«В XVIII — XIX веках в Башкортостан переселилось много людей из центральных районов страны. Переселенцы, потеряв местожительство, старались сохранить на новом месте хотя бы названия своих прежних поселений. Они основали новые поселения и давали им названия своих прежних сел, городов и губерний, откуда они приехали. Например, Самарск — переселенцы из Самарской губернии. Это переселенцы из Центральных губерний России, Украины, Белоруссии, Прибалтики пополнили национальный состав Башкирии»[1, С.115].
В Хайбуллинском районе, в частности, встречаются названия русских и украинских населенных пунктов. Например, Подольск из Подольской губернии, Ново — Украинка, Переволочан, Казанка, Ново — Воздвиженка в Хайбуллинском районе, в котором большинство население составляло украинцы. Влияние местного населения на переселенцев сказались и на топонимике. Такие украинские села носят типичные тюркские названия Антинган (башкирская форма Атинган) и Макан (от арабского «обжитое» место, хозяйство). Часто к названиям украинских населенных пунктов добавлялось формант «новый», «новая», «ново», как правило, означало, что данное поселение названо в память о родных местах и селах, например, Нововоздвиженка.
Следует отметить, что многие украинские села в справочниках были написаны как русские села, хотя большинство население составляло украинцы. Но 1981 году такое положение, после переписи населения было исправлено.
Русские ойконимы Баймакского и Хайбуллинского районов Зауралья Башкортостан имеют антропонимическое происхождение. Например, Савельевка, Ивановка, Михайловка, Федоровка, Яковлевка, Семеновск, Богачевка. Большинство русских ойконимов представлены в Хайбуллинском районе. Классификация ойконимов дала возможность установить некоторые их особенности. Происхождение некоторых ойконимов Баймакского и Хайбуллинского районов Зауралья Башкортостан связано с особенностями географической среды: в названиях в той или иной мере отображается характер местности. Особенности ойконимов зависят, прежде всего, от географического положения районов и национального состава населения, так же от социального, исторического и политического явления и трудовой деятельности населения Зауралья Башкортостан (таб.1., таб.2,таб.3).
Таблица 1
Распределение оронимов
Баймакского и Хайбуллинского районов по классам»[2].
№ | Классы оронимов | Баймакский | Хайбуллинский | Примечание |
1. | По величине, объему, глубине географического объекта | 6 | 4 | |
2. | По высоте и характеру вершин | 4 | 1 | |
3. | По цвету | 5 | 3 | |
4. | По полезным ископаемым | 12 | 7 | |
5. | По взаиморасположению или подобию объектов. | 5 | 5 | |
6. | По характеру склонов | 6 | 4 | |
7. | Зоонимы | 14 | 16 | |
8. | Фитонимы | 21 | 14 | |
9. | Теонимы | 3 | 2 | |
10. | Антропонимы | 30 | 26 | |
11. | По случайным явлениям | 5 | 4 | |
12. | По предметам домашнего хозяйства | 4 | 3 | |
13. | Однокорневые оронимы | 18 | 12 | |
14. | По обычаям и обрядам населения | 2 | 2 | |
15. | По хозяйственной деятельности населения | 6 | 4 | |
16.
|
По другим признакам
|
15
|
22
|
|
Источник: составлено автором.
Таблица 2
Распределение ойконимов, происходящих от гидронимов
Баймакского и Хайбуллинского районов»[3].
Баймакский |
Хайбуллинский |
||
реки | деревни | реки | деревни |
Крепостной Зилаир | д. Крепостной Зилаир | Макан | с. Макан |
Бетера | д. Бетера | Бузавлык | с. Бузавлык |
Гадельша | д. Гадельша | оз. Рафик | д. Рафик |
Источник: составлено автором.
Таблица 3
Распределение ойконимов Баймакского и
Хайбуллинского районов, происходящих от особенностей географической среды»[4].
№ | Классы ойконимов | Баймакский | Хайбуллинский | Примечание |
1. | Гидронимы | 11 | 5 | |
2. | Оронимы | 6 | 3 | |
3. | По событиям | 9 | 12 | |
4. | Антропонимы: Башкирские
Русские украинские |
36
2
— |
19
6
8 |
|
5. | Этнонимы | 8 | 2 | |
6. | Фитонимы | 5 | 3 | |
7. | Зоонимы | 3 | 7 | |
8. | С формантами
«оло», «кесе», «иске», «яны», «урге», «тубенге» |
15 |
14 |
|
9. | По количеству | 8 | 2 |
Источник: составлено автором.
Топонимические предания и легенды Зауральского региона Республики Башкортостан, особенно Баймаского и Хайбуллинского районов представляют научный интерес краеведов, историков, географов.
Для изучения этногенеза и этнокультурных связей, отраженных в фольклоре разных народов, особое значение имеют эпические жанры – мифы, легенды, героические эпосы[5, С.19]. Они могут содержать информацию о том, как сам народ объяснял свое происхождение или процесс заселения данной территории, какие наиболее устойчивые взаимосвязи с другими народами влияли на его развитие[6, С.34].
Ойконимы характеризуют многочисленные народы, заселявшие территорию Зауралья, показывают историческую взаимосвязь народов и их духовное объединение в различных периодах жизни, составляя устойчивое формирование сельского и городского населения на данной территории Зауральского региона Республики Башкортостан.
Литература:
- Киекбаев Д.Г. Избранные работы. Уфа, 2002, С. 115
- Ясыбаева Р.С. Собранные топонимы в Хайбуллинском и Баймакском районах Республики Башкортостан.1990 г.
- Ясыбаева Р.С. Собранные топонимы в Хайбуллинском и Баймакском районах Республики Башкортостан.1990 г.
- Ясыбаева Р.С. Собранные топонимы в Хайбуллинском и Баймакском районах Республики Башкортостан. 1990 г.
- Бижанова М.Р. Автореферат. Башкиро – казахское этнокультурное взаимодействие в XVIII- в первой половине XIX вв. Автореферат канд. ист. наук. Ижевск, 2006. С. 19
- Даукаев И.Р. Место фольклора как исторического источника в изучении этнической истории тюркских народов// Традиции и современность в культуре народов. – Уфа, 1999. С.34[schema type=»book» name=»Топонимические исследования Зауралья Башкортостан» author=»Ясыбаева Р.С., Псянчин А.В., Ясыбаева З.Г.» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-30″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]