Компетентностно-модулъная организация обучения — это управление учебным процессом, основанное на интеграции иноязычной коммуникативной и профессионально-ориентированной компетенций в рамках конкретных модулей. Выделенные модули представляют собой информационные блоки, создающие определенный банк информации, с учетом межпредметных связей, и проектирование индивидуальных учебных траекторий, стратегий обучения,информационно-коммуникационных и педагогических технологий.Обучающий модуль представляет собой единое методическое целое, имеющее определенное содержание и структуру: содержательный, процессуальный и технологический аспекты. Это способствует комплексному овладению знаниями, навыками и умениями во всех видах иноязычной коммуникативной деятельности, то есть обеспечивает формирование иноязычной коммуникативной компетенции с профессионально-ориентированной направленностью. Механизм формирования иноязычной коммуникативной компетенции с профессионально-ориентированной направленностью нацелен на развитие языковых, коммуникативных и интегративных творческих стратегий посредством предлагаемой системы упражнений: подготовительных, коммуникативных, креативных.
Можно выделить несколько этапов формирования иноязычной коммуникативной компетенции с профессионально-ориентированной направленностью, каждый из которых имеет свои особенности. На проектировочном этапе формируется необходимая мотивация студентов к предстоящей совместной деятельности.Процессуальный этапсвязан с выбором форм, стратегий и технологий обучения в соответствии с иноязычными коммуникативными возможностями студентов.Кумулятивный этап направлен на накопление знаний с учетом индивидуальных учебных траекторий обучающихся. Рефлексивно-аналитический этап включает в себя анализ результатов взаимодействия в процессе выполнения совместной деятельности обучающихся и преподавателя.Сегодня совершенно очевидно, что знания не передаются, а формируются в процессе личностно-значимой деятельности. Сами знания, без определенных навыков и умений их использования, не могут решить проблему образования и подготовки обучающегося к его будущей профессиональной деятельности. Следовательно, целью образования становятся не просто знания, навыки и умения, а определенные качества личности, которые должны подготовить будущих выпускников вуза к жизни в обществе. То есть, обучающиеся должны не просто овладеть определенной суммой знаний и умений, но уметь их эффективно использовать в работе с людьми, в процессе решения ежедневных, профессиональных и творческих задач, а также быть готовыми к обработке возможных результатов своей деятельности. Происходит переориентация оценки результатов образования с понятий «подготовленность», «обученность», на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся. Компетентность развивается в процессе обучения и требует от обучающегося активности, желания и осознания конечных результатов учебной деятельности. Оставаясь пассивным слушателем, невозможно сформировать компетентность, необходимую для решения поставленных задач.Она может быть сформирована во время выполнения действий человека и в определенной степени относительна.
Модуль представляет собой автономную, единицу в спланированном порядке видов учебной деятельности, предназначенную помочь студенту достичь конкретно определенных целей . К основным компонентам модуля относятся:
— цели его изучения (что студент должен уметь делать);
— содержание учебного модуля (подаваемый учебный материал);
— материалы и вспомогательные средства (что нужно иметь для работы с учебным модулем);
— сопутствующие учебные материалы (дополнительные материалы, использование межпредметных связей и материалы из смежных дисциплин);
— технологии и стратегии обучения (методические приемы, система заданий, упражнений);
— проверка результатов (тестовый материал – промежуточный и итоговый).
Формирование иноязычной коммуникативной компетенции с профессионально-ориентированной направленностью на основе компетентностно-модульной организации обучения возможно в том случае, если учебная деятельность эмоционально окрашена. Как известно, большое значение при организации образовательного процесса иностранному языку играет мотивация учения. Она способствует активации мышления, вызывает интерес к выполнению того или иного упражнения. Наиболее сильным мотивирующим фактором являются приемы обучения, удовлетворяющие потребность студентов в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Использование разнообразных педагогических и информационно-коммуникационных технологий способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся.
В процессе обучения бакалавров английскому языку на основе компетентностно-модульной организации учебного процесса используются следующие педагогические технологии:
— проектирование,
-проблемное обучение,
-учебные деловые игры,
— технология уровневой дифференциации (ТУД), ориентированная на обучение в малых группах соответственно языковому уровню студентов;
— технология критического мышления через чтение и письмо (RWCT), которая представляет структуру занятия, состоящую из трех стадий обучения и изучения:
- 1 стадия — мотивация-побуждение (evocation);
- 2 стадия — поиск ответов из опыта собственных знаний (Realizationof incurring);
- 3 стадия — рефлексия (Reflection);
— технология «Step by step» («Шаг за шагом»), учитывающая индивидуальные способности студентов;
— технология педагогики встречных усилий (ПВУ), в которой наиболее продуктивным способом возбуждения внимания является эвристическая задача.
-кейс-стади , в том числе «мозговой штурм», сообщение-отчет,
-информационно-коммуникационные технологии — компьютерные презентации, технологии исследования и другие,что в свою очередь в свете перехода на компетентностный подход в образовании способствует развитию коммуникативных, социолингвистических, социокультурных и общекультурных компетенций.
Владение иностранным языком рассматривается в качестве одного из показателейконкурентноспособности выпускника , профессионализм которого основывается не только на знаниях и умениях, но и на нравственных принципах и нормах, на его способности организовывать, контролировать профессиональную, трудовую и общественную деятельностьи управлять ею в соответствии с требованиями закона, социально одобряемыми нормами и требованиями.
Литература:
- Батурина О. А., Высотова И. Е. Педагогический потенциал иностранного языка как учебного предмета в формировании общекультурной компетентности студентов-бакалавров.//Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012,№11.С.125–128.
- БерлевС.В. Активизация познавательной активности посредством включения экранно-звуковых средств обучения в процесс учебной деятельности // Педагогика: традиции и инновации: материалы II международной научной конференции (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2012. С. 193-194.
- Зыкина Е. И.Образовательный потенциал дисциплины «Иностранный язык в сфере юриспруденции» в становлении нравственной устойчивости студентов- будущих юристов.// Материалы IV Международной научно-практической конференции «Академическая наука — проблемы и достижения». NorthCharleston, SC, USA. 7–8 июля 2014. Т.1. С.55–60.
- Исаева Т. Е. Культурно-образовательный потенциал иностранного языка в развитии личности специалиста в процессе получения высшего профессионального образования. // Труды РГУПС. 2013.№ 3. С.56–59.
- МамедоваА.В. Предмет иностранный язык в свете модернизации высшего образования // Проблемы и перспективы развития образования: материалы международной научной конференции (г. Пермь, апрель 2011 г.) Т. II. Пермь: Меркурий, 2011.С.105-108.[schema type=»book» name=»КОМПЕТЕНТНОСТНО-МОДУЛЪНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СФЕРЕ ЮРИСПРУДЕНЦИИ» description=»Статья посвящена компетентностно-модулъной организации обучения иностранным языкам. В ней рассматриваются основные компоненты модуля. Большое внимания уделяется формированию иноязычной коммуникативной компетенции с профессионально-ориентированной направленностью.Даны рекомендации по применению современных педагогических технологий на основекомпетентностно-модульной организации учебного процесса.» author=»Мотайло Людмила Анатольевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-28″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]