Link slot gacor adalah pilihan unggulan untuk menikmatislot gacordengan fitur modern, RTP tinggi, dan kesempatan meraih maxwin setiap hari. Temukan keseruan bermainslot onlineserver Thailand yang terkenal stabil dan gacor di tahun 2025. Proses deposit instan memudahkan kamu menjajalslot qrisdengan RTP menguntungkan di IJP88. Saksikan juga serunyastreaming boladalam kualitas tinggi dan koneksi anti-lag di setiap pertandingan. Jangan lewatkan jugaslot gacor terbaruuntuk update game dan promo terkini dari situs terpercaya. Kamu juga bisa cobasitus slot gacordengan koleksi game lengkap dan RTP tinggi. Jangan lupa nikmati juga slot gacor maxwin yang bisa jadi pilihan utama di antara banyak situs populer. Untuk kemudahan transaksi, gunakan layananSlot Danasebagai metode deposit yang cepat dan aman. Coba juga berbagai slot demo gratis untuk latihan dan hiburan tanpa risiko.
АВТОРСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ В КООРДИНАТАХ ЭКСПРЕССИВНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА | Евразийский Союз Ученых - публикация научных статей в ежемесячном научном журнале
Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

АВТОРСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ В КООРДИНАТАХ ЭКСПРЕССИВНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . АВТОРСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ В КООРДИНАТАХ ЭКСПРЕССИВНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Филологические науки. ; ():-.

Языковая модальность, представляющая собой одну из основных среди семантических категорий, устанавливает связь высказывания и внеязыковой действительности. Субъективный план модальности формируется за счёт облигаторно присутствующего в структуре высказывания отношения Говорящего к объективному миру, который принципиально непостижим эмпирически. Интерпретация, к которой прибегает человек в процессе познания, закономерно предполагает определенный «коэффициент» субъективности, в том числе и в составе объективной модальности [5, с. 135].

Различная степень вербализации субъективного компонента объективной модальности связана, в том числе, и с её обусловленностью категорией оценочности, особенно в тексте и дискурсе, выдвигающих на первый план коммуникативный процесс и его участников [3, c. 96]. Корреляции объективной и субъективной модальностей в художественном тексте характеризуются наибольшей сложностью, что в целом связано с антропоцентрическим характером такого текста и необходимым присутствием в нем субъективности продуцента в представлении как видимого / невидимого внешнего мира, так и мира внутреннего (авторского / персонажного). Л.Г. Бабенко указывает в этой связи: «Как только предметом рассмотрения становится текстовая модальность, стройность и четкость дифференциации модальных значений утрачивается, размываются их границы, наблюдается их пересекаемость и взаимодействие» [2, с. 13].

Дискуссионность проблемы реализации объективной модальности в художественном тексте обусловлена многомерностью его семантической структуры. Некоторые исследователи полагают, что сложная референтность художественного текста детерминирует «неразличение» реальности / ирреальности, манифестирование только «изображенного мира», что позволяет отказаться от параметрирования в нем объективной модальности [См.: 4]. Мы солидарны с другой позицией, менее категоричной в отношении реализации объективной модальности в тексте: «Объективная модальность определяет способ отношения сложного сигнификата текста, являющегося своеобразной суммой пропозиций, тесно связанных между собой в микротекстах высказываний, к референту текста — картине мира. Субъективная модальность обнаруживается в построении композиции художественного текста, в авторском отношении к описываемому, которое проявляется в реализации категорий оценки, образности, эмотивности, экспрессивности, в специфике подачи содержательно-фактуальной, содержательно-концептуальной и содержательно-подтекстовой информации текста» [9, с. 112].

Индивидуально-авторская картина мира, запечатлеваемая в художественном тексте, всегда представляет собой определенный вариант интерпретации действительности, который реализуется продуцентом такого текста: «Можно предположить разную степень соответствия содержания текста действительности: максимальную, когда изображаемые события в большей степени приближены к действительности, и минимальную, когда содержание произведений нацелено на будущее или воплощает фантазии, иллюзии и в меньшей степени соответствует реальности» [2, с. 134]. В таком ракурсе  субъективная модальность художественного текста предстает как совокупность приоритетных модальных значений: «…иерархия значимости разных модальных компонентов в тексте иная, чем в языке: в нем именно субъектно-оценочная модальность является основой концептуального пространства текста, ибо она представляет собой мнение автора о мире, в основе которого всегда лежит познавательная оценка» [2, с. 134]. В сферу субъективной модальности «втягиваются» и значения ситуативной модальности как разновидности модальности объективной (возможность, желательность, необходимость). Примечательно, что в художественном тексте эти значения зачастую приобретают признаки оценочности, манифестируя ценностные категории и понятия [См.: 1; 6; 8; 11].

Неотъемлемым свойством художественного текста закономерно предстаёт авторская модальность как «выражение в тексте отношения автора к сообщаемому, его концепции, точки зрения, позиции, его ценностных ориентаций, сформулированных ради сообщения их читателю» [3, с. 96-97], реализуемая посредством разноуровневых языковых единиц. Маркеры авторской модальности репрезентированы в персонажных характеристиках, в акцентировании значимых фрагментов текста и пр.

Среди лексических средств авторской модальности особое место занимает экспрессивно-оценочная и эмоционально-окрашенная  лексика, семантику которой организует оценка. Эмоционально-оценочная семантика языковых единиц является одним из эффективных способов экспликации субъективности в языке, что обусловлено ценностными характеристиками, релевантными для когнитивной деятельности.

Авторская модальность реализуется на всех уровнях текста романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», однако в повестях, составляющих его, она приобретает усложненность ввиду наличия различных нарраторов, с позиций которых представлен художественный мир и охарактеризованы персонажи и события. На наш взгляд, авторской модальностью целесообразно именовать те модальные значения, которые маркированы прагматиконом повествователя, в противоположность персонажной, характеризующей других, отличных от нарратора, героев.  Бесспорными случаями, в которых авторская модальность эксплицирована в полной мере в художественном тексте, следует считать те, которые выявлены при анализе «Предисловия». Именно в этом фрагменте образ автора предстает без последующих «наслоений», вне фикциональных  «масок», созданных М.Ю. Лермонтовым для реализации художественной задачи. Так, начиная свой роман словами «Во всякой книге предисловие есть первая и вместе с тем последняя вещь; оно или служит объяснением цели сочинения, или оправданием и ответом на критики» [7, с. 7], автор уже указывает на собственный читательский опыт, который, безусловно, содержит определенные коннотации, эксплицированные лексемами, выделенными курсивом. Экспрессивность художественного текста усиливается определенными синтаксическими конструкциями, которые уточняют семантику оценочности: «Но обыкновенно читателям дела нет до нравственной цели  до журнальных нападок, и потому они не  читают предисловий. А жаль, что это так, особенно у нас» [7, с. 7].

По мнению В.Н. Телия, категория оценочной (субъективной) модальности устанавливает связь «между ценностной ориентацией говорящего/слушающего и обозначаемой реалией, оцениваемой положительно или отрицательно по какому-либо основанию (эмоциональному, этическому, утилитарному и т.п.) в соответствии со «стандартом» бытия вещей или положения дел в некоторой картине мира, лежащим в основе норм оценки» [10, с. 23]. Личностные, межличностные и социальные аспекты детерминируют выбор средств реализации авторской модальности, характеризуя одновременно и продуцента художественного текста. Так, в романе М.Ю. Лермонтова высказывание «Наша публика похожа на провинциала, который, подслушав разговор двух дипломатов, принадлежащих к враждебным дворам, остался бы уверен, что каждый из них обманывает своё правительство в пользу взаимной, нежнейшей дружбы» [7, с. 7] ориентировано на демонстрацию авторского отношения к положению дел в координатах, созданных особенностями его личности – прежде всего, ироничностью, доходящей до сарказма. С другой стороны, экспрессивность, тесно связанная с оценочностью и эмоциональностью, обусловливается выбором определенных средств, нацеленных одновременно и на реализацию авторской модальности. Авторские доминантные смыслы объективируются в акцентировании определенных содержательных элементов, которые, в свою очередь, определяют и избирательность экспрессивной лексики. Безусловно, авторская модальность определяет и организацию микро- и макроконтекстов, которые зачастую приобретают диалогические свойства: «Вы скажете, что нравственность от этого не выигрывает? Извините. Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины» [7, с. 8]. Отметим также, что экспрессивность обусловливается и жанровой принадлежностью художественного текста, литературным направлением, в рамках которого оно создано, а также социокультурным контекстом.

 

Список литературы:

  1. Алимпиева Р.В. Роль ситуативной модальности в реализации аксиологической бинарной модели «поэт – родина» в лирике С. Есенина // Модели в современной науке: единство и многообразие: сб. науч. тр. Калининград, 2010. – С. 205-211.
  2. Бабенко Л.Г. Оценочный фактор в формировании модального пространства текста // Оценки и ценности в современном научном познании : сб. науч. тр. Калининград, 2009. – С. 133-142.
  3. Валгина Н.С. Теория текста. М.: Логос, 2003. – 173 c.
  4. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования.Изд.4-е, стереотип. М.: КомКнига, 2006. – 144 с.
  5. Кохановский В.П. Философия и методология науки. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 576 с.
  6. Кукса И.Ю. Модальная специфика русской рукописной газеты «Вестикуранты» // Известия Саратовского университета. 2011. Т. 11, Вып. 4. Сер. : Филология. Журналистика. – С. 23-29.
  7. Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений. Т. 4: Проза. Письма. М.: Худ.лит., 1958. 596 с.
  8. Островерхая И.В. Средства выражения модального значения возможности в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» (функционально-семантический аспект) : Дис. … канд. филол. наук: 10.02.01. Калининград, 2004. – 201 с.
  9. Сергунина Т.А. Роль модальности в определении семантики высказывания и текста // Русское языкознание. Киев, 1990. Вып. 20. – С. 108-114.
  10. Телия В. Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. М.: Наука, 1986. – 143 с..
  11. Трофимова И.А. Субъективная модальность в художественном тексте (на материале прозаических произведений А. П. Чехова): Дис. … канд. филол. наук: 10.02.01. Калининград, 2004. – 191 с.[schema type=»book» name=»АВТОРСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ В КООРДИНАТАХ ЭКСПРЕССИВНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА» description=»Целью статьи является анализ авторской модальности как одного из необходимых условий реализации экспрессивности художественного текста. С позиций прагмасемантики рассмотрено взаимодействие объективной и субъективной модальности в художественном тексте, а также авторская модальность как условие формирования индивидуально-авторской картины мира. Установлено, что выбор средств манифестирования авторской модальности, характеризующихся экспрессивностью, обусловлен личностными, межличностными и социокультурными факторами.» author=»Донскова Екатерина Юрьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-10″ edition=»euroasia-science.ru_29-30.12.2015_12(21)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found