Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ВОЗМОЖНОСТИ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ВОЗМОЖНОСТИ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

В современных экономических условиях во всех сферах производства работодателями востребованы специалисты не только обладающие глубокими познаниями в профессиональной деятельности, но и способные быстро ориентироваться в стремительно возрастающем потоке информации, адаптироваться к изменяющимся условиям, а при необходимости изменить профиль своей деятельности. Поэтому в настоящее время подготовка студентов профессиональных образовательных учреждений ориентирована на развитие творческого потенциала и профессиональной мобильности выпускников, считаем что формирование исследователькой культуры позволит будущему специалисту реализовать себя в выбранной профессии.

В научной литературе широко освещены вопросы формирования культуры научно-исследовательского труда, построения идеальной модели научного исследования и научно-исследовательской деятельности, культуры труда исследователя.

Психологические и педагогические основы формирования учебно-исследовательской культуры обучающихся освещены в научных трудах Г.В.Макотровой [1, с. 23], И.В.Носаевой [2, с. 20], А.Л.Шиховой [3, с. 261]. Тем не менее, в трудах ученых отсутствует комплексное рассмотрение проблемы формирования исследовательской культуры студентов среднего профессионального образования в учебно-познавательной деятельности.

Проблема формирования исследовательской культуры студентов не является новой, так как психолого-педагогические подходы к исследовательской деятельности заложили уже  М.В.Ломоносов [4, с. 382]; Н.И.Новиков [5, с. 208] и др. В работах дидактов М.И.Махмутова [6, с. 288-291], И.Я.Лернера [7, с. 186], М.Н.Скаткина [8, с. 96] акцентируется внимание на том, что исследовательский метод является условием формирования интереса и потребности в творческой деятельности обучающихся.

В.И.Загвязинский, полагает, что «основами исследовательской культуры является определённая система ценностных ориентиров, знаний, умений и навыков, традиционных и инновационных подходов, способностей и личностных качеств, необходимых для успешного исследовательского поиска» [9, с. 96]. В.В.Краевский показывает, что «современный учитель должен выполнять не только образовательные и воспитательные функции, но и быть исследователем-специалистом. Ни знание самой педагогической науки, ни практический опыт не могут заменить специальной подготовки к новой профессии – научно-исследовательской, хотя и является необходимой предпосылкой для такой подготовки [10, с. 297–318]. И.Ф.Исаев  характеризует исследовательскую культуру как «интегративное качество личности, характеризующееся единством знаний целостной картины мира, умениями, навыками научного познания, ценностного отношения к его результатам и обеспечивающее её самоопределение и творческое саморазвитие» [11, с. 337]. В предъявляемой И.В.Носаевой модели исследовательской культуры личности выделяются четыре взаимосвязанных компонента: 1) знание о самой исследовательской деятельности; 2) мотивы и ценностные ориентации исследовательской деятельности; 3) исследовательские умения; 4) опыт исследовательской деятельности [7, с. 17].

Необходимой характеристикой современного специалиста в области образования является владение исследовательской культурой. Считаем, что   исследовательские умения необходимы современному студенту, чтобы эффективно реализоваться  в быстро меняющемся мире.

 Исследовательская культура является специфической формой познавательной активности студентов, в которой они не только усваивают данный изучаемый материал, но и  постоянно приобретают практический опыт планирования, организации, контроля и коррекции деятельности, имеющей проблемно-поисковый, исследовательский характер. Это, в свою очередь, означает, что исследовательская культура выражается не только в умениях применять научные знания для решения учебных задач, но и в способности определять средства и способы достижения познавательных целей, обосновывать и аргументировать полученные результаты.

Существуют разные формы исследовательской культуры: 1) высокая степень умений; 2) способ личностной самореализации (привычка, способ жизнедеятельности, увлечение); 3) некоторый итог саморазвития индивида; 4) форма проявления способностей и индивидуального стиля учебной деятельности.

Исследовательскую культуру характеризуют следующие параметры:

  • умение определять тему исследования;
  • умение использовать технику формулировки вопросов;
  • умение формулировать исследовательские гипотезы;
  • умение планировать исследование;
  • умение работать с книгой;
  • умение оформлять научно-исследовательскую работу;
  • навыки конспектирования и умение осуществлять планирование;
  • знание основ представления результатов исследования;
  • умение составлять план выступления;
  • умение структурировать исследовательскую работу;
  • умение использовать разнообразные информационные ресурсы для реализации целей исследования;
  • знание основ анализа и оценки исследовательской работы [12, с. 45].

Конечно, формирование исследовательской культуры человека — это длительный процесс.  Необходимо, чтобы образовательное пространство включало в себя практически все аспекты жизнедеятельности человека и создавало все необходимые условия для формирования исследовательской  культуры студентов.

В формировании исследовательской культуры  ученые выделяют следующие компоненты:

  1. Гносеологический, т.е. обеспечение базой специальных знаний о способах и источниках получения научной информации, технологии поисково-творческой деятельности, методиках научного исследования.
  2. Мотивационный, т.е. готовность и стремление студента к самостоятельной и исследовательской деятельности.
  3. Практически-действенный, т.е. овладение будущими специалистами исследовательскими умениями и навыками, которые обеспечивали бы рациональное и эффективное осуществление его профессиональной деятельности.

Процессу формирования исследовательской  культуры студенты учатся с самого начала вовлечения в учебный процесс. Проявляется это в осознании проблемы; умении выдвигать гипотезу; аргументированно ее защищать; самостоятельно работать с научной литературой; выступать с сообщениями, докладами, рефератами и научными исследованиями.

Как мы знаем, взаимодействие преподавателя и студента, связанное с выполнением исследовательской деятельности, реализуется в трех основных формах: руководство, обсуждение, консультирование. В них отражается переход от развернутого и последовательного сопровождения студента к свернутому и эпизодическому, предоставляющему ему возможность для проявления максимальной самостоятельности, активности и своеобразия при выполнении исследования.

Руководство обычно охватывает весь период и этапы исследования от обсуждения темы будущего исследования до обсуждения варианта выступления при защите выполненной работы.

Обсуждение как форма сопровождения предполагает относительно систематическое или эпизодическое отслеживание преподавателем хода и результатов исследования студента, предоставляя последнему достаточную самостоятельность в работе.

Консультирование предполагает максимальную самостоятельность и активность студента при проведении исследования и обращение к преподавателю на отдельных этапах работы и в отдельных ситуациях. Обращение преподавателя к различным формам взаимодействия со студентом способствует формированию у последнего индивидуальной исследовательской системы.

Так, формирование самостоятельности студента в учебной деятельности решается в ходе обучения частным задачам: умения слушать, записывать лекцию, самостоятельно работать с учебной и справочной литературой, интернет-источниками, обрабатывать, систематизировать полученный материал.

Формирование исследовательских умений обеспечивается в процессе обработки умений планировать исследование, подбирать адекватные задачам исследовательские методы, грамотно проводить качественный и количественный анализ экспериментальных данных, оформлять результаты исследования.

Следуя принципу последовательного усложнения работы студентов, можно использовать разнообразные типы самостоятельных разработок преподавателя по дисциплине:

I этап — учебно-исследовательская  работа студентов,  включает проведение несложных исследований в рамках определенного предмета. На этом этапе студенты приобретают один из важных навыков исследования – умение работать с первоисточником, самостоятельно находить и анализировать информацию.

II этап — написание реферата по предложенной преподавателем,  либо выбранной самим студентом тематике. Роль преподавателя определяется как консультативная. Студенты могут представить свой реферат на одном из занятий по  предмету, в своей группе, на другом отделении, в другой группе. Здесь усваиваются и закрепляются некоторые методы и подходы к исследованию, способы работы с литературой, приобретаются навыки оформления и публичной защиты [13,  с. 72].

В итоге последовательной организации исследовательской деятельности у студента складывается та личностная исследовательская система, которая способствует раскрытию его потенциала и возможностей, позволяет стимулировать студента к выполнению все более перспективных и масштабных исследований, осуществлять необходимое и достаточное для него сопровождение.

Далее студент учится методологии научного исследования, учится моделировать, анализировать полученные результаты. И как завершающий этап – это практическая реализация задач исследовательской деятельности: анализ полученных результатов, выводы, рекомендации.

Таким образом, весь   комплекс последовательной организации исследовательской деятельности помогает формированию у студента исследовательской  культуры, способствует созданию системы теоретических знаний и практических умений, позволяет формировать отношение к науке, как важнейшему средству диагностики, проектирования, прогнозирования и личного совершенства, что и  составляет профессиональную компетентность.

Список литературы:

1.Макотрова Г.В. Формирование учебно-исследовательской культуры учащихся гимназии. Текст.: автореф. дисс. к.п.н. / Г.В.Макотрова. Белгородский гос. ун-т. Белгород, 2001. — 23 с.

2.Носаева И.В. Педагогические условия формирования исследовательской культуры учащихся на начальном этапе образования. Текст.: автореф. дисс. к.п.н. \ И. В. Носаева. СПб., 2001. — 20 с.

3.Шихова А.Л. Развитие исследовательской культуры студентов среднего специального учебного заведения. Текст. : дис. канд: пед. наук. \ А.Л.Шихова. Киров, 2007. — 261 с.

4.Ломоносов М.В. Для пользы общества. Текст. / М.В.Ломоносов; состав, и авт. предисл. А.С. Елеонская. М.: Советская Россия, 1990. — 382 с.

5.Новиков А.М. Основание педагогики /Пособие для авторов учебников и преподавателей. Текст. / А. М. Новиков. М.:, 2010. — 208 с.

6.Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. Текст./ М.И.Махмутов. М.: Педагогика, 1975. — 288-291 с.

7.Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. Текст. / И.Я.Лернер. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.

8.Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. Текст. / М.Н.Скаткин. 2 -е изд. М.: Педагогика, 1984. — 96 с.

9.Загвязинскиий В.И. Учитель как исследователь. М.: Знание, 1980.-96с.

10.Краевский В.В. Преподавание как творческая деятельность учителя // Дидактика средней школы / под ред. М.Н. Снаткина. М.:Просвещение, 1982. – 297–318 с.

11.Исаева З.А. Формирование профессионально-исследовательской культуры педагога в системе университетского образования. Дисс…д.п.н. Алматы, 1997. – 337 с.

12.Грибанова О.С. Исследовательская работа студентов // Специалист.М.,2005. – № 4.- 45с.

13.Дуранов М.Е., Гостев А.Г. Исследовательский подход к профессионально педагогической деятельности. Челябинск, 1996. — 72с.[schema type=»book» name=»ВОЗМОЖНОСТИ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ » author=»Кусаметова Гульсум Кубжасаровна, Колганатова Мейрамгул Жумабеккызы» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-08″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]

Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot thailand slot terpercaya slot dana jendralsmaya slot maxwin slot server luar demo slot slot 4d slot terbaru slot gacor slot deposit pulsa dragonslot99 slot88 selotgacorku slot thailand slot terbaru data hk slot gacor
404: Not Found