Окружающая человека действительность, воспринимаемая и анализируемая, преломляемая им в процессе осмысления, являет собой «картину мира». В ее формировании принимают участие все стороны психической деятельности человека, начиная с ощущений, восприятий, представлений и заканчивая мышлением индивида. Человек созерцает, ощущает, познает, исследует, осмысливает мир. Таким образом, картина мира является своего рода отражением тех ощущений и восприятий людей, которые они получают в процессе взаимодействия с объектами окружающей среды.
Однако при оценке картины мира следует учитывать тот факт, что она — не отображение, а интерпретация человеком внешнего мира, способ его индивидуального миропонимания. «Язык — отнюдь не простое зеркало мира, а потому фиксирует не только воспринятое, но и осмысленное, осознанное, интерпретированное человеком» [1, c. 95]. Это означает, что мир для человека — это не только то, что он воспринял посредством своих органов чувств. Напротив, более или менее значительную часть этого мира составляют субъективные результаты осуществлённой человеком интерпретации воспринятого. Поэтому утверждать, что язык есть «зеркало мира», правомерно, однако это зеркало не идеально: оно представляет мир не непосредственно, а в субъективном познавательном преломлении сообщества людей.
С помощью языка человеку удается вербализовать все то, что он воспринял органами перцепции. Проблема концептуализации мира (что является высшей ступенью познания) посредством слов очень важна. Однако не менее интересным и значимым является вопрос о процессе получения знаний об окружающей действительности, связанный с чувственными ощущениями индивида. Несмотря на определенный набор основных признаков и характеристик у объектов внешнего мира, каждый воспринимает их в зависимости от своих личностных переживаний и опыта. Как известно, человек обладает пятью органами чувств: зрением, слухом, обонянием, осязанием и вкусом. Посредством зрения мы составляем идеи о свете и цветах, об их различных степенях и видах. Посредством осязания – воспринимаем твердое и мягкое, теплое и холодное, движение и сопротивление, и притом более или менее всего этого в отношении, как количества, так и степени. Обоняние дает нам запахи; вкус — ощущение вкуса; слух — звуки во всем разнообразии по тону и составу [2, c. 152].
Нередко человеку бывает чрезвычайно сложно выразить вербально всю палитру чувственных ощущений и восприятий. Для того, чтобы максимально точно передать свое внутреннее состояние от воспринятого, приблизить собеседника к миру своих ощущений, человек прибегает к помощи образных языковых сравнений, отличающихся развернутостью и насыщенностью описания. Так, приведем примеры языковых сравнений по каждому из видов восприятия.
Зрение
Над колокольней стояли облака, точно грязные заплаты, неумело вшитые в синий бархат. (А. М. Горький. Дело Артамоновых, С. 222);
К небу поднялся сияющий столб, словно бы из дома выпустили ядро на луну. (И.А. Ильф, Е. П. Петров. Золотой теленок, С. 415);
Над пустым полем, разделявшим враждующие стороны, крутыми дугами прочертились дымные полосы — словно кто-то нарезал небесную сферу ломтями, как арбуз или каравай. (Б. Акунин. Турецкий Гамбит, С. 118).
Слух
Тот час из-под обрыва начали вылетать стрижи с таким свистом, будто снаряды из маленькой пушки. (К. Паустовский. Дым отечества. Повести и рассказы. Бакенщик, С. 288);
Он пробыл полчаса и, несколько раз издав сосущий звук, как будто у него была дырка в зубе, ушёл. (В. Набоков. Машенька, С. 45);
Потом по зданию прокатился пронзительный звонок, будто рассыпался поднос со стеклянной посудой (К. Паустовский. Рассказы, С. 57).
Обоняние
В проходе было теплей и пахло так, будто что-то там жарилось на сковороде, а также стиралось и варилось. (О. Павлов. Казенная сказка, С. 105);
Из корзины пахло так, будто там не грибы, а растолченный чеснок. (В. Солоухин. Третья охота, С. 78);
От влажной маминой постели пахло как из открытой стиральной машины, где стынет наворочавшаяся серая вода. (О. Славникова. Стрекоза, увеличенная до размеров собаки, С. 59).
Осязание
Она чувствовала внутренний жар, как будто в груди у ней лежало раскаленное железо. (М. Ю. Лермонтов. Избранное. Герой нашего времени, С. 390);
Он чувствовал, что глаза его липнули, как будто их кто-нибудь вымазал медом. (Н. В. Гоголь. Мертвые души, С.45);
Соседи по палате вызвали ассистента, дежурившего ночью, и тот, потрогав ладонью ляжки пациента, убедился в их огненном жаре. Ощущение было такое, как будто он прикоснулся к горячему чайнику. (Д. Липскеров. Последний сон разума, С. 39).
Вкус
Я почувствовал, что мне необходимо выйти, но руки и ноги вдруг стали как ватные, а во рту появился противный вкус, как будто я сосал пулю, чтоб утолить жажду. (К. Букша. Эрнст и Анна, С. 107);
Пока пьешь, ничего не слышишь, а потом секунды через четыре появляется во рту вкус рябины, как будто раскусил спелую рябиновую ягоду. (В. Солоухин. Третья охота, С. 29);
Веки тяжелые как кирпичи, в голове, словно кол застрял, и такой вязкий вкус во рту, будто налопался неспелой хурмы … [А. Тюрин. Танцы с Виртуэллой, С. 305).
Таким образом, данные примеры подчеркивают тот факт, что наши ощущения, преломляясь через призму сознания, выражаются в языке с помощью развернутых сравнительных оборотов речи. Тем самым человек максимально приближает собеседника к своей «сенсорной картине» воспринимаемого мира.
Список литературы:
- Кубрякова Е. С. Языковая картина мира как особый способ репрезентации образа мира в сознании человека // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева, 2003.- №4 (38). — С. 95.
- Беркли Дж. Трактат о принципах человеческого знания: Сочинения. – М.: Hаука, 1978. — С. 152 – 247.[schema type=»book» name=»ОБРАЗНЫЕ ЯЗЫКОВЫЕ СРАВНЕНИЯ КАК СПОСОБ ВЫРАЖЕНИЯ ЧУВСТВЕННЫХ ОЩУЩЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА» description=»Статья посвящена проблеме вербализации чувственных ощущений человека посредством образных сравнений.» author=»Недосекина Анастасия Васильевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-10″ edition=»euroasia-science.ru_29-30.12.2015_12(21)» ebook=»yes» ]