Номер части:
Журнал

БОЕВЫЕ ТРАДИЦИЙ КАЗАХСКОГО НАРОДА КАК СРЕДСТВО ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:


DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Анотация:
Ключевые слова:                     
Данные для цитирования: . БОЕВЫЕ ТРАДИЦИЙ КАЗАХСКОГО НАРОДА КАК СРЕДСТВО ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ // Евразийский Союз Ученых. Педагогические науки. ; ():-.





Важнейшим условием существования любого государства является крепкое, стабильное гражданское общество, способное обеспечить национальную безопасность. Поэтому военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения, как  одна из важнейших и приоритетных целей государственной политики в любой области ее реализации, представляется на сегодняшний день объективной необходимостью и необходимым условием развития современного общества. Особенную тревогу вызывает то, что значительная часть молодежи допризывного и призывного возраста не удовлетворяет требования психической, физической и функциональной подготовленности, к службе в рядах Вооруженных Сил Республики Казахстан. За последние три года увеличилось количество граждан, освобожденных от призыва на военную службу, в связи с диагностированием у них алкоголизма и наркомании.

Размышляя о будущем поколении, Н.А.Назарбаев  выразил тревогу в связи с недостаточностью, нечеткостью в проведении воспитательной работы среди молодежи «в духе патриотизма, любви к Родине, к народу, к земле» [5,с.2].

Проблемы военно-патриотического воспитания изучались казахстанскими учеными (С.С.Таулановым, А.Н.Минжановым, Б.А.Тойлыбаевым, У.К.Санабаевым, С.Т.Иманбаевой, С.К.Нурмукашевой и др.).

Среди них наиболее значимой является диссертация С.Т.Иманбаевой, в которой рассмотрены вопросы теории и практики патриотического воспитания. Особое внимание автор уделяет формированию казахстанского патриотизма, основанного на государственной идеологии нашей страны. Автором  предложено следующее определение: «военное воспитание» трактуется как формирование у воинов, офицеров высокого политического сознания, беззаветной преданности своей родине, добросовестное выполнение обязанностей, верность и бдительность, готовность к боевым действиям, настойчивость и мужество в военной службе, а «военно-патриотическое воспитание рассматривается как отрасль воспитания,  формирующая готовность к защите Отечества и патриотические чувства. В результате военно-патриотического воспитания молодежь учится защите чести и достоинства, свободы, суверенитета Отечества, с честью несет героические традиции Вооруженных Сил»[3, с. 38-39].

Роль и значение боевых традиций в этом процессе трудно переоценить. Боевые традиции изначально были органичной частью военно-патриотического воспитания, формирующего высокие морально-волевые, психологические и физические качества подрастающего поколения. Проблема военно-патриотического воспитания школьников как будущих защитников Отечества на основе боевых традиций приобретает особую значимость также и по той причине, что в военно-патриотическом воспитании школьников, как отмечает С.К.Нурмукашева, имели место «игнорирование культурно-исторического и героического наследия и традиции казахского народа …догматизация и формализация содержания, форм, средств военно-патриотического воспитания, преобладание информационно-словесных методов учебно-воспитательной работы, сокращение сферы личностно-деятельностного участия в патриотической работе» [6, с.11].

В работе К.Н. Менлибаева раскрыты главные направления и принципы общеказахстанского патриотического воспитания в современных условиях, раскрыты механизмы воздействия национальных традиций на людей, а также причины, определяющие национальные виды спорта как традицию[4].

В ходе исследования опираясь на ценный фактический материал для педагогической интерпретации в области истории (М.Козыбаев, А.Кузембайулы, Е.Абиль, К.Рыспаев, Е.Омаров, Л.С.Ахметова), филологии (М.Габдуллин, Р.Бердыкулов, М.Ауезов, Б.Момышулы); философии (Т.Габитов, А.К.Касабек, К.Н.Менлибаев, А.Нысанбаев); строительство Вооруженных Сил (М.К.Алтынбаев, А.К.Бакаев, Б.Момышулы, А.Тасбулатов, К.С.Серикбаев, Б.Тасбулатов и др.) нами уточнена сущность данного понятия под которым мы понимаем исторически сложившиеся в народе правила и нормы, обеспечивающие национальную безопасность, защиту независимости и территориальной целостности, а также разработана их классификация.

  1. Военное дело казахов: облавная охота – основа кочевой военной организации; специфика военного искусства кочевников;структура вооружения казахов (традиционный набор боевых средств «бес қару»: лук (садақ), сабля (қылыш), копье (найза), топор (айбалта), булава (күрзі); оружие дальних дистанций, предметы ближнего боя, огнестрельное оружие; традиционная казахская военная организация: военно-организационная структура, атрибуты кочевой военной системы; особенности военной тактики казахов — кочевников; военно-организационная модель; традиционные военные приемы; воинские своды, положения и правила военной тактики.

Исследователи (Б.Я.Владимирцев, С.М.Ахинжанов, А.А.Гордеев и др.) усматривают в проведении облавных охот кочевников прежде всего военные маневры (подготовка к боевым действиям, отработка тактических приемов). Триальная организация (правое, левое крыло и центр) традиционно присутствовало почти во всех крупных кочевых военно-патриотических образованиях Евразии.

Организация военной структуры создавалась по принципу сотни и тысячи,например, войске Аблай хана и в отряде Кенесары, в стане Амангельды Иманова. Именно такая структура при сильной центральной власти была эффективной и позволила войскам кочевников успешно вести активные войны.

Ценные сведения о военной тактикеи ведении боя древними и средневековыми кочевниками предсмтавилС.М.Ахинжанов: «Искусно заманивают неприятеля, чтобы охватить его: почему, завидев неприятеля, устремляется за корыстью подобно стае птиц» – пишет о хунну летописец. В ходе боя хунну старались вывести противника на открытое место и охватить его фланги  с целью окружения. Излюбленными приемами у хунну, как и у всех кочевников, было притворное бегство [1, с.87-90]. «При превосходных силах неприятеля они притворяются побежденными и, отступая, заманивают преследующее их войско неприятеля под удар заранее приготовленной засады, которая неожиданно атаковала его с двух сторон, так что противник оказывался под двойным или тройным ударом» [2, c.142-143].

У казахов – кочевников существовал целый ряд воинских сводов, положений и правил военной тактики – «Үлкен жарық соғысы», «Ошақ соғысы», «Ай қораланды соғысы», «Құйрық жеу соғысы», «Үрә соғысы» и т.д., передававшихся, как правило, устно от одного поколения батыров к другому.

В структуре военного вооружения казахов по степени применяемости использовался целый комплекс вооружение: оружия дальней дистанции (садақ, жебе), средней дистанции (найза), ударное оружие (күрзі, шоқпар, қамшы, құрық, сойыл), ударно-рубящее (балта), рубяще-колющее (қылыш, семсер, алдаспан, наркескен) и колюще-режущее (пышақ, кездік, селебе, сапы, қанжар).

2.Институт батыров — школа боевой подготовки и героизма беспримерные подвиги героев национально-освободительных войн, Великой Отечественной войны, миротворцев.

Героическую сущность института батыров определяет, прежде всего его функциональная нагрузка – защита рода, имени, народа, победа над силами зла, восстановление справедливости. Слово «батыр» означает «борец», «сильный», «герой», «бесстрашный», «храбрый». Батырство как военно-политический институт в кочевом обществе играл ведущую роль в военной организации.

Страшное время джунгарского нашествия вошло в историю казахского народа, как годы «Великого бедствия», в устных казахских преданиях именуемые «Ақтабан шұбырынды, Алқакөл-сұлама», что означает «в полном изнеможении от голода и усталости бросились за землю и пластом легли у озера Алакол.

Знакомство с историей национально-освободительных движений укрепляет моральный дух молодежи, способствует повышению их политической сознательности и социальной активности, формирует высшие патриотические чувства: любовь к Родине, гордость за ее героическое прошлое. В борьбе с джунгарами выдвинулась целая плеяда отважных батыров, полководческий талант которых проявился в решающих сражениях.

Разгром джунгаров, битва «Анрахай» на берегах Буланты и Белеуты в местности Кара-Сиыр, получившая впоследствии название «Қалмақ қырған»(«место гибели калмаков»), победоносные походы за свою независимость и национальную честь, также служат мощным воспитательным средством.

Великая освободительная война, длившаяся 35 лет (1723-1758 г.г.), — славная летопись патриотизма казахского народа, славная военная история казахского народа, олицетворяющая героические подвиги его сынов, их беззаветную преданность Отечеству, формирует у молодежи высокие идейные, морально-политические, психологические и нравственные качества.

3.Героический эпос — хранитель традиции военного искусства казахского народа.  В героических эпосах «Алпамыс батыр», «Қобланды», «Ер Тарғын», «Ер Сайын», «Қамбар», «Ер Қосай», «Ер Көкше», цикле сказаний «Қырық батыр», «Өтеген батыр» отражены подвиги сынов народа, их воля к победе, повествуется в художественной форме о переломных моментах эпохи, о героизме народа, защищавшего родную землю, его думах и чаяниях, многовековой борьбе за национальное единство и территориальную целостность.

Военно-патриотические представления выработанное народными массами на протяжении тысячелетий в героическом эпосе, дают нам возможность сопоставить уровень мышления наших предков по вопросам морально-волевых качеств с современностью, проследить преемственные связи и развитие патриотизма и воинской доблести, верности, любви к Родине. «Туған жердей жер болмас,  туған елдей ел болмас»(Нет земли ближе родной земли, нет народа — родней чем родной), «туған ел қыдырың, туған жер тұғырың»(Родная страна — твое счастье, родная земля — опора).

4.Массовый героизм казахского народа в национально-освободительных войнах. Подлинный патриотизм проявлялся в военной деятельности великих батыров. В борьбе с джунгарами выдвинулась целая плеяда отважных батыров, полководческий талант которых проявился в решающих сражениях. Это – Богембай, Кабанбай, Малайсары, Раимбек, шапыраштыНаурызбай, Баян, Исет, Койгельды, Байгозы, Жатай, Саурык, Самен и многие другие.

Впоследствии колонизации Казахстана Россией стихийно начались волнения шаруа. Их возглавили народные батыры С. Датулы, И Тайманулы и М.Утемисулы. Восстание казахского народа под предводительством великого полководца Кенесары против колониального режима царского самодержавия — самая яркая страница истории национально-освободительного движения.

Великая Отечественная война 1941-1945 годы явилась величайшим испытанием для народов Казахстана. 500 воинов-казахстанцев удостоены звания Героя Советского Союза, в том числе 103 казаха, среди награжденных орденами и медалями представители всех национальностей и народностей, из них 96 638 казахов. «Правда» в передовой статье за 6 февраля 1943 года писала: «Хорошо бьются казахи на фронте, хорошо работают для фронта их отцы, матери и жены в тылу. Казахстан могуче подпирает фронт всеми богатствами своей земли, всеми сокровищами своих гор».

Беспримерное мужество в первых боях с фашистами показали Б.Момышулы, летчики Н.Абдиров, Т.Бегельдинов, пулеометчики М.Маметова, К.Спатаев, снайпер А.Молдагулова и многие другие. Символом мужества и беззаветной верности Родине стал генерал И.В.Панфилов. У разъезда Дубосеково политрук В.Клочков произнес вошедшие в историю слова: «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва!». Этот бой стал известен всему миру.

Эстафетой мужества, примером для молодых защитников стали подвиги воинов-миротворцев А.Шахворостова, Е.Аликпарова, Р.Батырханова, К.Кудабаева. Кайрат Кудабаев был посмертно удостоен Указом Президента РК Ордена «Айбын» 1 степени и наград Вооруженных Сил США, Польши и Украины. Чуть позже капитана Кудабаева признали «Военным 2005 года».

  1. Народные военно-спортивные игры (детские военно-спортивные игры; конно-военно-спортивные игры).При характеристикие воспитательных возможностей казахских народных военно-спортивных игр, способствующих развитию физических, морально-волевых качеств, мы рассматриваем: детские военно-спортивные игры: жаяу кокпар — пеший кокпар, жаяу аударыспак – пеший аударыспак, тенге алу – поднимание монет, итеріспек – подталкивание, белбеутастау – бросать пояс; конно-военно-спортивные игры: алтын қабақ – золотая тыква, жамбы ату, күміс ату – стрельба из лука в серебрянный диск, «қыз қуу» (догнать девушку), аламан байга, кокпар.

      Военно-спортивным играм казахского народа присущи основные черты любой игры детей и молодежи. Но вместе с тем военно-спортивная игра имеет свои характерные признаки и особенности. К ним следует прежде всего отнести: наличие элементов героики и боевой романтики; ярко выраженную военно-прикладную направленность.  В играх с элементами единоборства развиваются сила, ловкость, выносливость.

Сущность боевых традиций казахского народа, где получили наиболее яркое отражение накопленный опыт военного искусства, мудрость и другие лучшие черты патриотизма казахского народа, проявляется в ее разнообразных функциях. По способам воздействия на реальную действительность личности можно выделить образовательную, воспитательную, развивающую, информационную, регулятивную, идеологическую, эстетическую функции

Познавательная функция заключается в целенаправленных военно-исторических, воспитательных сведениях в области военного дела, традиционной казахской военной организации, военной тактики, устно-поэтического творчества, как хранителя традиций военного искусства, а также народных военно-спортивных игр.

Воспитательная функция боевых традиций казахского народа представляет собой результат формирования морально-волевых и физических качеств молодежи. Лучшие образцы боевых традиций, личный пример народных батыров играют большую роль в воспитании воли,  к основным качествам которой относятся целеустремленность, смелость, решительность. Идейная направленность боевых традиций способствует формированию убежденности, беспредельной преданности Родине, личной ответственности за судьбу Отечества и готовности защитить ее интересы, обеспечить безопасность государства.

Развивающие функции боевых традиций находят свое выражение в развитии познавательных процессов, таких, как восприятие, воображение, мышление. Боевые традиции имеют огромное значение в развитии выносливости, ловкости, силы и быстроты, овладения практическими навыками в беге, прыжках, метании, езде на лошади и др.

Регулятивная функция боевых традиций в военно-патриотическом воспитании старшеклассников проявляется в убеждениях, взглядах, заложенных в содержании военного дела, в устно-поэтическом творчестве, в военно-спортивных играх. Боевые традиции находят свое выражение в отношениях личности к военной службе, прежде всего в дисциплинированности молодежи.

Идеологическая функция находит свое выражение в главных свойствах личности: целях, мотивах, поведении, потребностях, интересах и мировоззрении военруков. Благодаря идеологической функции боевые традиции способствуют формированию взглядов, убеждений, чувства долга перед Родиной, казахстанского  патриотизма, чести и достоинства, личной ответственности за защиту Отечества, высокой бдительности, активизации героико-патриотической деятельности.

Таким образом, в формировании идейно-политических, морально-волевых, психологических, физических качеств личности ведущая роль принадлежит боевым традициям казахского народа, которые составляют неотъемлемую часть военно-патриотического воспитания и выступают одним из ведущих средств подготовки подрастающего поколения к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов суверенного государства.

Список литературы

  1. 1.Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. Алма-Ата, 1989. -255 с.
  2. 2. Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М.; Л., 1950. Т. 1.-392 с.
  3. 3.Иманбаева С.Т.Автореферат дисс.  …докт.пед.наук. — Караганда, 1995. – 24 с.
  4. 4. Менлибаев К.Н Роль национальных традиций в патриотическом воспитании молодежи (по материалам конкретно-социологических исследований молодежи РК): Автореферат дисс. …канд.фил.наук. — Караганда, 1995. – 24 с.
  5. 5. Назарбаев Н.А. Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства.kz/rus/article/2299544
  6. 6.НурмукашеваС.К.  Развитие военно-патриотического воспитания старшеклассников в школах Казахстана/1960-1965гг./ Автореферат дисс. …канд.пед.наук.-Алматы, 1993. — 32 с.[schema type=»book» name=»БОЕВЫЕ ТРАДИЦИЙ КАЗАХСКОГО НАРОДА КАК СРЕДСТВО ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ» author=»Сочин Сергей Анатольевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-13″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 6778

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх