Анализ тенденций модернизации государственного здравоохранения, формирования института частного здравоохранения является актуальным для современной России.
Институт – совокупность ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определённой социальной потребности. Институты служат организации совместной деятельности людей и регулируют использование ресурсов, которыми располагает общество [9]. В большинстве западных социологических теорий (наиболее широко – в структурном функционализме), социальный институт рассматривается как «устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему». В ходе своего развития социальные институты стали более специализированными по функциям, а некоторые из них заняли господствующее место в системе социальных институтов [7].
Вторая половина XX века отмечена появлением новых социальных институтов. Понятие «рынок медицинских услуг» появилось сравнительно недавно, около 20 лет назад. До этого периода здравоохранение в России полностью финансировалась государством [10]. Платные медицинские услуги для населения в государственных медицинских организациях не оказывались (исключение составляли лишь ортопедические стоматологические услуги и косметологические), частные медицинские организации не были разрешены конституцией СССР, хотя в 80-х годах некоторый импульс получило развитие медицинских кооперативов, в основном, это были массажные и стоматологические медицинские услуги. После распада Советского Союза принятая 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации разрешила частную собственность, что нашло отражение в «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан», которыми были определены три системы здравоохранения в нашей стране: государственная, муниципальная и частная. Впервые в законодательном акте закреплялась возможность организации медицинской помощи за счёт личных средств населения в предприятиях, находящихся в собственности юридических и физических лиц. Именно этот момент можно считать началом формирования рыночных отношений в здравоохранении России. Либерализация законодательства позволила развиваться частным медицинским организациям. В начале 90-х лет прошлого столетия платные медицинские услуги стали развиваться не только в медицинских организациях негосударственных форм собственности, но и в государственных и муниципальных больницах и поликлиниках. 13 января 1996 года было принято постановление Правительства Российской Федерации № 27, регламентирующее оказание платных медицинских услуг государственными и муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями [8].
Период с 1993г. по 2005 г. можно охарактеризовать как время бурного развития частного здравоохранения в России. Регулирование процесса формирования новой системы осуществлялось посредством лицензирования медицинской деятельности. Именно в этот период создавалась и оттачивалась на практике процедура лицензирования со всеми ее составляющими: формировались лицензирующие органы, разрабатывались лицензионные требования и условия к осуществлению медицинской деятельности, формировались принципы лицензионного контроля и т.д. К 2005 году количество медицинских организаций частной формы собственности стало сопоставимым с количеством государственных и муниципальных организаций, хотя в основном, частное здравоохранение было представлено амбулаторными медицинскими предприятиями стоматологического, гинекологического, урологического и ряда других профилей. Если в 1995 году в Саратове было зарегистрировано всего 3 частных медицинских предприятия, то в 2014 году в Саратовской области уже работает более 600 негосударственных медицинских организаций, что практически в 2,5 раза превышает количество государственных и муниципальных организаций. При этом развиваются не только амбулаторные, но и многопрофильные стационарные медицинские предприятия, оборудованные мощной современной лечебно–диагностической аппаратурой [3].
С 2005 году в стране реализуется Национальный проект «Здоровье», целью которого являлось насыщение отечественного здравоохранения материальными ресурсами, повышение доступности и качества медицинской помощи. Вполне определенную роль в этом процессе играет и частное здравоохранение, однако отсутствие должной экономико-правовой базы сдерживает механизм его развития [4]. Основной целью формирования нового рынка медицинских услуг является создание доступного здравоохранения и достижение высокого качества медицинской помощи для всех граждан РФ. При этом необходимо сбалансировать интересы разных слоев населения, отличающихся по социальному положению и уровню доходов. Частная медицина сегодня уверенно конкурирует с государственной в предоставлении услуг высокого качества, ориентируясь не только на людей с высоким уровнем доходов, но и на людей среднего достатка. При этом основная доля рынка медицинских услуг по-прежнему принадлежит государству и финансируется преимущественно средствами обязательного медицинского страхования. Медицинские организации негосударственной формы собственности с 2011 года получили законодательную возможность участвовать в предоставлении медицинской помощи населению по программам обязательного медицинского страхования и многие из них уже воспользовались этой возможностью. Несомненно, наступило время для развития частно-государственного партнерства, которое позволит повысить эффективность здравоохранения, даст импульс свободной конкуренции на мировом рынке медицинских услуг.
В настоящее время частное здравоохранение не интегрировано с государственным, практически отсутствует профессиональное взаимодействие организаций, функционирующих в разных системах здравоохранения нашей страны, при этом многие функции медицинскими организациями при оказании медицинской помощи неоправданно дублируются, что делает ее менее доступной для населения. Каждая из существующих систем здравоохранения имеет свои преимущества: именно частной медицине сегодня более чем государственной присущ индивидуальный подход к пациенту, стоит отметить и то, что в частных медицинских организациях пациент быстрее получает необходимую ему помощь. Таким образом, в частной медицине лучше реализуются такие инновационные стратегии, как дифференциация услуг, выбор оптимальной цены услуги. Пациентами частных медицинских компаний становятся, прежде всего, те потребители, которые более независимы финансово, они предъявляют повышенные требования к качеству. Формируется новый рынок медицинских услуг, направленный на сохранение и укрепление здоровья граждан РФ [10]. Государственная (и муниципальная) система здравоохранения имеет сложившуюся инфраструктуру, выполняет профилактические здравоохранительные задачи, оказание скорой медицинской помощи, паллиативной, первичной медико-санитарной, специализированной, включая высокотехнологичную, дорогостоящую медицинскую помощь, обеспечивая конституционные права граждан на бесплатную и доступную медицинскую помощь. На сегодняшний день и та и другая системы испытывают кадровые, финансовые, организационные трудности и не могут развиваться без консолидации усилий, без единых стандартов (протоколов) и единой системы управления и контроля [6].
Сегодня можно говорить и о международной конкуренции в сфере российского здравоохранения, требующей полного пересмотра системы формирования собственной конкурентоспособности для большинства частных и государственных организаций здравоохранения. Во всех странах с рыночной экономикой уже на протяжении многих лет частные предприятия здравоохранения работают в условиях жёсткой отраслевой конкуренции, управляя своими конкурентными преимуществами, эффективно используя дефицитные (в том числе финансово-экономические) ресурсы [1].
Институт частного здравоохранения – это новый этап развития здравоохранения в современных условиях. Он является неотъемлемой частью здравоохранения Российской Федерации, потенциал которой пока в должной мере не оценен и не востребован государством. Мировой опыт эволюции здравоохранения свидетельствует о том, что частное здравоохранение в большинстве стран мира эффективно выполняет задачи по охране здоровья граждан. Частное здравоохранение, являясь эффективным ресурсосберегающим инструментом воспроизводства трудового потенциала нации, нуждается в государственном переосмыслении ее значимости в общенациональной системе охраны здоровья граждан. При определении стратегии развития частной системы здравоохранения необходимо исходить из общих норм функционирования социальной сферы [5, 2].
Таким образом, в современной России продолжается процесс институционализации частного здравоохранения, который предполагает необходимость совершенствования законодательной базы в сфере здравоохранения.
Список литературы:
- Арабчиков К.Н. Формирование конкурентоспособности предприятий частной системы здравоохранения: автореф. … дис. канд. эконом. наук. М., 2011. – 26 с.
- Еругина М.В., Власова М.В., Завьялов А.И. и др. Историческая трансформация мониторирования социальной политики государства. // Саратовский научно-медицинский журнал.– 2012. – Том 8, № 1. – с. 119–121.
- Еругина М.В. Научно-методическое обоснование технологии деятельности по лицензированию и аккредитации медицинских учреждений: автореф. … дис. канд. мед. наук. Саратов, 2000. – 25 c.
- Каменев А.В. (президент Первой Общероссийской ассоциации врачей частной практики). Модернизация управления рынка медицинских услуг в России: доклад [Электронный ресурс] // Всероссийский форум Руководителей учреждений системы здравоохранения, г. Москва, 21-22 октября 2010 г. URL: https://forum-zdrav.ru/index.php/archive/forum2010/35-forum2010 (дата обращения: 12.10.2014).
- Каменев А.В., Самошкин А.А. Концепция развития частной системы здравоохранения Российской Федерации (проект) [Электронный ресурс] // Национальный союз региональных объединений частной системы здравоохранения: [сайт]. – URL: (дата обращения 22.10.2014).
- 6. Нецепляев Д.А. Общее и особенное в профессиональной деятельности врачей частных и государственных медицинских учреждений: автореф. … дис. кан. мед. наук. Волгоград, 2009. – 25 c.
- 7. Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в России [Электронный ресурс] // PolBu.ru: сайт бесплатной публичной библиотеки, 2006. URL: (дата обращения 10.2014).
- 8. Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 13.01.1996, №27. Доступ из справ.- правовой системы «Гарант» (дата обращения 10.2014).
- 9. Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994. – 688 с.
- 10. Уханова Е.В. Роль частной медицины в развитии системы здравоохранения РФ [Электронный ресурс] // Федеральный справочник. Здравоохранение в России. 2010. Т. 9. С. 475-477. URL: https://federalbook.ru/files/FSZ/soderghanie/Tom%209/VII/uxanova.pdf (дата обращения 28.10.2014).[schema type=»book» name=»ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ЧАСТНОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИИ» author=»Шмеркевич Александр Борисович, Еругина Марина Василидовна, Кром Ирина Львовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-05″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]