Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

Черты романа воспитания в «Трилогии желания» Теодора Драйзера



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . Черты романа воспитания в «Трилогии желания» Теодора Драйзера // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Филологические науки. ; ():-.

Теодор Драйзер вступает в литературу к тому моменту, когда в ней уже укоренились и активно использовались такие жанры, как «роман воспитания» и «роман карьеры».

Писатели, следовавшие принципам этих жанров, фокусировали свое внимание на развитии личности, начиная с раннего детства и заканчивая зрелостью, прослеживая и анализируя эволюцию воспитания своих героев. Этот жанр получил название  Bildungsroman или «роман воспитания».

Однозначное определение роману воспитания не представляется возможным, поскольку, согласно мнению одного из крупнейших теоретиков романа М.М. Бахтина, «роман − становящийся жанр» [1 c. 392], и что все его разновидности находятся в состоянии постоянного становления [1 c. 395]. Однако в научной работе О.А. Наумовой об отражении жанра романа – воспитания в произведениях Ч. Диккенса и Ш. Бронте [6]  определяется, что в романе воспитания личность формируется в единстве физических, интеллектуальных, нравственных, эмоциональных факторов. А.В. Диалектова, в свою очередь, определяет роман воспитания как произведение, в центре сюжета которого стоит процесс воспитания главного героя, при этом сам жизненный путь напоминает школу [2].

Представляется возможным выделить систему признаков, сочетание которых позволяет отнести то или иное произведение к данному жанру. Принято считать, что «роман воспитания» берет свое начало в произведениях Гете «Годы учения Вильгельма Мейстера», Виланда «История Агатона» и Келлера «Зеленый Генрих», и, хотя  с течением времени Bildungsroman  активно эволюционировал,  именно они представляют классические образцы «романа воспитания», на примере которых можно выделить его жанровые доминанты.

Во-первых, в центре повествования находится история воспитания главного героя,  который проходит суровую школу жизни, чтобы, в конце концов, стать человеком, полезным для своего общества. Эту жанровую черту можно наблюдать и в «Трилогии желания» Т. Драйзера, герой которой, хотя и не терпит особенных лишений,  однако также проходит через череду испытаний, прежде чем  стать влиятельным человеком. Фрэнк Каупевуд, сын банковского служащего, методом собственных проб и ошибок пробивает себе путь в большой бизнес, где становится могущественным человеком, которого уважают и боятся. Драйзер подчеркивает талант Каупервуда к финансовому делу, а также его высокий профессионализм и достоинство, с которым он преподносит себя в общении со своими компаньонами: «the Drexel letter, which spoke of the latter’s “undoubted financial genius” and the advantage it would be to Chicago to have him settle there» [9 c. 2] («Дрексел писал о нем, как о «бесспорно талантливом финансисте», который, обосновавшись в Чикаго, может принести пользу городу» [4 c. 4]); «McKibben, on his part, caught the significance of the superior financial atmosphere at once» [9 c. 22] («Мак-Кибен в свою очередь отметил костюм Каупервуда, дорогую обстановку кабинета и понял, что имеет дело с финансистом крупного масштаба» [4 c. 27]); «the financier entered, smart and trig, his usual air of genial sufficiency written all over him» [9 c. 117] («финансист, элегантный, подтянутый, довольный, живое воплощение успеха и преуспеяния, быстро вошел в кабинет» [4 c. 141]); «He was as crisp as a new dollar — as clean, sharp, firmly limned» [9 c. 223] («Губернатор подумал, что этот финансист похож на новый, только что отпечатанный доллар — так он был вылощен, опрятен, свеж» [4 c. 271]).

Во-вторых, особый интерес автора, пишущего в жанре «романа воспитания», сосредоточен на внутреннем развитии героя, его взаимоотношениях с другими персонажами и столкновениях с окружающим миром. Кроме того, герой находится в постоянных поисках смысла жизни и высших ценностей, и в финале произведения зачастую обретает их. В трилогии Драйзера этот жанровый признак  реализован в образе Каупервуда, постоянно находящегося во взаимодействии с другими персонажами, которые, каждый по-своему, меняют его отношение к жизни. Коллеги по бизнесу мотивируют героя постоянно совершенствовать свои личные и профессиональные качества. Любимые женщины вдохновляют Фрэнка на новые и новые высоты в бизнесе.

Кроме того,  в третьем романе трилогии Каупервуд  благодаря своей возлюбленной Беренис Флеминг приходит к глубокому философскому осмыслению жизни и устремляет свои душевные порывы к Богу. Будучи глубоко верующим человеком, Беренис вдохновила Каупервуда вновь поверить в свои силы и помощь свыше: «she is the kind of woman who is naturally and entirely faithful in her heart» [10 c. 73] (« Она из той породы женщин, которые хранят вечную привязанность» [3 c. 11]), «the essential thing that Berenice achieved for Cowperwood at the time of his defeat was to renew his faith in the unexpected» [10 c. 12] («Как много сделала Беренис для Каупервуда, явившись к нему в момент его поражения, можно судить по тому, что она возродила в нем веру в неожиданное» [3 c.  4]).

В-третьих, раскрытие образа главного героя «романа воспитания» нередко предполагает метод ретроспекции. Автор обращается к определенным моментам из прошлого своего героя, выделяя их в отдельные главы. Также по ходу романа можно встретить внутренние монологи героя, который в своем сознании анализирует свой тот или иной опыт. В «Трилогии» Драйзера Каупервуд также прибегает к подобному самоанализу, хотя автор и не выделяет специальных глав для его размышлений («He was forever pondering, pondering—one fact astonishing him quite as much as another—for he could not figure out how this thing he had come into—this life—was organized. How did all these people get into the world? What were they doing here? Who started things, anyhow? His mother told him the story of Adam and Eve, but he didn’t believe it» [8 c. 2] / «Он постоянно размышлял, размышлял без устали. Все на свете равно поражало его, ибо он не находил ответа на главный вопрос: что это за штука жизнь и как она устроена? Откуда взялись на свете люди? Каково их назначение? Кто положил всему начало? Мать рассказала ему легенду об Адаме и Еве, но он в нее не поверил» [5 c. 2]).

Также по правилам жанра, главный герой должен с детства обладать повышенной восторженностью, богатой фантазией и склонностью к выстраиванию иллюзий, которые, безжалостно разрушаются суровыми реалиями жизни по ходу развития сюжета. В этом аспекте Драйзер отходит от жанровой схемы. Каупервуд  никогда не отличался перечисленными качествами, что позволило ему с первых попыток добиться грандиозных успехов в мире финансов,  где  господствует холодный расчет, бесчувственность и практичность.

Другие действующие лица «романа воспитания» обычно описаны схематично, их судьбы не представляют интереса для писателя, поскольку эти герои появляются в жизни главного персонажа исключительно для формирования новых черт его характера. Так же и люди, окружающие Каупервуда в цикле романов Драйзера, не описаны достаточно подробно (за исключением образов Эйлин Батлер и Беренис Флеминг, вектор дальнейшей судьбы которых писатель задает уже после смерти главного героя), однако каждый из них играет значимую роль в становлении центрального персонажа.

Для Bildungsroman, кроме того, характерны многообразные конфликты между главным героем и окружающей действительностью, в результате которых он от индивидуализма приходит к людям, к обществу. Иную ситуацию можно наблюдать в «Трилогии желания», поскольку Каупервуд, наделенный ярко выраженным индивидуализмом, на протяжении всей своей жизни так и не находит общий язык с людьми. Уважение, которым он пользуется в обществе, − только следствие его огромного состояния и высокого положения.

Наконец, в «романе воспитания», больше чем в других романных разновидностях, отражается личный опыт писателя, который создает свое произведение в результате долгих наблюдений за жизнью и типизирует процессы, происходящие в обществе. Все сказанное может быть в полной мере отнесено к Драйзеру. Писатель создал «Трилогию желания» на основе многочисленных личных наблюдений, достоверно и правдиво описав Америку своих дней. В «Трилогии желания», которая по праву считается одним из лучших произведений Драйзера («Dreiser’s most powerful novel» [7 c. 1891]) воплотились важнейшие мысли писателя, сформировавшиеся за годы его репортерской и литературной деятельности, а также в результате его многолетнего исследования философских трудов Ф. Ницше и Г. Спенсера. В цикле, состоящем из трех романов, он не только достоверно отобразил картину мира современной ему Америки («flawless mirror to the living world» [11 c. 4], «his picture of time is vigorous» [11 c.  4]), но и через образ главного героя, Фрэнка Каупервуда, выразил, каким он видел самого себя в своих мечтах («dream-self» [7 c.  1891]).

Таким образом, можно сделать вывод, что в «Трилогии желания» Теодора Драйзера раскрываются классические черты жанра романа воспитания, хотя главный герой произведения Фрэнк Каупервуд и не обладает повышенной восторженностью и склонностью к построению иллюзий, что является одним из признаков рассматриваемого жанра.

Список литературы:

  1. Бахтин М. М. Литературно-критические статьи//Эпос и роман. М.: Худож. Лит. 1986. 392 с.
  2. Диалектова А.В. Воспитательный роман в немецкой литературе эпохи Просвещения. Саранск: издательство МГУ. 1972.
  3. Драйзер Т. Стоик / Пер. с англ. М. Волосова. М.: ЭКСМО. 2010. с. 938 — 1245.
  4. Драйзер Т. Титан / Пер. с англ. М. Волосова. М.: ЭКСМО. 2010. с. 455 – 936.
  5. Драйзер Т. Финансист / Пер. с англ. М. Волосова. М.: ЭКСМО. 2010. с. 7 — 454.
  6. Наумова О.А. Автобиографический роман воспитания в творчестве Ч. Диккенса и Ш. Бронте [Текст]: автореферат. М.: Просвещение. 1990. 16 с.
  7. American Literature. The Makers and the Making. Book D, 1914 to the Present. N. Y.: St.Martins Press. p. 1196 – 2970.
  8. Dreiser T. The Financier. СПб.: КАРО. 2007. 576 p.
  9. Dreiser T. The Titan СПб.: КАРО. 2008. 576 р.
  10. Dreiser Т. The Stoic СПб.: КАРО. 2009. 512 р.
  11. Lehan R. Theodore Dreiser. His World and his Novels. Southern Illinois: University Press. 1969. 280 p.[schema type=»book» name=»Черты романа воспитания в «Трилогии желания» Теодора Драйзера» description=»В данной статье рассмотрены основные черты жанра «романа воспитания» и исследуется их реализация в произведении Теодора Драйзера «Трилогия желания».» author=»Фомина Екатерина Михайловна» publisher=»басаранович екатерина» pubdate=»2017-02-28″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found