Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ГОРОДСКОЙ И СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ГОРОДСКОЙ И СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Медицинские науки. ; ():-.

В России  сегодня изучение качества жизни (в частности детей) происходит очень интенсивно. При этом используют как переводные адаптированные опросники,  так и  оригинальные, созданные с учетом условий нашей действительности.

  Критерии здоровья и нездоровья в нашей стране  уже достаточное время находятся в поле дискуссий и полемик. И. М. Воронцов, обращаясь к проблеме противопоставления здоровья и болезни, подчеркивал, что «здоровье в абсолютной форме есть идеал, абстракция, и не больше», так как в организме здоровье и болезнь идут рядом и всегда сопутствуют друг другу» [2, с.7].

По мнению З. Липовски, болезнь — «это благо, это подарок судьбы как компромисс между жизнью и смертью, то есть аллегорически болезнь — это «подруга здоровья», а потому «всякая формулировка, определяющая здоровье, будет неполной и неверной, как и всякое определение идеала» [5, с. 91-102].

В разделе «Социальные и медико-биологические проблемы здоровья» профессор С. Б. Тихвинский (1991) пишет: «Здоровый ребенок  –  комплексная государственная задача; эта проблема не только медицинская, но и социально-гигиеническая, а также психолого-педагогическая. Здоровье ребенка  – главная проблема ближайшего и отдаленного будущего нашей страны, так как весь потенциал, все перспективы социального и экономического развития, обеспечения обороноспособности, высокого уровня жизни, науки и культуры — все это будет итогом достигнутого здоровья детей, их физической и интеллектуальной работоспособности» [3, с. 31].

Однако для того, чтобы помочь, необходимо ответить на вопрос: «Что такое здоровье?», «Чему помогать?», «Каковы критерии эффективности?».

В связи с этим С.Б. Тихвинский приходит к тому, что здоровье — это стабильное состояние полного физического, духовного и социального благополучия, гармоничной саморегуляции и динамического равновесия со средой, при отсутствии болезней и физических дефектов [3, с.32].

Наряду с  «объективным здоровьем», чему соответствует приведенное выше определение, С.Б. Тихвинский выделяет понятие «субъективное здоровье», к чему он относит субъективные ощущения благополучия или неблагополучия в организме, которые могут не иметь объективного подтверждения. Если к последнему добавить и субъективитет по отношению к окружающему миру, то мы максимально приблизимся к стандартному понятию качество жизни (QОL).

И.М. Воронцов считает разумным  отказаться от попыток измерения здоровья и заявлений о нем как об абсолюте, избрав более реальную почву осмысления:  измерение риска утраты здоровья для здоровых и риска инвалидизации и смерти для больных [2, с.8]. Таким образом, автор выводит нас к компромиссному понятию качества жизни, решающему эту проблему и не случайно принятому и стандартизованному в мировой практике, которое  противопоставляется традиционному понятию  здоровья, оценивающемуся  по заболеваемости, смертности, физическому развитию, продолжительности жизни без рассмотрения его как социального феномена.

Изучение здоровья на основе определения адаптивности и качества жизни  сегодня важно как для детей-инвалидов и детей с различными хроническими заболеваниями, так и для здоровых детей, т.к. позволяет следить за динамикой различных видов жизнедеятельности ребенка, по изменениям его поведения и ощущений уловить появление негативных процессов на ранних стадиях их развития, разобраться (в определенных пределах) с возможными причинами ухудшения качества жизни ребенка и проследить за результативностью принимаемых коррекционных мер.

Наличие риска болезни или само заболевание при нахождении ребенка в разных условиях среды не однозначно: в плохих условиях проживания, при низком социальном и экономическом статусе семьи, в дисфункциональных семьях может сопровождаться нарушением качества его жизни в разной степени и тем способствовать прогрессированию болезни и отягчению ее последствий для дальнейшей жизни. И наоборот – в хороших условиях среды, при достаточном питании, уходе и медицинском обслуживании, при использовании навыков здорового образа жизни проявления болезни могут уменьшаться, компенсироваться и даже вообще не сказываться в виде ограничения качества жизни ребенка.

В определении качества жизни есть важный для индивидуума аспект – это субъективность показателей со стороны взрослого или ребенка.  В диаде здоровье-нездоровье личность может занимать активную или пассивную позицию, и регулировать субъективное восприятие  качества жизни. Для ребенка дело обстоит значительно сложнее, так как он еще сильно зависим от средовых и семейных факторов, не в состоянии регулировать многие процессы, в том числе социальные и психологические.  Поэтому субъективное восприятие ребенком своего функционирования, здоровья и  качества жизни является  серьезным моментом для выявления особенностей его медико-биологической и социальной адаптации [4, с.42].

С помощью опроса,  касающегося качества жизни, возможно   выделить разные онтогенетические критерии здоровья-нездоровья и установить наиболее важные из них, особенно на ранних стадиях онтогенеза − максимально ранимых и важных для последующего развития детей.

Оценка качества жизни — физического, психо-эмоционального и социального функционирования, с учетом факторов социализации и заболеваний ребенка  — призвана  способствовать  выявлению медико-биологической и социальной адаптации детей разных возрастов и разных социальных групп. Выявленные параметры могут служить в качестве популяционных показателей качества жизни указанных контингентов в современных условиях,  способствовать выявлению потребностей общества в обеспечении семей и детей на наиболее ранней стадии дезадаптации в определенных видах и объемах медицинской, психолого-педагогической  и социальной помощи [4, с.49].

Социальное расслоение общество сегодня достаточно велико. По некоторым исследованием жизнь детей городской и сельской местности так же сильно отличается.

По данным Институту Демографии НИУ «Высшая школа экономики» сегодня 72% россиян — городские жители, но родились в городах только 55%. Люди из сел  устремились в города, по оценкам большинства, в городе жить удобнее (52%) и интереснее (63%), к тому же там проще обеспечить себя и семью (56%). Главное же преимущество сельской жизни — безопасность  и экологичность. (67%).

Изучение медико-социальной адаптации детей и подростков городов и сем нами проводилось с помощью оригинальных возрастных опросников «Качества жизни» на территории РФ, 5 000 детей  и подростков в возрасте от  одного года  до 17 лет . Были получены  следующие результаты (рис 1.).


  

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ГОРОДСКОЙ И СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ГОРОДСКОЙ И СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

Рисунок  1. Повозрастные балльные показатели качества жизни детей города и села (популяционные показатели)

Как следует из приведенных данных, качество жизни детей, семьи которых проживают в сельской местности, хуже, чем у городских жителей, что проявляется превышением балльной оценки проблем по физическому функционированию  в возрасте первого года жизни ребенка (+16%) и 2-4 лет (+44%), умственного функционирования в возрасте 1-12 лет(+25%; +8%; +11%; + 7%); психо-эмоционального функционирования на протяжении трех возрастных периодов от 2-х до 12-ти лет (+ 26%; +4%; +23%) и социального функционирования в возрасте 2-4 лет +28%). В то же время у городских детей имеются более выраженные проблемы с физическим и социальным функционированием на протяжении 5-17 лет и умственным и психо-эмоциональным функционированием в возрастном периоде 13-17 лет.

Таким образом, у сельских детей более выражена физическая, психическая и социальная дизадаптация и наблюдается это в период раннего детства. Дизадаптационные проявления у городских детей проявляются позднее  и в подростковом возрасте они просматриваются по всем четырем исследуемым показателям качества жизни, свидетельствующим о нарушении у них как медико-биологической, так и социальной адаптации.

Была проведена так же оценка качества жизни детей проживающих в городской и сельской местности в сопоставлении с различными проблемами  воспитывающих их семей (полные и неполные, многодетные, конфликтные, малообеспеченные, пьющие, имеющие правонарушителей), которая  выявила их четкую взаимозависимость во всех возрастах у детей и подростков.

В  возрасте первичной социализации ребенка (2-4 года)  максимально страдает качество жизни детей из неполных сельских семей (по сравнению с популяционным показателем этого периода   превышение суммарного балла наибольшее и равно +80,5%), из сельских же многодетных семей (+47,0%), из сельских семей с правонарушителями (+30,1%), конфликтующими членами (+22,3%) и низкими среднедушевыми доходами (+13,0% по сравнению с популяционными показателями в этом возрастном периоде).

Среди городских семей нарушения адаптивности и качества жизни детей 2-4 лет (когда показатели функционирования определяются более высокими баллами, чем в популяции) регистрируется только в семьях пьющих и конфликтных (+24,0 и +12,1, соответственно).

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ГОРОДСКОЙ И СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ГОРОДСКОЙ И СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ГОРОДСКОЙ И СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

 Рисунок 2. Сравнение суммарной балльной оценки качества жизни детей

                         города и села из проблемных семей.

В подростковом возрасте, максимально негативное влияние неблагополучной семьи на качество жизни ребенка наблюдается в городской среде. При этом на его функционирование  наибольший отпечаток накладывает наличие в семье пьющих и правонарушителей (по сравнению с популяционным уровнем  +50,5%) и конфликтные отношения в семье (+43,8% по сравнению с популяционным возрастным показателем). Нарушения качества жизни подростков села (превышение возрастного популяционного уровня) наступают в этом возрасте в семьях правонарушителей (+41%), пьющих (+22,5%) и в меньшей степени – при низких доходах (+6,2%) и в конфликтных семьях (+5,1%). Отдельно можно выделить негативное влияние на качество жизни детей, проживающих в семьях, где есть проблема жилья (рис 3.).


КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ГОРОДСКОЙ И СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ГОРОДСКОЙ И СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

Рисунок  3. Повозрастные показатели качества жизни детей в семьях с проблемами жилья

Как следует из приведенного рисунка, негативное влияние на качество жизни детей, проживающих в семьях, где есть проблема жилья, в наибольшей степени отражается на умственном функционировании ребенка после двухлетнего возраста (по сравнению с повозрастными популяционными показателями +26,9%; +16,4%; + 32,6% и +19,6%), а также на психо-эмоциональном и социальном функционировании в те же  возрастные периоды (+8,2%; +17,95; +32,6%; +13,0% и +18,8%; +17,1%; +25,0%; 34,2%, соответственно).

Таким образом,  мы можем говорить о том, что условия проживания детей и подростков,  в частности в городской и сельской местности сказываются на качестве их жизни.  Уровень  умственного и эмоционального функционирования у детей сел значительного выше, чем у детей городской местности. В старшем подростковом возрасте дети сельской местности себя ощущают значительно более уязвленными во всех параметрах по отношению к детям городской местности. Все негативные явления, связанные с проблемами функционирования семей отрицательно сказываются на качестве жизни детей  городской и сельской местности.

Список литературы

  1. Бахадова Е.В. Неблагополучная семья как фактор формирования девиантного поведения детей //Вопросы психологии. 2009. №1. С. 37-51.
  2. Воронцов И.М. К обоснованию некоторых общеметодологических и частных подходов для формирования валеологических концепций в педиатрии и педологии. В кн. Методология и социология педиатрии. Под ред. С.С. Сизова, Г.Г.Ершова. СПб.,1991. С. 5-27.
  3. Тихвинский С.Б. Социальные и медико-биологические проблемы здоровья В кн. Методология и социология педиатрии.  Под ред. С.С. Сизова, Г.Г.Ершова. СПб.,1991. С.27-42.
  4. Цыбульская И.С. Медико-социальные аспекты формирования здоровья детей. – Тверь, 2013. – 288 с.
  5. Lipovski Z. I .Physical illness ,the individual and the Coping Process.-Psych. ,1970. Vol.1, p. 91-102.[schema type=»book» name=»КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ГОРОДСКОЙ И СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ » description=»В статье рассматриваются актуальные медико-социальные подходы к изучению жизни и здоровья детей городской и сельской местности с точки зрения их качества жизни. Представленные результаты исследований позволяют сделать значимые выводы о проблемах и их различиях у данных категорий детей. » author=»Цыбульскя Инна Сергеевна, Бахадова Елена Викторовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-03″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_26.09.15_10(18)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot gacor slot demo slot gacor 2023 slot demo slot demo slot deposit pulsa slot demo data macau data hk slot deposit pulsa slot demo slot demo slot demo link slot gacor slot slot gacor
404: Not Found