Эволюционные представления, первоначально получившие обоснование в биологии, астрономии и геологии, сегодня переносятся на все сферы действительности и воплощаются в концепции глобального эволюционизма. Создание вероятностных моделей систем самого различного происхождения на основе эволюционно-синергетического подхода является прерогативой современного научного познания.
Синергетическая модель эволюции обнаруживает новые перспективы в понимании насущных проблем современности. С иных позиций можно охарактеризовать открытые нелинейные системы, определить общие тенденции и универсальные алгоритмы их развития, объяснить генезис новых структур, а также моделировать эти процессы [2, 10, 13, 19].
Описание динамик сложных систем такого масштаба, как Вселенная, Метагалактика или Земная биосфера, позволяет по-новому оценить проблемы выживания Человека и Человечества, самоорганизации биологических и социальных систем [1, 6, 8]. Эволюционно-синергетический подход оказывается весьма плодотворным, также, в исследовании явлений и процессов культуры и искусства, в частности, музыкального искусства [7, 11].
В новом ключе можно рассмотреть явления и процессы музыкального стиля и музыкальной формы, а также – осмыслить феномен жизни и творчества музыкального гения [3, 4, 5]. Возможно, синергетика станет одним из познавательных векторов музыкознания в XXI столетии.
Напомним, открытые нелинейные системы имеют многоуровневую структуру и иерархичны. Их развитие происходит через неустойчивость – в точках бифуркации совершается переход в качественно иное состояние, то есть обнаруживаются эмерджентные (ранее отсутствующие) свойства. Всякое новое появляется как непредсказуемое, однако имеющееся в спектре возможных состояний системы, настоящее которой формируется как из прошлого, так и из будущего.
Они попадают в конус аттрактора, который притягивает их к себе, концентрируя стохастические элементы, и участвует в создании нового порядка. Неравновесные условия вызывают эффекты корпоративного поведения элементов системы, спонтанного возникновения порядка из хаоса и свидетельствуют о нелинейности и альтернативности ее эволюции. Парадоксальным кажется то, что при переходе от хаоса к порядку все системы ведут себя схожим образом.
Любая из них отличается способностью к самоорганизации. От высших уровней к низшим уровням иерархии поступают сигналы, указывающие на возможность ее перехода от одного состояния к другому, к спонтанному образованию и развитию сложных упорядоченных структур. Существующие в потоке энергии, вещества и информации, такие системы активно взаимодействуют с окружающей средой, что приводит к их дезорганизации и возрастанию энтропии (степени беспорядка). Эти процессы лежат в основе неустойчивости и спонтанного появления порядка из хаоса, столь характерного для самоорганизации. Таким образом, самоорганизация объясняется такими факторами, как открытость системы, ее удаленность от точки термодинамического равновесия, наличие флуктуаций, действие случайности, нарушение симметрии.
Взаимодействуя со своим окружением, открытые нелинейные системы постоянно балансируют на грани хаоса, оценивают свои эволюционные возможности и принимают ответные действия – адаптируются к окружающей среде. Развитие их проходит через состояния неустойчивости, периоды кризисов, бифуркаций и хаоса, поскольку одно лишь устойчивое состояние, порядок, по существу, является гибельным. Именно хаос обладает творческой силой, рождает новый порядок и служит стимулом эволюции.
Такого рода, по определению М.С. Кагана, «суперсверхсложной» системой является Человек, «среда мозга» которого служит «полигоном» для включения механизмов самоорганизации при взаимодействии с миром. Балансируя между хаосом и порядком, он, как и другие самоорганизующиеся системы, попадает в конус аттрактора, что сказывается на его поведении [6, 9]. Однако Человек всегда стремится к самосохранению, для чего бесконечно возвращается к старому, чтобы «прорваться» к новому, а главное – постоянно обменивается энергией и информацией с другими системами. Если их параметры совпадают, возникает эффект резонанса, а информация оказывается востребованной. В таком случае действует закон аналогий: подобное притягивается подобным.
В полной мере это относится к жизни и творчеству «позднего» П.И. Чайковского. Поэтому, ничуть не удивляет тот факт, что, невзирая на загруженность, находящийся на пике творческой славы композитор обращает внимание на творчество малоизвестного и «склонного к грусти» поэта Д.М. Ратгауза, и сочиняет на его стихи романсы. Поразительно, но первый набросок к романсу «Закатилось солнце» композитор делает сразу же, на письме своего корреспондента от 26 сентября (1892) [18, с. 36]. В своих стихах поэт предсказывает свое и его будущее: «Друг! Помолись за меня. Я за тебя уж молюсь!», стремясь «прозреть» себя в нем, а его – в себе.
Несомненно, негативная установка, содержащаяся в стихах, воздействует на Петра Ильича, и он следует ей – «таинственная симпатия», сразу удвоившаяся после созерцания портретов поэта, перерастает в нечто большее. Принимая негативную установку как «проект будущего», композитор начинает готовить его «сценарий» и создает цикл романсов (22 апреля – 5 мая, 1893). Предшествующие небытию, психологические состояния героя – поэта он осмысливает как свои собственные. Так, герой романса «Ночь» (№ 2), как и он сам, находится в пограничном состоянии – между сном и явью, жизнью и смертью, силы его угасают. Герой – поэт – композитор страдают от безысходности: «меркнет слабый свет свечи», «мрак унылый», «с прошедшим… речь душа заводит…». Здесь Ночь – синоним смерти. Хроматические стоны–вздохи с мотивом «противления» (зеркальное отражение мелодических оборотов вокальной партии в сопровождении) в сочетании с мерными ударами погребального колокола (их 27) отображают страшное состояние предсмертного томления.
Герой – поэт – композитор оплакивают друг друга, а также – каждый сам себя: «Чертовская жизнь! Ни одной приятной минуты: только вечная тревога, тоска, страх, усталость…но теперь уж близок час освобождения», – не сомневается П.И. Чайковский [15, с. 400]. Однако затем приходит ощущение спокойствия, а чувство страха исчезает – неотвратимость смерти перестает казаться катастрофой. Наоборот, смерть становится спасением, так как она освобождает от земных страданий (ночь – сон – смерть).
В бытии личности, нелинейном по всем параметрам, «…прошлое не предопределяет настоящее – его определяет неведомое ей будущее…сила притяжения настоящего будущим» [6, с. 221]. Ведь известно, что восприятие (познание) определяет внешнюю реальность через процесс круговой организации нервной системы: познающий творит мир, а изменяя его, он изменяется и сам [12].
С точки зрения синергетики, последний год жизни и творчества П.И. Чайковского – нелинейный по всем параметрам процесс – и есть «путь» из будущего. Переломным моментом в нем является создание цикла романсов как «проекта» будущего. Это своеобразная «точка золотого сечения» (!), отделяющая прошлое от будущего, старый порядок от нового порядка, жизнь от смерти, что наглядно демонстрирует хронология событий с 1892 (август–сентябрь) по 1893 (октябрь) год [14,15, 17,18].
Хронология событий: 1892 (конец августа, 26 сентября) – письма Д.М. Ратгауза с текстами стихов; 1892 (26 сентября) – первый набросок романса «Закатилось солнце»; 1893 (16–21 января) – благотворительные концерты в Одессе; 1893 (4 февраля – 24 марта) – работа над Шестой симфонией, op.74; 1893 (1–3 марта) – вокальный квартет «Ночь», создание; 1893 (7 марта) – благотворительные концерты в Москве; 1893 (27 марта) – инструментовка квартета «Ночь» С.И. Танеевым; 1893 (22 апреля) – завершение работы над фортепианными пьесами, ор. 72; 1893 (22 апреля–5 мая) – Шесть романсов , op. 73, создание; 1893 (20 июля–19 августа) – инструментовка Шестой симфонии, op. 74; 1893 (20 сентября) – письмо К.К. Романова о «Реквиеме»; 1893 (26 сентября) – отказ П.И. Чайковского; 1893 (3 октября) – завершение работы над фортепианным Концертом № 3, ор. 75; 1893 (9 октября) – исполнение квартета «Ночь» в консерватории; 1893 (16 октября) – исполнение Шестой симфонии, op.74 в первом симфоническом собрании РМО; 1893 (18 октября) – посвящение Шестой симфонии, op. 74 В.Л. Давыдову; 1893 (20 октября) – тяжелая болезнь; 1893 (21 октября) – организационные вопросы, связанные с гастрольными поездками; 1893 (25 октября) – смерть.
Известно, открытые нелинейные системы не только допускают хаос, но и всегда балансируют на краю хаоса, поскольку сама жизнь есть эмерджентный феномен. Процесс развития таких систем определяется как взаимодействие их элементов, протекающий во времени, то есть, как закономерное чередование фаз или стадий порядка и хаоса.
Как всякий нелинейный процесс, последний год жизни и творчества П.И. Чайковского включает три стадии: порядок – хаос – новый порядок. Речь идет о фракталах-процессах начальной, средней и конечной стадий развития, свойственных самоорганизующимся системам самого различного происхождения, обладающих сходными процессами самоорганизации. Применительно к «позднему» периоду эти стадии таковы:
Первая стадия (порядок) – прошлое. Судьбоносное «знакомство» с поэтом Д.М. Ратгаузом (август–сентябрь, 1892) и получение информации из будущего; активная творческая деятельность; создание ряда произведений, в том числе, Шестой симфонии и вокального квартета «Ночь»;
Вторая стадия (хаос) – переломный момент между прошлым и будущим, старым порядком и новым порядком, жизнью и смертью; симбиоз будущего – прошлого – настоящего, «точка золотого сечения». Создание романсов как «проекта» будущего (22 апреля – 5 мая, 1893); отождествление себя с героем – поэтом; поиск эволюционных альтернатив и переход в новое состояние;
Третья стадия (новый порядок) – будущее. Завершение процесса; внезапная болезнь (20 октября, 1893) и смерть (25 октября, 1893).
С позиций синергетики версия гибели П.И. Чайковского предстает в новом свете. Она получает, как нам кажется, достаточно серьезное обоснование, но, конечно, идеальной считаться не может. Благодаря синергетическому моделированию эта версия приобретает четкие контуры, поскольку основывается на конкретных и реальных фактах биографии композитора, а не на вымыслах. Возможно, П.И. Чайковский сам «создает» свое будущее, зная, что его судьба – такая. «Путь» из будущего позволяет ему преодолеть чувство страха смерти и обрести покой.
Список литературы:
- Бранский В.П., Пожарский С.Д. Основы общей теории социальной самоорганизации // Синергетическая философия истории. – Рязань: «Копи-принт», 2009. – С.13–176.
- Буданов В.Г. Синергетическая методология в постнеклассической науке и образовании // Синергетическая парадигма. – М.: Прогресс-Традиция, 2007. – С.174–210.
- Грушко Г.И. Музыкальный стиль в истории европейской культуры. – LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014. – 177 С.
- Грушко Г.И. Музыкальная форма как нелинейный процесс // Музыковедение. – 2013. – № 11. – С. 3–10.
- Грушко Г.И. Феномен «позднего» П.И. Чайковского: жизнь и творчество как нелинейный процесс // Психология и педагогика в XXI веке. Очерки научного развития. – 2015. – № 1(9). – С. 15–18.
- Каган М.С. Формирование личности как синергетический процесс // Cинергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. – СПб: «Прогресс-Традиция», 2003. – С. 212 – 227.
- Клюев А.С. Что такое музыка с точки зрения синергетики // Общество. Среда. Развитие. – 2010. – № 1. – С. 125–129.
- Князева Е.Н.Сложные системы и нелинейная динамика в природе и обществе // Вопросы философии. – 1998. – № 4. – С. 138–143.
- Князева Е.Н. «Я» как динамическая структура-процесс // Синергетика: человек, общество. – М.: РАГС, 2000. – С. 78–90.
- Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем [Текст] / Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов. – М.: Наука, 1994. – 236 С.
- Лобова Л.Г. Принципы синергетики и музыкальное искусство [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:/www.poland.pl/education/universities/article,University of Silesia in Katowice,id,61002.htm.
- Матурана У.Р., Варела Ф.Х. Древо познания. Биологические корни человеческого понимания. – М.: Прогресс-Традиция, 2001. – 224 С.
- Мелик-Гайзакян И.В. Методология моделирования нелинейной динамики сложных систем. – М.: Физматлит, 2001. – 272 С.
- Неизвестный Чайковский: Последние годы. – М.: Эксмо, 2010. – 432 С.
- Познанский А. Чайковский в Петербурге. – СПб: Композитор, 2011. – 344 С.
- Чайковский М.И. Жизнь П.И. Чайковского. Т. 3. – М.: Алгоритм, 1997. – 593 С.
- Чайковский П.И. ПСС. Письма. Т. XVI Б. – М: Музыка, 1979. – 279 С.
- Чайковский П.И. ПСС. Письма. Т. XVII. – М: Музыка, 1981. – 358 С.
- Синергетика и методы науки. – СПб.: Наука, 1998. – 438 С.[schema type=»book» name=»Жизнь и творчество с точки зрения синергетики: опыт моделирования» author=»Грушко Галина Игоревна » publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-24″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]