Link slot gacor adalah pilihan unggulan untuk menikmatislot gacordengan fitur modern, RTP tinggi, dan kesempatan meraih maxwin setiap hari. Temukan keseruan bermainslot onlineserver Thailand yang terkenal stabil dan gacor di tahun 2025. Proses deposit instan memudahkan kamu menjajalslot qrisdengan RTP menguntungkan di IJP88. Saksikan juga serunyastreaming boladalam kualitas tinggi dan koneksi anti-lag di setiap pertandingan. Jangan lewatkan jugaslot gacor terbaruuntuk update game dan promo terkini dari situs terpercaya. Kamu juga bisa cobasitus slot gacordengan koleksi game lengkap dan RTP tinggi. Jangan lupa nikmati juga slot gacor maxwin yang bisa jadi pilihan utama di antara banyak situs populer. Untuk kemudahan transaksi, gunakan layananSlot Danasebagai metode deposit yang cepat dan aman. Coba juga berbagai slot demo gratis untuk latihan dan hiburan tanpa risiko.
МОРФО-ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЧВ В ЗОНЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ АЭРОПОРТОВ МОСКОВСКОГО РЕГИОНА | Евразийский Союз Ученых - публикация научных статей в ежемесячном научном журнале
Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

МОРФО-ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЧВ В ЗОНЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ АЭРОПОРТОВ МОСКОВСКОГО РЕГИОНА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . МОРФО-ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЧВ В ЗОНЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ АЭРОПОРТОВ МОСКОВСКОГО РЕГИОНА // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Науки о Земле. ; ():-.

В работе рассматриваются морфологические и генетические особенности почв в зонах воздействия аэропортов Московского региона, на примере «Домодедово», «Шереметьево» и «Чкаловский». Общая зона воздействия на почвенный покров этих аэропортов охватывает значительную по площади территорию (тысячи га). Она разделяется на две части: центральную зону или собственно территорию аэропорта и периферийную (буферную или санитарно-гигиеническую) зону, расположенную за пределами территории аэропорта.

В периферийной зоне воздействия преимущественно формируются  фоновые дерново-подзолистые почвы (Пд) естественного профиля под вторичным лесом и антропогенно-преобразованные почвы – агродерново-подзолистые (АПд), частично использующиеся в сельскохозяйственном производстве и в настоящее время.

Центральная зона – наиболее неоднородная по степени техногенного воздействия со сложным комплексом почв и почвоподобных образований. Она включает:

  1. Участки с депонированными (закрытыми) асфальтом и/или бетоном почвами, которые относятся к «экраноземам» [4, 10]. Как правило, экраноземы сформированы на антропогенно-поверхностно-преобразованных и реже естественных не нарушенных почвах с помощью отложения с поверхности насыпных техногенных субстратов. Экраноземы приурочены к взлетно-посадочным полосам, магистральным и рулежным дорожкам, стоянкам самолетов, перронам, терминалам, ангарам и другим подсобными помещениям. Они занимают наименьшую часть от общей площади аэропорта. Как отмечают авторы монографий «Почва. Город. Экология» и «Антропогенные почвы» экраноземы «…существенно уплотнены, в них меняются водный, тепловой и газовый режимы; микробиота функционирует в основном по анаэробному типу; не происходит поступления вещества извне…» [10, с.95; 4, с. 224]. Для экраноземов характерна высокая карбонатность, что «…способствует не только сдвигу величины рН в щелочную сторону, но и осаждению большого количества тяжелых металлов» [10, с.97 и 99].
  2. Участки с открытым (не депонированным) почвенным покровом. Занимают большую часть территории аэропорта, которую можно назвать общим термином, устоявшимся  со времен полевых аэродромов – «летное поле». Открытые почвы летного поля аэропорта объединяет единая экосистема, представленная травяным покрытием – зеленым газоном. Почвы летного поля существенно отличаются от депонированных, формируя в свою очередь техногенную «мозаику» почвенного покрова. Мозаика обусловлена механическими и химическими воздействиями на почвенный покров и представлена двумя группами почв: 1) техногенно-преобразованными с поверхностными трансформациями и 2) Пд почвами естественного профиля.

Происхождение техногенно-преобразованных почв связано со строительством взлетно-посадочных полос, магистральных и рулежных дорожек, летного поля вблизи депонированных почв путем формирования поверхностного насыпного органоминерального и/или органогенного слоя мощностью до 10-15 см, на котором после посева семян из районированных травосмесей образуется дерновый горизонт и зеленый газон.

Процессы механических трансформаций естественных почв дерново-подзолистого типа на территории летного поля аэропортов приводят в совокупности к формированию техногенно-преобразованных почв или группы техно-почв [4, с. 122]. В пределах группы техногенно-преобразованных почв «Следуя принципам «Классификации почв России», в случаях перемешивания природных и техногенных субстратов и аккумуляции могут быть выделены сложные подтипы турбированных и/или стратифицированных типов техно-почв» [там же с.123]. Исходя из этого тезиса, мы относим эти почвы к природным почвам с поверхностной механической трансформацией в пределах верхней 5-50 см толщи и предлагаем их называть технодерново-подзолистые почвы (ТПд).

Данный термин в полной мере отражает признаки техногенной трансформации (присутствует насыпной горизонт) и естественных почв (погребенный под насыпным горизонтом почвенный профиль с полным или усеченным набором генетических горизонтов). Техногенно-преобразованные почвы формируются рядом с депонированными, являясь их открытым продолжением «…с поверхностными механическими трансформациями» [4, с. 122]. Эта зона поверхностных механических трансформаций может составлять до сотни метров [1, 2].

Дерново-подзолистые и агродерново-подзолистые почвы зон воздействия аэропортов занимают в классификации почв четкую таксономическую ячейку,  обоснованы с генетических позиций и имеют характерные морфолого-диагностические параметры [8]. Выделенные нами технодерново-подзолистые почвы, напротив, не имеют четкой классификационной принадлежности к определенным таксонам природных и агрогенных почв. Их можно отнести как к техногенным поверхностным образованиям – ТПО, группе «квазиземы» [2, 8], так и к почвоподобным техногенным образованиям – ПТО [7], поскольку в них присутствуют признаки как тех, так и других почвоподобных образований.

Рассмотрим морфо-генетические особенности технодерново-подзолистых почв, их классификационное обоснование и выделение на территории аэропортов в качестве самостоятельной группы почв. Отнесение ТПд к техногенным поверхностным образованиям не обосновано по ряду причин. Техногенные поверхностные образования «…находясь на поверхности и, тем самым функционируя в экосистеме, не являются почвами в докучаевском смысле этого понятия, поскольку в них еще не сформировались генетические горизонты» [8, с. 274] и поэтому «…ТПО не могут быть предметом генетической почвенной классификации» [8].

Типичными ТПО являются «квазиземы», которые «…представляют собой гумусированные, внешне сходные с почвами, т.е. почвоподобные образования. Состоят из одного или нескольких слоев привнесенного гумусированного (часто материал гумусовых горизонтов) или минерально-органического плодородного материала, который подстилается не гумусированным или менее гумусированным минеральным субстратом, культурным слоем, городским мусором и пр.» [8, с. 275-276].

Технодерново-подзолистые почвы аэропортов при наличии диагностического насыпного гумусированного горизонта, формируются непосредственно на погребенной в неизмененном виде или срезанной естественной почве. В отличие от определения данного ТПО никакого культурного слоя, субстрата не почвенной природы или городского мусора в этих почвах под насыпным гумусированным горизонтом нет. Техногенная трансформация охватывает только поверхностную часть почв, оставляя неизменной срединные и глубинные горизонты природной Пд почвы.

Отнесение ТПд почв к почвоподобным техногенным образованиям также не корректно. ПТО подробно рассмотрены в работе [7] на примере футбольных полей России. В отличие от техногенных поверхностных образований они  представляют собой сконструированные почвенные профили. На срезанной до 50-80 см почве сформировано несколько минеральных горизонтов (слоев) разного состава, перекрытых как и ТПд гумусированным слоем. Отсюда можно сделать вывод, что технодерново-подзолистые почвы аэропортов, имеющие, как правило, один насыпной поверхностный гумусированный слой, не являются в полной мере сконструированными почвоподобными техногенными образованиями. В силу этого нет объективных оснований для включения ТПд почв в группу почвоподобных техногенных образований.

По периферии депонированных и ТПд почв летного поля расположены не измененные или малоизмененные механическими нарушениями профиля естественные Пд почвы, продолжением которых за пределами аэропорта являются те же самые почвы под лесом или АПд, приуроченные к пахотным и залежным сельскохозяйственным угодьям.

Таким образом, в зоне техногенного воздействия аэропортов можно выделить два тренда по степени трансформации почвенных профилей. Один из трендов, условно назовем его периферийный, охватывает буферную зону и территорию аэропорта с дерново-подзолистыми, агродерново-подзолистыми и технодерново-подзолистыми почвами. Второй тренд локальный, ограниченный территорией аэропорта с дерново-подзолистыми, тенодерново-подзолистыми и депонированными почвами.

Почвы буферной зоны воздействия хорошо изучены и в меньшей степени подвержены техногенным преобразованиям по сравнению с почвами территории аэропорта [1,2,5,9]. Они локально, в особенности агродерново-подзолистые почвы, загрязнены поллютантами, среди которых обнаруживаются аномалии тяжелых металлов, углеводородов, в частности бенз(а)пирена, нефтепродуктов и др., накопление которых связывают с разными факторами: аэрозольным загрязнением почв, воздействием транспорта и свалок твердых бытовых отходов, внесением удобрений, захоронением промышленных стоков и др. [3,5,6,9,11].

Депонированные и технодерново-подзолистые почвы центральной зоны аэропортов отличаются от почв периферийной зоны более сильными механическими и в особенности химическими трансформациями почвенных профилей. Механические трансформации почв создают в них геохимические барьеры, где происходит резкое уменьшение интенсивности миграции химических элементов. Это приводит к накоплению химических элементов и в целом поллютантов в концентрациях превышающих ПДК.

Список литературы:

  1. Белобров В.П., Голубев С.В., Журков Д.Д. Почвогрунты и зеленые газоны аэропорта «Домодедово» // Вестник МГПУ. – 2005. — №2. – С. 61-64.
  2. Белобров В.П., Замотаев И.В. Почвогрунты и зеленые газоны спортивных и технических сооружений. – М.: «ГЕОС», 2007. – 168 с.
  3. Белобров В.П., Гуськов А.Е., Петров А.А. Микроэлементный состав снеговой воды в зоне аэропортов Московского региона и его влияние на загрязнение почв // Проблемы региональной экологии. – 2014. — №2. – С. 28-32.
  4. Герасимова М.И., Строганова М.Н., Можарова Н.В., Прокофьева Т.В. Антропогенные почвы: генезис, география, рекультивация : учеб. пособие. Смоленск: Ойкумена, 2003. – 268 с.
  5. Голубев С.В., Белобров В.П. Техногенное загрязнение почв в зоне влияния аэропорта «Домодедово» // Агрохимический вестник. – 2007. -№ 5. – С. 26-28.
  6. Гуськов А.Е., Белобров В.П. Характер загрязнения почвогрунтов аэропортов Московского региона // Экология урбанизированных территорий. – 2014. — №2. – С. 81-86.
  7. Замотаев И.В., Белобров В.П., Дмитриева В.Т., Шевелев Д.Л. Технопедогенез на футбольных полях России. – М.: ООО «Медиа-ПРЕСС», 2012. – 264 с.
  8. Классификация и диагностика почв СССР. – М.: Колос, 1977. – 235 с.
  9. Лисовицкая О.В. Углеводородное загрязнение почв в условиях комплексного техногенного воздействия // Дисс…Канд. биол. наук / МГУ, факультет почвоведения. – М., 2008. – 142 с.
  10. Почва. Город. Экология. – М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1997. – 320 с.
  11. Почвы Московской области и их использование // Коллектив авторов, в 2-х томах. Т.1. М.: Почвенный институт им. В.В. Докучаева РАСХН. 2002. – 499 с.[schema type=»book» name=»МОРФО-ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЧВ В ЗОНЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ АЭРОПОРТОВ МОСКОВСКОГО РЕГИОНА» author=»Гуськов Александр Евгеньевич, Белобров Виктор Петрович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-02″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found