Мировой опыт цивилизационного развития наиболее передовых стран мира в XX веке показал решающую роль образовательной сферы в становлении всего социокультурного комплекса — модернизации производства, совершенствования общественных отношений, науки и культуры, обеспечивающих устойчивое развитие общества.
В XXI веке роль образования для всех стран еще более возрастает, выступая решающим фактором конкурентоспособности страны на мировой арене.
В нашей стране образование также всегда считалось и считается важнейшей сферой культуры и фактором опережающего развития общества и государства в целом.
В Федеральном законе «Об образовании» понятие образования сформулировано как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» [2, c.7].
Этот поворот к человеку как цели образования подкреплялся целым рядом установленных законом принципов государственной политики в области образования, позволяющих говорить о гуманизации всего образовательного процесса, заключающейся в создании благоприятной для развития человека объективной среды получения образования.
Были предприняты существенные шаги в деле гуманитаризации образования в виде содержательной переориентации всего образовательного процесса на потребности и цели человека, на возможность овладевать достижениями мировой и отечественной культуры, свободно определять свои мировоззренческие позиции и духовные ценности, развивать творческие способности.
Вследствие вхождения России в мировое экономическое и политическое пространство возникла необходимость включения процессов модернизации образования в нашей стране в более широкую систему европейского образовательного пространства. Именно поэтому Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году. Этим она взяла на себя обязательства соответствовать целям Болонского процесса:
1) введение понятных, сравнимых квалификаций в области высшего образования;
2) переход на двухступенчатую систему высшего образования (бакалавр — магистр);
3) введение оценки трудоемкости (курсов, программ, нагрузки) в терминах зачетных единиц (кредитов) и отражение учебной программы в единообразном приложении к диплому;
4) повышение мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала;
5) обеспечение необходимого качества высшего образования и взаимное признание квалификаций и т.д. [1, c. 47]
Переориентация в образовании требует, в первую очередь, утверждения в общественном мнении нового отношения к историческому прошлому России, русской и мировой культуре. Задача состоит в том, чтобы создать в вузах возможности систематического освоения культурного наследия прошлого, без чего невозможно строительство будущего и раскрытие творческих способностей человека. В связи с этим важное место в процессе было отведено культурологической подготовке, которая была признана необходимой составляющей высшего профессионального образования. Её задачей было научить студента умению ориентироваться в основных закономерностях и конкретно-исторических формах развертывания культуры как совокупного продукта общественного развития, сформировать мировоззренческий кругозор специалиста, раскрывая общеисторические закономерности становления человеческой культуры, способствуя взаимопониманию и продуктивному общению различных культур [3, c. 24].
Решение этой задачи требует разработки новых средств и методов. Вопрос о формах и методах преподавания культурологических дисциплин бурно обсуждался и обсуждается на многочисленных конференциях по проблемам гуманитаризации образования.
В частности, в числе приоритетных направлений культурологических исследований можно выделить следующие:
— понимание духовной специфики отечественной культуры (тех факторов, которые обеспечивают ее историческую устойчивость и целостность, тех ценностей, которые определяют ее специфику и выступают условием национально-культурной идентичности);
— осмысление национальной идеи как особой и специфически российской формы культурного самосознания;
— разработка перспектив и приоритетов государственной культурной политики;
— прогнозирование и разработка вероятных (и оптимальных) моделей мировоззренческого самоопределения и грядущего устройства России.
Преподаватели стараются излагать различные взгляды и вносить их в преподавание. И это правильно. В преподавании социогуманитарных дисциплин не следует стремиться к единству мнений, напротив, ценность заключается в том, чтобы были изложены различные позиции [5, c. 135].
В связи с этим, перед учеными и преподавателями открывается широкий простор для решения методологических и методических вопросов, связанных с построением базового курса дисциплины, который бы пробудил интерес к познанию культурного наследия человечества, содействовал выработке мировоззренческих позиций по отношению к разнообразным проблемам культуры, направил на изучение современной культурной ситуации, а главное помог выработать личную ориентацию в культурном пространстве и уяснить культурные аспекты своей специальности.
Список литературы:
- Желтов В. Болонская декларация и российское образование / В.Жезлов // Педагогика. – 2003. — №6. – С.12-16
- Кондрашов В.А. Методика преподавания культурологии в вузе: учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2008. – 308 с.
- Миронов В.В. Размышления о реформе высшего образования / В.В. Миронов // Философия образования. – 2012. — №1. – С.3-43
- Николаев Д.В., Суслова Д.В. Россия в Болонском процессе/ Д.В. Николаев, Д.В. Суслова //Вопросы образования. – 2013. — №1. – С. 6-14
- Панкратова М.Е., Рашева Н.Ю. Проблемы интеграции Российского высшего образования в Европейское образовательное пространство и пути их решения / М.Е. Панкратова, Н.Ю. Рашева // Юридические записки – 2014. — №1. – С.132-137[schema type=»book» name=»МЕСТО КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВОПРОСЕ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ» author=»Луценко Виктория Евгеньевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-01″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]