Переходная эпоха не является проблемой исключительно нашего времени, хотя по поводу того, что наше время является переходным, сомневаться не приходится. Человечество живет во «времена грандиозного исторического перелома. Началась какая-то новая историческая эпоха. Весь темп исторического развития существенно меняется. И темп этот не может быть назван иначе, как катастрофическим. Все заколебалось, и у нас получается впечатление особенно интенсивного, особенно острого движения исторического» [1].
Мнение о том, насколько взаимосвязаны изменения в истории и культуре, высказано исследователем Н.А. Хреновым в его труде «Культура в эпоху социального хаоса» [3]. Автор опирается на системный подход, предполагающий одновременность изменений, которые фиксируются как на уровне общества, так и на уровне культуры. Вместе с этим исследователь говорит о том, что когда происходит переход в истории культуры, он неизбежно повлечет за собой последствия для общества. В этом случае речь идет о тотальном переходе, имеющем воздействие как на личность, так и на искусство. Доказательством этому служит суждение Н.А. Хренова о том, что знамением переживаемых времен служит «некий таинственный общий сдвиг», «сдвиг не только всех ценностей и основоположений духовной жизни, но и еще глубже – сдвиг в самом восприятии вещей, сдвиг основ жизни душевной: существенно – иное чувствование человеческого Я и существенно – иная восприимчивость ко всему вещественному» [3]. Такой сдвиг становится очевидным в том случае, когда человек сталкивается с глобальными проблемами современности, от решения которых зависит судьба всей цивилизации.
Наиболее существенной культурологической проблемой является преодоление культурных «разломов», раскола культур, налаживания диалога культур. Исследователи подчеркивают первостепенность развития межкультурных коммуникаций, осуществляемых во всех культурных сферах, на основе уважения культурной самобытности каждой из культур.
Мировая художественная культура, литература и русский язык – это предметы гуманитарного цикла, воздействующие на душевную организацию современного подрастающего поколения, поэтому именно они определяют вектор культурной перестройки формирующейся личности. При этом использование различных путей постижения культурологической проблематики организует как целесообразную деятельность подростков (или внутрипарадигмальную), так и деятельность целеполагающую (то есть внешнюю). К ним можно отнести диалектический, аналитический, культурантропологический, семиотический, герменевтический, биографический методы.
Остановимся подробнее на аналитическом методе изучения подростками культурологической проблематики на уроках русского языка. Так, опираясь на «Примерную программу по мировой художественной культуре (базовый уровень)» заметим, что одной из целей курса данного предмета инвариантной части учебного плана является «овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение» [2]. Анализ является одним из практических методов освоения культурологической проблематики. При этом в рамках характеристики произведения искусства мы обозначим основные критерии его анализа как необходимые составляющие семантической структуры художественного произведения, каждый элемент которого несет на себе определенную смысловую нагрузку. Среди основных критериев анализа произведения искусства принято выделять историю создания (автор, название, время создания, сведения из биографии художника, прототипы); вид, жанр; художественную технику; сюжет, образы; композицию; колорит; стиль, направление, течение; проблематику; мастерство художника. Рассмотрим элементы анализа произведения искусства на примере изучения подростками творчества Рене Магритта в рамках одной из тем по русскому языку, касающейся подготовки семиклассников к сочинению по картине. Есть необходимость привести пример использования аналитического метода при характеристике одного из полотен художника «Условия человеческого существования» (1935 год).
В качестве эпиграфа к такому уроку рационально взять слова самого художника-сюрреалиста: «Мои картины демонстрируют противоположность обычному мнению о том, что мы должны писать видимый мир. Я всегда пытаюсь выйти за пределы. Все, что существует в реальности, скрывает за собой нечто другое». Обучающиеся могут истолковать это высказывание Магритта по-разному, например, они отмечают, что художник – человек, способный выйти за пределы реальности, изобразить что-то фантастическое, не подвластное человеческому пониманию». Нестандартный взгляд на мир художника – это отправная точка для постановки цели интегрированного урока по русскому языку и мировой художественной культуре: подготовиться к сочинению-описанию картины «Условия человеческого существования», отражающей нетрадиционный взгляд на мир Рене Маргитта.
При анализе этого полотна можно отметить неоднозначность его восприятия подрастающим поколением. При этом для усиления первого впечатления от картины вниманию обучающихся представляется только её фрагмент – изображение, которое находится на первом плане произведения «Условия человеческого существования» Рене Магритта. Обучающимися высказывается суждение, что оно достаточно реалистично, природа естественна, лишена излишеств, вычурности, условностей. На вопрос: «Почему произведение так называется?» — подростки отвечают, что в понятие условий человеческого существования художник может вкладывать своё впечатление от реальности, наслаждение природой, бесконечность человеческого пути.
Изображение на экране увеличивается, и на слайде – репродукция картины Рене Магритта «Условия человеческого существования». На вопрос о том, что необычного обучающиеся видят в этом полотне, они отвечают, что в произведении живописи сюрреализма они замечают картину в картине, пейзаж практически полностью повторяется и за окном комнаты. «Выдает» полотно в полотне только ручка мольберта, не сразу различимая при первом взгляде на изображение. На вопрос педагога о том, как обучающиеся понимают слова Магритта: «Я всегда пытаюсь выйти за пределы. Все, что существует в реальности, скрывает за собой нечто другое», — подростки отвечают, что высказывание имеет теперь не переносное, а прямое значение: его живопись выходит за пределы полотна, она сливается с реальностью, возможно, совершенствуя её, потому что мы не видим на самом деле, что находится за пределами пейзажа, расположенного на переднем плане.
Семиклассники приходят к выводу, что пейзаж едва ли повторяет то, что скрыто за ним. Были предположения, что он скрывает несовершенство ландшафта, вероятно, дерева, которое мы видим на переднем плане картины, вовсе нет за пределами этих стен, отделяющих мир человека и мир природы, высказывалось суждение, что картина скрывает промышленный пейзаж, недостроенный дом, горы. Неоднозначное суждение прозвучало относительно «неестества природы», которая будто обрамлена переплетом окна, и естественности художественного творения, которое не предполагает никаких видимых границ. Видимый мир имеет границы, фантазия же безгранична.
Для написания сочинения обучающимся предлагается определиться с основными признаками нового текста, который будет давать словесную характеристику пейзажа Магритта. Учитель и обучающиеся анализируют содержание вступления, основной части, заключения будущего текста. Во вступлении обучающиеся предлагают назвать полотно, имя художника, время создания художественного произведения. Оговариваются основные фразы, традиционные для такого сочинения. Основная часть – непосредственное описание самого полотна Рене Магритта, характеристика изображенного на переднем и на заднем плане картины, колорита, эмоционального напряжения полотна. Заключение – еще одна возможность высказать подростку свое отношение к изображенному, поразмышлять над наименованием картины.
Кроме того, для написания сочинения обучающимся предлагается определиться со стилем будущего текста. Бесспорно, предпочтительным является художественный стиль, который имеет существенные преимущества по сравнению с другими функциональными стилями русского языка: он более экспрессивен, эмоционален.
Семиклассниками предлагается назвать разделы науки о языке, которые обладают экспрессивными ресурсами (фонетика, словообразование, лексика, морфология, синтаксис). К экспрессивным признакам фонетики обучающиеся относят хорошо известную им звукопись, а также слова, которые могут помочь передать звуковое наполнение этой картины: тишина, полное молчание, не слышно ни единого звука.
Подросткам предлагается назвать словообразовательные возможности художественного стиля. Они могут обозначить приставки не-, до-, за-, су-, рас-, суффиксы –а-, -нн-, -н-, -ени-, -ок-, -ист-, подбирают варианты употребления этих морфем в будущем тексте: не-до-сказ-а-нн-ость, за-тишь-е, не-по-движ-н-ость, су-мрач-н-ость, пыш-н-ость, восхищ-ени-е, один-ок-ий, рас-кид-ист-ый, оговаривают возможности использования в тексте однокоренных слов.
Семиклассникам также предлагается определить особенности лексики художественного стиля, употребить эмоционально окрашенные словосочетания, которые можно использовать в сочинении-описании (сравнение: словно рамка, эпитеты: спокойный, умиротворенный пейзаж, одинокое дерево, роскошные, пышные кусты, окружившие поляну, контрастные цвета, широкая тропинка). При описании полотна обучающимся предлагается воспользоваться синонимами (полотно, художественное произведение, картина, репродукция, кроме того, оговаривается возможность употребления местоимений).
Морфологические особенности художественного стиля. На слайде размещены глаголы: восхищать, изумлять, удивлять, завораживать, восторгать, от которых необходимо образовать имена существительные (восхищение, изумление, удивление, завороженность, восторг), страдательные причастия прошедшего времени (восхищенный, изумленный, удивленный, заворожЁнный, восторженный), наречия (восхищенно, изумленно, удивленно, заворожЁнно, восторженно), действительные причастия настоящего времени (восхищающий, изумляющий, удивляющий, завораживающий, восторгающий (ся)), деепричастные формы (восхищая, изумляя, удивляя, завораживая, восторгая (сь)). Обучающиеся приходят к выводу, что художественный стиль представляет собой многообразие морфологических ресурсов языка: в нем могут быть употреблены различные части речи, описывающие произведение искусства, передающие эмоции, впечатления.
Многообразие синтаксических конструкций художественного стиля. Для того, чтобы определиться с тем, какие синтаксические конструкции свойственны художественному стилю, обучающимся предлагается расставить знаки препинания в высказывании, расположенном на этом слайде: «Мы сколько угодно можем расшифровывать ребусы, сложенные Магриттом из обычных вещей, которые поднимаются до уровня метафор символов и прочих знаков … Мы словно будем идти на какой-то мерцающий вдали свет, но не увидим его источника. Но этот извилистый путь будет обладать собственной ценностью и, возможно, являться самым главным смыслом, который можно извлечь из такого искусства». Обучающиеся, прокомментировав знаки препинания в этом высказывании, делают вывод, что в тексте художественного стиля могут быть в равной степени использованы как простые, так и сложные предложения, сложноподчиненные и сложносочиненные конструкции, обращают внимание на тип связи предложений в тексте, на использование вводных конструкций, причастных и деепричастных оборотов.
На предложение учителя выразить своё впечатление от этого полотна, высказаться о смысле его названия обучающиеся отвечают, что человек способен не только увидеть реальность, но и приукрасить её, сделать её более удобной для собственного восприятия и восприятия её другими людьми, наслаждаться красотой и переносить её на полотно, сделать искусство частью человеческой жизни, а реально увиденные и всюду сопровождающие нас предметы – частью искусства.
Таковы возможности использования аналитического метода на уроках русского языка при изучении культурологической проблематики. Этот метод позволяет организовать целесообразную и целеполагающую деятельность подростков при изучении культурологической проблематики, что существенно важно при изучении предметов гуманитарного цикла, воздействующих на душевную организацию современного подрастающего поколения, определяющих вектор культурной перестройки формирующейся личности.
Список использованной литературы:
- Бердяев, Н.А. Смысл истории [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://krotov.info/library/02_b/berdyaev/1923_019.htm от 04.09.2011.
- Мировая художественная культура: примерная программа среднего (полного) общего образования. Базовый уровень. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://window.edu.ru от 13.10.2010 года.
- Хренов, Н.А. Культура в эпоху социального хаоса [Текст]/ Хренов Н.А. – Изд. 2-е. — М.: Едиториал URSS, 2011. – 448 с.[schema type=»book» name=»ИЗУЧЕНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ ПОДРОСТКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА» author=»Батурина Юлия Вячеславовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-01″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]