На первый курс в ВУЗы России поступают практически здоровыми не более 20% абитуриентов. При проведении врачебных обследований на возможность занятий физической культурой и спортом устанавлено, что студенты основной медицинской группы составляют 40-45%; а 27-30% относятся к подготовительной медицинской группе. Около 25% включает специальная медицинская группа (СМГ), в которой на группу «А» приходится 19-22%, а на группу «Б»– 6-8% [4]. Это приводит к увеличению доли студентов, испытывающих трудности обучения, связанные с ухудшением физического и функционального состояния организма [8].
Система образовательного процесса в высших учебных заведениях не позволяет полностью компенсировать общий дефицит двигательной активности, особенно у студентов, имеющих хронические заболевания и низкий уровень физического развития, что создает предпосылки для поиска новых форм и средств физической культуры оздоровительной направленности [2].
Цель исследования – разработка и экспериментальное обоснование комплексной методики проведения занятий по физическому воспитанию у студенток СМГ «А» с применением упражнений строго регламентированной круговой тренировки.
Объект и методы исследования – 24 студентки 18-19 лет СМГ «А» в процесс физического воспитания на кафедре физической культуры и здоровья ЯГМУ, которые наблюдались в течение одного учебного года. Контрольная группа из 12 студентов занималась по методике, рекомендуемой программой [7]. В экспериментальной группе использовали комплексную методику организации занятий с применением круговой тренировки (КТ). Занятия проводились раз в неделю продолжительностью 90 минут (мин). Проведено тестирование для определения уровня физического и функционального состояния в начале и конце учебного года с последующим анализом и оценкой эффективности КТ.
Система педагогических контрольных испытаний (тестов) использовалась для определения уровня физической подготовленности и функциональных показателей организма. При тестировании за ориентир взяты теоретические положения и рекомендации примерной программы учебной дисциплины физическая культура [7]. В исследовании использованы тесты для определения физической подготовленности (челночный бег три по 10 метров; прыжки в длину с места; 6-мин. бег-ходьба; поднимание и опускание туловища; наклон вперёд) и оценки функциональных показателей (проба с задержкой дыхания на вдохе – Штанге и задержкой дыхания на выдохе – Генчи). Статистическая обработка полученных результатов осуществлялась на персональном компьютере с использованием программы «statistika-v 10».
Перед преподавателями специальных медицинских групп стоят следующие задачи: улучшение функционального состояния и предупреждение прогрессирования болезни; повышение физической и умственной работоспособности, адаптация к внешним факторам; снятие утомления и повышение адаптационных возможностей; воспитание потребности в занятиях оздоровительной физкультурой и закаливании [5]. Учащиеся СМГ, нуждаются в систематическом закаливании организма. С этой целью занятия проводятся в облегченной одежде, с соблюдением температурных норм и соответствующей моторной плотности урока, с использованием подвижных игр и элементов спорта на открытом воздухе [6]. Неотъемлемой частью физического воспитания является врачебный контроль – ежегодное углубленные медицинские обследования студентов врачами разных специальностей [3].
Круговая форма занятий позволяет всем учащимся упражняться одновременно и самостоятельно, используя максимальное количество инвентаря и оборудования [1]. Время, для проведения КТ – 15-20 мин. Основу КТ составляет серийное повторение нескольких видов физических упражнений. Каждое выполняется на отведенном месте, так называемой станции. Если занятия проводятся в зале, то станции располагаются по кругу. Переход выполняется по сигналу преподавателя. Круг повторяется несколько раз в зависимости от задач КТ. Чередуются упражнения общего и избирательного воздействия, где в работу вовлекаются различные мышечные группы.
В комплекс КТ необходимо включать 8-12 упражнений [1]. На каждое отводится 30-45 секунд (сек), паузы для отдыха 30 сек. Важное место занимает дозировка нагрузки. На первом занятии перед учащимися ставится задача выполнить максимальное для себя количество повторений за определенное время (максимальный тест — МТ). Для контроля нагрузки между сериями измеряют частоту сердечных сокращений. Показатели МТ служат исходными данными для подбора индивидуальной нагрузки. Организм постепенно привыкает к дозируемой нагрузке. Затем постепенно повышают нагрузку, увеличивая дозировку упражнений. Каждое из них повторяется 4-5 занятий, затем вновь повторяется МТ и сравнивается с исходным результатом. Все данные заносятся в дневник самоконтроля.
Результаты исследования
Анализ результатов проведённого в начале учебного года педагогического тестирования студенток контрольной и экспериментальной групп показал отсутствие достоверных различий по всем тестам, характеризующим уровень физической подготовленности (таблица 1).
Таблица 1.
Показатели уровня физической подготовленности студенток контрольной и экспериментальной групп в начале эксперимента
№ | Тест | Контрольная группа х ± m | Экспериментальная группа x ± m | t | Р |
2 | 6-минутный бег, м | 880 ± 49,2 | 870 ± 43,3 | 0,34 | > 0,05 |
3 | Челночный бег3х 10 м, сек | 10,1 ± 0,47 | 10,04 ± 0,34 | 0,12 | > 0,05 |
4 | Поднимание и опускание туловища, кол-во раз | 25,4 ± 0,25 | 25,1 ± 0,37 | 0,67 | > 0,05 |
5 | Прыжки в длину с места, см | 164 ± 13,7 | 165,7 ± 9,1 | 0,10 | > 0,05 |
6 | Наклон вперёд, см | 4,07 ± 0,28 | 4,8 ± 0,36 | 0,95 | > 0,05 |
В конце эксперимента анализ результатов контрольной и экспериментальной групп показал достоверные различия по ряду тестов, характеризующих уровень физической подготовленности (таблица 2).
Таблица 2.
Показатели уровня физической подготовленности студенток контрольной и экспериментальной групп в конце эксперимента
№ | Тест | Контрольная группа х ± m | Экспериментальная группа х ± m | t | Р |
1 | 6-минутный бег, с | 920 ± 45,0 | 1040 ± 34,7 | 2,11 | < 0,05 |
2 | Челночный бег3 х 10 м, сек | 10,03 ± 0,42 | 8,87 ± 0,28 | 2,32 | < 0,05 |
3 | Поднимание и опускание туловища, кол-во раз | 27,2 ± 0,28 | 30,3 ± 0,15 | 0,25 | > 0,05 |
4 | Прыжки в длину с места, см | 170,3 ± 13,6 | 174,0 ± 8,2 | 0,80 | > 0,05 |
5 | Наклон вперёд, см | 4,53 ± 0,24 | 5,50 ± 0,21 | 3,34 | < 0,01 |
Таким образом, динамика результатов тестирования такова, что студентки экспериментальной группы превзошли своих сверстниц из контрольной группы по таким физическим качествам как быстрота, выносливость, ловкость и гибкость. В скоростно-силовых качествах (прыжок в длину с места) и в силе (поднимание и опускание туловища) достоверных различий между результатами не выявлено.
Положительная динамика у студенток экспериментальной группы установлена при исследовании функциональных показателей организма (таблица 3 и 4) с использованием проб Штанге и Генчи.
Таблица 3.
Функциональные показатели контрольной группы
№ | Тест | Контрольная группа х ± m | Экспериментальная группа х ± m | t | Р |
1 | 6-минутный бег, с | 920 ± 45,0 | 1040 ± 34,7 | 2,11 | < 0,05 |
2 | Челночный бег3 х 10 м, сек | 10,03 ± 0,42 | 8,87 ± 0,28 | 2,32 | < 0,05 |
3 | Поднимание и опускание туловища, кол-во раз | 27,2 ± 0,28 | 30,3 ± 0,15 | 0,25 | > 0,05 |
4 | Прыжки в длину с места, см | 170,3 ± 13,6 | 174,0 ± 8,2 | 0,80 | > 0,05 |
5 | Наклон вперёд, см | 4,53 ± 0,24 | 5,50 ± 0,21 | 3,34 | < 0,01 |
Таблица 4.
Функциональные показатели экспериментальной группы
Тест | Начало учебного года | Конец учебного года | Среднегодовой прирост в % |
проба Штанге (задержка дыхания на вдохе), сек | 29,4 ± 5 | 39,7 ± 4 | 34,2 |
проба Генчи (задержка дыхания на выдохе), сек | 22,3 ± 8 | 35,6 ± 5 | 33,9 |
Проба Штанге в начале учебного года в группах говорит о низком уровне тренированности испытуемых. К концу учебного года показатель в контрольной группе возрос на 21,9%, но по-прежнему являлся неудовлетворительным. В экспериментальной – произошли более значительные изменения на 34,2% и были удовлетворительными. Проба Генчи» в начале наблюдения в группах оказалась неудовлетворительной. К концу эксперимента показатель в контрольной группе вырос на 20,4%, но по-прежнему оставался отрицательным. В СМГ показатель вырос на 33,9% и стал удовлетворительным.
Выводы
1. Применение методики КТ на занятиях по физическому воспитанию в специальной медицинской группе «А» способствует эффективному развитию быстроты, выносливости, ловкости и гибкости.
2. Организация занятий по физической культуре студентов специальной медицинской группы «А» с использованием КТ дает улучшение функциональных показателей организма.
3. Методика КТ позволяет обеспечить индивидуальный подбор упражнений соответственно патологии и способствует предупреждению прогрессирования заболевания, а в ряде случаев улучшению состояния здоровья.
4. Проведение занятий по физической культуре у студентов специальной медицинской группы «А» с использованием КТ дает возможность использовать личностно ориентированный подход.
Список литературы:
1.Гуревич И. А. 1500 упражнений для моделирования круговой тренировки. – Минск: Высшая школа, 1980. – 309 с.
2.Загревская А. И. Инновационный подход к физкультурному образованию студентов специальной медицинской группы в вузе // Адаптивная физическая культура. – 2007. – № 1. – С. 4-8.
3.Лубышева Л. И., Грузных Г. М. Теоретико-методическое обоснование физкультурного воспитания студентов // Теория и практика физической культуры. – 1991. – №6. – С. 9-12.
4.Маргазин В. А., Носкова А. С., Бурухин С. Ф. Лечебная физическая культура. – Ярославль: Медиа-контакт, 2006. – 338 с.
5.Медико-педагогическая направленность оздоровительной физкультуры и спорта: учебное пособие [под ред. В. А. Маргазина и А. Д. Викулова]. Ярославль: Изд-во Ярославск. гос. пед. ун-та им. К. Д. Ушинского, 2011. – 431с.
6.Петров Н. В., Тарасенко М. Н., Моргачев В. А. Физическое воспитание студентов вузов, зачисленных в специальную медицинскую группу. – М.: Высшая школа, 1965. – 174 с.
7.Примерная программа дисциплины физическая культура, составленная в соответствии с требованиями ФГОС ВПО коллективами профильных кафедр Волгоград. гос. мед. ун-та (зав. проф. В. Б. Мандриков), Ростов. гос. мед. ун-та а (зав. проф. Е. В.Харламов), Рязан. гос. мед. ун-та (зав. проф. В. Д.Прошляков). – Волгоград: Изд-во Волгоград. гос. мед. ун-та, 2012. – 128 с.
8.Шкребко А. Н., Кешишян И. В. Исследования качества жизни – важный компонент клинических исследований и клинической практики // Лечебная физкультура и спортивная медицина. – 2009. – №11. – С. 55-58.[schema type=»book» name=»ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ» description=»Разработана и экспериментально обоснована комплексная методика проведения занятий по физическому воспитанию студенток специальной медицинской группы «А» с применением упражнений круговой тренировки. Использованы тесты для определения физической подготовленности и оценки функциональных показателей. Студентки экспериментальной группы превзошли своих сверстниц из контрольной группы по быстроте, выносливости, ловкости и гибкости. В скоростно-силовых качествах (прыжок в длину с места) и в силе (поднимание и опускание туловища) достоверных различий между результатами не выявлено. Организация занятий по физической культуре студентов специальной медицинской группы «А» с использованием круговой тренировки вызывает улучшение функциональных показателей организма. » author=»Гансбургский Михаил Андреевич» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-04″ edition=»euroasia-science_30_22.09.2016″ ebook=»yes» ]