Номер части:
Журнал

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СТУДЕНТОВ-ЭКОНОМИСТОВ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:


Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Анотация:
Ключевые слова:                     
DOI:
Данные для цитирования: . ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СТУДЕНТОВ-ЭКОНОМИСТОВ // Евразийский Союз Ученых. Педагогические науки. ; ():-.





В образовательном процессе подготовки бакалавров по направлению «Экономика» будущие выпускники финансово-экономических вузов изучают довольно широкий перечень учебных дисциплин. При этом, с одной стороны, наблюдается расширение масштабов и углубление научного познания, находящие отражение в современных учебных программах, а, с другой стороны, этот процесс зачастую сопровождается усилением разобщенности и ослаблением связей между изучаемыми предметами, что в определенной степени ведет к снижению мотивации изучения непрофильных дисциплин.

Как показывает образовательная практика, обучаемые в наибольшей степени мотивированы на изучение дисциплин профессионального цикла, поэтому преподаватели этих дисциплин избавлены от необходимости поддержания у обучаемых высокого уровня мотивации. Для преподавателей гуманитарного и естественнонаучного циклов проблема формирования и поддержания мотивации у обучаемых является одной из ключевых.

Разрешение указанной проблемы, на наш взгляд, возможно, если содержание и структура дисциплин (профильных и непрофильных) будут формироваться на основе интегративного подхода.

Интегративное представление информации в силу ее сжатия, концентрации, обобщения выступает эффективным инструментом рационализации запоминания и понимания. Данный уровень обязывает рассматривать объекты и явления реальной действительности в их взаимосвязи и взаимообусловленности. В этих условиях кардинальным образом меняется взгляд на внутри- и межпредметные связи. В целом ряде случаев, например, математика должна стать не источником, а потребителем знаний, предложенных на занятиях по общепрофессиональным дисциплинам, опираться на представления, сформированные при изучении этих дисциплин.

В частности, изучение иностранного языка  в неязыковом вузе представляет собой в настоящее время одну из насущных проблем, трудности в которой на сегодняшний момент так и не удалось преодолеть. В вузах неязыкового профиля возможности иностранного языка как предмета, способствующего профессионально ориентированной деятельности обучающихся, не используются в должной мере. По опыту работы, недостатки подобного вида обучения иностранным языкам  особенно очевидны: у студентов не сформирован запрос  к изучению иностранного языка, они не видят перспектив практического применения иностранного языка в своей будущей профессиональной деятельности.

В повышении уровня мотивации  студентов к изучению иностранного языка существенную роль играют следующие аспекты:

  1. Интегративный, системный подход к обучению гуманитарных дисциплин. Необходимо наличие эффективной коммуникации между студентом и преподавателем иностранного языка, который должен преодолеть узкопрофессиональный подход к преподаванию иностранного языка и обеспечить на занятиях тесную взаимосвязь изучаемого материала с профессиональными аспектами профильных дисциплин неязыкового вуза.
  2. Большую роль играет личность преподавателя, который, в целях повышения мотивированности учащихся, должен стремиться быть всесторонне развитой, психологически зрелой личностью и владеть психолого-педагогическими приемами, обеспечивающими прочную обратную связь со студентами, уметь минимизировать психологические «помехи» в коммуникации. Жизнь требует от современного преподавателя инновационного поведения, то есть активного и систематического творчества в педагогической и образовательной деятельности.

Одним из эффективных способов реализации такого подхода  является практико-ориентированные учебные межпредметные задания. В частности, математический цикл наук в экономическом вузе дает студентам возможность овладеть универсальными логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Сформированность данных учебных навыков и умений  создает условия для применения их в изучении дисциплин гуманитарного цикла. Таким образом, в курсе иностранного языка учащиеся могут приложить полученный ими на занятиях точными науками «образовательный инструментарий» для решения новых задач.

Вторым важным фактором в изучении гуманитарных предметов может являться, безусловно, информатизация предметов гуманитарного цикла.  Применение студентами на занятиях по иностранному языку информационных образовательных технологий  дает дополнительные возможности для решения коммуникативных задач, учебных задач по аудированию, формированию диалогической речи, структурно-семантических навыков, умения ведения дискуссии на иностранном языке и овладения межкультурной компетенцией.

Дидактическая интеграция является одним из перспективных инновационных приемов, способных решить многие проблемы современного предметно-разобщенного профессионального образования. Представление о предметоцентризме не противостоит интеграции, а развитие системы профессионального образования не идет по пути ограничения или замены одного принципа другим. Процесс обучения происходит в границах отдельного предмета именно потому, что он представляет собой интегрированную систему. Предметоцентризм и интеграция — это два диалектически взаимосвязанных положения, обусловливающих друг друга. Практически предметоцентризм представляет собой внешнюю форму внутрипредметной интеграции. Современные тенденции развития системы профессионального образования предполагают использование дидактической интеграции в качестве одного из перспективных инновационных приемов, но при этом важно понимать, что этот процесс может и должен происходить не от предметно-целостного образования к интеграционному, а от внутрипредметной интеграции к межпредметной. Такой переход предполагает не замену, а дополнение одного положения другим. Процесс учебно-познавательной деятельности, таким образом, становится комплексным, системным, наиболее экологичным. При решении гуманитарных задач подобный интегративный, системный подход приводит к более комплексному, сложному поведению студента на занятии, создает нелинейную  образовательную траекторию,   « рассмотрение явлений с разных точек зрения может привести к различным и одинаково верным описаниям и пониманиям того, что считать важным в системе» [1] . Таким образом, с переходом к межпредметной интеграции в обучении учащиеся приобретают дополнительные ресурсы, которые помогают рассматривать любые образовательные задачи в рамках целостного холистического подхода.

При этом изучение дисциплин математического цикла призвано раскрыть не только содержание собственно математических знаний, но и установить тесные интегративные связи с дисциплинами профессионального цикла, особенно с теми, изучение которых сопровождается решением профессионально-ориентированных задач с использованием наукоёмких экономико-математических моделей и методов.

Изучение же дисциплин гуманитарного цикла, в частности, иностранных языков призвано  эффективно использовать полученные на занятиях по дисциплинами профессионального цикла умения и навыки, проектной и исследовательской деятельности, обеспечить применение этих знаний при работе с информацией на занятиях по иностранному языку, выработать у учащегося универсальные стратегии и приемы полноценной учебно-познавательной деятельности, которые, благодаря интегративному и метапредметному характеру обучения, «научат учиться» и предметам гуманитарного цикла.

Дидактическая эффективность ряда учебных дисциплин математического цикла для экономистов (в частности, таких дисциплин, как «Линейная алгебра», «Математический анализ», «Теория вероятностей и математическая статистика», «Статистика», «Эконометрика», «Теория игр») и дисциплин гуманитарного цикла (в  том числе, «Иностранный язык. Основной курс», «Деловой иностранный язык», «Второй иностранный язык», «Культура речи») может быть повышена путем внедрения в образовательный процесс инновационных методов обучения, отличных от традиционных форм обучения, которые, в основном, направлены на механическое запоминание информации. Традиционные формы обучения должны дополняться новыми инновационными технологиями, разработанными в соответствии с интерактивными формами обучения, что позволит повысить качественный уровень подготовки студентов, поддерживая и направляя их интеллектуальный потенциал. Одной из таких технологий, на наш взгляд, является технология компьютерного моделирования, которая позволяет органично синтезировать знания по экономике, математике, информационным технологиям, иностранному языку и обладает значительным дидактическим потенциалом в формировании информационно-аналитической компетентности студентов финансово-экономических вузов.

Особенность информационно-аналитических технологий обучения состоит в том, что наряду с информационной составляющей в них доминирующую роль играет математическая составляющая, которая является ключевой компонентой инструментальных методов решения сложных аналитических задач экономического характера. Таким образом, информационно-аналитические технологии обучения в образовательном процессе студентов-экономистов реализуют парадигму интегративного обучения, проявляющегося в тезисе «математика помогает экономике, информатика, иностранный язык (английский) помогают математике».

Проектирование информационно-аналитических технологий обучения студентов-экономистов подчиняется общим принципам проектирования компьютерных систем учебного назначения, основополагающими из которых являются: принцип целостности; принцип воспроизводимости; принцип нелинейности педагогических структур; принцип адаптации процесса обучения к личности обучаемого; принцип потенциальной избыточности информации [2].

Наряду с общими принципами проектирования компьютерных систем учебного назначения, процессу дидактического проектирования информационно-аналитических технологий присущи специфические черты, среди которых можно выделить следующие:

  1. априорная дидактическая система информационно-аналитической подготовки специалистов экономического профиля должна ориентироваться на концептуальную модель научно-методического аппарата решения профессионально-ориентированных экономических задач (ПОЭЗ);
  2. элементы реальной дидактической системы информационно-аналитической подготовки специалистов экономического профиля должны соответствовать способам, методам и моделям обработки экономической информации, доминирующим в профессиональной деятельности;
  3. процесс построения и анализа однотипных моделей экономических систем должен основываться на общих методологических подходах и принципах;
  4. используемое учебно-методическое программное обеспечение должно быть ориентировано на обучаемых, не имеющих специальной математической подготовки, главной задачей которых является понимание только основополагающих идей и принципов, реализованных в изучаемых экономико-математических моделях и методах.

Таким образом, одним из начальных этапов дидактического проектирования системы информационно-аналитической подготовки специалистов экономического профиля является построение концептуальной модели научно-методического аппарата решения профессионально-ориентированных экономических задач [3]. Исходя из логики проектирования, построение такой модели должно начинаться с выявления существенных признаков ПОЭЗ, на основании которых они могли бы быть классифицированы и тем самым определены опорные направления для синтеза самой модели. Принимая во главу тот факт, что научно-методический аппарат решения ПОЭЗ является формальной конструкцией, особое внимание было обращено на формальные признаки профессионально-ориентированных экономических задач. Наиболее конструктивными формальными признаками ПОЭЗ, являются, на наш взгляд, признаки, сложившиеся в современной теории принятия решений.

Список литературы:

  1. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика:. — М.: Изд-во УНЦ ДО, 2010. – 222 c.
  2. 2.Трофимец Е.Н. Информационно-аналитические технологии обучения менеджеров в образовательных учреждениях России и за рубежом / Вестник Российского  университета  дружбы  народов.  Серия « Информатизация  образования». — 2010.-1. — С. 86-95.
  3. 3.Трофимец Е.Н. Концептуальная модель научно-методического аппарата решения профессионально-ориентированных экономических задач / Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». — 2009. — 4. — С. 107-117.[schema type=»book» name=»ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СТУДЕНТОВ-ЭКОНОМИСТОВ» description=» В статье рассматриваются методологические и дидактические основы межпредметных связей, обосновывается необходимость введения основополагающего принципа межпредметных связей в современную дидактику, ориентированную на личностно ориентированную педагогическую систему обучения.» author=»Волокобинский Михаил Юрьевич, Пилипчук Елена Дмитриевна, Трофимец Елена Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-11″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 6775

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх