В настоящее время стало очевидным, что профессиональная компетенция личности невозможна без владения специальными знаниями о речи и умениями участвовать в профессиональной речевой коммуникации. Однако, несмотря на множество работ, посвященных изучению частных риторик совещательного красноречия, дипломатическая риторика изучена недостаточно. Знание истории русской дипломатической риторики позволяет глубже понять сущность и содержание современной. В этой связи представляется необходимым изучать источники и выявлять характерные особенности дипломатической риторики разных периодов ее бытования.
Дипломатия на Руси как неотъемлемая часть и орудие внешней политики появилась и развивалась одновременно с зарождением и становлением русского государства, история которого ведется с образования Киевской Руси в IX веке. Ее истоки восходят к временам антов — объединению славянских племен между Днепром и Днестром. Безусловно, устные жанры дипломатической риторики бытовали на Руси задолго до появления риторики как науки. Следуя терминологии, предложенной И.Ю. Чистяковой в работе «Русская совещательная ораторика и классическая риторика» [3, с. 94], устные жанры публичных выступлений мы будем относить к ораторике.
Первые сведения о дипломатической практике предков восточных славян мы находим в летописных источниках VI — начала VII вв. Уже тогда анты вели переговоры со своими соседями по территориальным вопросам, знали посольские обмены, заключали военно-союзные договоры, соглашения о выкупе пленных и т.п.» [2, с. 34].
До XII в. границы Киевской Руси не были четко обозначены. «Объектами внешней политики и внешних связей Киевской Руси было в общей сложности около четырех десятков различных государств, княжеств, союзов и племен, из которых около трети составляли западноевропейские монархии и империи, почти полтора десятка — русские княжества и остальная часть — малые народности и племена» [1, с. 26]. В соответствии с этим определялись и различные функции древнерусской дипломатии: одна в отношении соседних малых народов, не имевших своей государственности, другая — в отношении уже сформировавшихся государств. Чаще всего использовались такие устные жанры дипломатической риторики, как переговоры, выступления князей по итогам переговоров; из письменных жанров часто использовались такие, как соглашение, грамота, частное письмо.
Важную роль в становлении русской государственности, развитии дипломатической системы Руси, расширении ее внешних связей и повышении престижа сыграли переговоры, состоявшиеся после успешного нападения руссов на Константинополь в 860 году, и первый в истории Древней Руси мирный договор о «мире и любви», заключенный с Византийской империей. В ходе переговоров они неукоснительно выполняли наказы киевского князя, широко используя устные посольские «речи» в соответствии со старинными обычаями.
К IX — X вв. восходит зарождение древнерусской посольской службы. Источники прямо указывают на формирование иерархии дипломатов, в которой отмечены «сол» — посол и «вестник» или «посольник» (посланник) [2, с. 41]. Авторитет дипломата зависел не только от политического положения государства, которое он представлял, но и во многом от его личных качеств. После христианизации Киевской Руси на дипломатической службе широко использовались известные своей грамотностью церковники, которые во многом содействовали укреплению союзов со странами католического мира.
Переговорный процесс в русской дипломатической практике вырабатывался постепенно. Как правило, переговоры проходили на разных уровнях. Наиболее ответственные возглавлялись великими князьями. Некоторые из них заранее планировались, как, например, во время визита в Константинополь княгини Ольги.
После распада древнерусского государства на княжеские уделы, наступило время муждуусоиц, которое не прибавило ничего нового в дипломатической риторике того времени.
В разных княжествах по-разному относились к подготовке послов, например, во Владимирском и Новгородском княжествах княжичей с малого возраста учили языкам, грамоте. С детства они присутствовали на приемах послов и слушали полемику их речей, таким образом, тренируясь и обучаясь всем тонкостям этого дипломатической риторики. Однако в великокняжеском окружении, среди родственников царя, бояр и их детей, воспитывавшихся в строгой изоляции, вообще мало кто знал чужестранные языки. Пытаясь восполнить пробел в языкознании, «князья начиная с XIV в. стали приглашать к себе на службу греков и итальянцев» [4]. Так, они использовали азовских и таврических генуэзцев в качестве посредников в отношениях между Италией и русским Севером. Венецианцы также способствовали распространению на Руси многих приемов византийского дипломатического искусства.
Гораздо реже встречались в Москве знатоки европейских языков среди самих русских. Однако те немногие из них, которые выполняли дипломатические функции, не принадлежали к высшему боярскому сословию.
В зависимости от результата переговоров в Москве готовились соответствующие дипломатические документы: «ответные листы»- послания государя к снарядившему посольство монарху, «посыльные», «договорные» или «перемирные» грамоты, если стороны приходили к какому-то соглашению, подлежавшие утверждению обоими правителями.
В покоях Кремля собиралась Боярская дума, которую в 1700 г. заменил Правительственный совет, а в 1801 г. — Государственный совет. Так в то время менялись структуры «парламента». Значит, традиции политического ораторства развивались и утверждались вместе с изменениями в структуре власти. Короткими и редкими были выступления в эпоху Петра, которая характеризуется скорее как время деятельности, чем речей.
Выступления политических ораторов XVIII и XIX столетий чаще всего относятся к эпидейктическому или военному красноречию, например, тронные речи при коронации российских императоров, их выступления перед народом в связи с событиями особой государственной важности, к примеру, открытие железной дороги в России 30 октября 1837 г. (Петербург — Царское село), выступления перед солдатами и офицерами, уезжавшими на фронт в 1914 г. и т.д.
Таким образом, дипломатическая риторика имеет самые древние традиции. Причинами несистемного бытования русской дипломатической риторики могут быть названы: 1.невысокая частотность политических речевых событий: периоды молчания значительно превышают по времени исторические дни публичных обращений; 2. отсутствие переходящей традиции.
В русском дипломатическом языке X-XVII бытовали письменные жанры, неиспользуемые в современной речевой культуре, а именно: крестоцеловальная грамота, даваемая представителям мусульманского мира (документы, касающиеся сношений Московского государства с Крымом, Персией и Казанским царством), завещательная грамота, обещательная грамота, заклинательное письмо, утвержденная грамота и др. Наименование этих устаревших документов отражают цели и ситуации дипломатических отношений того времени.
Завершая наши рассуждения, перечислим устные жанры дипломатической риторики, характерные для современного периода, берущие свое начало глубоко из древности:
- дипломатические переговоры; консультация (вид дипломатических переговоров, имеющих целью выявление позиций и точек зрения на интересующие вопросы и проблемы. Относительно новый способ мирного разрешения споров, возникший в XX столетии); 2. дипломатическая беседа; 3. закрытая дипломатическая беседа; 4. выступление на совещании в узком составе; 5. выступление на официальной дипломатической конференции; 6. «джентльменское соглашение» (чисто дипломатический жанр переговоров — устная форма международного договора, как правило, в дальнейшем подлежит письменному оформлению); 7. речь на обеде, на приеме, на обеде-приеме, при подписании договора, приветственная речь; 8. заявление правительства, заявление по итогам переговоров; 9. совместное заявление; 10. выступление или демарш (термин чаще всего встречающийся в дипломатической сфере; разновидность дипломатического акта — чрезвычайное выступление органов внешних сношений одного государства по поводу другого); 11. выступление дипломатов на пресс-конференции; 12. вербальная нота; 13. сообщение департамента информации и печати МИД; 14. коммюнике.
Список литературы:
- Пашуто В.Т. Внешняя политика Древней Руси: монография. М.: Наука. –1968. – 474 с.
- Сахаров А.Н. Дипломатия древней Руси: IX — первая половина X вв.: монография. М.: Мысль. – 1986. – 383 с.
- Чистякова И.Ю. Русская совещательная ораторика и классическая риторика // Гуманитарные исследования. Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2009. – № 3 (31). – с. 93-97
- История дипломатии: в 5 т. – М.: Издательство Политической литературы, 1974. – 766 с.
- Дипломатический словарь. – М.: Наука. – 1986. – 1680 с.[schema type=»book» name=»ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ РУССКОЙ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ РИТОРИКИ» description=»В статье предпринята попытка исследования дипломатической риторики в диахроническом и синхроническом аспектах.» author=»Калинина Анастасия Сергеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-06″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_26.09.15_09(18)» ebook=»yes» ]