Экзистенциализм — это философия человека и она, по мнению Киреевой Н., отнюдь его не унижает, так как унижать человека – значит приравнивать его к вещам. Экзистенциализм делает из человека именно человека, большинство же остальных философских учений превращают его в объект.[2, c. 40]
Экзистенциализм хорош тем, что не загоняет в рамки, не требует определённой утвержденной последовательности. Он лишь диктует что ты чувствуешь на самом деле, какова сущность твоих переживаний.
Иррациональная природа экзистенциализма порождает великое проблемное поле для исследующего субъекта, который отмечается в экзистенциальной традиции сугубо конкретным человеком.
Можно ли говорить об интерсубъективности экзистенциального опыта? На мой взгляд, да, хоть и довольно проблематично. Ведь всё зависит от фундамента человеческой личности, его глубинных переживаний. Если психология изучает душу, то экзистенциализм занимается проблемами экзистенции, то есть существования, что и является основой психики человека.
Разница между описанием психологического подхода и экзистенциальным анализом в категоричной рациональности и психологии, что крайне сжимает поле поисков. Как отмечал Камю, «рационалисты с их стремлением найти всему сущему соответственное определение ведут бесплодные игры с великими предметами».
Процесс становления личности, его осознанного поиска своего места в этом мире подталкивает к мысли, что человек для достижения блага в виде цели жизни, для самоутверждения собственных фундаментальных ценностей и установок обречён на знание, ведь лишь отвечая за сделанное, страдая от знания, человек может миновать волну вопросов внутри своей экзистенции, что будоража и не дают покоя личности.
Так как бытие человека обусловлено его протяженностью во времени, то каждый момент будущего вносит определённые изменения в структуру экзистенции самого человека. И эта определённость будущего состояния Себя во многом зависит от творческого процесса открытия себя, в видении своего места на фоне будущего в рамках определенных экзистенциальных состояний вроде неудовлетворенности. Некой жажды нового. Человек предстает для самого себя в качестве проекта, существование которого, по мысли Киреевой, предшествует своей сущности. Трансценденция бытия особенна в силулежащих в основании её возможности и необходимости радикальнейшей индивидуации,» — говорил Хайдеггер.[2, с. 41]
Экзистенциализм ломает все границы пространства и времени. Ключевым вопросом является вопрошение «почему?». Экзистенциализм подталкивает нас не просто к внешнему описанию действительности, но и, самое главное, к эмоциональному внутреннему переживанию ситуаций. Да и не зря, ведь ядро проблемы, впрочем, как и ответ, таятся внутри каждого из нас.
Как рассуждал Хайдеггер, место человека в этом мире должно определяться не через рациональные, логические формы, а через присутствие, т.е. вживание, нахождение в ситуации. Он утверждает о бытии бытующего, а именно в процессе переживания, чувствования бытия человеком. В связи с этим Хайдеггером вводится термин Dasein, определяемый как «жизнь», «существование» Примечательно, подчеркивает Бурханов, отмечается именно вневременной и внепространственный характер Dasein. Именно в силу этого существование предшествует сущности. [1, с. 58]
Человек, его Dasein не существуют сами по себе и просто так, их характерной особенностью является окружающий мир, который носит интересный онтологический статус. Мир не просто реальность вокруг, но еще и экзистенциалистская характеристика.
Экзистенциальное здоровье основывается на внутренней согласии личности с окружающим миром, который человек воспринимает сугубо субъективно.
Мир всегда взаимодействует с человеческим бытием. Мир – это потенциально возможное будущее человека. И реализовать свою возможную судьбу мы в силе лишь через Dasein, ведь мы его должны прочувствовать, пережить бытие здесь-и-сейчас, которое является частью единого вневременного и внепространственного Dasein. Такой способ существования и является экзистенцией, т.е. экзистенция представляется бытием Dasein.
Рациональное познание, подчеркивает Черногорцева, бессильно выразить существование, т.к. постигнуть оное можно лишь методом понимания. Под пониманием рассматривается процесс вникания, растворения своего тела в окружающем мир. Но в этом вникании, в этой процедуре усмотрения глубинного смысла нет никакого места последовательности, всё исключительно спонтанно, эмоционально и метафорично. Мир открыт человеческому сердцу, и только от человека зависит, окунется ли он в него, впустит ли в себя частичку мира.[6, с. 35]
Человеческая сущность не просто направлена вовне, она стремится, постигая мир вокруг, узреть и воплотить своё будущее, потенциальную часть себя. Процесс внедрения в мир, воплощения переживания в теле мира и раскрывает сущность экзистенции, правда, с позиций интенциального бытия. Способность пропускать через себя в рамках субъективизма Хайдеггера отмечается наличием экзистенциалов — этаких индикаторов человеческого бытия.
Экзистенциалы являются сущностными, внутренними характеристиками Dasein, которые могут реализовать Dasein, «выбирая себя» (подлинное бытие) и «теряя себя» (неподлинное бытие).
Человеческое бытие исчерпывает действительность, фиксируясь и отражаясь в «фактах». Dasein генерирует собственное пространство личности, точней пространство его установок и прерогатив, группируя, систематизируя мир в соответствии с внутренними установками.
Также немаловажным экзистенциалом для Dasein является забота, в состоянии которой человек полноценно внедряется в мир. Забота рассматривается как способ узнавания, вживания в тело мира и дальнейшего определения своей судьбы человеком. В заботе человек способен выходить за пределы самого себя, собственного Dasein, тем самым располагая свою экзистенцию к трансцендированию. Dasein определяется одновременно и принадлежащим себе и миру вокруг, это и объясняет свободу выбора.
Но не стоит забывать, что человек живет в обществе, где сталкивается множество носителей Dasein. В связи с этим, отмечает Бурханов, то, перед чем появляется страх, является ставшим бытие-в-мире, а то, чего человек боится лишиться, есть воплощение возможности бытия-в-мире. В рамках рассмотрения Dasein во взаимодействии с другими людьми, Хайдеггер указывает, что интерсубъективность располагает Dasein к усреднённости, его отречённости, отчуждаемости.[1, с. 57]
В поисках способа Dasein по отношению к другим, выходя за пределы себя, собственной самости, Хайдеггер отмечает и устремленность наличного бытия к смерти. Dasein в разрезе устремленности к смерти понимается лишь как временные рамки. Смерть сугубо индивидуальна, она указывает на незаконченность присутствия, устремляемость нашим собственным выбором.
Смерть рассматривает бытие как время. Dasein ощущает присутствие смерти в каждый момент, это его потенциальная и в то же время неизбежная судьба, его конечный способ, этап разворачивания, вчувствования и созерцания. Мир интерпретируется, обретая смысл, лишь через Dasein, лишь через конкретное индивидуальное бытие. И смерть не рассматривается как нечто трагическое, это не более, чем оборотная сторона жизни.
Киреева замечает, что мораль в рамках экзистенциальной традиции не является продуктом развития общества в целом. Это сугубо личные переживания экзистенциального опыта некоего, отличного от обыденного, состояния отдельно взятого человека. В ходе таких переживаний изменяется и сама структура личности, переходя на новый уровень, требуя осознаваемого удержания на достигнутой планке; главной целью такого движения является утверждение собственного существования, поиск ответов на основополагающие вопросы личности, связанные с самоутверждением своей экзистенции. В итоге, мораль представляется осуществлением конкретного эффективного действия в рамках сложившихся обстоятельств. Следовательно, мораль не порождается обществом, а переживается и складывается сугубо индивидуально.
Главная орудийная трудность заключается в упорядочивании и обосновании целостности и единства воспринимаемой анализируемой реальности. Именно для этого Ясперсом вводится понятие «объемлющее», которое помогает раскрыть суть экзистенции человека.
Философия Ясперса является результатом стечения ряда взаимодействующих обстоятельств. Ясперс в своих исканиях отталкивается от философских учений Спинозы, Канта, Кьеркегора. Хотя изначально Ясперс получил медицинское образование, сведение тонких психиатрических процессов к материалистическим биохимическим связям его далеко не вдохновило. Ясперс в числе первых на рубеже ХХ века решился осмыслить психиатрическую данность бытия в разрезе философского анализа, считая, что методы исследования тела и души должны быть принципиально различными. Опираясь на феноменологию Гуссерля, Ясперс решил подойти к проблеме осмотра больных, опираясь на индивидуальное, самостоятельное описание больными своего внутреннего состояния. Тем самым подчеркивается тот факт, что любой человек не вкладывается в рамки объектиируемости. Человек абсолютно неисчерпаем как объект познания.
Малковой отмечаются принципиальные экзистенциалистские тезисы, описываемые Ясперсом в его «Общей психологии»:
- Психика личности является незавершаемой субстанцией, её становление не прекращаемо вплоть до самой смерти. Она является накопительной, оставляя всегда в себе прошлое, нескончаемо увеличивая свою вместительность и, тем самым, усложняясь. Личность невозможно захватить окончательно и целиком;
- Процессы в психике человека затрагивают как рациональную, так и иррациональную сферу, а вчувствование является мостом между ними.
- Ясперсом вводится использование литературного языка аллегорий и метафор, что позволило более точно и глубоко вникнуть в мир переживаний, в психику личности.[3, с. 132]
Субъект-объектная коммуникация, используемая Ясперсом, позволяет, по замечанию Мерзляковой, воспользоваться не только объяснением объектных связей, но и пониманием ими субъекта из глубин вещающего о себе лица, что приближает нас к самой человеческой экзистенции.[4, с. 53]
Человек для Ясперса, как утверждает Малкова, является не просто субъектом, а и индивидуальностью, имеющей единство с бытием, что представляет более новый уровень восприятия и постижения мира. Особенность его философии видится в незавершенности, определенной нестатичности знания, находящегося в бесконечном становлении. Всякий результат познания является устаревшим, а нечто новое бесконечно ускользает, переходя в область изведанного или бесконечно почти уяснённого в будущего.
Истоком свободы, по мнению Ясперса, является процесс выхода за пределы себя собственной Трансценденции, к которой можно прийти лишь через тайнопись. Как отмечает Тирикьян, логическое мышление со своим понятийным аппаратом может лишь сухо описывать конструкции и пути вывода, оставляя за бортом гамму переживаний.[5, с. 247-253]
В подлинную коммуникацию способны вступить лишь самостоятельные подлинные аутентичные экзистенции. Но благодаря категории «всеобъемлющее», философу удалось внедрить в процесс изучения не только отдельно взятых людей, но и общественно-историческое сущее человека. Объемлющее бытие имеет место быть и без наличия нас самих, что определяет его двойственную природу: мы являемся частью его физически, но в то же время и не входим, т.к. воспринимаем его трансцендентно, сугубо лично, тем самым нарушая его первозданность.
Мы живем из истоков, отмечает Мерзлякова, находящихся за рамками нашей самости. Но осознать, вчувствоваться в них можно следующим образом:
- Стадия актера – человек способен выходить за пределы собственной экзистенции, изменяя её, натягивая личину другого;
- Стадия абсолютной дистанции – человек должен в любой момент времени осознать границу между своей собственной экзистенцией и ролью;
- Синтез – осознание собственных возможностей и наличие механизма разграничения, трезвости восприятия своей аутентичности.
Экзистенция – непременно глубокое внутреннее ядро, осознаваемое человеком, противопоставляемое трансценденции.
Историчность, т.е. упорядоченность становления экзистенции, является доказательством подлинности бытия человека, а, следовательно, историчность можно рассматривать как основание незавершенности экзистенции. Ясперсом выделяются 2 типа историчности: в одной живёт человек, а другую он переживает в своей экзистенции.
Но ограниченность нашей внутренней экзистенции бренной, имеющей свой срок годности оболочкой подталкивает нас на реализацию себя в истории, где он хочет стать тем, чем может быть.
Лишь эта открытость истории, представляемая знаком свободы, является бесконечной потенциальностью и представляет человека как потенциальную экзистенцию, т.к. каждый человек является носителем культурного багажа традиций, он является и носителем прошлого, потенциального будущего в рамках собственного видения истории и носителем собственной экзистенции здесь-и-сейчас.
Но есть и ситуации, где экзистенция человека оголяется, их Ясперс называет пограничными. Они ставят человека перед трансцендентальной реальностью, где проявляется грань между Я и Другим. И лишь в подлинной коммуникации возможно раскрытие экзистенции, предполагающей возврат человека к самому себе; это возможно благодаря философской вере, имеющей следующие черты:
- Вера есть вечно становящееся, обладающее уникальностью в силу бесконечного раскрытия себя;
- Вера обязательна для осознания присутствия перед трансценденцией
- Вера – это акт осознания, что трансценденция имеет место быть и в действительности сознания. Да и их встреча возможна лишь в рамках самой веры.
Экзистенциальное понимание гораздо шире обыденного логического «понимать» означает «мочь», быть в состоянии, что-либо делать. Неотъемлемым атрибутом понимаем, является участие, присутствие индивида. Именно от этого присутствия зависит сама процедура восприятия, а следовательно и усложнение собственно природы бытия. В рамках межличностных отношений, экзистенциализм, на мой взгляд, немного тактичный и затрагивает и воспринимает проблему окружающих людей, так как, осознавая природу, процессы и пределы собственной экзистенции, личность оценивает и осознает всю ответственность внедрения в поле Другого.
Список литературы:
- Бурханов А.Р. Мартин Хайдеггер о фундаментальных экзистенциалах человеческого бытия // Вестник ИГПИ им. П. П. Ершова, Екатеринбург, № 1(3), 2012 – С. 57-61
- Киреева Н. Н. Осмысление горизонта возможностей атеистического экзистенциализма в приближении к пониманию сущности человека. // Аналитикакультурологии. 2007. Том . №9 — С.39-42
- Малкова Я.Ф. Проект «новой философии» К. Ясперса: философско-антропологический анализ // Вестник ВГУ. Серия 7: Философия, социология и социальные технологии. №2, 2009 г. — С. 131-134
- Мерзлякова Н. Н. Проблема экзистенции в «философии существования» К. Ясперса // Вестник Ленинградского государственного университета (ЛГУ) имени А.С. Пушкина. Серия: Философия: Научный журнал. №. 4 Том 1 /2009 – С. 47-56
- Тирикьян Э. Социологизм и экзистенциализм // Личность. Культура. Общество: Междисциплинарный научно-практический журнал социальных и гуманитарных наук. — 2002. — C.240-277.
- Черногорцева Г. И. Проблема понимания категорий в философии экзистенциализма// Вторые российско-украинские философские чтения молодых учёных// М., 2008 – С. 30-37[schema type=»book» name=»ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ БЫТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРИЗМЕ НЕМЕЦКОГО ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА» author=»Асадова Заира Насировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-24″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]