Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СМЕРТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СМЕРТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Медицинские науки. ; ():-.

До настоящего времени остается недостаточно эффективной система организации прибытия на место дорожно-транспортного происшествия специальных служб и оказания помощи лицам, пострадавшим в результате автоаварий. Так, по данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, доля лиц, погибших до прибытия  в лечебное учреждение, составляет 55% общего количества лиц, погибших вследствие дорожно-транспортных происшествий. В результате ДТП 34,3% пострадавших погибают  из-за задержки прибытия машин СМП, что играет главную роль в повышении смертности от травм с устранимыми причинами  смерти [2,5].

По мнению Вишнякова Н.И. с соавторами, 2007, Ладейщикова  В.М., Багненко С.Ф. с соавторами, 2011, Боровкова В.Н. с соавторами, 2011, одной из причин такого положения являются недостатки в организации догоспитальной медицинской помощи [1,3,4,6,7].

Задачей данного исследования, является анализ оказания экстренной догоспитальной медицинской  помощи в Астраханской области при дорожно-транспортных происшествиях.

Материалы и методы исследования.  Основными информационными источниками  явились  годовые отчеты  Территориального центра  медицины катастроф Астраханской области за 2012-2013 год, карты всех вызовов  специализированных бригад ТЦМК, заполненных врачами этих бригад. Цифровые материалы отработаны с использованием стандартных программных средств статического анализа, реализованных в среде Microsoft Excel. Кроме того, были рассчитаны трудовые потери в связи со смертью пострадавших в ДТП в трудоспособных возрастах.

Результаты исследования и их обсуждение.

В течение последних трех лет прослеживается отчетливая тенденция прогрессивного роста количества  дорожно-транспортных происшествий, в которых имелись пострадавшие. По отношению к 2011 году  количество таких автоаварий увеличилось к 2012 году на 3,5%; в 2013 году такое увеличение было уже в 1,4 раза (на 37%), по сравнению с 2011 годом. За прошедшие 3 года количество пострадавших в ДТП на территории Астраханской области в расчете на 100.000 населения увеличилось в 0,8 раза: с 2140 человек- в 2011 году, до 2648 человек – в 2013 году.

Согласно данным исследования, из общего числа всех пострадавших  при дорожно-транспортных происшествиях две трети (62,6%) составили мужчины; наибольшее количество пострадавших (88,4%) вследствие дорожно-транспортных аварий находились в  трудоспособных возрастах (15-59 лет). Средний возраст пострадавших оказался равным 36,72±5,7 лет (у мужчин 35,03±3,66 лет, у женщин -41,0±4,69 лет).

В гендерной возрастной структуре пострадавших в ДТП  наблюдались значительные отличия: у мужчин в этой структуре большой удельный вес имели  дети 0-14 лет (8,6%- мальчиков, 5,3% — девочек),  и мужчины в зрелом рабочем возрасте -25-44 года (51,1% — мужчин, 21,4 % женщин); среди женщин значительный удельный вес  имели женщины в позднем  зрелом рабочем возрасте -45-59 лет (женщин -45,9%, мужчин -17,6%) и послерабочих возрастах -60 лет и более (9,8% женщин, 4,9% мужчин).

Половые различия отмечались среди водителей, пассажиров автотранспорта и пешеходов, пострадавших в ДТП. Так, из 36,5% водителей 29,2% были мужчины, 7,35% — женщинами, причем 5,7% из них употребляли перед поездкой  алкоголь; пассажиров автотранспорта было  33,7%; 11,1%- мужчин, 22,6%- женщин; пешеходов было 30,2% от числа всех попавших в ДТП, из них мужчин – 17,3%, женщин -12,9%; среди пешеходов5,1% были в состоянии алкогольного опьянения. Таким образом, алкоголь как фактор риска попадания  в ДТП был обнаружен у водителей, пассажиров и пешеходов, в основном мужчин. Наибольшее количество ДТП0, в которых пострадали  мужчины, приходилось  на летне-осенний период (33,2% и 33,6% — соответственно); резкое повышение количества ДТП, в котором участвовали  женщины, приходилось на осень (38,5%). По дням недели в возникновениях ДТП также присутствовали гендерные различия:  у мужчин частота ДТП нарастала к субботе (15,5%), у женщин к четвергу (18,0%). Число ДТП, в которые попадали мужчины начинало возрастать к маю, достигая максимума  к сентябрю; минимальное количество женщин, попавших в ДТП приходилось на январь, максимальное- на сентябрь. Половые различия проявились и в состоянии пострадавших в ДТП, диагностированном  врачами специализированных бригад на месте ДТП: в удовлетворительном состоянии находились 29,9% мужчин (от числа всех мужчин, попавших в ДТП), женщин -33,6% (от числа всех женщин, пострадавших в ДТП ), состояние средней тяжести было у 47,5% мужчин и у 44,6% — женщин; в тяжелом состоянии находились  22,6% мужчин и 21,8% женщин.

Врачи специализированных бригад диагносцировали смерть у 1,8% мужчин и 0,8% женщин, пострадавших в ДТП.

За три года происходили колебания показателя смертности в результате  ДТП: с 18,7 на 100.000 населения в 2011 году до 16,7 на 100.000 населения — в 2012 году, т.е. произошло уменьшение этого показателя  на 11,9%; в 2013 году произошло некоторое увеличение уровня  смертности до 17,2 на 100.000 населения (на 2,9%, по сравнению с 2012 годом). Смертность в результате ДТП, по данным Росстата, составляет 24 человека на 100.000 населения по Российской Федерации. От числа всех пострадавших в ДТП в 2011 году удельный вес погибших  составлял 8,8%, в 2012 и 2013 году он несколько снизился (6,4% и 6,5%- соответственно). Следует указать  на то, что  ежегодно  менялись структура погибших в зависимости от месяца их смерти. Так, в 2011 году 95,2% из них погибли  на месте ДТП до начала оказания медицинской помощи, 1,1% погибли во время оказания  медицинской помощи, 3,7%- умерли уже  в лечебном учреждении. В 2012 году эта структура была следующей: удельный вес погибших на месте ДТП снизился до 73,2%, во время оказания медицинской помощи умерли 1,8%, после госпитализации погибли еще 25,0%; в 2013 году – эти показатели были равны- 62,4%, 2,9%, 34,7% — соответственно.

 Значительное преобладание числа погибших на месте ДТП до начала оказания медицинской помощи, в основном, было связано с получением  пострадавшим в результате ДТП тяжелых сочетанных травм, несовместимых с жизнью. Таким образом, в последние три года наметились две тенденции: одна — уменьшение числа погибших на месте  ДТП и увеличение числа умерших после госпитализации, что, несомненно связано , с увеличением степени тяжести повреждений  у пострадавших в ДТП (ушибы головного мозга, множественные и сочетанные травмы) и более эффективном медицинском обеспечении обслуживания пострадавших при ДТП на догоспитальном этапе. Так, например, в 2013 году по степени тяжести  состояния пострадавших на момент их осмотра  врачами  прибывших  медицинских бригад 77,3% находились в тяжелом или крайне тяжелом  состоянии; все они нуждались в стационарной помощи; 1% из них  после лечения получали инвалидность. Структура причин смертности в результате дорожно-транспортных происшествий  в 2011 – 2013 годах была следующей: на первом месте находились  черепно-мозговые травмы (39,3%), на втором – травмы позвоночника (13,0%), на третьем — травмы нижних конечностей (12,1%), на четвертом- сочетанные травмы (9,0%), на пятом – травмы верхних конечностей (7,6%), на шестом- травмы костей  и органов таза (4,6%), на седьмом – смерть от травматического шока (3,9%), на восьмом — смерть от множественных травм (3,4%), на девятом месте – прочие причины смерти (4,4%- кома, тупые  травмы живота и т.д.).

 Масштабы трудовых потерь от смерти в связи с ДТП за три года  (2011-2013 год) значительны и составляли  17457 человеко/лет. В среднем за каждый год трудовые потери  были равны 5819 человеко/лет. Они колебались от 6204-в 2011 году до 5709 человеко/лет- в 2013 году. В основном, трудовые потери приходились на  мужчин  в трудоспособных возрастах.

В заключении следует  отметить, что медико-социальный анализ смертности населения  Астраханской области, в результате ДТП является важной частью комплексного социально – гигиенического исследования, которое служит целям снижения травматизма в результате ДТП и профилактики смертности от дорожно – транспортных аварий.

Снижение дорожно-транспортного травматизма в РФ является частью  национального проекта «Здравоохранения» и ведет к сохранению общественного здоровья и уровня  трудоспособности населения.

Литература

  1. Багненко С.Ф., Стожаров В.В., Мирошниченко А.Г. Организация оказания скорой медицинской помощи  пострадавшим  в дорожно-транспортных происшествиях: монография. СПб.: Невский диалект, 2011. 400с.
  2. Вишняков Н.И. , Петрова Н.Г., Стожаров В.В., Закарян А.А., Мирошниченко А.Г., Михайлов Ю.М., Заславский Г.И., Разумный Н.В., Вепрецкая  А.А., Шевченко А.А., Амехина О.Е. Анализ причин смерти пострадавших  в дорожно-транспортных происшествиях (по данным Санкт-Петербурга и Ленинградской области) скорая  медицинская помощь. 2007. №1. С. 33-35
  3. Боровков В.Н., Семенова В.Г., Хрупалов А.А., Сорокин Г.В., Боровков Н.В.. Дорожно – транспортный  травматизм как комплексная медико- социальная проблема потерь здоровья населения  России// Травмотология  и ортопедия России. 2011. №3. С. 101-108
  4. Болотников И.Ю., Касаткин  Н.Н. Медицинская помощь на месте  дорожно- транспортного происшествия: тактика и алгоритм врача  выездной бригады скорой специализированной медицинской помощи ГБУЗ  «ТЦМК АО»: методические рекомендации. Астрахань: ГБОУ  ВПО  АГМА Минздрава России, 2014. 31с.
  5. Гончаров С.Ф., Борисенко Л.В. Федеральная целевая программа «Повышение безопасности  дорожного движения в 2006-2012 годах»: основные итоги выполнения// Медицина катастроф. 2013. № 3 (83). С39-43.
  6. Ладейщиков В.М., Латышев М.П. Эпидемиология дорожно-транспортного травматизма  в Пермском Крае // Казинский медицинский  журнал. 2012. Том 89. №3. С. 364-367.
  7. Суворов С.Г., Лекманов А.У., Розинов В.М. Эпидемиология дорожно-транспортного травматизма в России // Медицинский алфавит. 2010. Т. 17. № 4 С. 5-11[schema type=»book» name=»МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СМЕРТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ» description=»Комплексное медико – социальное исследование показало, что дорожно-транспортные происшествия, в которых гибнут люди, в Астраханской области приносят значительный экономический ущерб: за год теряется около 5819 человеко/лет. Наибольшие трудопотери в связи с дорожно-транспортными происшествиями происходят в возрастных группах мужчин 25-44 год.» author=»Болотникова Надежда Игоревна, Болотников Игорь Юрьевич» publisher=»басаранович екатерина» pubdate=»2017-06-04″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]

Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found