Существование человечества невозможно без опоры на осмысление единства цивилизации. В этом смысле актуализация современного понимания евразийского пространства требует разновекторных подходов. Современная наука, рассматривающая историю культуры как часть междисциплинарного знания, считает главной целью раскрытие общих основ человеческой деятельности во всех без исключения отраслях жизни, обнаружение между ними связи и взаимоперехода.
В науке давно сложилась представление о том, что сравнительный метод является важным звеном познания. Сравнительный анализ именно сегодня, в эпоху так называемого межцивилизационного общения, действительно актуален. Ведь если культурный диалог становится средством выживания мирового сообщества, то межкультурные контакты необходимо изучать на уровне национальных субъектов.
Значение сравнительного метода в исследовании культуры не вызывает сомнения. Здесь подчеркнем, что изучение процессов взаимодействия и взаимовлияния разнонациональных культур, входящих в структуру Евразии, влечет за собой последовательное и обязательное использование компаративного метода, а также его совершенствование, сопровождающиеся выявлением новых, еще не раскрытых его граней, выдвижением все более сложных и актуальных задач. Но главное заключено в том, что исследователь может получить не какой-либо один результат, а целую систему научных данных, куда входят и сведения о различии сопоставляемых явлений.
Безусловно, интереснейшими исследованиями в изучении евразийской культуры были бы исследования, связанные с историческими этапами взаимодействий. Так, прослеживая развитие национальной культуры в историко-хронологическом плане, будет правильным начать сравнительное рассмотрение со средних обобщающих звеньев, имею в виду масштабы зональных или региональных систем. При этом исследование, проводимое в данном направлении, должно вестись с учетом локальной специфики и иметь полицентрический характер. Тогда сравнительный анализ той или иной типологии будет проходить сквозной горизонтальной линией через всю культуру данного синхронного ряда, ориентируясь, вместе с тем, в пределах определенных, исторически сложившихся типологических общностей. Это предостерегает исследователя от того, чтобы обобщения более высокого уровня стали бы некоей абстракцией и потеряли бы связи с конкретным материалом.
Принципиальное значение имеет и логика исторического мышления. Ее неизбежным следствием является умение подойти к сложному целому культуры в ее историческом движении, в единстве и развитии ее слагаемых частей. Ведь за всем разнообразием региональных проявлений следует видеть магистральные, общие линии исторического развития . И далее понять, какие процессы можно отнести к универсалиям, проявляющимся в соотношении «индивидуализирующих» и «генерализирующих» характеристик. Ведь при всем своеобразии творческого облика, каждая национальная традиция развивается в русле главных закономерностей человеческой художественной культуры.
Целостная совокупность слагаемых этнокультуры определяет особенности нации. Культурный шифр национальной специфики раскрывается через этногенетические сравнительные исследования. Вместе с тем, этническая самооценка, социальные интересы, жесткость определенных традиций, морали, духовность, имеющая природную основу, особенности уровней, качество индивидуального и коллективного сознания; типологии мыслительных моделей, тип мышления, и исторический опыт, образные комплексы, ценностные критерии, устойчивость менталитета – все эти общие и достаточно мощные, фундаментальные основания сыграли важную, а порой и решающую роль и во взаимосвязях культур .
Одним из постулатов компаративистики, берущих начало в классической этнологии, является следующее: типологическое родство сравниваемой художественной культуры разных народов чаще всего свидетельствует и об их генетическом родстве. В чем заключена перспективность такого рода идеи? Она очевидна:
- Вовлечение в анализ новых регионов, расширение географических рамок исследования.
- Синтез теоретических разработок с историческими. Опора на историю этноса, культуры, этнографии.
- Установление не только однонаправленных связей, но и коррелирование разных культур в свете проблем развития национальных культур.
Подчеркну триединство доминант, формирующих представления об особенностях евразийской культуры. Эти слагаемые следующие:
- имманентность свойств человеческого существования;
- адаптационные свойства, определяемые наиболее существенными константами культуры, коррелирующие с тем или иным контекстом;
- типологические свойства, концентрирующие в себе целесообразные и наиболее устойчивые, клишированные элементы человекознания.
Безусловно важны этноидентифицирующие параметры культуры. Вместе с тем, современные подходы имеют закономерности универсального характера. Концептуализация мира в культурно значимой деятельности фиксируется на уровне системы культурных стереотипов цивилизации, где синтезировано несколько уровней понимания проблемы: генетический, религиозный, социокультурный, функциональный.
И в этом смысле научный вектор исследования культур Евразии должен быть направлен на две взаимосвязанные проблемы. С одной стороны, изучить общие основы культуры, веками формировавшейся в истории человечества, с другой – изучить специфику каждого народа. Методология философского анализа ориентирована на методологию функционального анализа художественной культуры, синтезированного с типологическим изучением материала. Такие концептуальные вехи ложатся на новые парадигмы изучения развития национальных культур на евразийском пространстве и становятся смыслообразующими на уровне гуманитарного знания. Культурный анализ является той научной основой, которая позволяет вовлекать в процессе исследования разные уровни человеческого сознания. Важно подчеркнуть, что установление цивилизационных связей, выявление и объяснение генетической основы этих связей способствует складыванию представления о цельности и монолитности человеческой культуры стран Евразии. Сложности, возникающие при разработке проблем и имеющие объективные основания в разнородности материала, можно преодолеть с учетом опоры на фундаментальные принципы культурологи и компаративистики.
В евразийском пространстве жизненные и практические установки людей, устойчивые образы мира, эмоциональные предпочтения формировали культурный шифр менталитета. Архаические структуры, мифологическое сознание и культурные трафареты, образ мыслей, душевный склад «работали» на общую духовную настроенность, целостную совокупность мыслей, навыков духа. Складывалась картина мира, скрепляемая единством географического пространства.
Специфические уровни человеческого сознания, специфический тип мышления, социальный опыт, интересы, эмоциональная впечатленность, природные данные и социально обусловленные компоненты отражают представления человека о жизненном мире. Мыслительные схемы, образные комплексы получали культурное обнаружение. В результате система типологических констант стала способом сохранения закономерного характера развития культуры, ее динамика и целесообразности.
Культура как система иерархической структурированности и полифункциональности предполагает, что артефакты культуры несут в себе глубочайшие генетические импульсы.
В рамках выдвинутой нами темы привлекательна идея человеческого генотипа. Генотипа, смоделированного и изучаемого с философской точки зрения. Генотип трактуется как своего рода «врожденная» программа, определяющая многое в развитии человечества. Селектированные способы воздействия на функционирование культурных форм рождают, в конечном итоге, систему человеческих ценностей.
Процессы выживания человека в современном мире непосредственно связан с планетарным духом универсальных ценностей. Изучение развития национальных культур в контексте евразийского пространства позволяет выявить особенности и возможности планетарного сосуществования человечества. Целесообразно синтезировать в этом направлении два метода философского анализа – синхронного и диахронного, функционального и типологического. Синхронное рассмотрение дает возможность изучить характер и функции целого ряда феноменов, их коррелирование как вариантов единой гуманитарной системы. Раскрытие контактных взаимодействий с характером эпохи, форм общественного сознания исторических институтов определяют диахронное сравнение. Чем глубже вовлекаемый в изучение материал, тем органичнее сливаются синхронный и диахронный аспекты философского анализа, что приводит к точным и объемным характеристикам.
Степень устойчивости, клишированности архетипичных элементов в национальных традициях того или иного народа Евразии могут быть принципиально различны. Каждая из них представляет собой самостоятельный целостный динамический организм, со своей внутренней логикой развития. Вместе с тем, как правило, близкие контакты приносили благотворное влияние, способствуя консолидации внутренних сил данной культуры, возникновению в ней новых импульсов развития художественного творчества. Художественная система включает в себя все возможные образцы генетических, контактных и типологических связей. Именно поэтому она является наиболее благоприятной базой комплексного их исследования.
Подчеркнем, что в процессе изучения локальных процессов в системе культуры задача сводится не только к установлению черт сходства и различия между культурами евразийского региона. Последняя состоит в том, чтобы понять характерную для этого региона художественную систему как один из многих вариантов развития, понять единые художественные начала, понять суть типологических параллелей региональных традиций музыки этих народов.
Сегодня идеи, касаемые упорядоченного развития, гармонии, целостности, единства человечества особо привлекательны. Они непосредственно связаны с культурной рефлексией, которая функционирует как поиск парадигм развития человечества.[schema type=»book» name=»О СРАВНИТЕЛЬНЫХ ПАРАМЕТРАХ В ИЗУЧЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЕВРАЗИИ» description=»Преемственность типологически общих артефактов в истории Евразии выразила себя в создании сквозных структурных компонентов. В культуре им оказался формульный ряд, репрезентирующий генетические характеристики. Закономерно, что вычленение некоторого инвариантного содержания должно заключать в себе и надэтнические свойства типологического характера, и специфические, неразрывно связанные с той или иной региональной культурой. Сравнительный метод позволяет уяснить способы сохранения закономерного характера развития культуры, ее динамики. » author=»Мамедова (Сарабская) Рена Азер гызы» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-15″ edition=»euroasia-science_6(27)_23.06.2016″ ebook=»yes» ]