Экологическое образование сегодня становится дидактическим. Детям рассказывают в книгах, фильмах, компьютерных играх о вещах, которые они сами весьма редко ощущают сами. Речь идет о природе и тесном контакте с ней. Взрослые проверяют знание детей о том, что те «выучили». Конечно, в данном методе имеется рациональное зерно. Мир, который окружает ребенка слишком велик, чтобы изучить его практическим методом. Однако педагоги заметили, что в результате такого подхода дети условно понимают природные явления. Отсутствует реальное понимание окружающей природной среды. Предметы в учебных заведениях для детей представляют собой набор дисциплин – ботаника, зоология, география, астрономия и т.д. Это создает картину фрагментарного изучения среды, в котором живет молодое поколение.
Научная ориентация традиционного экологического образования стала определенным недостатком, потому что отдаляет учащихся от практики, от реальной жизни. Связь с природой можно восстановить только в контакте с самой природой. Знания, приобретенные на практике, более глубоки и могут стать в будущем основой для их практического применения в производстве.
Современная экологическая ситуация в мире характеризуется как кризис, проявляющийся в нарушении равновесия межу природой и человеком. Беспредел в нарушении законов природы можно исправить, только подняв экологическую культуру каждого человека на должную высоту.
Нельзя не согласиться с утверждением, что экологическое образование – это получение знаний об экологических закономерностях, позволяющих сократить ущерб живой природе в ходе хозяйственной деятельности людей. Любой человек, получивший хотя бы минимальное экологическое образование, способен организовать свои действия так, чтобы уменьшить или даже исключить этот ущерб. Неважно, чем он будет заниматься конкретно.
На сегодняшний день вопрос о воспитании экологической культуры стоит по-прежнему сверх остро. Наше стремление «покорить природу» отдалило нас от природы. Предназначением экологического образования является решение важной общественной проблемы, ориентированной на изменение мышления человека.
Необходимость экологического образования возникла еще в 1969 году, когда был опубликован отчет об экологической ситуации на планете. С того времени многие международные организации, в которые входили научные и политические авторитетные круги, поднимали вопрос об экологическом образовании. Совместными усилиями были сформулированы цели и задачи такого образования. И такого рода обращение было направлено во все правительства и партии, а также проектные и педагогические общества всех стран.
Были сформулированы содержание и обязанности экологического образования, которое:
— должно касаться каждой сферы и всех уровней образования;
— должно иметь целостный характер, распространяться на всю жизнь человека и отражать изменения, происходящие в мире;
— должно иметь характер межпредметный, а также способствовать формированию ощущения длительности процесса.
К особым задачам относятся: разъяснение, информирование, формирование экологических основ посредством накопления знаний и непосредственное участие в разрешении проблем.
Экологическое образование имеет целью:
— научить экологическим основам использования окружающей среды и способам ее охраны;
— побудить творческую, инновационную деятельность, ведущую к экономному использованию природных запасов и к их максимальной охране;
— привить чувства восприятия норм и экологических запретов;
— формировать навыки экологической культуры, а также чувства моральной и социальной ответственности за охрану природы;
— выработать умение межпредметного мышления и понимания, научить восприятию зависимости между состоянием окружающей среды и качеством жизни каждого индивидуума и целых сообществ;
— формировать навыки международной солидарности в деятельности по охране окружающей среды.
Вышеуказанные цели экологического образования можно достичь так называемым формальным путем — воспитание и обучение детей на всех этапах, начиная с дошкольного возраста, затем школьная молодежь, студенты высших учебных заведений, а также учителя и специалисты, связанные с деятельностью в области экологии, охраны окружающей среды.
Неформальным образованием можно назвать процесс индивидуального и группового самообучения молодежи и взрослых людей с помощью средств массовой информации.
Самые лучшие результаты формального экологического обучения показывает модель интегрирования. Она позволяет вводить базовые группы экологических понятий на разных учебных предметах, а затем расширять содержание этих понятий и переносить приобретенные знания и умения в новые ситуации.
Вышеупомянутые цели экологического образования могут быть достигнуты только благодаря экологическому формированию личности и его воспитанию.
Объективное знание о мире – это есть объем информации, который можно получить в процессе обучения. Нельзя теоретически научиться любить и заботиться о природе. Аксиома культуры — это принципы морали. Экологические навыки можно сформировать только в процессе воспитания. Формирование в этом процессе чувств, побуждений оказывают влияние на дальнейшие действия человека по отношению к окружающей среде. Воспитание и обучение должны формировать подходы к экологическим ценностям, чувство моральной ответственности за качество окружающей среды и здоровье людей.
У человека есть естественная потребность находиться рядом с природой, уважать природу и находить минутку расслабления в ней. Врожденная склонность его к заботе о природном окружении выглядит спонтанной. Однако в то же самое время мы видим эксплуатацию природы, отношение к ней как к противнику. Часто природа становится полигоном для выражения агрессии, злости. У одних и тех же групп людей могут присутствовать две противоположные тенденции, а вот которая из них будет доминирующей, зависит от эффективности экологического воспитания и образования главным образом в период детства и подрастания человека.
В государственном экологическом образовании осуществление соответствующей программы экологического обучения и воспитания является основным условием ее эффективности. Очень важным так же являются квалификация преподавателя, дидактическая база, деятельность институтов и организаций, помогающих в работе преподавателя. Справиться с этими требованиями может только педагог, имеющий соответствующую методическую подготовку, убежденный в необходимости экологического образования и воспитания.
Опытные педагоги утверждают, что самые лучшие результаты дают методы активного участия учеников в различного рода экспериментах, замерах и научных наблюдениях как в лабораториях, так и на природных площадках. Наиболее важными являются процессы и явления, которые происходят в естественной среде. Проведение занятий на природных площадках является для преподавателя трудным мероприятием, однако они дают больший эффект в усвоении знаний.
Неформальное экологическое образование также является важным элементом воспитания отношения к окружающей среде. Популярное изложение знаний о природных процессах, их влиянии на жизнь людей, а также знание об охране окружающей среды осуществляется посредством различных доступных экологических информационных источников. Ими являются средства массовой информации, специализированные журналы, непериодические издания, плакаты и т.п., собственные наблюдения, рассказы других людей, научная и научно-популярная информация (фильмы, отчеты, публикации, лекции), статистическая информация.
Одним из самых мощных источников являются средства массовой информации: телевидение, радио, ежедневные издания. Эффективность экологического образования зависит не только от количества информации, но и от ее качества и содержания.
Важная роль отводится экологическим журналам. В настоящее время практически не используются плакаты, листовки и другие визуальные формы пропаганды охраны окружающей среды.
Научная и научно-популярная информация направлена на узкий круг потребителей. Происходит это из-за того, что подобная информация не может быть воспринята без специальной подготовки. Такая информация требует обучения и соответствующего анализа. Более того, такая литература все еще находится «на обочине» государственной издательской деятельности.
Необходимо также изучить работу международных организаций в совершенствовании экологического образования в интересах устойчивого развития. Основное внимание уделять опыту функционирования системы экологического образования в других странах. Важной предпосылкой для успешного экологического образования является регулярный обмен опытом, например, сетевое взаимодействие между вузами, общественными организациями охраны природы и сохранению мира [5, с.68].
Эффективность современного образования в значительной степени зависит тесной взаимосвязи развитой системы передачи информации (учебников, книг, компьютерных программ, видеофильмов, телепередач, лекционных курсов и т.п.) и непосредственного тактильного контакта детей и молодежи с природой..
Важной является роль природных, ботанических и зоологических садов, дидактических природных троп, а также организация и проведение экологических конкурсов и олимпиад. Музеи так же являются неотъемлемым звеном в образовательной цепи.
Однако как бы ни были совершены лекционные материалы, интересны книги и учебники, реалистичны компьютерные игры и программы, красивы и красочны фильмы о природе, данный теоретический подход к экологическому образованию сведется к ограниченному знанию явлений, происходящих вокруг.
Непосредственная связь природы и теоретических знаний о ней ведет к успешному результату.
В этой связи можно эффективно использовать молодежный экологический туризм. Этот вид туризма является самым безвредным для окружающей среды, не приводит к истощению природных ресурсов, прививает бережное отношение к природе, а так же приносит огромную пользу здоровью человека [4, с.6].
Повышения качества формального и неформального экологического образования детей и молодежи в форме экологических проектов в наши дни не может осуществляться без финансовой поддержки, как отдельных лиц, так и учреждений, которые видят огромную необходимость охраны естественной окружающей среды.
Молодое поколение сейчас это поколение электронных гаджетов. Молодежь сегодня меньше «контактирует» с природой. Сохранность и защита окружающей среды понимается ею глобально и в меньшей степени связана с регионом проживания. Вот почему, непосредственный контакт с природой плюс теоретическое знание являются ключом к позитивному формированию экологического мировоззрения детей и молодежи.
Список литературы:
1. Вишняков, Я.Д. Университеты России в условиях кризиса национальной системы «кадры-образование» //Экология и промышленность России, 2011. – Апрель. – С. 62 – 65.
2. Ефремов, К. Теория и практика экологизации образования / Народное образование. – 2005. – №8. – С. 110-120.
3. Капитонов, Д.Ю. К вопросу об экологическом образовании / Н.Л. Прохорова //Сборник трудов международной научно-практической конференции «Экологическая безопасность региона», Брянск, 2012.- С.128-129
4. Радьков, А.В. Государственная политика в области формирования экологической культуры и охраны окружающей среды как основа сохранения и укрепления здоровья населения //Охрана окружающей среды и природопользования. – 2013. — № 2. – с. 4-10
5. Григорьева, В.В. Совершенствование образования для устойчивого развития на примере экологической сертификации «Зеленый флаг»// Охрана окружающей среды и природопользования. – 2013. — № 3. – с. 68-70[schema type=»book» name=»К ВОПРОСУ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ» author=»Прохорова Надежда Леонидовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-20″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)» ebook=»yes» ]