Номер части:
Журнал

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИКЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
Авторы:
DOI:


Для решения вышеназванных задач применялся анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме исследования; обобщение педагогического опыта, изучение нормативной базы, программной документации, методических пособий; эмпирические: педагогический эксперимент, включённое наблюдение, анкетирование, опрос, самооценка, рефлексивно-оценочные процедуры, анализ продуктов деятельности учащихся; статистические: ранжирование, качественный, количественный анализ результатов исследования.

Исследование проводилось на базе МОУ ИРМО «Хомутовская средняя общеобразовательная школа №2» Иркутского района Иркутской области. Муниципальное образовательное учреждение МОУ ИРМО  «Хомутовская средняя общеобразовательная школа № 2» расположена в селе Хомутово, микрорайона Барки.  Население Хомутово  составляет около 15 тысяч  жителей.

Протяженность села более 10 километров, Хомутово находится в 20 километрах от города Иркутска, главного образовательного центра области и района. Школа является социокультурным центром села. В своей деятельности школа опирается на конкретный социально — профессиональный состав родителей, общественности села. В социальном заказе родители ставят на первый план обеспечение подготовки учащихся для поступления в вузы, ссузы, творческое развитие детей, подготовку их к жизни в селе, в обществе, самоутверждение, самореализация  в условиях рыночной экономики.

Более 10 лет школа находится в режиме развития. В связи с возрастающей значимостью изучения иностранного языка в современном мире, социальным запросом родителей с одной стороны и падением интереса к его изучению со стороны учащихся с другой встал вопрос о поиске более продуктивных форм и методов в изучении языка, а также изменения стиля взаимодействия с ними.

Исходя из проблемно-ориентированного анализа и в соответствии с программой развития школы, МО учителей иностранного языка ставило перед собой цель: повышение качества обучения и воспитания учащихся на основе учёта и индивидуально-психологических особенностей, интересов и способностей учащихся. Для реализации данной цели были выдвинуты следующие задачи:

  1. применение в учебно-воспитательном процессе элементов инновационных технологий с учётом полимодальности восприятия в обучении;
  2. создание на уроках и во внеурочной деятельности более благоприятного психологического климата для учащихся с проблемами в обучении и общении;
  3. разработка плана мероприятий по работе со способными и одарёнными учащимися.

На данном этапе учителя прошли курсовую подготовку; преподавание иностранного языка стало обязательным со 2 класса с учётом деления на группы; на 2 и 3 ступенях обучения были выявлены одарённые и способные к языку учащиеся; совместно с психологом школы были разработаны индивидуальные технологические карты учёта полимодальности учащихся; для школьного компонента учебного плана учителями английского языка  также были разработаны и предложены элективные курсы для учащихся 6-7, 9-11 классов.

Целью следующего этапа было: становление системы обучения и воспитания на уроках английского языка и во внеурочной деятельности как образовательной среды для самоактуализации учащихся.

На втором этапе деятельности решались следующие задачи:

  1. совершенствование работы по применению инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе; введение диалогического стиля взаимодействия с учащимися; выстраивание субъект-субъектных взаимоотношений «учитель-ученик»;
  2. анализ возможностей созданной системы для личностного роста учащихся и педагогов;
  3. анализ возможностей учителей по реализации задачи эксперимента с акцентированием на личностные устремления учащихся, выстраивание педагогического взаимодействия на диалоговой основе в сотрудничестве с учащимися, опираясь на специфический потенциал иностранного языка.

На третьем этапе основной целью являлось развитие этой системы в плане создания условий для самоактуализации личности ученика.

Достижение цели велось через решение задач:

  1. совершенствование системы обучения и воспитания личности в процессе изучения иностранного языка через индивидуализацию и дифференциацию;
  2. разработка технологий, ориентирующих на самоактуализацию личности учащихся и способствующих развитию их творческих способностей;
  3. определение критериев успешности реализации эксперимента.

Эффективной работе по проведению эксперимента способствовал уровень подготовленности педагогов МО, их профессионализм, а также желание не останавливаться на достигнутом, постоянное самосовершенствование.

В школе английский язык преподают 4 педагога, с  высшей и первой квалификационной категорией, средним стажем 14 лет, имеющими высшее образование, окончившие  ИГПИИЯ  им. Хо Ши Мина в г. Иркутске.

Педагогами были выбраны следующие темы по самообразованию: «Самоактуализация личности учащихся средствами иностранного языка», «Изучение и применение на практике эффективных способов обучения говорению у учащихся – аудиалов», «Индивидуализация обучения при использовании инновационных (информационных) технологий», «Дифференцированный подход в обучении английскому языку».

Выбор тем осуществлялся педагогами не случайно. Они отражают систематическую работу по совершенствованию преподавания в свете гуманизации образования на основе личностно — центрированного подхода.

В свою очередь учителя работали над собой в плане повышения профессионального уровня. В течение трёх лет педагогами были пройдены курсы повышения квалификации по темам: «Общая и профессиональная культура учителя иностранного языка», «Новые технологии воспитательного процесса», «Курсы по переподготовке учителей английского языка IRKUTSK-INSETT», «Модернизация языкового образования: проблемы и перспективы в обучении английскому языку», «Программа Intel «Обучение для будущего», «Управление образовательным учреждением. Организация, внедрение методического обеспечения предпрофильного и профильного обучения», «Управление развитием образовательного учреждения», Магистратура ИГПУ по специальности «Педагогика», «Информационные технологии в образовательном процессе».

Перечисленные выше данные говорят о том, что в школе имеется необходимый потенциал для проведения экспериментальной работы, как со стороны педагогов, так и со стороны учащихся. Более того, совместная деятельность предполагает педагогическое взаимодействие на диалоговой основе, на основе взаимоуважения и сотрудничества. Это взаимодействие является взаимообогащающим, так как уровень профессионализма педагогов «растёт» вместе с уровнем их воспитанников.

На констатирующем этапе проводилось анкетирование учащихся и родителей с целью выявления их ожиданий  в отношении образовательных услуг и образовательной среды школы.

Анализ анкетирования родителей показал, что большинство из них осознают необходимость развития индивидуальных способностей ребят с целью успешного выбора жизненного пути в дальнейшей жизни. Родители также возлагают большие  надежды на школу. На вопрос, что должна дать ребёнку школа, ответы распределились следующим образом:

  1. подготовить в вуз
  2. подготовить к жизни
  3. научить общению
  4. укрепить здоровье
  5. сформировать независимость
  6. сориентировать на общечеловеческие ценности
  7. развить творческие способности
  8. выработать необходимые черты характера

Анализ опроса учащихся показал, что они заинтересованы в том, чтобы реализовать свой потенциал, они считают, что раскрытие способностей, поможет после окончания школы выбрать профессию, получать удовлетворение от своего труда.

Большая часть опрошенных (60%) отмечают, что коммуникативный характер иностранного языка  позволит им расширить свою эрудицию, будет способствовать получению новых знаний о жизни, культуре, традициях других стран и народов, а также поможет раскрытию собственных коммуникативных способностей.

Вместе с тем во время констатирующего эксперимента был проведёно тестирование на определение уровня самоактуализации учащихся в сооветствии с методикой САМОАЛ, анализ данных которого показал, что стремление учащихся к самоактуализации составляет 43%, что является показателем ниже среднего уровня, если сравнивать с таблицей (Табл. 4), приведённой в исследовании  М.Г.Голубчиковой [2, c. 23].

Таблица 4

Распределение показателей самоактуализации выпускников городских и сельских школ

Шкалы по вопроснику САМОАЛ Средний показатель самоактуализации (%)
Для выпускников городских школ Для выпускников сельских школ
1.Ориентация во времени 60,0 47,3
2.Ценности 60,1 54,2
3.Взгляд на природу человека 51,8 40,7
4.Потребность в познании 63,6 53,6
5.Креативность 58,9 55,3
6.Автономность 48,4 42,8
7.Спонтанность 49,6 37,4
8.Самопонимание 58,2 49,3
9.Аутосимпатия 54,5 37,6
10. Контактность 58,2 41,4
11.Гибкость в общении 56,4 46,4
Общий % 57,5 46,8

На втором этапе исследования учащиеся были условно распределены по группам: контрольная и экспериментальная. В состав экспериментальной группы вошли учащиеся тех классов, на базе которых проводился эксперимент по предпрофильной и профильной подготовке, апробация новых УМК, применение новых технологий в процессе обучения английскому языку. Был успешно использован опыт работы по использовании публицистического жанра в обучении иностранным языкам Васкиной Е.А. и повышению воспитательного потенциала урока [1, с. 6-7]. Уделялось особое внимание индивидуальным и групповым формам работы, а в плане создания комфортного психологического климата проводились тренинги и собеседования.

Собеседования с учителями показали, что педагоги считают  дифференцированный подход и индивидуализацию обучения, применение новых технологий, учёт индивидуально-психологических особенностей учеников теми условиями, которые обеспечат более эффективную самоактуализацию школьников и будут отвечать потребностям как детей, так и их родителей.

Исходя из результатов входной диагностики, были сформулированы новые задачи:

  1. Создать условия для развития способностей и склонностей учащихся, их коммуникативного потенциала, развития их творческих способностей.
  2. Способствовать становлению гуманистической образовательной среды, направленной на самоактуализацию личности ученика и учителя.

Список литературы:

  1. Васкина, Е. А. К вопросу об использовании публицистического жанра в обучении иностранным языкам. Современные концепции научных исследований [Текст]: материалы IV международной научно-практической конференции, ч. 10, г. Москва, 2014 г. – 168 с., С. 6-7.
  2. Голубчикова, М. Г. Проблема самоактуализации сельских школьников в условиях диффернцированного обучения / [Текст] // М. Г. Голубчикова — Иркутск: ИГПУ, 2005. — 160 с.
    АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИКЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    Written by: Андреева Наталия Петровна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 05/01/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)
    Available in: Ebook
Записи созданы 6767

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх