Link slot gacor adalah pilihan unggulan untuk menikmatislot gacordengan fitur modern, RTP tinggi, dan kesempatan meraih maxwin setiap hari. Temukan keseruan bermainslot onlineserver Thailand yang terkenal stabil dan gacor di tahun 2025. Proses deposit instan memudahkan kamu menjajalslot qrisdengan RTP menguntungkan di IJP88. Saksikan juga serunyastreaming boladalam kualitas tinggi dan koneksi anti-lag di setiap pertandingan. Jangan lewatkan jugaslot gacor terbaruuntuk update game dan promo terkini dari situs terpercaya. Kamu juga bisa cobasitus slot gacordengan koleksi game lengkap dan RTP tinggi. Jangan lupa nikmati juga slot gacor maxwin yang bisa jadi pilihan utama di antara banyak situs populer. Untuk kemudahan transaksi, gunakan layananSlot Danasebagai metode deposit yang cepat dan aman. Coba juga berbagai slot demo gratis untuk latihan dan hiburan tanpa risiko.
МАСКУЛИННОСТЬ КАК ОБЪЕКТ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ | Евразийский Союз Ученых - публикация научных статей в ежемесячном научном журнале
Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

МАСКУЛИННОСТЬ КАК ОБЪЕКТ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . МАСКУЛИННОСТЬ КАК ОБЪЕКТ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Культурология. ; ():-.

В отечественных и зарубежных исследованиях понятие «гендера» используется достаточно давно и с большим успехом. В настоящей статье гендер понимается как «набор характеристик, определенный культурой общества, который идентифицирует социальное поведение мужчин и женщин и отношения между ними. Инструмент для понимания социальных процессов»[2]. Также важно упомянуть утверждение Джоан В. Скотт о том, что «гендер – это основополагающий элемент социальных отношений, которые базируются на гендерной дифференциации» и «главное средство обозначения властных отношений», то есть некое «поле, внутри которого или с помощью которого власть формируется»[10].

Маскулинность была выделена в отдельное поле исследований позднее, в рамках так называемых male studies, которые изначально являлись реакцией на развитие феминистской теории. Как в отечественной, так и в западной науке не сложилось единой интерпретации этого понятия, а существуют две плоскости его анализа, тесно пересекающиеся друг с другом: сущностная и категориальная. Первая включает в себя проблему универсальности или социокультурной специфичности феномена, включая динамику его развития. Некоторые исследователи заявляют, что основные семантические характеристики маскулинности-феминности остаются неизменными. Другие специалисты отмечают, что представления о них трансформируются под воздействием социокультурных, политических и других изменений в общественной жизни. Когда же речь идет о категориальной плоскости анализа, внимание исследователей концентрируется на том, какие категории следует использовать для определения маскулинности. Разными авторами выделяются для описания маскулинности – феминности разные понятия: идентичность, репрезентация, дискурс, роль, конструкт, стереотип, идеология и т.п. Также в рамках этого направления исследований ведется дискуссия о фундаментальности и автономности феноменов маскулинности-феминности. Здесь мнения разделяются, в свою очередь, на понимание этих феноменов как компонентов гендерной идентичности субъекта, как выражение гендерного порядка, атрибута гендерной картин мира; и, во-вторых, на понимание маскулинности и феминности как институционализированных социальных конструктов, имеющих статус архетипов, социальных представлений, биологических программ.

В современной науке одновременно существует несколько теоретико-методологических подходов, иногда даже противоречивых, в толковании данных терминов. Тем не менее, в этом многообразии можно условно выделить среди концепций, направленных на поиск сущностных оснований маскулинности, две основных линии: биологический детерминизм или социальный конструктивизм. Первая, именуемая еще эссенциалистским подходом, подразумевает, что важнейшие свойства, отличающие мужчин и женщин, являются объективной данностью, а культура только оформляет и регулирует их проявления. Концепция конструктивистская говорит о том, что маскулинность – это продукт культуры и общественных отношений, которые навязывают индивидам соответствующие представления и образы. В рамках эссенционалистского подхода известный исследователь И.С. Кон выделяет биологическое и психоналитическое направление, а в социально-конструктивистской парадигме – социально-психологическую и постмодернистскую теории. Р. Конелл и С. Ушакин разрабатывают три методологических подхода – биологический, психоаналитический и социальный, на которых стоит остановиться подробнее.

  • Биологический подход. Его развитие связано с потребностью естественных наук объяснить феминность и маскулинность с точки зрения законов природы. Феминность определялась характерных физиологических особенностей у женщин, маскулинность, соответственно, у мужчин. Но, с другой стороны, в то же время оба понятия были производными от понятий «феминизации» и «маскулинизации», обозначающими появление у представителя одного из полов признаков противоположного в силу неправильной работы желез внутренней секреции. К концу XIX века феномен феминности-маскулинности утрачивает «медико-биологический оттенок» [7, с.11] и становится социальным явлением. Научные исследования XX века способствовали процессу транстерминологизации терминов феминность-маскулинность.
  • Психологический (психоаналитический) подход. Психоанализ кроме определения универсальных мужских свойств, занимается также механизмами и стадиями формирования мужского характера. В рамках этой концепции считается, что свойства и черты характера не заданы биологически, а формируются индивидуально как результат общения родителей с ребенком.

Изначально мальчики наравне с девочками вступают в эмоциональную связь с матерью, идентифицируют себя с ней, сочетая при этом любовь и страх. Впоследствии эта связь у девочек только укрепляется, эмоциональные отношения с матерью приносят удовольствие и становятся жизненно необходимой потребностью.  У мальчиков, наоборот, тяга к матери уменьшается, как только они понимают, что отличаются от нее и что должны формировать свою идентичность, отделяясь и постулируя «чувство самости как что-то независимое, автономное и индивидуальное» [6, с. 122-123].  Маскулинность рождается здесь из феминности, от которой «отрекаются и которую подвергают резкой критике» [8, с. 211-212].

Психоанализ, оказав ощутимое влияние на клиническое исследование маскулинности, выявил, что мужская идентичность совсем не монолитна, ее компоненты часто не согласованы и внутренне противоречивы. Анализ антропологических данных с помощь. Психоаналитической методологии показал наличие социокультурных вариаций маскулинности и типов «мужского характера».

  • Социальный подход. Последний подход полностью отличается от эволюционной биологии и психоанализа. Он не рассматривает маскулинность как нечто единое и объективное, а видит в ней продукт истории и культуры, а характерные «мужские свойства считает прямо вытекающими из существующих в обществе гендерных ролей, которые человек усваивает в процессе социализации. Взамен имманентного мужского характера социальный подход предлагает обратить внимание на исторически и культурно изменчивые мужские роли и гендерные экспектации.

Еще в 30-е гг. в работах американской исследовательницы Маргарет Мид были даны первые доказательства культурной детерминанты содержания конструктов маскулинности-феминности. В работе показано, что даже близкие по социально-экономическому развитию первобытные племена могут иметь разные представления о маскулинности. Таким образом, характеристики, входящие в конструкты маскулинности-феминности и отражающие гендерные особенности общения и взаимодействия, видоизменяются под влиянием культуры, а, значит, не являются признаками биологического пола. Выражаясь словами антрополога Дэвида Гилмора, «маскулинность – это символический сценарий, бесконечно вариабельный и не всегда необходимый культурный конструкт» [3, с. 579].

Во второй половине XX века получил распространение гендерный подход, который был сосредоточен на теориях социально-конструктивистского содержания. Последние являлись результатом критики преобладавшего в то время структурного функционализма, определявшего гендерные конструкты в контексте функционального разделения, существовавшего в обществе. Так, Эмиль Дюркгейм в своем труде «О разделении общественного труда» писал, что «социальная дифференциация общества возникает в результате естественного разделения социальных функций (разделения труда) по признаку пола» [1, с. 58].

Главным достижением социально-конструктивистского и гендерного подходов является развенчание идеи единой, универсальной маскулинности. Как говорит об этом Р. Конелл, «новейшие исследования в области гуманитарных дисциплин внесли важные изменения в наше понимание маскулинностей и мужских гендерных практик, сделав акцент на плюральности и иерархичности маскулинностей, на их коллективном и динамическом характере… В мультикультурных обществах определения и предписания маскулинности обычно широко варьируется <…> более того, можно выявить множество типов маскулинности в границах одной культуры или даже институции…» [4, с. 851].

Вторая плоскость анализа маскулинности – категориальная – коррелирует с ее сущностной интерпретацией. Комплекс терминов феминность-маскулинность наполняется новым содержанием, зависящим от предмета исследования и авторской методологии. А.Г. Шилина дает дефиниции маскулинности в зависимости от подхода [9]. Таким образом, маскулинность — это:

  1. Совокупность физиологических особенностей, характерных для представителей мужского пола (биологический подход);
  2. Система свойств личности, которая традиционно считается мужской (активной, независимость, самодостаточность и т.д.), соблюдение поло-ролевых норм, типичных для мужского пола (психологический подход);
  3. Социальные экспектации (ожидания) от особ мужского пола в определенной культуре (социальный подход).

И.С. Кон дает в чем-то схожие, но более расширенные определения:

  1. Маскулинность как дескриптивная категория обозначает совокупность поведенческих и психических черт, свойств и особенностей, объективно присущих мужчинам, в отличие от женщин.
  2. Маскулинность как аскриптивная категория – один из элементов символической культуры общества, совокупность социальных представлений, установок и верований о том, чем является мужчина, какие качества ему приписываются.
  3. Маскулинность как прескриптивная категория – это система предписаний, имеющих в виду не среднестатистического, а идеального «настоящего» мужчину, это нормативный эталон «мужчинности» [3, с. 571].

Очевидно, что выделенные подгруппы не охватывают всей многогранности термина  маскулинности. Так, неохваченными остался значительный пласт категориально-структурного уровня концептуализации маскулинности, связанного с вопросами ее автономности или структурной вовлеченности, уровней ее функционирования и степени деконструкции. Наибольший интерес представляет социально-конструктивистская интерпретация этого понятия.

В этом поле для маркировки маскулинности используются следующие понятия: «конструкт», «идентичность», «репрезентация», «дискурс», «идеология». Выбор обусловлен изучением определенного уровня функционирования маскулинности. В случае, если она понимается как образование в рамках институционального мира, используют термины «конструкт, «дискурс», «идеология». Если речь идет о социальном взаимодействии, ее определяют как «идентичность», «репрезентацию», «стереотип», «социальную роль», «паттерн». При этом в первом случае маскулинность представляет собой некое целостное и автономное образование, а во втором – структурный элемент или проявление более крупного феномена.

Проделанный анализ существующих теоретико-методологических подходов к изучению маскулинности позволяет сделать следующие выводы:

  1. Теоретический дискурс маскулинности обозначен следующими плоскостями анализа: биологическая, психологическая или социокультурная природа маскулинности, макро- и микроуровни ее функционирования, структурные и поведенческие формы ее реализации.
  2. Представления о сущностных основаниях маскулинности выражены в двух методологических парадигмах – эссенционализм и социальный конструктивизм. Первая рассматривает маскулинность-феминность как биологически детерминированную и имманентную совокупность физических, психических, культурных характеристик, выраженных в поведенческих моделях, представляющих собой нормы поведения мужчин и женщин. Социальный конструктивизм отводит биологические различия на второй план, касаясь, в первую очередь, гендерных характеристик общения и взаимодействия. Маскулинность здесь конструируется социальной общностью и несет характеристики данной общности, поэтому ее структура и содержание изменяется под влиянием культуры.
  3. Категориальный аппарат маскулинности зависит от социальной реальности, в которой она существует, а также от ее структурного и динамического статуса. В рамках социального конструктивизма, являющегося наиболее аутентичным подходом для данного исследования, определения маскулинности можно дать через социокультурные конструкты, существующие на макроуровне как эталоны, дискурсы, идеологии и представления об «идеальном» субъекте маскулинного типа. Функционирование маскулинности в пределах институционального мира выражается в качестве относительно автономного структурного образования, определяющего нормы для гендерных отношений. На мезо- и микроуровнях социального взаимодействия конструкты воплощаются в гендерных идентичностях и репрезентациях, стратегиях взаимодействия и совокупности допустимых гендерных ролей.

Список литературы

  1. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: Издательство наука, 1991. – 576 с.
  2. Калабихина И. Е. Краткий понятийный словарь по гендерным исследованиям // Социальный пол: экономическое и демографическое поведение. Учебно-методические материалы по курсу. URL: .
  3. Кон И.С. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в меняющемся мире // Введение в гендерные исследования. Часть 1. Учебное пособие // Под ред. И. Жеребкиной. — Харьков: ХЦГИ; СПб: Алетейя, 2001. — 708 с.
  4. Коннелл Р. Маскулинности и глобализация // Введение в гендерные исследования. Часть 2. Хрестоматия // Под ред. С. Жеребкина. — Харьков: ХЦГИ; СПб: Алетейя, 2001. — 991 с.
  5. Мид М. Мужское и женское. Исследование полового вопроса в меняющемся мире. М.: РОССПЭН, 2004. – 416 с.
  6. Овинова Ю.В. Социальное и культурное конструирование половых различий // Социокультурный анализ гендерных отношений : сб. науч. тр. / СГТУ. – Саратов, 1998. – С. 122-125
  7. Рябов О.В. «Матушка-Русь»: опыт гендерного анализа поисков национальной идентичности России в отечественной и западной историософии. М.: Ладомир, 2001. – 202 с.
  8. Синельников А. Паника, террор, кризис. Анатомия маскулинности // Гендерные исследования / ХЦГИ. – Харьков, 1998. – №1. – С. 211-227.
  9. Шилина А.Г. От женственности – мужественности к «феминностям» — «маскулинностям»: формирование и особенности функционирования. URL:
  10. Joan W. Scott. Gender: Useful Category of Historical Analysis URL: type=»book» name=»МАСКУЛИННОСТЬ КАК ОБЪЕКТ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ» description=»В статье рассматривается процесс формирования отдельного поля гендерных исследований, посвященного маскулинности. Проведен анализ существующих подходов к определению данного феномена и способов его изучения. В заключении статьи делается вывод о текущих проблемах изучения маскулинности в современной науки.» author=»Слобцова Светлана Игоревна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found