Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека, занимает большое место в общекультурном развитии личности. Музыка – постоянный спутник человека во всей его жизни. Музыкальное искусство, по мнению французского писателя Стендаля, является единственным искусством, проникающим в сердце человеческое так глубоко, что может изображать даже переживание его дум. Многие писатели, композиторы, музыковеды, педагоги в своих размышлениях о формировании гармонически развитого человека акцентируют внимание на том, что составной его частью является работа по музыкально-эстетическому воспитанию, имеющая смысл только при наличии качества системности. В процессе музыкально-эстетического воспитания особенное значение приобретает работа с детьми. Она является фундаментом, без которого музыкальное просвещение, воспитание и образование никогда не будет давать полноценных результатов.
Музыка близка эмоциональной натуре ребенка. Занятия музыкой имеют большое значение для формирования личности, развития эмоциональных и творческих задатков у детей. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче становятся переживания. В процессе воспитания и образования необходимо уделять должное внимание музыкальному развитию детей, формированию у них интереса и любви к музыке. Сформированные в детстве, они оказывают большое влияние на дальнейшее эмоциональное развитие человека. Музыка оказывает стимулирующее действие в интеллектуальном становлении человека, благотворно влияет на нравственное воспитание личности, формирует внутреннюю дисциплину и естественную отзывчивость, а также отвлекает неустойчивую психику ребёнка от опасных увлечений. Кроме того, наукой доказано, что развитие музыкальных способностей влияет положительно на развитие способностей общих.
Музыкально-эстетическое воспитание – это не столько обеспечение детей суммой знаний и навыков в области музыкального искусства, сколько развитие творческой активности, самостоятельности каждого ребенка, формирование у него познавательных интересов, положительной мотивации к знакомству с музыкой. Достижение всего этого возможно только при учете индивидуальных возможностей и особенностей ребенка. Перечисленные выше задачи в настоящее время призвана выполнять широко развитая в России система дополнительного музыкального образования детей, в структуру которой включены школы искусств, музыкальные и хоровые школы.
Подавляющее большинство представителей современного музыкально-педагогического сообщества убеждено, что опора на индивидуальный подход в обучении – это единственный и главный путь повышения эффективности музыкального образования и воспитания детей. Современная музыкальная педагогика исходит из того, что учить музыке можно всех детей, что музыкальные способности поддаются развитию, даже если они находятся в самом зачаточном состоянии. В области современной музыкальной педагогики разрабатывается принципиально новый научный контекст. Одной из важнейших точек проекции этого контекста на проблемы музыкальной педагогики являются музыкальные способности. Если развитием музыкальных способностей человека начинать заниматься с самого раннего детства, это скажется благоприятно на формирование его личности.
Психолого-педагогические основы музыкально-эстетического воспитания и образования детей отражены в трудах выдающихся представителей музыкальной педагогики и психологии Б. М. Теплова, А. Г. Рубинштейна, Л. А. Баренбойма, К. Н. Игумнова, Г. Г. Нейгауза, К. В. Тарасова и многих других. В последние десятилетия теоретическая база современных музыкально-педагогических исследования значительно расширена трудами таких ученых как Л. Л. Бочкарева, В. П. Анисимова и др., которые занимались разработкой данной проблемы в России.
Отмечая позитивное движение в области музыкальной психологии и педагогики, следует констатировать, что в сфере музыкально-педагогической практики продолжают оставаться недостаточно разработанными, слабо подкрепленными научно формы, методы и средства развития музыкальных способностей, учитывающие индивидуальные особенности детей. В этой ситуации становится актуальным осмысление и практическое освоение новых подходов к процессу обучения музыке.
В учебных пособиях по педагогике индивидуальный подход рассматривается как один из важнейших принципов воспитания и обучения. Индивидуальный подход понимается как ориентация на индивидуально-психологические особенности ученика, выбор и применение соответствующих методов и приемов, различных вариантов заданий, дозировка домашней работы. Он является дидактическим принципом, вносящим свои коррективы в организацию процесса обучения. Требования учитывать индивидуальные особенности ребенка младшего школьного возраста в процессе обучения очень давняя традиция. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся младших классов по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга.
Педагог должен знать индивидуальные особенности каждого ученика – степень развитости музыкального слуха, чувства ритма, уровень музыкальной памяти, особенности темперамента и характера. Особое место среди индивидуальных музыкальных способностей человека занимают исполнительские данные, которые предполагают не только соответствие физических параметров ребенка данному музыкальному инструменту, но и наличие артистизма, а именно – любовь к публичным выступлениям, поведение человека на сцене, реакция на отношение аудитории.
Необходимой предпосылкой успешной реализации индивидуального подхода в обучении является педагогический такт учителя, спокойный тон обращения к ребенку, слово поощрения, одобрения за удачный ответ, красиво сыгранную мелодию дают больший результат, чем грубое замечание, окрик. Ученик, особенно слабый, должен быть уверен в том, что учитель заинтересован в его успехах, видит любое, даже самое малое продвижение, радуется вместе с ним. Эти общие положения особенно важны при индивидуальном подходе к ребенку, они не должны снижать требовательности к ученику.
Следующая важная предпосылка осуществления индивидуального подхода к ученику – направленность обучения на формирование личности ученика. Она предполагает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности на каждом уроке. Прежде всего, необходимо воспитывать у детей интерес к занятиям, учебному труду и ответственное отношение к делу.
Реализация индивидуального подхода в обучении школьников – это динамический процесс, протекающий вместе с развитием и изменением ребенка, уровнем его знаний, сформированностью умений и навыков, развитием и изменением интересов и склонностей. В соответствии с этим изменяются цели, содержание, приемы подхода к ребенку. Поэтому важно видеть перспективы развития учащихся и перспективы работы с ними. Важно отметить, что в индивидуальном подходе нуждается действительно каждый ребенок, ибо это непременное условие и предпосылка формирования гармонической и всесторонне развитой личности, формирование самой личности как неповторимой индивидуальности. Реализация индивидуального подхода включает не только личный контакт учителя с учеником, но и опосредованное воздействие на ученика через детский коллектив, семью школьника.
Индивидуальный подход дает хорошие результаты только в том случает, если работа ведется не только систематически, но и по определенному плану. Индивидуальные занятия строят так, чтобы заинтересовать детей, увлечь их музыкой. Главная цель таких занятий – усвоение приобретенных умений и навыков, полученных на музыкальных занятиях, развитие у детей музыкальных способностей: память, чувство ритма, музыкальный слух. От возраста, индивидуальных черт характера, музыкальных и интеллектуальных способностей зависит индивидуальный подход педагога к ученику, а также подбор репертуара. Успешное развитие индивидуальных способностей учащихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребенка с учетом его особенностей и возможностей; только зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика, можно создать оптимальные условия для овладения знаниями, умениями и навыками, развития способностей.
Индивидуальный подход к школьникам – это важнейший принцип воспитания и обучения. Его реализация предполагает временное изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование ее методов и организационных форм с учетом общего и особенного в личности каждого ученика. Индивидуальный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика. Как отмечал в своей работе А. Готсдинер: “Для музыкального обучения большие, еще не раскрытые резервы таятся в сочетании индивидуального и коллективного обучения в различного рода ансамблях” [1, c.38]
Таким образом, развитие музыкальных способностей младших школьников на основе индивидуального подхода будет эффективным, если:
- учитывается индивидуально-личностный фактор в обучении;
- развитие музыкальных способностей младших школьников осуществляется в процессе музыкально-творческой деятельности;
- используется принцип интеграции исполнительной, игровой, театрализованной деятельности для развития творческих навыков в музыкальном развитии.
Таким образом, младший школьный возраст чрезвычайно важен для развития музыкальных способностей детей. Приобретая в процессе музыкальной деятельности определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Развитые в ходе музыкальной деятельности способности участвуют в формировании эмоциональной и эстетической культуры, способствуют духовному становлению личности.
Список литературы
1.Готсдинер А. Велико ли расстояние от дошкольника до первоклассника? //Вопросы музыкальной педагогики.Вып.№7.-М.,1986.-160 c.[schema type=»book» name=»ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ» author=»Андриевская Ирина Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-24″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]