Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ: В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗА И ИНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ: В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗА И ИНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Развитие одаренных детей — основного интеллектуального и творческого потенциала страны — забота о развитии науки, технологий, культуры и социальной жизни России в будущем.

Осмысление процессов обучения и воспитания одаренных детей и подростков обусловлено социальными ожиданиями и потребностями педагогической науки. Каковы возможности образовательных организаций в создании условий для развития и самореализации одаренного ребенка?

В современной науке и практике довольно полно представлены исследования факторов личностного развития одаренных детей, их врожденных задатков, интересов и способностей, мотивации достижения, стремление к знаниям, познавательных потребностей. В исследованиях в рамках личностно-ориентированного и практико-ориентированного образования в условиях общеобразовательной школы и дополнительного образования описаны развивающие образовательные технологии, которые изменили отношение к этой категории учащихся; определена стратегия по созданию новой модели образования, способствующей разностороннему развитию каждого школьника. [1]

«Рабочая концепция одаренности», разработанная Д. Б. Богоявленской, В. Д. Шадриковым, А. В. Брушлинским, В. Н. Дружининым, В. С. Юркевич и др., отражает общую позицию ведущих отечественных специалистов в области психологии одаренности и дает единую теоретическую базу для решения ключевых проблем одаренности: определения одаренности, ее видов, путей идентификации и др.

Приоритетнымицелями обучения одаренных детей, выделенными в «Рабочей концепция одаренности», являются:

-развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей;

-создание условий для развития творческой личности;

-развитие индивидуальности одаренного ребенка;

-обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого

уровня, развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся.[2]

Сегодня в системе образования, как и в социально-экономическом развитии нашей страны в целом, происходят интеграционные процессы, объединяющие возможности школы и организаций дополнительного образования детей; муниципальной или региональной системы образования, создающие новые условия для развития детей. Одаренный ребенок может выбирать услуги, оказываемые другими типами образовательных организаций в своем районе, регионе.

Большим, но не реализованным в полной мере, потенциалом для поддержки, развития одаренных детей обладает система высшего образования. Традиции и формы образовательной деятельности высшей школы благоприятствуют развитию способностей и одаренности ребенка Педагогические работники высших учебных заведений имеют наиболее высокий уровень квалификации,компетентностив преподавании специальных и профильных дисциплин; углубленное содержание образования имеет академическую основу, чтопозитивно влияет на успешное развитие одаренного ребенка; одаренные дети и подросткиполучают возможность осваивать новые формы коллективного общения, вовлечения в сферу научных интересов, активного интеллектуального труда;

взаимодействие ВУЗа и школы,способствует развитию мотивации, формирует систему ценностей, т.к. интегрирует положительное влияние единого образовательного пространства на личность обучающихся.

В рамках исследования А.Д. Обутовой, А.И. Голикова, Д.У. Сапаловой рассмотрены теоретические и методические обоснования обеспечения сотрудничества ВУЗа и школы, которые стали основанием для разработки моделей взаимодействия учреждений общего и высшего образования, предложены различные направления сопровождения одаренных детей с учетом их склонностей.

Психолого-педагогическое сопровождение развития одаренности у детей и подростков предполагает выявление одаренности у детей и подростков; оказание психологической консультации посамопрезентации, самоанализу, самоконтролю, эффективной коммуникации и т.д.; создание психолого-педагогических условийуспешной социализации одаренных детей через реализацию различных проектов.

Методическое сопровождение формирования и развития профессиональных компетенций учителя по выявлению и развитию одаренности у детей и подростковпредполагает разработку, реализацию и апробирование учебно-методического комплекса для учителей по выявлению и развитию одаренности у школьников по математическому, физическому, гуманитарному направлениям; проведение обучающих семинаров, краткосрочных курсов, мастер-классов, конкурсов для учителей школ, методических олимпиад; организацию научно-методических лабораторий.

Психолого-педагогическое просвещение родителей в форме обучающих семинаров для родителей по раскрытию сущности одаренности детей и подростков; организация совместных летних школ для родителей и детей и т.п.

Дистанционное обучение предполагаетсоздание условий для развития и поддержки одаренности у учащихся образовательных учреждений, расположенных в труднодоступных и отдаленных местностях через возможности дистанционных технологий по математическому, физическому,гуманитарному профилям.

Сетевое взаимодействие: вуз — общественная организация — школа» обеспечивает условия эффективного взаимодействия университета и школ в области развития и поддержки одаренности у детей и подростков посредством деятельности общественной организации и может включать использование учебно-методических, научно-методических информационных ресурсов, организацию обучающих семинаров; мониторинг эффективности системы взаимодействия учреждений общего и высшего образования в области развития и поддержки одаренности у детей и подростков.

Модель «Вуз — Малая Академия — Школа» ориентирована на создание организационно-педагогических условий для выявления, поддержки и развития одаренности у детей и подростков путем организации интегрированной системы обучения на базе творческих мастерских, лабораторий, малых академий и ресурсных центров университетов; на разработку проектов взаимодействия учителей и преподавателей по творческому сопровождению развития и поддержки одаренности у детей и подростков, обеспечивающих реализацию программ на основе социального партнёрства. [3]

Особый интерес представляет опыт группы специалистов ЯГПУ им. К. Д. Ушинского и разработанная ими модель взаимодействия вуза и образовательных организаций по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на одаренных детей.

Цель взаимодействия: создание комплекса условий и средств, направленных на совершенствование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей в процессе взаимодействия вузов и учреждений общего образования.

Форма взаимодействия– Межрегиональный ресурсный центр по поддержке одаренных детей и подростков.

Направления взаимодействия:

  • выявление одаренных детей и мониторинг их развития, интеграция образовательных учреждений разных типов в работе с одаренными детьми,
  • непрерывное социально-педагогическое сопровождение одаренных детей и подростков,
  • организация подготовки педагогических кадров к работе с одаренными детьми,
  • обеспечение мотивационной поддержки работы с одаренными детьми, развитие техносферы научно-исследовательской, научно-технической, проектной, поисковой деятельности школьников,
  • научно-методическое и информационное обеспечение процесса выявления, поддержки и развития одаренных детей и подростков.[1]

Результатом реализации предлагаемой модели можно считать появление у одаренного ребенка профессионального интереса, профессиональное самоопределение, получение углубленных знаний, умений и навыков в избранном предмете деятельности, а также выбор учебного заведения для продолжения профессионального образования.

Поддержка одаренных детей в процессе взаимодействия вузов и образовательных организаций позволит создать новые условия для развития творческих способностей и научно-технического творчества молодежи, привлечения одаренных детей к научно-исследовательской деятельности и решения других проблем.

Литература

1.Модель взаимодействия вуза и образовательных учреждений в процессе поддержки одаренных детей и подростков [Текст] //Ярославский педагогический вестник.– 2011. – № 3. – Т. II (Психолого-педагогические науки). – С.191.

2.Рабочая концепция одаренности [Текст] /под ред. Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаева, А.В. Брушлинский, В.Н.Дружинин,И.И. Ильясов, И.В. Калиш,Н.С. Лейтес,А.М. Матюшкин, А.А. Мелик-Пашаев, В.И. Панов,Д.В. Ушаков,М.А. Холодная, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич. — М., 2003. –90с.[schema type=»book» name=»АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ: В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗА И ИНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ» description=»Обоснованы возможности вузов в оказании поддержки одаренным детям в условиях взаимодействия образовательных организаций. Представлены направления и формы поддержки одаренных детей и подростков.» author=»Федорова Елена Евгеньевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_28.02.2017_2(35)» ebook=»yes» ]

Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot thailand slot gacor 2023 slot dana jendralsmaya slot dana slot server luar demo slot slot deposit pulsa slot gacor slot terbaru
404: Not Found