Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

В последние годы в системе дошкольного и школьного образования произошли определенные перемены: внедряются Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой выпал раздел «нравственное воспитание». Между тем актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость.

Как указывает Л.Е. Никонова, понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа  [4].

Очень близко по содержанию к понятию «патриотизм» стоит понятие «гражданственность».

Патриотизм — любовь к Отечеству, к родной земле, к своей культурной среде [5].

Гражданственность — интегральное качество личности, позволяющее человеку ощущать себя гражданином того или иного государства, чувствовать свою принадлежность к Родине, к той стране, в которой он живет и трудится [5].

Ещё К.Д. Ушинский говорил, что высшая сфера патриотизма -гражданственность. Патриотизм гражданина должен вспыхивать ярким пламенем не только тогда, когда Отчизне грозит опасность. Он должен гореть ровным, светлым огнем при выполнении им повседневных обязанностей [3].

В то же время, в самом общем виде, патриотизм и гражданственность — два разных по своей природе, но в тоже время теснейшим образом взаимоувязанных феномена. Они проявляются как социальные характеристики лич­ности и социальных общностей и указывают на качество их социального раз­вития.

Патриотизм можно понимать как осознанную позицию принятия на се­бя ответственности не только за себя лично, но и за свою страну. Тогда как гражданственность понимается в аналогичном ключе как принятие ответственности не только за себя лично, но и за себя как гражданина своей страны.

Вопросы воспитания молодого поколения  в духе любви к Родине и преданности Отечеству законопослушных граждан государства всегда стояли в центре внимания учёных на протяжении всей истории развития человечества. Великие философы, педагоги уделяли этому вопросу значительное внимание с древнейших времён.

В 40-50 гг. ХХ века появились исследования Е.И. Радиной и А.П. Усовой по патриотическому и интернациональному воспитанию детей. А.П. Усова указывала на необходимость воспитания любви к Родине с раннего детства. Она придавала большое значение народному творчеству в патриотическом воспитании дошкольников.

В 60-70 годах понятие патриотизма рассматривалось как составная часть понятия нравственности, но при этом главный акцент делался не на познание ребёнком своей страны, а чувственному её восприятию.

В 70-80 годах появились исследования, которые опирались на эмоциональную сферу ребёнка. В основу патриотического воспитания был положен механизм нравственного воспитания, предполагающий единство знаний, отношений, поведения.

Вопрос о содержании и методах патриотического воспитания дошкольников на примере формирования у них положительного отношения к Советской Армии был рассмотрен Л.И. Беляевой.

К концу ХХ века идеи патриотического воспитания освещаются в исследованиях Е.В. Бондаренко, З.В. Коваленко, М.П. Чумаковой и других. Так М.П. Чумакова отмечает, что для патриотизма характерны любовь к Отечеству, его культуре, традициям, социальная активность, направленная на укрепление экономической и политической мощи государства.

В своей работе С.А. Козлова отмечает, что чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять, преумножать богатство своей страны. Патриотизм проявляется не только в сложных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа. Также она отмечает, что важной составной частью работы по патриотическому воспитанию дошкольников является приобщение их к традициям и обычаям народа, страны, к искусству. Дети должны не только узнать о традициях, но участвовать в них, принимать их, привыкать к ним [3].

В педагогических исследованиях нет однозначного определения понятия «патриотизм». Некоторые учёные рассматривают патриотизм как нравственное чувство (В.В. Белоусова, Т.А. Ильина, И.Т. Огородников, Д.Н. Щербакова и др.), другие (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, В.Т. Есипов, Ф.Ф. Королёв, И.П. Тукаев и др.) определяют патриотизм как моральный принцип, третья группа исследователей относит патриотизм к нравственным качествам (И.С. Марьенко, Н.П. Егоров, Ю.П. Сокольникова, Р.А. Полуянова и др.).

Определяя патриотизм, как нравственное качество, Л.Р. Болотина включает в это понятие гордость за социальные и культурные достижения своей страны, уважение к историческому прошлому Родины и её традициям [4].

В пособии Н.В. Ипполитовой указывается, что содержание понятия «патриотизм» включает в себя следующие составляющие: любовь к Родине, к родным местам, родному языку; уважение к прошлому своей Родины, к традициям и обычаям своего народа, знание истории Родины; уважение к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимость к расовой и национальной неприязни и другие социально-политические аспекты [2].

Структуру понятия патриотизма предлагает Л.И. Божович. [4] Она выделяет ряд компонентов патриотизма:

1.Интеллектуальный компонент — характеризует знания, взгляды, убеждения человека.

2.Деятельностный компонент – активный характер патриотизма, проявляется в практической деятельности человека.

3.Волевой компонент – связан с высшими нравственными ценностями, человек действует осознанно, управляет своими поступками, преодолевая возникающие препятствия.

4.Потребностно-мотивационный компонент – объясняющий поведение человека, характеризует потребности, мотивы, интересы человека.

5.Эмоциональный компонент побуждает человека к дальнейшей деятельности, к преодолению препятствий на пути к поставленной цели. Это способствует формированию умений и навыков, необходимых для практической деятельности, и развитию чувств и мотивации более высокого уровня.

Данные компоненты, по мнению Л.И. Божович, тесно связаны и представляют собой единое целое, отсутствие одного компонента приводит к нарушению целостности структуры патриотизма.

Принимая во внимание данную структуру и содержание понятия «патриотизма» (предложенные И.В Блауберг, И.Е. Кравцовой, Л.Р. Болотиной), Н.В. Ипполитова в своей монографии даёт определение понятия «патриотическое воспитание» следующим образом: «Патриотическое воспитание – это процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленного на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения» [3].

Как отмечает в своих исследованиях Е.А. Казаева, анализ педагогической литературы по данной проблеме показывает, что, признавая патриотическое воспитание как необходимую составную часть воспитательной работы, разные ученые относят его к разным направлениям [2]. Некоторые ученые (Л.Р. Болотина, О.И. Павелко, Л.Ф. Спирин, П.В. Конаныхин и др.) рассматривают патриотическое воспитание как часть идейно-политического, другие, и их большинство, (В.В. Белоусова, Н.И. Болдырев, И.Е. Щуркова, И.Ф. Харламов, Т.И. Щукина и др.) – как часть нравственного воспитания, третьи (Т.А. Ильина, И.Т. Огородников и др.) выделяют его в самостоятельный раздел. На наш взгляд, вполне правомерна последняя точка зрения, что объективно обусловлено сущностью патриотизма и содержанием данного понятия. Кроме того, в условиях деполитизации системы образования в современном обществе идейно – политическое воспитание подрастающего поколения утратило прежнее значение и не выделяется в отдельный раздел воспитательной работы.

Таким образом, цель, задачи и содержание патриотического воспитания в современных условиях определяется с учётом его особенностей, обусловленных изменениями, происходящими в современном обществе. Цель данного процесса определяется, как воспитание убеждённого патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы, а воспитание такого патриота необходимо начинать с дошкольного детства.

 

Используемая литература:

  1. История дошкольной педагогики [Текст]/ под ред. Л.Н. Литвина. – М.: Просвещение, 1989. – 352 с.
  2. Казаева, Е. Гражданственность как интегративное качество личности [Текст] / Е. Казаева //Дошкольное воспитание. – 2005. — №5. – С. 85-88.
  3. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст] /С.А. Козлова. – М.: Академия, 1998. – 160с.
  4. Никонова, Л.Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Л.Е. Никонова. – Мн.: Народная асвета, 1991. – 117 с.
  5. Педагогический энциклопедический словарь [Текст]. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003. – С. 185[schema type=»book» name=»ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ» author=»Андреева Наталья Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-06″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot thailand slot gacor 2023 slot dana jendralsmaya slot dana slot server luar demo slot slot 4d slot terbaru slot gacor slot deposit pulsa slot terbaik slot thailand slot terbaru
404: Not Found