Актуальность. Острота проблемы водообеспечения Таджикистана обусловлена неравномерностью распределения водных ресурсов по территории, значительной изменчивостью во времени, высокой степени загрязнения[1,2]. Обеспечение населения качественной питьевой водой в настоящее время является одной из актуальнейших задач в связи с ухудшением имеющейся санитарно-эпидемиологической обстановки, неудовлетворительным техническим состоянием систем водоснабжения и, как следствие, ростом заболеваемости, обусловленной водным фактором передачи [3].
В Республике принимаются меры по улучшению водоснабжения. Принята «Национальная программа по улучшению обеспечения население РТ чистой питьевой водой на 2008-2020гг.», однако пока 90% населения в городах и 40% населения в сельской местности имеют доступ к централизованному и безопасному водоснабжение.
Цель работы: Проведение исследований по удовлетворенности населения г.Душанбе количеством и качеством питьевого водообеспечения.
Материалы и методы исследования: Исследование проводилось с использованием двух методов — количественного путем опроса жителей города Душанбе методом индивидуального интервью «лицом к лицу» и проведением фокус-групповых дискуссий с применением многоступенчатой стратифицированной случайной выборки. Объем выборки составил 1530 индивидуальных абонентов. Анализ результатов осуществлен с применением программных пакетов SPSS и MS Excel.
Результаты исследования и их обсуждение. Результаты опроса населения свидетельствуют, что меньше других с проблемами к доступу питьевой воды сталкиваются респонденты, обслуживаемые водопроводной станцией «Напорная» – 93% . Хуже ситуация с доступом к воде обстоит у респондентов, обслуживаемых водопроводной станцией «Самотечная» –70%, в зонах обслуживания водопроводных станций «Юго-Западная» и «Кафирниганская» этот показатель составляет 83% и 73% соответственно.
Самый высокий уровень качества питьевой воды, опрошенные респонденты отмечали, в зонах обслуживания водопроводных станций «Юго-Западная» и «Кафирниганская» более 90%, водопроводных станций «Самотечная» и «Напорная» от 75 до 83%.
Заключение. Результаты опроса населения по ситуации с питьевым водообеспечением в г.Душанбе требуют улучшения количества подаваемой водопроводными станциями воды, путем снижения предприятиями потребления воды и улучшения качества ее водоподготовки за счет внедрения современных систем очистки и обеззараживания.
Ключевые слова. Опрос, респонденты, количество и качество питьевой воды, водопроводные станции.
Актуальность. Вода является одним из самых значительных факторов формирования качества жизни и общественного здоровья населения во многих странах мира. Учитывая актуальность проблемы водообеспечения в жизнедеятельности человечества, Генеральной Ассамблеей ООН по инициативе Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона 2005-2015 годы провозглашены Международным десятилетием действий «Вода для жизни» [1, 2].
В Республике принимаются меры по улучшению водоснабжения. Принята «Национальная программа по улучшению обеспечения население РТ чистой питьевой водой на 2008-2020гг.», однако пока 90% населения в городах и только 40% населения в сельской местности имеют доступ к централизованному и безопасному водоснабжение. В этих условиях в течение многих лет Таджикистан является регионом повышенной заболеваемости острыми кишечными инфекциями [3,4].
В связи, с чем представляет интерес состояние удовлетворенности городским населением, в частности г.Душанбе, количеством и качеством подаваемой питьевой воды соответствующими коммунальными службами.
Цель работы: Проведение исследований по удовлетворенности населения г.Душанбе количеством и качеством питьевого водообеспечения.
Материалы и методы исследования: Исследование проводилось с использованием двух методов исследования: количественного путем опроса жителей города Душанбе методом индивидуального интервью «лицом к лицу» и проведением фокус-групповых дискуссий, с применением многоступенчатой стратифицированной случайной выборки, пропорциональной доле абонентов зон водоснабжения Душанбинского водоканала. Отбор индивидуальных абонентов осуществлялся с учетом существующих пропорций распространенных видов жилья (многоэтажные дома и дома частной застройки).
Объем выборки составил 1530 индивидуальных абонентов. После сбора данных все анкеты были введены в базу данных в формате CSPro, позволяющей полностью исключить ошибки ввода данных в компьютерную базу. Анализ данных по опросу жителей был осуществлен с применением программных пакетов SPSS и MS Excel.
Процедура разработки выборки состоит из 4 стадий выбора: распределения бытовых абонентов по обслуживаемым зонам и типу жилья с определением количества точек опроса, критериев выбора домохозяйств и критериев выбора индивидуальных респондентов.
Результаты исследования и их обсуждение. В г.Дущанбе водоснабжение жилых домов обеспечивается 4 водопроводными станциями очистная станция самотечного водопровода (ОССВ); очистная станция напорного водопровода (ОСНВ); юго-Западная водоочистная станция (ЮЗВ) и кафирниганская насосная станция (КНС).
ОССВ и ОСВН используют воду реки Варзоб, КНС использует подземные инфильтрационные воды реки Кафирниган, а ЮЗВ – подземные инфильтрационные воды реки Душанбинки.
Три четверти (72-76%) из числа опрошенных граждан г.Душанбе, имеют постоянный доступ к воде. Ещё 9-11% имеют ограниченный доступ, зависящий от времени суток и сезона. Согласно ответам респондентов, с ограничениями доступа к воде сталкиваются:
- В зависимости от времени суток – 9% респондентов;
- В зависимости от сезона – 5-8% респондентов;
- В зависимости от времени суток и от сезона – 6-8% респондентов (диаграмма 1).
В комментариях к вопроснику респонденты указывали причины ограниченного снабжения водой, в основном связанные с износом и выходом из строя водопроводными трубами и проводимыми ремонтными работами. В этом отношении проблемными территориями в городе являются улицы Шевченко, Зокони, Сахбо и Шукухи.
Диаграмма 1. Наличие доступа к воде, N=1530
Как показали результаты опроса населения, меньше других с проблемами в доступе к воде сталкиваются респонденты, обслуживаемые водопроводной станцией «Напорная» – 93% абонентов имеют постоянный доступ к воде. Хуже ситуация с доступом к воде обстоит у респондентов, обслуживаемых водопроводной станцией «Самотечная» – лишь 70% имеют бесперебойный доступ к воде. В зонах обслуживания станций «Юго-Западная» и «Кафирниганская» этот показатель составляет 83% и 73% соответственно (диаграмма 2).
Диаграмма 2. Наличие доступа к воде в распределении по станциям в 2014 году, N=1530
Исследования показали, что большинство респондентов (84%) удовлетворены доступом к воде. Почти в два раза снизилось количество неудовлетворенных доступом к воде респондентов (диаграмма 3). Чуть боле 6% респондентов были не удовлетворены и около 9% не смогли выразить свою удовлетворенность доступом к воде (диаграмма 3).
Диаграмма 3. Обобщенный уровень удовлетворённости в сравнении по годам, N=1475
Согласно результатам проведенных исследований у большинства респондентов, напор воды всегда сильный (51%), что на 5% больше аналогичного показателя прошлого года, и всегда средний (30%). Только у 13% напор воды всегда слабый, что ниже показателя прошлого года на 2%. Остальные 6% респондентов отметили, что у них изменчивый напор воды.
Результаты исследований, свидетельствуют, что большинство респондентов (75%) отмечают, что пользуются чистой водой, т.е. вода у них прозрачная и не имеет посторонних веществ, 11% пользуются нечистой водой и 14% сказали, что чистота воды каждый раз разная (иногда чистая, а иногда нет). Респондентам, у которых совсем нет воды, данный вопрос не задавался (см. диаграмму 58). | Диаграмма 58. Вода, доступная в Вашем доме/квартире чистая? N=1475 |
Наиболее благоприятная ситуация с доступом к воде наблюдается в зоне обслуживания станции «Напорная» (93% респондентов имеют постоянный доступ к воде, что даже выше прошлогоднего показателя) и в нижних этажах квартирных жилых домов (84% респондентов имеют постоянный доступ к воде). Проблемы с доступом к воде начинаются в конце весны (в мае), продолжаются всё лето (от июня до августа) и заканчиваются к началу осени (в сентябре). Для улучшения доступа к воде 8% респондентов используют дополнительные оборудования, 39% — насос для дома или квартиры, 59% — насос для подъезда и 3% от числа респондентов провели отдельную трубу.
Исследование показало, что большинство респондентов исследования в зоне обслуживания станций «Самотечная» и «Напорная» (82%) удовлетворены качеством чистотой воды, что выше аналогичного показателя прошлого года. Только 7% респондентов не были удовлетворены чистотой воды. По результатам исследования абсолютное большинство респондентов (93%) отметили, что не ощущали в воде посторонний привкус. Только 7% респондентов замечали воду с посторонним привкусом, и это возможно свидетельствует о загрязнении воды каким-то веществом или веществами.
По результатам исследования абсолютное большинство респондентов водопроводных станций «Самотечная» и «Напорная» (93%) отметили, что не ощущали в воде посторонний запах. Только 7% респондентов ощущали в воде посторонний запах. Исследование показало, 39% респондентов за последние годы заметили случаи подачи некачественной воды. У 49% респондентов не было случаев подачи некачественной воды. А остальные 12% респондентов не смогли ответить на данный вопрос, так как не помнили, когда они в последний раз замечали случаи подачи некачественной воды. По результатам исследования 23% респондентов используют дополнительное оборудование (бытовые фильтры) для улучшения качества воды. Чаще всего респонденты отмечают наличие и использование общего фильтра для стиральной машины, водонагревателя (69%) и питья.
Большинство респондентов водопроводных станций «Самотечная» и «Напорная» (75%) отметили, что пользуются чистой водой, 11% пользуются недостаточно чистой водой и 14% пользуются разной водой. Респонденты в основном сталкиваются с недостаточно чистой водой после дождя (70%).
Чаще всего пользуются чистой водой респонденты зоны обслуживания станции «Кафирниганская» (91%). Запахом воды с этой водопроводной станции удовлетворены большинство респондентов (91%), 3% не удовлетворены и 5% отметили ни то, ни другое. Качеством воды удовлетворены большинство респондентов (89%), 3% — не удовлетворены и 8% — отметили ни то, ни другое. Данный показатель превышает прошлогодний на 3%. В зоне обслуживания станции «Юго-Западная» наблюдается самый высокий уровень удовлетворения качеством воды.
Выводы:
- Результаты опроса населения свидетельствуют, что меньше других с проблемами к доступу питьевой воды сталкиваются респонденты, обслуживаемые водопроводной станцией «Напорная» – 93% . Хуже ситуация с доступом к воде обстоит у респондентов, обслуживаемых водопроводной станцией «Самотечная» –70%, в зонах обслуживания водопроводных станций «Юго-Западная» и «Кафирниганская» этот показатель составляет 83% и 73% соответственно.
- Самый высокий уровень качества питьевой воды, опрошенные респонденты отмечали в зонах обслуживания водопроводных станций «Юго-Западная» и «Кафирниганская» более 90%, водопроводных станций «Самотечная» и «Напорная» от 75 до 83%.
- Результаты опроса населения по ситуации с питьевым водообеспечением в г.Душанбе требуют улучшения количества подаваемой водопроводными станциями воды, путем снижения предприятиями потребления воды и улучшения качества ее водоподготовки за счет внедрения современных систем очистки и обеззараживания.
Литература:
- Азимов Г.Д. Санитарная характеристика условий проживания населения в сельских населенных пунктах Таджикистана / Азимов Г.Д., Дабуров К.Н. // Здравоохранение Таджикистана.- 2009.- 3.-С. 81-84.
- Азимов Г.Д. Влияние водного фактора на здоровье населения Республики Таджикистан / Азимов Г.Д., Дабуров К.Н. / Сб.трудов 59-годичной науч.-практ.конф. ТГМУ ис.Абуали ибни Сино, посвященной 20-летию государственной независимости Республики Таджикистан.-Душанбе.- 2011.-С.56-57.
- Дабуров К.Н. Обеспечение безопасности водоемов в Республике Таджикистан / Дабуров К.Н. /Сб. тезисов докладов международной конференции «Стимулирование потенциала общества, науки и неправительственных организаций к сохранению биоразнообразия и охраны окружающей среды».- Душанбе.- 2011.-С. 54-56.[schema type=»book» name=»УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ г.ДУШАНБЕ КОЛИЧЕСТВОМ И КАЧЕСТВОМ ПИТЬЕВОГО ВОДООБЕСПЕЧЕНИЯ» description=»Результаты опроса населения свидетельствуют, что мало проблем к доступу питьевой воды сталкиваются респонденты, обслуживаемые водопроводной станцией «Напорная» – 93% . Хуже ситуация с доступом к воде обстоит у респондентов, обслуживаемых водопроводной станцией «Самотечная» –70% и в зонах обслуживания водопроводных станций «Юго-Западная» и «Кафирниганская» — 83% и 73% соответственно. Самый высокий уровень качества питьевой воды, отмечено в зонах обслуживания водопроводных станций «Юго-Западная» и «Кафирниганская» более 90%.» author=»Азимов Г. Д., Х. Н. Эгамназаров, К. Н. Дабуров» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-12″ edition=»euroasia-science_28_28.07.2016″ ebook=»yes» ]