Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ПРОБЛЕМА ПРОФИЛАКТИКИ ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ В СОЦИОЛОГИИ МЕДИЦИНЫ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ПРОБЛЕМА ПРОФИЛАКТИКИ ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ В СОЦИОЛОГИИ МЕДИЦИНЫ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Медицинские науки. ; ():-.

В исследованиях по социологии медицины проблемам акушерско-гинекологической практики уделяется достаточно большое внимание, хотя инициативные исследования в этой области отличаются известной фрагментарностью. Очевидно, идет пока накопление материала для концептуального социологического осмысления медицинских возможностей и социальных механизмов системы охраны репродуктивного здоровья женщин. Мы постарались выделить профилактическую тему в диссертационных работах по социологии медицины, защищенных в совете Д 208.008.04 при Волгоградском государственном медицинском университете за последние 5 лет.

В 2010-м году была выполнена работа  Атагаджиевой М.  С. «Социальные и клинические особенности медикализации предменструального синдрома» [1], где выяснялась роль врачей и пациенток как агентов медикализации предменструального синдрома, была проведена социологическая экспертиза клинических представлений о нем и разработаны рекомендации по повышению качества жизни женщин в ситуации ПМС. Принципиальным был вопрос о поведении врача в профилактике и лечении ПМС. В работе убедительно показано, что побудительными мотивами для медикализации ПМС у пациенток выступают, как клинические, так и психо-социальные факторы, при этом они соотносятся как 2:1. Врачи акушеры-гинекологи, как показано в работе, рассматривают ПМС как болезнь или как маркер другого заболевания, которое может развиваться латентно, но усугубляет симптоматику предменструального синдрома (89,3%). Поэтому они настаивают на профилактике ПМС – и в этом пациентки с ними полностью согласны. Врачи также считают, что женщины сами не могут справиться с негативными  симптомами ПМС, но полагают, что их можно предупредить. В данной работе мы видим общность подходов врачей акушеров-гинекологов и женщин-пациенток в проблеме профилактики, но – в очень узкой области.

В исследовании А.О.Чахоян [8]  заявлена необходимостью поиска социальных механизмов совершенствования формирования репродуктивного поведения женщин. Очевидно, что профилактика должна занимать ведущее место в этом процессе, тем более, что результаты исследования предоставляют методико-методологическую базу для координации усилий медицинских работников, как между собой, так и с другими агентами социализации в разработке программ и реализации мероприятий по формированию рационального репродуктивного поведения женщин, в особенности, раннего фертильного возраста. Автор сделал упор на просветительско-образовательные методы, которые как раз и входят в комплекс профилактических мероприятий. Здесь впервые высказана мысль о том, что установку на профилактическую деятельность необходимо формировать сначала у самих акушеров-гинекологов, а уже потом, с их помощью, у женщин-пациенток. Причем, эффективной эта работа будет только тогда, когда начинается с раннего юношеского возраста, о чем подробно говорится в исследовании Б.Р.Гонежуковой [3].

В работе отмечен низкий уровень элементарных гигиенических знаний и информированности населения, прежде всего молодёжи, о физиологии и патологии репродуктивной системы, а так же об основах профилактики нарушений функции репродуктивной системы, об эффективных методах контрацепции. Теоретическая и практическая значимость результатов исследования состоит  в обосновании выделения девушек-студенток в отдельную группу как субъектов контрацептивного поведения и позволяет дифференцировать отношение к ним врачей акушеров-гинекологов и фармспециалистов. Разработана санитарно-просветительная программа, включающая курсы тематических занятий-тренингов  для студенческой молодежи, корригирующие имеющиеся диспропорциональные представления девушек  по репродуктивному поведению и вопросам контрацепции, что будет способствовать повышению эффективности профилактики абортов и его последствий у женщин раннего фертильного возраста. Материалы исследования адресованы практическим врачам и организаторам здравоохранения, а также специалистам психологам, педагогам, социальным работникам. Что касается последних, то в исследованиях по социологии медицины довольно часто встречается утверждение о том, что профилактическая работа врача акушера-гинеколога с пациентками должна проводится в тесном контакте именно с социальными работниками, что позволяет врачам, оставаясь в границах своей профессиональной роли, быть уверенными, что за дверью их кабинета пациентке также будет оказана необходимая помощь и поддержка.

Специально данному вопросу была посвящена интересная работа М.А.Бязровой [2], где показано, что существует совокупность факторов, которая существенно влияет на состояние здоровья человека, но не может быть скорректирована усилиями медицинских работников, поскольку не входит в предмет их деятельности и требует специальных знаний и навыков. Дилемма, по мнению автора, решается путем включения в процесс оказания медицинской помощи социального работника.

В исследовании обоснована необходимость расширения роли социального работника как агента репродуктивного поведения женщин, определены основные направления медико-социальной помощи беременным женщинам и разработаны рекомендации по совершенствованию медико-социальной помощи женщинам в реализации целей-ценностей репродуктивного поведения, особенно при напряженной работе. Автором зафиксировано, что женщины  а) не информированы о способах защиты своих интересов, б) не связывают перегрузки в работе с возможностью вреда для репродуктивного здоровья и в) бояться, что вследствие вмешательства третьих лиц, могут потерять работу.

Здесь как раз эксплицировано противоречие №323-ФЗ и трудового законодательства, о чем уже писали в литературе [6, 10-11] . И нельзя не согласиться с автором, что усилиями только медицинских работников это противоречие не разрешить. Кроме того, сами участники процесса оказания медицинской помощи должны соблюдать распределение ролей в сфере профилактических мероприятий. Интересная информация по этому вопросу содержится в исследовании Г.А.Хуако [7].

В этой работе на материале комплексного медико-социологического исследования  выяснено отношение социальных субъектов – участников процесса акушерско-гинекологической помощи к их взаимодействию на первом уровне оказания этой помощи в системе сельского здравоохранения. Проведен анализ отношения фельдшеров, акушерок и медицинских сестер общей практики, занятых в акушерско-гинекологической составляющей первого уровня медицинской помощи на селе, к социальным изменениям в системе охраны здоровья женщин и роли профилактической работы с сельскими жительницами. По данным исследования, типичная женщина-пациентка в сельской местности предпочитает с «женскими» проблемами обращаться в женскую консультацию ЦРБ, но чаще всего профилактическую функцию в сельском здравоохранении выполняют ФАПы. К сожалению, в работе других медицинских учреждениях системы акушерско-гинекологической помощи эта функция респондентками не отмечена, что не может не настораживать. В целом можно сказать, что установок на профилактику гинекологических заболеваний у женщин в сельской местности не сформировано. Аналогичная ситуация наблюдается и у городских жительниц, как показало исследование О.В.Илюхиной[5], посвященное как раз проблеме формирования установок на профилактическое поведение женщин фертильного возраста в контексте интериоризации ценностей здорового образа жизни (ЗОЖ).

Автор предложил методику мониторирования гендерно опосредованной коммуникативной среды в условиях постиндустриального городского пространства и интенсивного вовлечения женщин фертильного возраста в трудовую деятельность, согласно которой эта динамика приобретает конкордантный характер со стереотипами в самосохранительном сегменте поведенческой стратегии. Профилактический смысл этих стереотипов заявлен, но не интерпретирован. Очевидно, что здесь также встает вопрос о распределении ролей агентов социализации, поскольку задача, поставленная автором, выходит за рамки профессиональной деятельности медицинских работников.

В отличие от рассмотренных исследований, где, так или иначе, встают вопросы сотрудничества акушеров-гинекологов с другими социальными агентами в организации и проведении профилактической работы с женщинами-пациентками, исключительная роль врачей акушеров-гинекологов специально рассмотрена в исследовании В.А.Григорян [4]. Автором изучена проблема, которая может быть решена только в контексте медикализации профилактической работы и, следовательно, требует специальных навыков от врача, как в сугубо профессиональном, так и в коммуникативном плане. Основное внимание уделено такой специфической профилактической проблеме как послеродовая контрацепция, при этом выяснена роль взаимоотношений врачей и пациенток при решении вопроса о выборе наиболее эффективной и приемлемой контрацепции у родильниц после оперативного родоразрешения, предложена модель такого типа контрацепции. Здесь мы впервые встречаемся с попыткой изучить роль интеракции врача акушера-гинеколога и пациентки как фактора эффективной профилактики. Важной представляется констатация недостаточной преемственности в рекомендациях профилактического характера врачей амбулаторного и стационарного звеньев. Выясняя особенности взаимоотношений врача и пациентки при решении вопроса о выборе метода контрацепции после оперативного родоразрешения, автор провел клиническую и социологическую экспертизу «гормонофобии» врачей в решении данной проблемы, показав тем самым одну из причин слабой эффективности профилактики в послеродовом и, особенно, послеоперационном периоде.

Но при всей важности данного вывода и других результатов исследования, оно все же посвящено достаточно узкой профилактической теме, хотя наработки автора могут быть использованы и при рассмотрении других аспектов профилактического направления в акушерско-гинекологической практике.

Хотелось бы отметить, что в Должностных инструкциях врача акушера-гинеколога профилактический аспект деятельности занимает одно из центральных мест. Это важно отметить, поскольку Должностные инструкции являются результатом обобщения изучения деятельности врача акушера-гинеколога в таких дисциплинах как организация здравоохранения и акушерство и гинекология.  Из 32 пунктов Функций и Требований профессиональной деятельности врача акушера-гинеколога 10 непосредственно касаются профилактики, кроме того, профилактическое направление отмечено в целях и задачах акушерско-гинекологической деятельности. Другими словами, треть профессиональных обязанностей врача акушера-гинеколога носит профилактический характер. Но Должностные инструкции не содержат указаний на особенности взаимодействия врача и пациентки в сфере профилактики. И, как мы показали выше, специальные исследования акушерско-гинекологической практики в социологии медицины пока не дают достаточно материала для разработки какой либо четкой формулировки в данном вопросе.

Выводы.

  1. Проблема профилактики гинекологических заболеваний и роли врача акушера-гинеколога в этом процессе носит междисциплинарный характер, поскольку не может быть решена только усилиями медицинских работников, ее решение должно базироваться на взаимодействии всех агентов здоровьесбережения в сфере репродуктивного здоровья женщин. Следовательно, данная проблема может быть адекватно решена в исследовательском поле социологии медицины.
  2. Исследования, посвященные вопросам профилактики среди работ по социологии медицины отсутствуют, но эта тема, так или иначе, поднимается во всех работах, посвященных деятельности врачей акушеров-гинекологов. Основными выводами из данных исследований являются следующие: 1) установки на обращение к врачу по поводу вопросов профилактики среди женщин выражены слабо, 2) установки на профилактику гинекологических заболеваний непосредственно связаны у пациенток с установками на здоровый образ жизни, 3) врачи акушеры-гинекологи ведут профилактическую работу, но не считают это направление приоритетным в своей деятельности.
  3. Во всех исследованиях отмечается необходимость координации усилий врачей акушеров-гинекологов и других агентов социализации в профилактике гинекологических заболеваний, но вопрос о значении взаимодействия врача и пациентки как фактора эффективной профилактической работы специально нигде не рассматривается.
  4. Результатом обобщения данных, накопленных в таких дисциплинах как организация здравоохранения и акушерство и гинекология, по проблеме профилактической деятельности врача акушера-гинеколога являются действующие Должностные инструкции, в которых одна треть предписаний касается вопросов профилактики. Но и в них не зафиксированы особенности взаимодействия врача и пациента в организации профилактической работы.

 

Список литературы:

  1. Атагаджиева М. С. Социальные и клинические особенности медикализации предменструального синдрома// Автореф. дисс. на соиск. уч.ст. канд. мед.н. Волгоград. — 2010.
  2. Бязрова М. А. Роль социального работника в защите репродуктивного здоровья женщин/Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. соц. н. Волгоград. – 2013.
  3. Гонежукова Б. Р. Социальные параметры отношения к контрацепции студенток вузов // Автореф. дисс. на соиск. уч.ст. канд. мед.н.. Волгоград. — 2011.
  4. Григорян В. А. Отношение врачей и пациенток к контрацепции после оперативного родоразрешения (опыт медико-социального анализа)// Автореф. дисс. на соиск. уч.ст. канд. мед.н. Волгоград. — 2012.
  5. Илюхина О. В. Современная социально-психологическая модель сохранения репродуктивного здоровья женщин фертильного возраста//Автореф. дисс. на соиск. уч.ст. канд. мед.н.. Волгоград.- 2012.
  6. Седова Н.Н., Приз Е.В. Об этической экспертизе законопроектов в сфере здравоохранения// Биоэтика. – 2011. — №2.
  7. Хуако Г. А. Социальные диспозиции участников процесса акушерско-гинекологической помощи в сельском здравоохранении (на материале Краснодарского края)// Автореф. дисс. на соиск. уч.ст. канд. мед.н. Волгоград – 2013.
  8. Чахоян А. О. Врач-акушер-гинеколог как агент формирования  репродуктивного поведения женщины// Автореф. дисс. на соиск. уч.ст. канд. мед.н. Волгоград.-2011.[schema type=»book» name=»ПРОБЛЕМА ПРОФИЛАКТИКИ ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ В СОЦИОЛОГИИ МЕДИЦИНЫ» author=»Бондаренко Анна Сергеевна, Шестаков Александр Анатольевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-25″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot jendralmaya Slot slot gacor 2023 slot demo slot demo slot deposit pulsa slot demo slot demo slot slot deposit pulsa slot data hk data sgp data sdy data macau slot demo slot gacor slot gacor casino online slot dana sbobet https://kebudayaan.disdikbud.kaltimprov.go.id/slot-gacor-terpercaya/ https://perizinanonline.depok.go.id/data/slot-gacor/ https://perizinanonline.depok.go.id/assets/slot88/
404: Not Found