ответственность, благородство и милосердие.  Этот процесс закономерно коснулся и системы правоохранительных органов, в том числе –  и  различных подразделений МВД России.

Ситуация осложняется и в связи с тем, что реформа органов внутренних дел, начатая в 2012 году, как утверждают многие аналитики-специалисты, по истечении трех лет не привела к ожидаемым результатам. По мнению министра внутренних дел В.А. Колокольцева, остаются нерешенными проблемы дисциплины и борьбы с коррупцией в органах внутренних дел, а также проблемы, связанные с низкой квалификацией сотрудников, оставшихся после сокращения численности, с недостаточно высоким престижем профессии и др. В соответствии с приведенными в официальном выступлении В.А. Колокольцева данными, по итогам 2014 года только «за нарушения антикоррупционного законодательства дисциплинарные взыскания наложены более чем на две с половиной тысячи сотрудников. 457 – уволено из органов внутренних дел. За получение взяток к ответственности привлечено 630 сотрудников, из них 113 – руководители» [5]. А, например, в Москве  количество ДТП с участием пьяных сотрудников полиции в 2014 году выросло по сравнению с предыдущим годом на 40%.

Таким образом, в силу разных причин и объективного, и субъективного свойства, среди которых немаловажную роль играют причины духовно-нравственные, сотрудники органов внутренних дел, призванные защищать законные интересы граждан, сами нарушают установленные законодательством требования. При этом и в их практической правоохранительной деятельности проявляются личностные качества, отражающие недостаточную сформированность нравственного сознания, духовно-ценностных ориентаций.

Для большинства сотрудников органов внутренних дел формирование профессионально-значимых личностных качеств происходит в период обучения в ведомственных образовательных организациях. Именно здесь начинается профессиональное ценностное самоопределение курсантов, от которого во многом зависит уровень духовно-нравственного развития специалиста-профессионала органов внутренних дел.

На наш взгляд, в современной системе ведомственного образования наблюдается своеобразный кризис, ставший отражением дисгармонии системы ценностей, связанной с кризисными явлениями в реформируемом с начала 90-х годов прошлого столетия обществе.  Дисгармония системы ценностей не могла не отразиться на смысложизненных новообразованиях, формируемых у будущих специалистов органов внутренних дел в период их обучения в ведомственных образовательных организациях. Не вдаваясь в подробности философского осмысления личностью смысла жизни, отметим лишь, что неустойчивость и «разновекторность» в развитии ценностных ориентаций способствуют обострению противоречий, которые проявляются в самых разных сферах жизнедеятельности, в том числе – и в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Если рассматривать в этом аспекте противоречия ведомственного образования, то можно увидеть противоречие между потребностью развития смыслотворческого отношения выпускника к осуществляемой профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел, утверждаемой гуманистической образовательной парадигмой, и образовательной практикой ведомственных образовательных организаций, основанной на задействовании механизмов отражения, а не порождения и формирования ценностного самоопределения личности, необходимого для успешного осуществления профессиональной правоохранительной деятельности. Разрешение этого противоречия во многом зависит от того, насколько целостным является образовательный процесс и насколько в нем созданы условия для такого ценностного самоопределения личности, следствием которого станет гармоничная, целостная личность специалиста органов внутренних дел.

Заметим, что ценностное самоопределение личности изучается, главным образом, в философских или социологических исследованиях (А.М. Воронина, Е. А. Латуха, О. М. Ломако, В. Д. Повзун, А. В. Кирьякова, Т. А. Носова, А. А. Преснов и др.). Что касается педагогических аспектов ценностного самоопределения личности в процессе обучения, то оно исследуется  (Н. А. Асташова, Е. В. Бондаревская, С. А. Быков, О. С. Газман, Д. М. Гришин, И. В. Дубровина, Н. С. Пряжников, Н. А Соловьева, Н. Е. Щуркова, др.), главным образом,  в направлении обоснования педагогических основ формирования различных сторон ценностей и ценностных ориентаций, однако гармонизация ценностного самоопределения личности достойного отражения в исследованиях до настоящего времени не находит. Между тем, гармонизация ценностного самоопределения будущих специалистов в образовательной среде ведомственной образовательной организации не только позитивно воздействует на духовно-нравственное развитие будущих специалистов, но и позволяет предупредить многие противоречия, которые могут возникнуть как в период формирования представлений о предстоящей профессиональной деятельности, так и в процессе ее практического осуществления.

Гармонизация –это, прежде всего, движение в направлении гармонии (от греч.armonia – связанность и соразмерность частей), которая в наиболее общем представлении трактуется как установка культуры, ориентирующая на осмысления мироздания (как в целом, так и его фрагментов) и человека с позиции полагания их глубинной внутренней упорядоченности. Для исследования гармонизации ценностного самоопределения помимо категории «гармонизация» ключевое значение приобретает категория  «самоопределение». Это понятие используется в различных исследованиях – в философии и социологии, педагогике и психологии для обозначения процесса формирования личностью своих жизненных перспектив. Как показывает анализ результатов исследований, нашедших отражение в научных публикациях, оно является достаточно сложным и неоднозначным. Однако большинство исследователей в качестве сущностной характеристики самоопределения называют выбор личностью собственной позиции, которая зависит от внутренней активности субъекта, осуществляющего такой выбор, а также как личностное новообразование, связанное с определенными свойствами личности – ее внутренней позицией, ответственностью, самостоятельностью, жизненными установками и др.

Ценностное самоопределение курсантов находит отражение в формировании их духовно-нравственных ценностей, в ряду которых: беззаветное служение Отечеству и защита благородных  идеалов общества (свободы, демократии, торжества законности и правопорядка и др.); осознание личной ответственности за историческую судьбы Отечества, своего долга по приумножению основополагающих нравственных ценностей; гражданственность, государственность, патриотизм и др.

В последние десятилетия ведется активный поиск способов и средств, позволяющих разрешить противоречия, связанные с формированием духовно-нравственных ценностей в процессе подготовки будущих специалистов (Ю.А. Аршинова,  Л.С. Выготский, В.С. Егоров, В.П. Зинченко,  Ю.А. Кравцов,  С.П.Курдюмов,  В.С. Стёпин, С.Т.Шацкий и др.), которые позволяют понять необходимость трансформации мировоззренческих и методологических принципов постижения мира духовно-нравственных ценностей в процессе образовательной деятельности. Существуют различные подходы к тому, какими способами целесообразно разрешать обостряющиеся противоречия духовно-нравственного развития будущих специалистов органов внутренних дел в период их обучения. Например, Л.Н.Антилогова считает, что «общение является обязательным условием и необходимой предпосылкой формирования и развития у человека комплекса как более простых, так и более сложных нравственных качеств, делающих его способным жить среди людей, сосуществовать с ними и далее подняться до претворения в своем поведении высоких нравственных принципов»[1,с.63]. По мнению А.Н. Неробеева, средством разрешения противоречий может стать «использование в учебном процессе проблемных ситуаций (дилемм и нравственных коллизий) для формирования и развития у курсантов эвристической смелости, толерантности, эмпатии, ответственности»[4,с.10]. И.С. Панферкина уверена, что «большие возможности в разрешении указанных противоречий связаны с использованием комплементарного подхода к их исследованию»[3,с.253].

Развивая позицию исследователя, заметим, что согласно принципу комплементарности противоречивое взаимодействие противоположностей разрешается не посредством их снятия, а на основе  сочетания, взаимодополнения, компромисса, в которых сочетаются черты прежних противоположностей. В качестве противоположностей можно рассматривать и такие интегральные составляющие образовательной деятельности как традиционные и интерактивные средства обучения. Может возникнуть вопрос: являются ли традиционные и интерактивные средства обучения противоположностями, если их использование подчинено общей цели – эффективному формированию духовно-нравственных ценностей будущих специалистов органов внутренних дел? Вероятно, являются, т.к. включение  нетрадиционных (интерактивных) методов и средств в педагогические технологии в сочетании с традиционными может сопровождаться обострением противоречий, связанных с их использованием. Однако результаты их научно обоснованного, грамотного и детально продуманного использования позволяют с уверенностью утверждать, что использование интеративных методов и средств позитивно влияет на формирование и развитие духовно-нравственных ценностей будущих специалистов органов внутренних дел. Этот вывод, в частности, подтверждается результатами опытно-экспериментальной работы, проведенной в Воронежском институте МВД России на занятиях по физической подготовке.

В наиболее общем представлении интерактивные (inter – взаимный, act – действовать)  – это средства, позволяющие обеспечить постоянное, активное взаимодействие всех субъектов образовательной деятельности, в которой преподаватели и курсанты выступают как равноправные субъекты. В системе интерактивных средств в настоящее время приоритетное значение приобретают специальные программные и технические средства (кино-, аудио- и видеосредства, компьютеры, проекторы, интерактивные доски и др.), которые используются для представления информации и совместной работы с ней. Интерактивные средства имеют серьезные преимущества в сравнении с традиционными, т.к. обеспечивают вовлеченность в процесс обучения всех присутствующих на занятии курсантов, обмен знаниями и мнениями, идеями, способами деятельности. Их использование повышает и познавательную активность каждого, стимулирует кооперацию и сотрудничество курсантов для поиска ответов на вопросы, поставленные преподавателем. Кроме того, в процессе их использования развивается диалоговое общение, ведущее к взаимопониманию, развивающее толерантность и рефлексию.

На занятиях по физической подготовке в рамках разработанной интерактивной технологии использовались: моторизированный экран, мультимедийный проектор, системы озвучивания и затемнения зала, камера видеонаблюдения. Ключевым звеном в ряду интерактивных средств стал ноутбук, на который была установлена специальная программа, позволяющая записывать, обрабатывать и оперативно монтировать отснятый материал. Видеозаписи, сделанные в процессе проведения занятия по физической подготовке, активно обсуждались курсантами, а преподаватель участвовал в них в качестве равноправного субъекта. Курсантам была представлена возможность детально изучать технику двигательного действия, увидеть себя со стороны в процессе ее исполнения на основе использования функции «покадровое движение», лучше усвоить сложно-координационную технику (например, технику, осваиваемую в теме «Броски» раздела «Боевые приемы борьбы»).

Но не только приобретение устойчивых навыков, необходимых сотруднику полиции в аспекте формирования его физической культуры, становится результатом использования интерактивных средств на занятиях по физической подготовке. Педагогическая диагностика, осуществленная в процессе проведения опытно-экспериментальной работы на различных ее этапах, показала, что по всем диагностируемым показателям установленных критериев в экспериментальных группах уровни сформированности духовно-нравственных ценностей будущих специалистов существенно превышают аналогичные уровни контрольных групп. Так, по результатам педагогической диагностики, проведенной в 2013-2014 учебном году, на среднем уровне сформированности духовно-нравственных ценностей в контрольной группе находилось 57, а в экспериментальной группе – 39 процентов курсантов; при этом высокого уровня сформированности достигли 43 процентов курсантов контрольной группы и 61 процентов курсантов экспериментальной. Результаты педагогической диагностики, проведенной по итогам применения интерактивных средств в 2014-2015 учебном году показали, что среднего уровня  сформированности духовно-нравственных ценностей в контрольной группе достигли 55 процентов, в экспериментальной – 31 процент; высокого – 45 процентов курсантов контрольной группы и 69 процентов курсантов экспериментальной группы.

Это позволяет нам с уверенностью утверждать, что использование интерактивных средств способствует формированию духовно-нравственных ценностей будущих специалистов органов внутренних дел и в целом их духовно-нравственному развитию.

Список литературы

  1. Антилогова Л.Н. Психологические факторы и механизмы развития нравственного сознания личности курсанта // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2001. № 1. С.62-64.
  2. Гинзбург М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии.1988.№2. С. 19-26.
  3. Духовно-нравственное воспитание молодежи: традиции и инновации: сб.науч.тр. / Воронежский государственный университет; под ред И.Ф. Бережной, С.В. Поповой. Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2015. 390 с.
  4. Неробеев А.Б. Педагогические условия духовно-нравственного воспитания курсантов военного вуза: дис. … канд.пед. наук: Кострома, 2006. – 190 с.
  5. Текст официального выступления на расширенном заседании коллегии МВД России 4 марта 2015 г. URL: https://mvd.ru/document/3172398 (дата обращения: 21.07.15).[schema type=»book» name=»ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ КУРСАНТОВ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ» description=»Исследование, результаты которого нашли отражение в публикации, имеет целью обоснование возможностей повышения эффективности формирования духовно-нравственных ценностей курсантов образовательных организаций МВД России с использованием интерактивных средств. » author=»Мещерякова Елена Ивановна, Груздев Геннадий Иванович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot gacor slot demo slot gacor 2023 slot demo slot demo slot deposit pulsa slot demo data macau data hk slot deposit pulsa slot demo slot demo slot demo link slot gacor slot slot gacor
404: Not Found