Номер части:
Журнал

ПРОБЛЕМА ПРОФИЛАКТИКИ ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ В СОЦИОЛОГИИ МЕДИЦИНЫ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
Авторы:
DOI:


В исследованиях по социологии медицины проблемам акушерско-гинекологической практики уделяется достаточно большое внимание, хотя инициативные исследования в этой области отличаются известной фрагментарностью. Очевидно, идет пока накопление материала для концептуального социологического осмысления медицинских возможностей и социальных механизмов системы охраны репродуктивного здоровья женщин. Мы постарались выделить профилактическую тему в диссертационных работах по социологии медицины, защищенных в совете Д 208.008.04 при Волгоградском государственном медицинском университете за последние 5 лет.

В 2010-м году была выполнена работа  Атагаджиевой М.  С. «Социальные и клинические особенности медикализации предменструального синдрома» [1], где выяснялась роль врачей и пациенток как агентов медикализации предменструального синдрома, была проведена социологическая экспертиза клинических представлений о нем и разработаны рекомендации по повышению качества жизни женщин в ситуации ПМС. Принципиальным был вопрос о поведении врача в профилактике и лечении ПМС. В работе убедительно показано, что побудительными мотивами для медикализации ПМС у пациенток выступают, как клинические, так и психо-социальные факторы, при этом они соотносятся как 2:1. Врачи акушеры-гинекологи, как показано в работе, рассматривают ПМС как болезнь или как маркер другого заболевания, которое может развиваться латентно, но усугубляет симптоматику предменструального синдрома (89,3%). Поэтому они настаивают на профилактике ПМС – и в этом пациентки с ними полностью согласны. Врачи также считают, что женщины сами не могут справиться с негативными  симптомами ПМС, но полагают, что их можно предупредить. В данной работе мы видим общность подходов врачей акушеров-гинекологов и женщин-пациенток в проблеме профилактики, но – в очень узкой области.

В исследовании А.О.Чахоян [8]  заявлена необходимостью поиска социальных механизмов совершенствования формирования репродуктивного поведения женщин. Очевидно, что профилактика должна занимать ведущее место в этом процессе, тем более, что результаты исследования предоставляют методико-методологическую базу для координации усилий медицинских работников, как между собой, так и с другими агентами социализации в разработке программ и реализации мероприятий по формированию рационального репродуктивного поведения женщин, в особенности, раннего фертильного возраста. Автор сделал упор на просветительско-образовательные методы, которые как раз и входят в комплекс профилактических мероприятий. Здесь впервые высказана мысль о том, что установку на профилактическую деятельность необходимо формировать сначала у самих акушеров-гинекологов, а уже потом, с их помощью, у женщин-пациенток. Причем, эффективной эта работа будет только тогда, когда начинается с раннего юношеского возраста, о чем подробно говорится в исследовании Б.Р.Гонежуковой [3].

В работе отмечен низкий уровень элементарных гигиенических знаний и информированности населения, прежде всего молодёжи, о физиологии и патологии репродуктивной системы, а так же об основах профилактики нарушений функции репродуктивной системы, об эффективных методах контрацепции. Теоретическая и практическая значимость результатов исследования состоит  в обосновании выделения девушек-студенток в отдельную группу как субъектов контрацептивного поведения и позволяет дифференцировать отношение к ним врачей акушеров-гинекологов и фармспециалистов. Разработана санитарно-просветительная программа, включающая курсы тематических занятий-тренингов  для студенческой молодежи, корригирующие имеющиеся диспропорциональные представления девушек  по репродуктивному поведению и вопросам контрацепции, что будет способствовать повышению эффективности профилактики абортов и его последствий у женщин раннего фертильного возраста. Материалы исследования адресованы практическим врачам и организаторам здравоохранения, а также специалистам психологам, педагогам, социальным работникам. Что касается последних, то в исследованиях по социологии медицины довольно часто встречается утверждение о том, что профилактическая работа врача акушера-гинеколога с пациентками должна проводится в тесном контакте именно с социальными работниками, что позволяет врачам, оставаясь в границах своей профессиональной роли, быть уверенными, что за дверью их кабинета пациентке также будет оказана необходимая помощь и поддержка.

Специально данному вопросу была посвящена интересная работа М.А.Бязровой [2], где показано, что существует совокупность факторов, которая существенно влияет на состояние здоровья человека, но не может быть скорректирована усилиями медицинских работников, поскольку не входит в предмет их деятельности и требует специальных знаний и навыков. Дилемма, по мнению автора, решается путем включения в процесс оказания медицинской помощи социального работника.

В исследовании обоснована необходимость расширения роли социального работника как агента репродуктивного поведения женщин, определены основные направления медико-социальной помощи беременным женщинам и разработаны рекомендации по совершенствованию медико-социальной помощи женщинам в реализации целей-ценностей репродуктивного поведения, особенно при напряженной работе. Автором зафиксировано, что женщины  а) не информированы о способах защиты своих интересов, б) не связывают перегрузки в работе с возможностью вреда для репродуктивного здоровья и в) бояться, что вследствие вмешательства третьих лиц, могут потерять работу.

Здесь как раз эксплицировано противоречие №323-ФЗ и трудового законодательства, о чем уже писали в литературе [6, 10-11] . И нельзя не согласиться с автором, что усилиями только медицинских работников это противоречие не разрешить. Кроме того, сами участники процесса оказания медицинской помощи должны соблюдать распределение ролей в сфере профилактических мероприятий. Интересная информация по этому вопросу содержится в исследовании Г.А.Хуако [7].

В этой работе на материале комплексного медико-социологического исследования  выяснено отношение социальных субъектов – участников процесса акушерско-гинекологической помощи к их взаимодействию на первом уровне оказания этой помощи в системе сельского здравоохранения. Проведен анализ отношения фельдшеров, акушерок и медицинских сестер общей практики, занятых в акушерско-гинекологической составляющей первого уровня медицинской помощи на селе, к социальным изменениям в системе охраны здоровья женщин и роли профилактической работы с сельскими жительницами. По данным исследования, типичная женщина-пациентка в сельской местности предпочитает с «женскими» проблемами обращаться в женскую консультацию ЦРБ, но чаще всего профилактическую функцию в сельском здравоохранении выполняют ФАПы. К сожалению, в работе других медицинских учреждениях системы акушерско-гинекологической помощи эта функция респондентками не отмечена, что не может не настораживать. В целом можно сказать, что установок на профилактику гинекологических заболеваний у женщин в сельской местности не сформировано. Аналогичная ситуация наблюдается и у городских жительниц, как показало исследование О.В.Илюхиной[5], посвященное как раз проблеме формирования установок на профилактическое поведение женщин фертильного возраста в контексте интериоризации ценностей здорового образа жизни (ЗОЖ).

Автор предложил методику мониторирования гендерно опосредованной коммуникативной среды в условиях постиндустриального городского пространства и интенсивного вовлечения женщин фертильного возраста в трудовую деятельность, согласно которой эта динамика приобретает конкордантный характер со стереотипами в самосохранительном сегменте поведенческой стратегии. Профилактический смысл этих стереотипов заявлен, но не интерпретирован. Очевидно, что здесь также встает вопрос о распределении ролей агентов социализации, поскольку задача, поставленная автором, выходит за рамки профессиональной деятельности медицинских работников.

В отличие от рассмотренных исследований, где, так или иначе, встают вопросы сотрудничества акушеров-гинекологов с другими социальными агентами в организации и проведении профилактической работы с женщинами-пациентками, исключительная роль врачей акушеров-гинекологов специально рассмотрена в исследовании В.А.Григорян [4]. Автором изучена проблема, которая может быть решена только в контексте медикализации профилактической работы и, следовательно, требует специальных навыков от врача, как в сугубо профессиональном, так и в коммуникативном плане. Основное внимание уделено такой специфической профилактической проблеме как послеродовая контрацепция, при этом выяснена роль взаимоотношений врачей и пациенток при решении вопроса о выборе наиболее эффективной и приемлемой контрацепции у родильниц после оперативного родоразрешения, предложена модель такого типа контрацепции. Здесь мы впервые встречаемся с попыткой изучить роль интеракции врача акушера-гинеколога и пациентки как фактора эффективной профилактики. Важной представляется констатация недостаточной преемственности в рекомендациях профилактического характера врачей амбулаторного и стационарного звеньев. Выясняя особенности взаимоотношений врача и пациентки при решении вопроса о выборе метода контрацепции после оперативного родоразрешения, автор провел клиническую и социологическую экспертизу «гормонофобии» врачей в решении данной проблемы, показав тем самым одну из причин слабой эффективности профилактики в послеродовом и, особенно, послеоперационном периоде.

Но при всей важности данного вывода и других результатов исследования, оно все же посвящено достаточно узкой профилактической теме, хотя наработки автора могут быть использованы и при рассмотрении других аспектов профилактического направления в акушерско-гинекологической практике.

Хотелось бы отметить, что в Должностных инструкциях врача акушера-гинеколога профилактический аспект деятельности занимает одно из центральных мест. Это важно отметить, поскольку Должностные инструкции являются результатом обобщения изучения деятельности врача акушера-гинеколога в таких дисциплинах как организация здравоохранения и акушерство и гинекология.  Из 32 пунктов Функций и Требований профессиональной деятельности врача акушера-гинеколога 10 непосредственно касаются профилактики, кроме того, профилактическое направление отмечено в целях и задачах акушерско-гинекологической деятельности. Другими словами, треть профессиональных обязанностей врача акушера-гинеколога носит профилактический характер. Но Должностные инструкции не содержат указаний на особенности взаимодействия врача и пациентки в сфере профилактики. И, как мы показали выше, специальные исследования акушерско-гинекологической практики в социологии медицины пока не дают достаточно материала для разработки какой либо четкой формулировки в данном вопросе.

Выводы.

  1. Проблема профилактики гинекологических заболеваний и роли врача акушера-гинеколога в этом процессе носит междисциплинарный характер, поскольку не может быть решена только усилиями медицинских работников, ее решение должно базироваться на взаимодействии всех агентов здоровьесбережения в сфере репродуктивного здоровья женщин. Следовательно, данная проблема может быть адекватно решена в исследовательском поле социологии медицины.
  2. Исследования, посвященные вопросам профилактики среди работ по социологии медицины отсутствуют, но эта тема, так или иначе, поднимается во всех работах, посвященных деятельности врачей акушеров-гинекологов. Основными выводами из данных исследований являются следующие: 1) установки на обращение к врачу по поводу вопросов профилактики среди женщин выражены слабо, 2) установки на профилактику гинекологических заболеваний непосредственно связаны у пациенток с установками на здоровый образ жизни, 3) врачи акушеры-гинекологи ведут профилактическую работу, но не считают это направление приоритетным в своей деятельности.
  3. Во всех исследованиях отмечается необходимость координации усилий врачей акушеров-гинекологов и других агентов социализации в профилактике гинекологических заболеваний, но вопрос о значении взаимодействия врача и пациентки как фактора эффективной профилактической работы специально нигде не рассматривается.
  4. Результатом обобщения данных, накопленных в таких дисциплинах как организация здравоохранения и акушерство и гинекология, по проблеме профилактической деятельности врача акушера-гинеколога являются действующие Должностные инструкции, в которых одна треть предписаний касается вопросов профилактики. Но и в них не зафиксированы особенности взаимодействия врача и пациента в организации профилактической работы.

 

Список литературы:

  1. Атагаджиева М. С. Социальные и клинические особенности медикализации предменструального синдрома// Автореф. дисс. на соиск. уч.ст. канд. мед.н. Волгоград. — 2010.
  2. Бязрова М. А. Роль социального работника в защите репродуктивного здоровья женщин/Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. соц. н. Волгоград. – 2013.
  3. Гонежукова Б. Р. Социальные параметры отношения к контрацепции студенток вузов // Автореф. дисс. на соиск. уч.ст. канд. мед.н.. Волгоград. — 2011.
  4. Григорян В. А. Отношение врачей и пациенток к контрацепции после оперативного родоразрешения (опыт медико-социального анализа)// Автореф. дисс. на соиск. уч.ст. канд. мед.н. Волгоград. — 2012.
  5. Илюхина О. В. Современная социально-психологическая модель сохранения репродуктивного здоровья женщин фертильного возраста//Автореф. дисс. на соиск. уч.ст. канд. мед.н.. Волгоград.- 2012.
  6. Седова Н.Н., Приз Е.В. Об этической экспертизе законопроектов в сфере здравоохранения// Биоэтика. – 2011. — №2.
  7. Хуако Г. А. Социальные диспозиции участников процесса акушерско-гинекологической помощи в сельском здравоохранении (на материале Краснодарского края)// Автореф. дисс. на соиск. уч.ст. канд. мед.н. Волгоград – 2013.
  8. Чахоян А. О. Врач-акушер-гинеколог как агент формирования  репродуктивного поведения женщины// Автореф. дисс. на соиск. уч.ст. канд. мед.н. Волгоград.-2011.
    ПРОБЛЕМА ПРОФИЛАКТИКИ ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ В СОЦИОЛОГИИ МЕДИЦИНЫ
    Written by: Бондаренко Анна Сергеевна, Шестаков Александр Анатольевич
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 04/25/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)
    Available in: Ebook
Записи созданы 6766

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх