С введением новых образовательных стандартов в образовании начались активные поиски рационального преподавания литературы. В системе начального, среднего и старшего образования Российской федерации обучение литературе ведется по различным учебным комплексам, где возможно применение развивающих подходов, авторских и индивидуальных программ. В федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования введено понятие «универсальные учебные действия», формирование которых начинается в начальной школе. Современный урок должен соответствовать требованиям ФГОСа – нацеленность деятельности на усвоение универсальных учебных действий (УУД).
При работе с литературными произведениями развиваются все универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные), направленные на успешность обучения и развитие литературной компетентности.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами) и ориентацию в межличностных отношениях.
Регулятивные УУД помогают определить целеполагание, планирование, прогнозирование, оценку (осознание качества и уровня усвоения) материала.
Познавательные УУД обеспечивают самостоятельное формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации (основной и второстепенной), умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, соблюдая нормы построения текста; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства.
Коммуникативные УУД обеспечивают постановку вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.
Рассмотрим элементы обобщающего урока по циклу стихотворений А.Блока, связанные с развитием универсальных учебных действий старшеклассников.
Ведущая идея изучения творчества А.Блока – постижение личности поэта и его трагедии через лирику. Концепция – изучение поэзии не отдельными стихами, а стихотворными циклами («Стихи о Прекрасной Даме», «Ямбы», «Возмездие», «Родина» и как итог поэма «Двенадцать»). Прослеживаем Образ Прекрасной Дамы и его видоизменения , в частности , образ Родины — исключительно женский образ у Блока и его отношение к Родине очень личное : невеста, жена, мать. В цикле «Родина», завершающем лирический путь поэта, сошлись все темы его предыдущих сборников, а в символическом образе ветра – намёк на будущую поэму «Двенадцать» — последний всплеск творческого гения поэта. Анализируя цикл «Ямбы», обращаем внимание на пушкинские, лермонтовские , некрасовские , тютчевские традиции в осмыслении поэтом своего назначения.
Идея урока – цикл «Родина» — потрясающий сборник, в котором лирика поэта достигла вершины и аккумулировала в себе лучшие страницы русской поэзии.
1 этап – проблемный вопрос «Почему цикл открывается 5-частным стихотворением «На поле Куликовом»? К какому произведению отсылают нас «крики лебедей», «степная даль», «ночная мгла», «тучи чёрные» врагов, зарницы, «стерегущие князя», мила друга помнящая «светлая жена»?
Вспомним идею «Слова о полку Игореве» — «врозь бьются княжеские стяги» — идею единения.
Сейчас 1908 год, а мысль та же «Да, ночные пути, роковые, развели нас и вновь свели, и опять мы к тебе, Россия, добрели из чужой земли». И впереди Первая Мировая, и гражданская, которая вновь разделит на друзей и врагов.
2 этап – рисуем образ России строчками одноимённого стихотворения.
Нищая Россия, серые избы, расхлябанные колеи, лес да поле, долгая дорога — тютчевские бедные селенья, скудная природа, смиренная нагота, край родной долготерпенья. У Тютчева родную землю царь небесный благословляет — у Блока «невозможное возможно».
Плат узорный до бровей, мгновенный взор из-под платка, разбойная краса – героиня «На железной дороге» , безусловно, заставляет вспомнить некрасовскую «Тройку» («чернобровая дикарка с алой лентой»). Размышления Некрасова о трудной доле русской женщины, красота которой гибнет в подневольном труде, продолжаются описанием судьбы блоковской девушки, раздавленной колёсами поезда. Вопрос о судьбе России остаётся открытым.
Тютчевская тема продолжается блоковским стихотворением «Осенний день». Вспомним прекрасный осенний пейзаж в стихотворении «Есть в осени первоначальной» — лёгкая грусть по ушедшему лету – тоскливая журавлиная песня и думы автора о судьбе своей страны «О, нищая моя страна, что ты для сердца значишь? О, бедная моя жена, о чём так горько плачешь?»
Пронзительным продолжением этого стихотворения звучит следующее
Там неба осветлённый край
Средь дымных пятен.
Там разговор гусиных стай
Так внятен.
Свободен, светел и силён,
В дали любимой
Я слышу непомерный звон
Неуследимый.
Там осень сумрачным пером
Широко реет,
Там старый лес под топором
Редеет.
Давайте вспомним, зачем и кому понадобился топор? Раскольников желал кровью утвердить власть избранного человека над другим человеком (тварью дрожащей), а Лопахин – построить новую богатую жизнь на месте уничтоженного прекрасного сада. Что это? Очередная попытка заглянуть в будущее, предостережение, пророчество???
Облик новой России нарисован в стихотворении «Новая Америка» — «гарь горючая», «фабричные трубы», «заводские гудки», «многоярусный корпус завода», «чёрный уголь – царь и жених», «каменные песни»
Попробуем соединить «нищую Россию», молодую девушку, погибшую под колёсами поезда, редеющий под топором лес и каменные песни новой Америки – России. Ваше ощущение ( не забудем : Блок – символист).
3 этап – обращаемся к последним стихам сборника. Одно из них датировано 1 сентября 1914 года.
О чём напоминает эта дата? Давайте вспомним самые пронзительные строки русской литературы о войне и перечитаем их ( лермонтовский «Валерик» )
Уже затихло всё; тела
Стащили в кучу; кровь текла
Струёю дымной по каменьям,
Её тяжёлым испареньем
Был полон воздух.
…Жалкий человек.
Чего он хочет!…Небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он – зачем?
и толстовское описание Бородинского поля после сражения : «Над всем полем …стояла мгла сырости и дыма и пахло странною кислотой селитры и крови. Собрались тучки и стал накрапывать дождик…как будто говорил : Довольно, довольно, люди! Перестаньте… Опомнитесь, что вы делаете?»
«Петроградское небо мутилось дождём» — в этом ряду. Почему? Какую традицию русской литературы продолжает Блок? Когда в 1905 он напишет «Девушку, певшую в церковном хоре» и закончит словами «И только высоко у царских врат, причастный тайнам, плакал ребёнок о тех, кто уже не придёт назад», ещё не будет ни 14, ни 17 года с их страшными событиями, которые способно уловить лишь чуткое ухо поэта.
Финальный аккорд – стихотворение «Коршун» В чём символический смысл картинки : мать в избушке поёт колыбельную сыночку, коршун круг за кругом (у автора 3 раза повторяется слово) кружит над ними? Как называются вопросы, завершающие стихотворение и сборник? Почему? И почему они стали для русской литературы традиционными?
В страшные времена входит Россия. В этом сборнике мы найдём много свидетельств тому « Долго будет Родина больна», и творческая судьба А.Блока тоже закончилась, он скажет о «своём обугленном лике», о душе, «ослепшей для видений».
Таким образом, одним из важных проблемных вопросов для учащихся будет следующий: что делает образ Родины в стихотворениях Блока таким необычным?
Овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста способность критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры помогает воспитать квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного осознать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития.
Литература.
- Андреев Д. Роза мира. Книга X. К метаистории русской культуры.- Москва: «Руссико,»1991г.
- Блок А. Избранное. –Москва: АСТ, Олимп, 1996
- Быков Б. Вечный Блок. –СПб: Амфора , 2005
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект/ РАО; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2010[schema type=»book» name=»РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБОБЩЕНИИ ЛИТЕРАТУРНОГО МАТЕРИАЛА» author=»Смирнова Ирина Львовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-19″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]