Миграция — это актуальная тенденция современного мира. Не менее актуальны и проблемы связанные с миграцией: противоречия культур, привносимой мигрантами и традиционной для принимающей стороны; межнациональные конфликты, возникающие на экономической, этнической, культурной почве и имеющие скрытый или остро выраженный характер; этнорелигиозные проблемы, зачастую использующиеся экстремистами и террористами; адаптации мигрантов и воспитания взаимной терпимости.
Межэтнические конфликты происходят во всем мире – и в странах Запада, и в России, и в экономически развитых, и в экономически отсталых или развивающихся странах. Наиболее остро эти конфликты проявляются, как правило, в больших городах — мегаполисах. Объясняется это некоторыми особенностями мегаполисов. Во-первых крупные города наиболее полиэтничны: чем крупнее город, тем больше в нем проживающих на постоянной основе национальностей, больших и малых этнических групп. Во-вторых в больших городах, из-за привлекательности рынка труда, большая «текучесть» приезжих, их сезонное количество может достигать существенного числа.
Например, по данным переписи 2010 года в Москве проживал 1 млн. 573 тыс. человек нерусского населения, что составляет 15,8% [1]. С учетом нелегальной миграции, которая по разным оценкам составляет около 3 млн. человек, процентное соотношение русского и нерусского населения составляет около 45%. В такой ситуации возрастает вероятность возникновения конфликтов, столкновений между этносами.
Межнациональный конфликт, как уже было отмечено выше, имеет как экономический, так и социокультурный аспект. Экономический аспект обусловлен тем, что приезжие — это в основном молодые и более хваткие люди, которые прикладывают больше усилий для достижения целей и зачастую действительно добиваются большего результата. В условиях конкурентного рынка труда это не остается незамеченным со стороны коренных жителей. Экономический аспект зачастую является катализатором столкновений на бытовой почве, конфликтов на этнической, религиозной, культурной разности, т.е. социокультурных конфликтов.
Нивелировать предпосылки возникновения социокультурных конфликтов можно и нужно за счет воспитания чувства толерантности по отношению к «другому». Как пишет известный ученый, некогда представитель франкуртской школы профессор Юрген Хабермас, слово «толерантность», заимствованное из латинского и французского языков в XVI веке, имело ограниченный смысл и понималось как терпимость к иным религиозным верованиям, религиозным меньшинствам[2]. Толерантность сегодня имеет различные аспекты: этнический, религиозный, толерантное отношение к другой культуре.
Основы толерантности, как необходимого сосуществования культур, закладываются постепенно, вместе с осознанием и принятием демократических ценностей, практической реализацией социального взаимодействия, что должно стать приоритетным направлением государственной политики. Необходим комплекс конкретных мер в сфере образования и культуры, выработанный совместными усилиями культурологов, социологов, психологов и т.д.
Подобные программы на уровне государственной политики, органов местного самоуправления, привлечение к этой работе общественных организаций, корректная работа СМИ способны максимально сгладить противоречия во взаимодействии принимающего населения и мигрантов, способствуя взаимной социокультурной адаптации и формированию взаимного уважения и принятия культурных различий.
Вместе с тем, необходимо сказать, что, толерантность как «терпеливость» имеет границы. Сегодня европейцы, приверженцы мультикультурализма, все больше сетуют на то, что политика толерантности не оправдывает себя — чем терпимее ведет себя одна сторона, тем агрессивнее — другая. Ведь зачастую мигранты воспринимают терпимость коренного населения по-своему, как должное и даже как слабость.
В последнее время все чаще с экранов телевизоров мы видим проведение в странах Запада маршей противников мультикультурализации, лозунгов за сохранение идентичности западной цивилизации. На фоне нежелания мигрантов интегрироваться в принимающее сообщество, насаждения своих традиций и обычаев не приемлемых для коренных жителей, паразитического образа жизни рассуждения о необходимости толерантности воспринимаются большей частью принимающего сообщества слабо. Подобное поведение мигрантов не может вызывать у местного населения уважения к приезжим.
Очевидно, что толерантность должна быть обоюдной. Нельзя требовать толерантности от коренного населения при том, что приезжие всячески подчеркивают свою самоидентичность, выпячивая её, требуя каких-либо преференций. Скажем, во Франции, Бельгии, Нидерландах студентки из мусульманских стран добиваются ношения головных платков, в то время как в мусульманских странах тоже не разрешается ношение платков в учебных заведениях. В Турции, где основное население мусульмане, не разрешается ношение платков в стенах университетов. Выходит, мусульмане хотят пользоваться демократическими принципами, существующими в западных странах, хотя у себя дома они не имеют таких возможностей.
Огромную роль в работе по межэтническому примирению играют печатные и непечатные средства массовой информации. Незнание национальных особенностей, акцентирование, в погоне за «горячим», на негативных фактах, неосторожное или намеренное высмеивание культурных и религиозных ценностей отнюдь не способствуют проявлениям толерантности в обществе. Пример подобного антитолерантного негативизма – события во Франции, связанные с печатью карикатур вызвавших волну протеста в мусульманском мире. К сожалению, непрофессионализм или желание показать вседозволенность, подменяя ею демократию, в такой деликатной теме как межэтническое сосуществование приводят к очень печальным последствиям. Возможно, есть необходимость готовить специалистов средств массовой информации, которые бы с университетской скамьи учились досконально разбираться в этнической самобытности и межэтническом взаимодействии. Наверное, это было бы полезно не только для стран Запада, но и для России как многонациональной страны. Взвешенное, компетентное освещение вопросов межнационального сосуществования — это условие сохранения стабильности, как в отдельной стране, так и в мире.
Особая роль в воспитании толерантности, безусловно, отводится религии, многочисленным религиозным конфессиям во всем мире. Показателен один, на мой взгляд, поучительный пример, приведенный В.Ц. Худавердяном в курсе лекции по социальной политике в России и за рубежом: «Несколько лет назад в немецком городе Дармштадте в евангелической церкви мне на глаза попалось письмо в связи с проведением Недели солидарности с иностранцами. В письме содержалось следующее обращение к немецким прихожанам: «Твой Христос по национальности еврей; твой автомобиль японский; пицца, которую ты отведываешь, итальянская; твоя демократия берет свое начало с греческой демократии; кофе, который ты пьешь, бразильский; отдыхаешь ты в Турции; пользуешься арабскими числами; шрифт, которым ты пишешь, латинский, — и неужели после всего этого твой сосед просто иностранец?» [3].
Многообразие стран, стремление человека к поиску лучшей жизни – это условие при котором были, есть и будут миграция и мигранты. И вопрос не в том, чтобы остановить миграцию, а в том, чтобы лучше управлять этим процессом при более высоком уровне сотрудничества и понимания.
Список литературы:
- Мосгорстат. Электронныйресурс: wps/wcm/сonnect/rosstat_ts/moscow/ru/census_and_researching/census/national_ census_2010/score_2010/ab3ade00436779d3a052e174665da2b8), 11.02.2015 г.
- Хабермас Ю. Когда мы должны быть толерантными? О конкуренции видений мира, ценностей и теорий // Социс. 2006. № 1. С. 45.
- Худавердян В.Ц. Социальная политика в России и за рубежом: курс лекций. – М.; Моск. Городск. Ун-т управл. Правительства Москвы, 2009 г., С.115.[schema type=»book» name=»МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ» description=»В статье рассмотрены вопросы межэтнических конфликтов, их причины и условия возникновения. Выделены особенности межэтнических конфликтов в крупных мегаполисах. Дано определение толерантности. На примерах показана необходимость и неизбежность толерантного сосуществования культур в поликультурном обществе. » author=»Петров А.В.» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)» ebook=»yes» ]