Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ПРОБЛЕМА ПАТРИОТИЗМА В ВОЕННОЙ ЛИРИКЕ Г. ПЛИЕВА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ПРОБЛЕМА ПАТРИОТИЗМА В ВОЕННОЙ ЛИРИКЕ Г. ПЛИЕВА // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Филологические науки. ; ():-.

В осетинскую литературу в конце 20-х и в начале 30-х годов пришло целое поколение молодых прозаиков, поэтов, драматургов. Одним из самых крупных представителей этого поколения являлся поэт и драматург Грис (Григорий) Дзамболатович Плиев.

В начале Великой Отечественной войны Г. Плиев ушел на фронт и прослужил в армии до 1947 года. Он участвовал во многих боях и был награж­ден тремя боевыми орденами и медалями.

Лирика Плиева очень содержательна, тематика ее разнообразна. Но у каждого поэта бывают темы, наиболее близкие его сердцу, душе, темы, где наиболее полно раскрывается его талант. Таковыми для Гриса являются война и искусство.

В нашей работе мы остановимся на теме войны. Талант поэта закалился на войне, освящен трагизмом войны.

Стихотворение «Поэма о победе» («Уæлахизы кадæг») было первым военным стихотворением поэта. Это был призыв к битве, клятва, слова, даю­щие надежду. В нем противопоставлялись ненависть и любовь, насилие и свобода, трус и герой, бесславие и слава. Произведение показывает благотворный свет свободы и опасные последствия рабства. Но в нем еще не было войны как таковой, не было мук и боли, которые несет с собой война, оно написано на высоких риторических интонациях.

Зӕххыл рӕсугъд цӕрынӕн фидар

Дыууӕ стыр ныфсы ис лӕгӕн:

Фыдыбӕстӕ ӕмӕ сӕрибар, —

Циу цард ӕнӕ сымах? – Ингӕн [1. с. 15].

На мотивах набата и призывов построено и стихотворение «Цом, фæцæуæм» («Пойдем»):

Уӕ, мӕ хӕлар, рабад, райc дӕ гӕрзтӕ! –

Нал ис бирӕ сагъӕстӕн рӕстӕг, —

Сиды, хъус-ма, сиды нӕм нӕ бӕстӕ,

Сау фыдгул ӕрбабырста хӕстӕг [1. с. 9].

Автор этого стихотворения, а следовательно и его лирический герой, еще не видел истинного лица войны, еще не ощутил дыхания смерти, поэтому легко, можно сказать даже, вдохновенно говорит о войне. Герой стихотворения осознает лишь, что настал час испытаний и он, не задумываясь, четко понимая свой долг, во весь рост встает на битву с заклятым врагом.

Но вот он ощутил на себе все тяготы и лишения военной жизни. В сти­хотворении «Фæраз, салдат» («Терпи, солдат») перед читателем предстает такая картина:

Арвӕй хур нӕ зыны,

Бантъыснӕг и бон.

Уары зæгъ… дæ быны

Уæрмы смал и дон, —

Де ‘фцӕгготыл уайы,

Сӕрды йӕ цъыфӕй…

Ницыуал уӕлдай и

Сыджытӕй, дӕуӕй.

Цӕстытыл фӕлладӕй

Хуыссӕг тых кӕны.

Иу дӕ сӕр ма цадаей

Портийау зыны [1.с. 23].

Стихотворение «Ныстуан» («Завещание») — это обращение поэта к своему читателю, в котором он определил свою позицию: он пишет о войне без прикрас, без героической патетики, он как будто спорит с теми, кто не ощутил на себе реалий войны:

Ныббар, фӕлӕ, уӕд мауал фенон амонд:

Кӕд иутӕм каст хӕрз хъӕлдзӕг аргъау хӕст,

Уӕддӕр дзы мах нӕ дзыллӕйы сӕраппонд

Уыдтам зынтӕ фыдхъизӕмар ӕрмӕст [1. с. 8].

Солдат Г. Плиева — не просто воин, а гражданин, мыслитель и поэт. Как гражданин, он защищает свою страну, свой народ его свободу, честь и достоинство. Как мыслитель, он сознает всю сложность причин и целей войны, ее характер, ее всемирно-историческое значение, понимает ее как войну двух идеологий двух типов морали, будущего и прошлого, рабства и свободы гуманизма и мракобесия. Как поэт, он чувствует тонко и мужественно всю меру страданий в жестоком единоборстве свободного народа и кровавых захватчиков.

Именно эта глубина и сложность характера, внутреннего мира солдата дают особую привлекательность военной лирике Г. Плиева. Идет бой «не ради славы, ради жизни на земле», поэтому в раздумьях солдата большое место занимает противопоставление жизни и смерти. Поэтому так естественно и чуждо сентиментальности звучат заключительные строфы о «солдатских слезах», о слезах солдата-победителя:

Салдат ныджджих и, бацыд дисы:

Зӕххыл цы диссӕгтӕ и, цы!

Цымӕ ӕцӕг уой, ӕви — фыны?

Йӕ зӕрдӕ байдыдта кӕрзын,

Æмӕ йӕ цӕстытӕн сӕ быны

Дыууӕ егъау сыджы фӕзынд [1, с. 34].

Говоря о теме патриотизма в лирике Г. Плиева нельзя не отметить один важный момент. Поэт и его лирический герой, идя на поле брани, поклялись себе и своему народу, что не покроют позором ни себя, ни свой осетинский народ («Хæцæны»):

Ӕгад нӕ фӕкӕндзынӕ хӕсты

Рӕсугъд ирон дзыллӕйы ном [1. с. 29].

Отечество поэта — весь Советский союз, но Родина его — Осетия, поэт любит и уважает все народы, но дороже всех для него — его осетинский народ. Он защищает всю страну, но, прежде всего, думает о славе и чести своего народа, он держит ответ, прежде всего перед ним. Если бы было иначе, патриотизм Поэта был бы ложным, пафосным. И ярким доказательством тому является стихотворение «Акъоппы» «В окопе»:

Уарзын саг, адджын ӕфсымӕрты уарзтӕй,

Райсин сӕ сӕрыл мӕлӕт.

Фӕлӕ «ирон лӕппу басгуыхт!» — куы ‘рхӕссы

Исчи нӕ карз хӕстӕй цау —

Зӕрдӕмӕ хицӕн цыдӕр рухс ныккӕсы,

Уалдзыгон хуры тынау [1. с. 25].

Хрестоматийным, программным произведением является и монолог «Солдат», давший название книге, вышедшей в 1948 году.

Это необыкновенное произведение — является центральным во все поэзии Плиева. В нем в виде системы отражена вся военная философия поэта, его художественные образы дышат жизнью, поэтическая мысль его свободна и крылата. Именно в этом произведении осетинское слово показало всю свою силу, мощь, естественным образом здесь слились поэтическая фантазия и правда жизни.

Войну уничтожает народы, разрушает, разоряет города, села, еще больший вред — это моральный урон. Война будит в людях худшие стороны: жадность, злобу, склонность к насилию. Совсем другими были последствия Великой Отечественной войны. Наш народ вышел из нее закаленным, чистым. Патриотическая война и Победа дали людям надежду, разбудили в них жажду жизни, усилили советский гуманизм. Эти обстоятельства Плиев показывает разносторонне, показывает оптимизм народа:

Уалдзӕгмӕ зымӕджы сӕрты кӕсын,

Ӕмӕ зарӕг мӕ зӕрдӕйы зӕлы.

Лирический герой Плиева сердечный и красивый душой человек. Вой­на не смогла потушить огонь любви в его сердце. Солдат Свободы радуется жизни. Бой утих и солдат видит красоту природы. Солдат плачет — и это не признак слабости, это свидетельство красоты чувств. Воин — защитник высоких идеалов — и на войне остался гуманистом. Он видит побежденного врага и жалеет его — это свойство доброго, щедрого сердца. Теперь он не воин, он — строитель новой жизни. Но в час опасности он готов снова одеть шинель и встать на защиту отчего дома:

Фӕлӕ та знаг куы кала маст мӕ циныл,

Йӕ ныхмӕ мын уӕд амынд у бынат:

Фӕстӕмӕ та ыскӕндзынӕн мӕ цинел

Ӕмӕ та ног фӕцӕудзынӕн салдат [1. с. 8].

И многие годы спустя тема войны не отпускала Гриса Плиева. Миллионы советских людей отдали свои жизни на фронтах Великой Отечествен­ной войны. Среди них, конечно, были и сыны Осетии. Многие семьи отправи­ли на войну по трое, четверо, пятеро и даже семеро воинов. Среди них были пять братьев Каллаговых, пять братьев Дигуровых, семь братьев Кобегкаевых и многие-многие другие… Грис Плиев нашел нужную поэтическую форму для того чтобы показать подвиг семи братьев Газдановых. Его баллада «Семь черкесок» («Авд цухъхъайы») стала поистине народной.

Семеро сыновей Осетии, мало того, семеро сыновей одной матери, от­дали свои молодые жизни во имя мира, свободы. Но и подвиг матери ничуть не меньше. Автору удалось очень колоритно передать это горе, тяжелые думы. Художественные возможности баллады безграничны, они объединяют эпичес­кие и лирические средства. С их помощью автору удалось трагедию матери и сыновей поднять на уровень высокой поэзии.

Особое место в балладе занимает образ матери. Много красивых слов и глубоких мыслей было сказано с незапамятных пор о матери, о беззаветной материнской любви, о ее готовности отдать жизнь за детей… Безграничную любовь матери смог показать и Грис Плиев. Он создал удивительный, яркий образ.

Баллада пронизана идеей патриотизма. Семеро молодых осетин погиб­ли в разных краях нашей страны. Старший — а Севастополе, второй — под Мо­сквой, место гибели третьего осталось неизвестным, четвертый погиб в сраже­нии на Кавказе, близнецы сгорели в танке, а младший дошел до Берлина и сложил свою голову там…

Мах хæларæй радтам бæстæн

Авд æфсымæрæй нæ цард [9. с. 180].

Оценивая военную лирику Плиева в одном ряду с произведениями поэтов — современников, Н. Джусойты пишет: «В осетинской поэзии военных лет немало великолепных стихотворений Гафеза, Б. Муртазова, X. Калоева. Р. Асаева и др., но поэзия Г. Плиева как бы воплотила в себе лучшие черты военной лирики и явилась ее вершинным достижением» [11. с. 334]. Война сыграла огромную роль в становлении Плиева-поэта — «она сделала более обстоятельным его поэтический опыт, расширила его мировоззрение, выразительней и ярче стала его поэтическая палитра».

Военная лирика Гриса вся пронизана размышлениями трагического напряжения. Воин — жизнетворец не находит в душе примирения между тем, что он должен совершать ежедневно и совершает в силу необходимости, и тем, что является сутью его характера, его психологии, его мироощущения и идеала. И если солдат находит в чем утешение, так только в том, что данное состояние всего лишь эпизод в его настоящей судьбе. Правда, он сознает, что для него лично война может оказаться последним событием в недолгой жизни, но это не меняет соотношения вещей. Война — общенародное бедствие и проблемы ее решаются в масштабе общенародной судьбы. Отдельные жизни, сложившиеся трагически, — та великая жертва, которую народ приносит во имя «жизни на земле» вообще.

Грис никогда не рекламирует свою национальную принадлежность. Чувство национальной гордости — обязующее чувство. Свою любовь он выразил, как и подобает художнику, отношением к языку своих произведений. Мало кто из современных осетинских поэтов может соперничать с ним в богатстве и чистоте языка, в разнообразии стилистических возможностей, открытых им в родном языке и блистательно реализованных в целом ряде произведений. Родной язык он рассматривает как святое оружие, предназначенное для поэтического подвига. Вторая черта национальной самобытности поэзии Гриса Плиева — глубинная верность психическому складу, художественному мышлению родного народа и нравственным устоям его национального характера. Третья черта национальной самобытности поэзии Плиева заключается в естественной преемственности национальной художественной традиции Гриса Плиева. Он весь пронизан любовью, сокровенным знанием и тончайшим чувством осетинской художественной культуры в самом широком смысле слова.

Нация живет и развивается лишь тогда, когда ценит по достоинству своих лучших представителей.

Одним из виднейших, ярчайших представителей нашего народа был и будет поистине народный поэт Грис Плиев. Известный журналист Хазби Цгоев писал о нем: «Если бы Грис написал только книгу «Солдат», он бы оказал неоценимую услугу осетинскому народу, его имя бы обязательно осталось в истории осетинской литературы; если бы он написал только трагедию «Чермен», было бы то же самое; то же было бы, напиши он лишь драматическую дилогию «Сослан Царазон»; и если бы он всего лишь перевел на осетинский язык произведения Шекспира, не говоря уже о других его переводах, имя его навеки было бы вписано в историю осетинской литературы». Невозможно переоценить тот вклад, который внес Грис Плиев в сокровищницу осетинской литературы, осетинской культуры.

Список литературы:

  1. Ардасенов X. Базырджын азты поэт // Мах дуг. 1963. № 10. — С. 92-94.
  2. Асаева Н., Бежаева Ф. Литературоведческие термины. Краткий словарь (для учащихся 5-11 классов). Владикавказ: Орион, 2012. — 90 с.
  3. Булкаев М. Наш учитель и наставник // Рæстдзинад. 1993. 19 марта.
  4. Джикаев Ш. История осетинской литературы (1917-1956 годы): Учебное пособие для студентов филологического факультетов СОГУ и ЮОГУ.- Владикавказ: Ир, 2002. — 463 с.
  5. Джикаев Ш. Ныхасы фарн: Зонадон уацтæ æмæ эссе. — Дзæуджыхъæу: Ир, 1996. — 284 ф.
  6. Дзусова Б.Т. Национальный речевой этикет – важнейший компонент духовной культуры осетин. Владикавказ. Изд-во СОГПИ, 2009.- 106
  7. Казиев (Казиты) М.Р. История осетинской литературы. 1 книга. Владикавказ: Изд-во «Орион», 2013.- 484 с.
  8. Кантемирова Р.С. Хрестоматия по осетинской литературе, 10 класс. Владикавказ: Изд-во «СЕМ», 2012.- 544 с.
  9. Плиев Г.Д. Атака: Стихотворения, поэмы, баллады. — М.: Менеджер, 1995. — 216 с.
  10. Плиев Грис и литературный процесс. – Владикавказ: Ир, 2013 – 328 с.
  11. Плиев Грис. Писатели. Сост. Нафи Джусойты. – Владикавка: Ир, 2013. – 295 с.
  12. Царазон Сослан: Пьесæтæ. — Владикавказ: Ир, 1993. — 606 с.[schema type=»book» name=»ПРОБЛЕМА ПАТРИОТИЗМА В ВОЕННОЙ ЛИРИКЕ Г. ПЛИЕВА» description=»В статье исследуется лирические произведения Гриса Плиева в соотнесенности с атмосферой военных лет, которая способствовала освобождению и раскрепощению творческой мысли поэта. Поэзии Гриса Плиева свойственна глубинная верность психическому складу, художественному мышлению родного народа и нравственным устоям его национального характера. » author=»Хамикоева Луиза Автандиловна, Будтуева Зарема Яновна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-16″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found