Физическое развитие является одной из важных характеристик состояния здоровья детей и подростков. Комплексная оценка физического развития включает исследование различных антропометрических показателей, но в практической деятельности, физическое развитие оценивают путем измерения длины, массы тела и индекса массы тела [1, с. 38]. Полученные данные оцениваются различными статистическими методами (сигмальный, центильный, LMS оценки) и сопоставляются как с российскими или региональными справочными показателями, так и с международными стандартами, рекомендованными Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).
В 2006 -2007 годах ВОЗ опубликовала стандартные показатели физического развития для оценки роста и развития детей во всем мире [2, 3]. Исследования у детей раннего возраста были специально предназначены для выработки стандарта физического развития путем отбора здоровых детей, живущих в условиях, способствующих максимальному раскрытию их генетического потенциала. Методология проведения этого исследования обеспечила создание именно стандартных (нормативных) показателей физического развития, показывающих, как дети должны развиваться. Это принципиальное отличие показателей ВОЗ от остальных используемых справочных показателей, отражающих, как развиваются дети в определенном регионе и в определенное время. Но указанные стандарты разработаны только для периода от рождения и до 5 летнего возраста. Для детей и подростков 5-19 лет ВОЗ предлагает стандарты, основанные на антропометрических исследованиях детей США и Великобритании.
Отклонение физического развития от стандартных показателей может служить эффективным индикатором риска, и рассматриваться в зависимости от поставленной цели исследования как оценка качества жизни или экологической обстановки, а также скрининг-диагностика различной патологии.
Целью нашей работы явился анализ показателей физического развития (длина, масса тела и индекс массы тела) детей и подростков, проживающих в городе Воронеже, на основе стандартов физического развития, предложенных ВОЗ.
Материалы и методы исследования.
Оценка физического развития проведена у 455 детей, учащихся 3 – 11 классов двух средних общеобразовательных школ города Воронежа. Среди детей было 233 мальчика (51,2%) и 222 девочки (48,8%). Измерения показателей физического развития (длины и массы тела) проведены в соответствии со стандартной методикой [4, с. 27]. Индекс массы тела (ИМТ) вычислялся по формуле (1).
(1)
При проведении статистического анализа вместо значений первичных измерений использованы z-оценки массы, длины тела и ИМТ. Они вычислялись по формуле (2).
(2)
где: — M(t) — медиана, S(t) — коэффициент вариации, l(t) — степень Бокс-Кокс трансформации для данного возраста t [5]. Параметры L, M, S были взяты из стандартов, рекомендованных ВОЗ [3]. Z-оценки длины и индекса массы тела рассчитывались для всех осмотренных школьников (от 9 до 17 лет), а z-оценки массы тела для детей 9 — 10 лет, согласно существующим стандартным показателям ВОЗ. Полученное распределение действительных z-оценок всех исследуемых показателей сопоставлялось со стандартным нормальным распределением, имеющим нулевое среднее значение и среднее квадратичное отклонение (СКО) равное 1. Анализ данных проводился с использованием пакета статистической обработки Statistica 6.1.
Результаты и обсуждение.
Результаты проведенного анализа представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Z-оценки длины, массы тела и индекса массы тела школьников
г. Воронежа в сравнении со стандартами ВОЗ
Как видно из полученных данных, более половины школьников имели значения показателей физического развития, соответствующие стандартным нормативам ВОЗ.
Z-оценки длины тела 66,1% детей находились в коридоре от -1 до 1, что соответствует нормальному физическому развитию (таблица 1). Отмечался сдвиг полученных значений длины тела в сторону более высоких значений по сравнению с нормальным распределением стандартных показателей. Умеренный недостаток длины тела (значения z-оценок в диапазоне от -1 до -2) отмечался у 6,6% школьников, а умеренное превышение стандартных значений (z-оценки длины тела в диапазоне от +1 до +2) — у 22,1% детей. Значительный недостаток длины тела (величина z-оценок менее -2) наблюдался у 1,2% детей, значительное превышение роста – у 4% школьников.
Таблица 1.
Z-оценки длины тела детей города Воронежа
Значения z-оценок длины тела |
Число наблюдений |
% наблюдений |
Z-оценки менее -3 | 0 | 0 |
Z-оценки от -3 до -2 | 6 | 1,2 |
Z-оценки от -2 до -1 | 32 | 6,6 |
Z-оценки от -1 до +1 | 320 | 66,1 |
Z-оценки от +1 до +2 | 107 | 22,1 |
Z-оценки от +2 до +3 | 19 | 4,0 |
Z-оценки более +3 | 0 | 0 |
Z-оценки массы тела попадали в коридор от -1 до +1 у 51,9% школьников (таблица 2). Для значений массы тела наблюдалось наиболее выраженное превышение полученных данных над стандартными показателями. Умеренный недостаток массы тела отмечался у 5,6% детей, что меньше значений стандартного распределения (рис. 1), а умеренное превышение стандартных значений (z-оценки в диапазоне от +1 до +2) – у 28,7% детей. Значительного недостатка массы тела (z-оценки от -2 до -3) выявлено не было, а избыточная масса тела (z-оценки массы тела более +2) наблюдалась у 13,8% школьников, что превышает стандартные нормативы ВОЗ.
Таблица 2.
Z-оценки массы тела детей города Воронежа
Значения z-оценок массы тела |
Число наблюдений |
% наблюдений |
Z-оценки менее -3 | 0 | 0 |
Z-оценки от -3 до -2 | 0 | 0 |
Z-оценки от -2 до -1 | 6 | 5,6 |
Z-оценки от -1 до +1 | 56 | 51,9 |
Z-оценки от +1 до +2 | 31 | 28,7 |
Z-оценки от +2 до +3 | 15 | 13,8 |
Z-оценки более +3 | 0 | 0 |
В отношении индекса массы тела наблюдалась аналогичная тенденция распределения z-оценок: в коридоре от -1 до +1 находились показатели 59,3% детей, значительный недостаток индекса массы тела отмечался у 2,3% школьников, умеренный недостаток – у 13% детей. Умеренное превышение индекса массы тела выявлено у 17,4% школьников, а значительное превышение — у 8,0% детей, что превышает стандартные нормативы ВОЗ (таблица 3).
Таблица 3.
Z-оценки индекса массы тела детей города Воронежа
Значения z-оценок индекса массы тела |
Число наблюдений |
% наблюдений |
Z-оценки менее -3 | 3 | 0,6 |
Z-оценки от -3 до -2 | 8 | 1,7 |
Z-оценки от -2 до -1 | 63 | 13,0 |
Z-оценки от -1 до +1 | 287 | 59,3 |
Z-оценки от +1 до +2 | 84 | 17,4 |
Z-оценки от +2 до +3 | 39 | 8,0 |
Z-оценки более +3 | 0 | 0 |
Проведенное исследование показало наличие различий между показателями физического развития школьников города Воронежа и стандартными показателями ВОЗ. Отмечался сдвиг полученных z-оценок длины, массы тела и индекса массы тела в сторону более высоких значений по сравнению с нормальным распределением стандартных показателей. Учитывая, что рекомендуемые ВОЗ стандартные нормативы опубликованы более 5 лет назад и подготовлены на основе данных зарубежных статистических исследований, важна роль разработки современных региональных справочных показателей физического развития, отражающих закономерности роста и развития детей и подростков в разных регионах.
Список литературы.
- Баранов А.А., Кучма В.Р., Скоблина Н.А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий. М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН, 2008. 216 с.
- WHO Multicentre Growth Reference Study Group. WHO Child Growth Standards: Length/height-for-age, Weight-for-age, Weight-for-length, Weight-for-height and Body mass index-for-age: Methods and Development. Geneva: World Health Organization, 2006.
- Development of a WHO growth reference for school-aged children and adolescents / De Onis M., Onyango A.W., Borghi E., Siyam A. et al. // Bulletin of the World Health Organization. V. 85. P. 660-667.
- Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии / Под ред. А.А.Баранова. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. 608 с.
- Львович И.Я., Минакова О.В., Ситникова В.П. Определение справочных показателей физического развития детей с применением LMS-метода // Вестник ВГТУ. 2007. № 10. С. 96-101.[schema type=»book» name=»ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ ГОРОДА ВОРОНЕЖА В СРАВНЕНИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ СТАНДАРТАМИ» author=»Жданова Ольга Александровна, Букреева Валентина Александровна, Тур Оксана Сергеевна, Леонова Ирма Тариевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-05″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]