Введение:
Во многих странах мира кариес и его осложнения являются основной причиной потери зубов у молодых людей, и, в первую очередь, боковых зубов, что непосредственно связывают с морфологией естественных ямок и фиссур расположенных на поверхности зубных коронок [17]. Так, О.Э. Хидирбегтшвили (2006), М.Н. Брянская (2009) отмечают, что распространенность кариеса окклюзионных поверхностей составляет более 70,0 %, занимая лидирующее место по частоте среди кариозных поражений другой локализации [2,14]. В своей работе Э.А. Ахмедова (2011) ссылается на данные литературы (Кузьмина Э.М., Бобр И.С., 2009), которые свидетельствуют о сохранении в Российской Федерации высокой распространенности кариеса зубов и его осложнений, доходящей до 98-100% среди взрослого населения [1]. В связи с этим, следует отметить, что эволюция и историческое развитие человечества неразрывно связано с географическими путями расселения людей по всей планете, специфическим влиянием климатической среды обитания и характера пищи, влиянием социально-экономических факторов и сложившихся культурных традиций, оказавших определяющую роль в формировании расовых и этнических различий в соматической конституции организма и, в частности, морфофункциональных параметров зубочелюстно-лицевой системы. Поэтому, изучение строения зубов, а в особенности постоянных боковых зубов, сохраняет свое фундаментальное и прикладное значение в антропологической одонтологии и современной стоматологии [3,5,6,7,9,10,12,13,15,16].
Цель работы:
Изучить некоторые особенности поверхностной морфологии естественных ямок и фиссур коронок постоянных боковых зубов (премоляров и моляров).
Объекты и методы:
С помощью цифровой микроскопии исследованы морфология и топография естественных ямок и фиссур постоянных премоляров и моляров с сохраненной архитектоникой окклюзионной поверхности, удаленных по медицинским показаниям у пациентов в возрасте 17-30 лет. Поле удаления зубы промывали, очищали от мягких тканей и помещали в 10% раствор формалина. В последующем зубы повторно промывались и высушивались при комнатной температуре. В исследовании использовался профессиональный цифровой USB-микроскоп «Levenhuk DTX 90» (КНР для Levenhuk, Inc., США) с 10-300х кратным увеличением и 5.0 мпикс камерой для сверхточных работ, оснащенный 8 светодиодами белого цвета с плавной регулировкой яркости для оптимального освещения объекта исследования и просмотра на мониторе компьютера. Плотность пикселей составляла 2592×1944.
Результаты и их обсуждение:
Изучение поверхностной морфологии и топографии естественных ямок и фиссур постоянных моляров с помощью цифровой микроскопии позволило добиться главной цели – получить качественные объемные 3-х мерные цветные изображения с мельчайшими структурными деталями в их архитектонике, что невозможно увидеть невооруженным глазом или получать представление об особенностях строения ориентируясь только на 2-х мерные изображения стандартных цифровых фотографий зубов или шлифов зубов, в том числе схематичных рисунков. В этом состоит их основной недостаток, так как дают неполную или фрагментарную картину, которую сложно перенести в клинические условия и использовать в практике для качественной диагностики, правильного выбора инструментария и пломбировочных материалов. В то же время 3-х мерные цветные изображения позволили лучше представить особенности архитектоники боковых зубов, особенно моляров, и более точно на клиническом приеме определять вероятный тип фиссур, ориентируясь на морфологию структурных элементов, которые их формируют.
Анализ результатов собственных исследований подтвердили выводы В.К. Леонтьева и соавт. (1988) о том, что диагностика фиссурного кариеса с использованием только традиционный метод зондирования является крайне неточным [4]. В свою очередь Т.В. Попруженко, М.И. Кленовская (2010) обращают внимание, что в обычных клинических условиях, при хорошем освещении, можно рассчитывать на распознавание только 20-50% истинного количества кариозных ямок и фиссур; кариес дентина в зубах с макроскопически интактной окклюзионной поверхностью представляет наибольшие трудности – чувствительность визуально-тактильной диагностики таких поражений не превышает 10-20% [11, с. 19-20].
Во многих научных источниках дается в основном лишь общая характеристика естественных углублений эмали и в зависимости от соотношения диаметров устья и дна различают несколько типов фиссур. Например, Т.В. Попруженко, М.И. Кленовская (2010) дают описание 5 типам форм: 1) Фиссуры, имеющие постоянный диаметр на протяжении от устья до дна: а – узкие (I-образные), составляющие около 19% всех фиссур; б – широкие (U-образные), на долю которых приходится 14% всех фиссур; 2) Фиссуры с широким устьем и узким основанием, т. н. открытые фиссуры: а) конусообразные (син. воронкообразные, V-образные, «острый угол») составляющие 34% процентов всех фиссур; фиссуры в форме полусферы (40%); 3) Фиссуры с узким устьем и широким, иногда разветвленным пространством в основании, т. н. закрытые фиссуры (син. каплевидные. Мешковидные, полипообразные, «обратный Y», «колба с узким горлом», составляющие около 26% всех фиссур [11].
Другие авторы дают следующее описание 5 типов фиссур: 1) V-типа – широкая в верхней части и постепенно сужается к нижней; 2) U-типа – почти такой же ширины, сверху вниз; 3) I-типа представляет собой чрезвычайно узкую щель; 4) IК-типа – очень узкая щель, связанная с большим пространством в нижней части; 5) Y-типа – широкая в верхней части и внезапно сужается к низу [17].
Как указывают Т.В. Попруженко, М.И. Кленовская, (2010) фиссуры и ямки формируются во время одонтогенеза в складках эмали и приобретают различную геометрическую форму и глубину, которая, по единичным свидетельствам, зависит от индивидуально протекающих в этот период условий. «Фиссуры имеют глубину от 0,25 до 3,0 мм, ширина их в области устья (входа) варьирует от 0,005 до 1,5 мм, а в области дна составляет 0,1-1,2 мм.» [11, с. 8]. Нельзя исключать также и то, что с возрастом морфология фиссур моляров может изменяться в результате их «склерозирования» и, как сообщается авторами, это было выявлено в эксперименте на взрослых млекопитающих.
По глубине фиссуры разделяют на 4 типа: 1) неглубокие: до 1/3 толщины эмали; 2) средней глубины: до 1/2 толщины эмали; 3) глубокие: пронизывают почти всю толщу эмали, не доходя до дентина 100-150 мкм; 4) полные: доходят до дентина [11].
Цифровая микроскопия дала нам возможность определить некоторые особенности естественных ямок и фиссур мало описанные или вообще не упоминаемые в специальной литературе по данному вопросу. Так, например, у двух моляров нижней челюсти, в верхней 1/3 внутренней поверхности боковой стенки слепой ямки, имеющей вид обратного конуса и окруженная едва различимым эмалевым валиком, было обнаружено округлое отверстие, по-видимому, выполняющее дренирующую функцию. Также, на боковых поверхностях фиссур доходящих до дентина, как и в глубине самих фиссур, были обнаружены отверстия, от округлой до щелевидной формы, которые соединялись через ямки различной формы, диаметра и глубины. Часть фиссур имела «пунктирный» вид, так как прерывалась с определенной периодичностью эмалевыми перемычками. В других же случая, подобные эмалевые перемычки частично или полностью отсутствовали, дно фиссур имело неоднородный, прерывистый характер, местами в глубине просматривались округлые отверстия, что, по всей вероятности, связано со слабой минерализацией твердых тканей зубов.
Выводы:
Цифровая микроскопия естественных ямок и фиссур постоянных премоляров и моляров с сохраненной окклюзионной поверхностью позволила уточнить и расширить знания об особенностях их анатомо-морфологического строения и пространственном расположении. Полученные и уточненные сведения могут значительно помочь в практической работе определить тип фиссур по характерным визуальным признакам и анатомическим ориентирам архитектоники окклюзионной поверхности боковых зубов.
Список литературы:
- Ахмедова Э.А. Структура осложнений после лечениякариеса, пульпита, периодонтита и сроки их появления. Автореф. дис. … канд. мед. наук. – Ставрополь, 2011. – 23 с.
- Брянская М. Н. Клинико-морфологическое обоснование профилактики и лечения фиссурного кариеса постоянных зубов с незрелой эмалью. Автореф. дис. … канд. мед. наук. – Иркутск, 2009, 22 с.
- Кузина Ю.Г. Анатомо-морфологические исследования зубов с целью выявления индивидуальных особенностей человека. Автореф. дис. … канд. мед. наук. – М., 2002, 23 с.
- Леонтьев В.К., Иванова Г.Г., Звонкова Л.Н., Чибисов Н.В. Изучение различий в рельефе жевательных поверхностей интактных и кариозных моляров. Стоматология. 1988 № 4, с. 4-5.
- Ломиашвили Л.М., Аюпова Л.Г. Искусство моделирования и реставрации зубов. – Омск: Полиграф, 2011. – 384 с.
- Лопатин О.А. Клиническая одонтология в эстетической стоматологии. Экологическая антропология: ежегод. – Минск, 2011. – С. 293-296.
- Луцкая И.К., Новак Н.В., Горбачев В.В. Эстетическое восстановление жевательной группы зубов. Современная стоматология. 2006, 2, 54-57.
- Мамедова Л.А. Кариес зубов и его осложнения (от древности до современности): учеб. пособие для студентов стомат. фак. мед. вузов / Л.А. Мамедова; под ред. В.К. Леонтьева. – М.: Медкнига, 2002. – 192 с.
- Мельниченко Ю.М. Вариантная морфология постоянных моляров человека. Автореф. дис. … канд. мед. наук. – Минск, 2015, 20 с.
- Писаренко О.А. одонтогліфічні, морфометричні та гістологічні особливості фісурного карієсу малих кутніх зубів. Український стоматологічний альманах. 2014, 4, 11-14.
- Попруженко Т.В., Кленовская М.И. Профилактика кариеса в ямках и фиссурах зубов: учеб.-метод. пособие. — 2-е изд., перераб. – Минск: БГМУ, 2010, 90 с.
- Расулов И.М. Одонтологические и одонтоглифические исследования особенностей зубов у лиц различных национальностей и перспективы использования полученных данны в стоматологии. Автореф. дис. … д-ра мед. наук. – Москва, 2011, 46 с.
- Скрипников П.Н. Гистотопография и морфогенез структур жевательной поверхности моляров человека. Автореф. дис. … канд. мед наук. Харьков, 1997, 24 с.
- Хидирбегтшвили О.Э. Современная кариесология. М.: Мед.книга, 2006, с.
- Черняк В.В. Одонтологическая характеристика больших коренных зубовв норме и при фиссурно-ямочном кариесе. Автореф. дис. … канд. мед. наук. – Винница, 2009. – 20 с.
- Carter K.E, Worthington S. The evolution of anthropoid molar proportions. BMC Evol. Biol. 2016, May 20;16(1):110.
- Omar S.M., Meguid S.H. The role of the fissure morphology in caries prevalence of the first permanent molar in Libyan children. Indian Soc. Pedod. Prev. Dent. 1998, Dec;16(4):107-10.[schema type=»book» name=»НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ АНАТОМО-МОРФОЛОГИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ ЯМОК И ФИССУР БОКОВЫХ ЗУБОВ» description=»При помощи цифровой микроскопии были определены некоторые особенности анатомии и морфологии естественных ямок и фиссур постоянных боковых зубов с сохраненной окклюзионной поверхностью.» author=»Постолаки Александр Илларионович» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-09-22″ edition=»euroasia-science_30_22.09.2016″ ebook=»yes» ]