Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

БОЕВЫЕ ТРАДИЦИЙ КАЗАХСКОГО НАРОДА КАК СРЕДСТВО ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . БОЕВЫЕ ТРАДИЦИЙ КАЗАХСКОГО НАРОДА КАК СРЕДСТВО ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Важнейшим условием существования любого государства является крепкое, стабильное гражданское общество, способное обеспечить национальную безопасность. Поэтому военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения, как  одна из важнейших и приоритетных целей государственной политики в любой области ее реализации, представляется на сегодняшний день объективной необходимостью и необходимым условием развития современного общества. Особенную тревогу вызывает то, что значительная часть молодежи допризывного и призывного возраста не удовлетворяет требования психической, физической и функциональной подготовленности, к службе в рядах Вооруженных Сил Республики Казахстан. За последние три года увеличилось количество граждан, освобожденных от призыва на военную службу, в связи с диагностированием у них алкоголизма и наркомании.

Размышляя о будущем поколении, Н.А.Назарбаев  выразил тревогу в связи с недостаточностью, нечеткостью в проведении воспитательной работы среди молодежи «в духе патриотизма, любви к Родине, к народу, к земле» [5,с.2].

Проблемы военно-патриотического воспитания изучались казахстанскими учеными (С.С.Таулановым, А.Н.Минжановым, Б.А.Тойлыбаевым, У.К.Санабаевым, С.Т.Иманбаевой, С.К.Нурмукашевой и др.).

Среди них наиболее значимой является диссертация С.Т.Иманбаевой, в которой рассмотрены вопросы теории и практики патриотического воспитания. Особое внимание автор уделяет формированию казахстанского патриотизма, основанного на государственной идеологии нашей страны. Автором  предложено следующее определение: «военное воспитание» трактуется как формирование у воинов, офицеров высокого политического сознания, беззаветной преданности своей родине, добросовестное выполнение обязанностей, верность и бдительность, готовность к боевым действиям, настойчивость и мужество в военной службе, а «военно-патриотическое воспитание рассматривается как отрасль воспитания,  формирующая готовность к защите Отечества и патриотические чувства. В результате военно-патриотического воспитания молодежь учится защите чести и достоинства, свободы, суверенитета Отечества, с честью несет героические традиции Вооруженных Сил»[3, с. 38-39].

Роль и значение боевых традиций в этом процессе трудно переоценить. Боевые традиции изначально были органичной частью военно-патриотического воспитания, формирующего высокие морально-волевые, психологические и физические качества подрастающего поколения. Проблема военно-патриотического воспитания школьников как будущих защитников Отечества на основе боевых традиций приобретает особую значимость также и по той причине, что в военно-патриотическом воспитании школьников, как отмечает С.К.Нурмукашева, имели место «игнорирование культурно-исторического и героического наследия и традиции казахского народа …догматизация и формализация содержания, форм, средств военно-патриотического воспитания, преобладание информационно-словесных методов учебно-воспитательной работы, сокращение сферы личностно-деятельностного участия в патриотической работе» [6, с.11].

В работе К.Н. Менлибаева раскрыты главные направления и принципы общеказахстанского патриотического воспитания в современных условиях, раскрыты механизмы воздействия национальных традиций на людей, а также причины, определяющие национальные виды спорта как традицию[4].

В ходе исследования опираясь на ценный фактический материал для педагогической интерпретации в области истории (М.Козыбаев, А.Кузембайулы, Е.Абиль, К.Рыспаев, Е.Омаров, Л.С.Ахметова), филологии (М.Габдуллин, Р.Бердыкулов, М.Ауезов, Б.Момышулы); философии (Т.Габитов, А.К.Касабек, К.Н.Менлибаев, А.Нысанбаев); строительство Вооруженных Сил (М.К.Алтынбаев, А.К.Бакаев, Б.Момышулы, А.Тасбулатов, К.С.Серикбаев, Б.Тасбулатов и др.) нами уточнена сущность данного понятия под которым мы понимаем исторически сложившиеся в народе правила и нормы, обеспечивающие национальную безопасность, защиту независимости и территориальной целостности, а также разработана их классификация.

  1. Военное дело казахов: облавная охота – основа кочевой военной организации; специфика военного искусства кочевников;структура вооружения казахов (традиционный набор боевых средств «бес қару»: лук (садақ), сабля (қылыш), копье (найза), топор (айбалта), булава (күрзі); оружие дальних дистанций, предметы ближнего боя, огнестрельное оружие; традиционная казахская военная организация: военно-организационная структура, атрибуты кочевой военной системы; особенности военной тактики казахов — кочевников; военно-организационная модель; традиционные военные приемы; воинские своды, положения и правила военной тактики.

Исследователи (Б.Я.Владимирцев, С.М.Ахинжанов, А.А.Гордеев и др.) усматривают в проведении облавных охот кочевников прежде всего военные маневры (подготовка к боевым действиям, отработка тактических приемов). Триальная организация (правое, левое крыло и центр) традиционно присутствовало почти во всех крупных кочевых военно-патриотических образованиях Евразии.

Организация военной структуры создавалась по принципу сотни и тысячи,например, войске Аблай хана и в отряде Кенесары, в стане Амангельды Иманова. Именно такая структура при сильной центральной власти была эффективной и позволила войскам кочевников успешно вести активные войны.

Ценные сведения о военной тактикеи ведении боя древними и средневековыми кочевниками предсмтавилС.М.Ахинжанов: «Искусно заманивают неприятеля, чтобы охватить его: почему, завидев неприятеля, устремляется за корыстью подобно стае птиц» – пишет о хунну летописец. В ходе боя хунну старались вывести противника на открытое место и охватить его фланги  с целью окружения. Излюбленными приемами у хунну, как и у всех кочевников, было притворное бегство [1, с.87-90]. «При превосходных силах неприятеля они притворяются побежденными и, отступая, заманивают преследующее их войско неприятеля под удар заранее приготовленной засады, которая неожиданно атаковала его с двух сторон, так что противник оказывался под двойным или тройным ударом» [2, c.142-143].

У казахов – кочевников существовал целый ряд воинских сводов, положений и правил военной тактики – «Үлкен жарық соғысы», «Ошақ соғысы», «Ай қораланды соғысы», «Құйрық жеу соғысы», «Үрә соғысы» и т.д., передававшихся, как правило, устно от одного поколения батыров к другому.

В структуре военного вооружения казахов по степени применяемости использовался целый комплекс вооружение: оружия дальней дистанции (садақ, жебе), средней дистанции (найза), ударное оружие (күрзі, шоқпар, қамшы, құрық, сойыл), ударно-рубящее (балта), рубяще-колющее (қылыш, семсер, алдаспан, наркескен) и колюще-режущее (пышақ, кездік, селебе, сапы, қанжар).

2.Институт батыров — школа боевой подготовки и героизма беспримерные подвиги героев национально-освободительных войн, Великой Отечественной войны, миротворцев.

Героическую сущность института батыров определяет, прежде всего его функциональная нагрузка – защита рода, имени, народа, победа над силами зла, восстановление справедливости. Слово «батыр» означает «борец», «сильный», «герой», «бесстрашный», «храбрый». Батырство как военно-политический институт в кочевом обществе играл ведущую роль в военной организации.

Страшное время джунгарского нашествия вошло в историю казахского народа, как годы «Великого бедствия», в устных казахских преданиях именуемые «Ақтабан шұбырынды, Алқакөл-сұлама», что означает «в полном изнеможении от голода и усталости бросились за землю и пластом легли у озера Алакол.

Знакомство с историей национально-освободительных движений укрепляет моральный дух молодежи, способствует повышению их политической сознательности и социальной активности, формирует высшие патриотические чувства: любовь к Родине, гордость за ее героическое прошлое. В борьбе с джунгарами выдвинулась целая плеяда отважных батыров, полководческий талант которых проявился в решающих сражениях.

Разгром джунгаров, битва «Анрахай» на берегах Буланты и Белеуты в местности Кара-Сиыр, получившая впоследствии название «Қалмақ қырған»(«место гибели калмаков»), победоносные походы за свою независимость и национальную честь, также служат мощным воспитательным средством.

Великая освободительная война, длившаяся 35 лет (1723-1758 г.г.), — славная летопись патриотизма казахского народа, славная военная история казахского народа, олицетворяющая героические подвиги его сынов, их беззаветную преданность Отечеству, формирует у молодежи высокие идейные, морально-политические, психологические и нравственные качества.

3.Героический эпос — хранитель традиции военного искусства казахского народа.  В героических эпосах «Алпамыс батыр», «Қобланды», «Ер Тарғын», «Ер Сайын», «Қамбар», «Ер Қосай», «Ер Көкше», цикле сказаний «Қырық батыр», «Өтеген батыр» отражены подвиги сынов народа, их воля к победе, повествуется в художественной форме о переломных моментах эпохи, о героизме народа, защищавшего родную землю, его думах и чаяниях, многовековой борьбе за национальное единство и территориальную целостность.

Военно-патриотические представления выработанное народными массами на протяжении тысячелетий в героическом эпосе, дают нам возможность сопоставить уровень мышления наших предков по вопросам морально-волевых качеств с современностью, проследить преемственные связи и развитие патриотизма и воинской доблести, верности, любви к Родине. «Туған жердей жер болмас,  туған елдей ел болмас»(Нет земли ближе родной земли, нет народа — родней чем родной), «туған ел қыдырың, туған жер тұғырың»(Родная страна — твое счастье, родная земля — опора).

4.Массовый героизм казахского народа в национально-освободительных войнах. Подлинный патриотизм проявлялся в военной деятельности великих батыров. В борьбе с джунгарами выдвинулась целая плеяда отважных батыров, полководческий талант которых проявился в решающих сражениях. Это – Богембай, Кабанбай, Малайсары, Раимбек, шапыраштыНаурызбай, Баян, Исет, Койгельды, Байгозы, Жатай, Саурык, Самен и многие другие.

Впоследствии колонизации Казахстана Россией стихийно начались волнения шаруа. Их возглавили народные батыры С. Датулы, И Тайманулы и М.Утемисулы. Восстание казахского народа под предводительством великого полководца Кенесары против колониального режима царского самодержавия — самая яркая страница истории национально-освободительного движения.

Великая Отечественная война 1941-1945 годы явилась величайшим испытанием для народов Казахстана. 500 воинов-казахстанцев удостоены звания Героя Советского Союза, в том числе 103 казаха, среди награжденных орденами и медалями представители всех национальностей и народностей, из них 96 638 казахов. «Правда» в передовой статье за 6 февраля 1943 года писала: «Хорошо бьются казахи на фронте, хорошо работают для фронта их отцы, матери и жены в тылу. Казахстан могуче подпирает фронт всеми богатствами своей земли, всеми сокровищами своих гор».

Беспримерное мужество в первых боях с фашистами показали Б.Момышулы, летчики Н.Абдиров, Т.Бегельдинов, пулеометчики М.Маметова, К.Спатаев, снайпер А.Молдагулова и многие другие. Символом мужества и беззаветной верности Родине стал генерал И.В.Панфилов. У разъезда Дубосеково политрук В.Клочков произнес вошедшие в историю слова: «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва!». Этот бой стал известен всему миру.

Эстафетой мужества, примером для молодых защитников стали подвиги воинов-миротворцев А.Шахворостова, Е.Аликпарова, Р.Батырханова, К.Кудабаева. Кайрат Кудабаев был посмертно удостоен Указом Президента РК Ордена «Айбын» 1 степени и наград Вооруженных Сил США, Польши и Украины. Чуть позже капитана Кудабаева признали «Военным 2005 года».

  1. Народные военно-спортивные игры (детские военно-спортивные игры; конно-военно-спортивные игры).При характеристикие воспитательных возможностей казахских народных военно-спортивных игр, способствующих развитию физических, морально-волевых качеств, мы рассматриваем: детские военно-спортивные игры: жаяу кокпар — пеший кокпар, жаяу аударыспак – пеший аударыспак, тенге алу – поднимание монет, итеріспек – подталкивание, белбеутастау – бросать пояс; конно-военно-спортивные игры: алтын қабақ – золотая тыква, жамбы ату, күміс ату – стрельба из лука в серебрянный диск, «қыз қуу» (догнать девушку), аламан байга, кокпар.

      Военно-спортивным играм казахского народа присущи основные черты любой игры детей и молодежи. Но вместе с тем военно-спортивная игра имеет свои характерные признаки и особенности. К ним следует прежде всего отнести: наличие элементов героики и боевой романтики; ярко выраженную военно-прикладную направленность.  В играх с элементами единоборства развиваются сила, ловкость, выносливость.

Сущность боевых традиций казахского народа, где получили наиболее яркое отражение накопленный опыт военного искусства, мудрость и другие лучшие черты патриотизма казахского народа, проявляется в ее разнообразных функциях. По способам воздействия на реальную действительность личности можно выделить образовательную, воспитательную, развивающую, информационную, регулятивную, идеологическую, эстетическую функции

Познавательная функция заключается в целенаправленных военно-исторических, воспитательных сведениях в области военного дела, традиционной казахской военной организации, военной тактики, устно-поэтического творчества, как хранителя традиций военного искусства, а также народных военно-спортивных игр.

Воспитательная функция боевых традиций казахского народа представляет собой результат формирования морально-волевых и физических качеств молодежи. Лучшие образцы боевых традиций, личный пример народных батыров играют большую роль в воспитании воли,  к основным качествам которой относятся целеустремленность, смелость, решительность. Идейная направленность боевых традиций способствует формированию убежденности, беспредельной преданности Родине, личной ответственности за судьбу Отечества и готовности защитить ее интересы, обеспечить безопасность государства.

Развивающие функции боевых традиций находят свое выражение в развитии познавательных процессов, таких, как восприятие, воображение, мышление. Боевые традиции имеют огромное значение в развитии выносливости, ловкости, силы и быстроты, овладения практическими навыками в беге, прыжках, метании, езде на лошади и др.

Регулятивная функция боевых традиций в военно-патриотическом воспитании старшеклассников проявляется в убеждениях, взглядах, заложенных в содержании военного дела, в устно-поэтическом творчестве, в военно-спортивных играх. Боевые традиции находят свое выражение в отношениях личности к военной службе, прежде всего в дисциплинированности молодежи.

Идеологическая функция находит свое выражение в главных свойствах личности: целях, мотивах, поведении, потребностях, интересах и мировоззрении военруков. Благодаря идеологической функции боевые традиции способствуют формированию взглядов, убеждений, чувства долга перед Родиной, казахстанского  патриотизма, чести и достоинства, личной ответственности за защиту Отечества, высокой бдительности, активизации героико-патриотической деятельности.

Таким образом, в формировании идейно-политических, морально-волевых, психологических, физических качеств личности ведущая роль принадлежит боевым традициям казахского народа, которые составляют неотъемлемую часть военно-патриотического воспитания и выступают одним из ведущих средств подготовки подрастающего поколения к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов суверенного государства.

Список литературы

  1. 1.Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. Алма-Ата, 1989. -255 с.
  2. 2. Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М.; Л., 1950. Т. 1.-392 с.
  3. 3.Иманбаева С.Т.Автореферат дисс.  …докт.пед.наук. — Караганда, 1995. – 24 с.
  4. 4. Менлибаев К.Н Роль национальных традиций в патриотическом воспитании молодежи (по материалам конкретно-социологических исследований молодежи РК): Автореферат дисс. …канд.фил.наук. — Караганда, 1995. – 24 с.
  5. 5. Назарбаев Н.А. Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства.kz/rus/article/2299544
  6. 6.НурмукашеваС.К.  Развитие военно-патриотического воспитания старшеклассников в школах Казахстана/1960-1965гг./ Автореферат дисс. …канд.пед.наук.-Алматы, 1993. — 32 с.[schema type=»book» name=»БОЕВЫЕ ТРАДИЦИЙ КАЗАХСКОГО НАРОДА КАК СРЕДСТВО ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ» author=»Сочин Сергей Анатольевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-13″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot jendralmaya Slot slot gacor 2023 slot demo slot demo slot deposit pulsa slot demo slot demo slot slot deposit pulsa slot data hk data sgp data sdy data macau slot demo slot gacor slot gacor casino online slot dana sbobet https://kebudayaan.disdikbud.kaltimprov.go.id/slot-gacor-terpercaya/ https://perizinanonline.depok.go.id/data/slot-gacor/ https://perizinanonline.depok.go.id/assets/slot88/
404: Not Found