Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ЭВОЛЮЦИЯ ЦИФРОВОГО ТВ В МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ СРЕДЕ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ЭВОЛЮЦИЯ ЦИФРОВОГО ТВ В МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ СРЕДЕ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Филологические науки. ; ():-.

Стремительная адаптация интернета в социальном пространстве вызвала множество революционных преобразований, оказавших существенное воздействие на представления о журналистской деятельности в контексте ее социальной значимости, включая организационно-творческо-производственные процессы в функционировании всех видов СМИ. Реконфигурация медийной среды цифровой эпохи проявилась не только и не столько в росте информационных потоков и медийных ресурсов, в появлении new media (интернет-СМИ, IPTV, интернет-вещание и т.д.), сколько в процессах конвергенции и интеграции СМИ, что обусловило организационно-структурное и концептуальное реформирование субъектов медиарынка, ныне тяготеющих к укрупнению в глобальном и глокальном масштабе. При этом приоритет отдается телевидению как наиболее эффективному средству экранной коммуникации.

Несмотря на исторически сложившееся репутационное отношение к этому ведущему массмедиа, в медийном сообществе сформировалось немало тематических дискурсов о конкурентоспособности ТВ, функционирующего в новых цифровых условиях. Одной из актуальных тем стало, в частности, обсуждение в конце 1990-х – начале 2000-х годов вопроса о конкурировании технико-технологических возможностей телевизионного и компьютерного экранов. Предпочтение отдавалось компьютеру как наиболее востребованному средству передачи информации, обладающему множеством автоматизированных функций, обеспечивающих, с одной стороны, индивидуально-массовую коммуникацию в режиме реального времени, с другой – позволяющих активному медиапользователю развивать свои творческие способности.

Время, тем не менее, все расставило по своим местам. К началу второго десятилетия XXI века вопрос о конкурентоспособности двух экранов утратил свое значение в результате конвергенции новейших технологий. Современный телеэкран [2, с.4-10] обладает не только входом/выходом в интернет, но и может работать как компьютер. Кроме этого, все современные технические средства больших и малых форм, будь то мобильные телефоны,  планшеты разных видов, телеэкраны и особенно видеоинформационные системы (ВИС) нового поколения, предназначенные для телетрансляций в открытом пространстве [2,с.4-10], ориентированы на воспроизводство экранного продукта, который позволяет массам быстро воспринимать трансформации реальной действительности, оперативно принимать жизненно важные решения. Это обусловлено тем, что 80%  информации человек усваивает благодаря зрению. Таким образом, в цифровую эпоху экран предстает как символ современности, обеспечивая нашему современнику значимый «эффект социализации», по Э. Тоффлеру, мотивируя индивида к рефлексии и самоидентификации в постоянно изменяющемся и усложняющемся окружающем мире.

Избыточность информационных потоков, прежде всего экранных, выводит на повестку профессионального дискурса и новую проблему – формулирование требований к экранной культуре как особо значимой парадигме, где содержанию и ценностным смыслам отводится приоритетная роль. Данная проблема обращена именно к ТВ, поскольку телевизионная «картинка», распространяемая с помощью разного рода мобильных средств массовой коммуникации, репрезентуемая в интернет-пространстве, а теперь и на улицах городов, населенных пунктов [8], приумножает долю распространения экранной продукции телеканалов.

Усугубляют важность требований к экранному продукту и процессы социокультурной глобализации, породившей наряду с другими факторами «глобальные культурные потоки, чей размах, интенсивность, разнообразие и быстрое распространение превзошли все, происходившее ранее» [11, с.389]. Исследователи справедливо фокусируют внимание на превалирующей роли ТВ. Столь пристальное внимание оправдано, так как одним из важнейших признаков современных социальных процессов является фактор интерсубъективности, априори содержащийся в телевизионной «картинке». Интерсубъективность следует  понимать как проникновение индивидуального сознания в опыт другого «Я» и через это  – к универсальному горизонту опыта. Как понятие и сущностное явление интерсубъективность анализировалась многими философами (И. Фихте, Э. Гуссерль, Ж.-П. Сартр, М. Мерло-Понти, К. Юнг, А. Шюц) задолго до появления цифровых технологий. Но в цифровой век, когда социальной адаптации способствуют массовые коммуникации, прежде всего экранные, интерсубъективность предстает как базис социального взаимодействия, мотивируя индивида на поиск типических, взаимосогласованных структур сознания, новых моделей поведения, приводящих к смене социальных ролей. В этом контексте рассмотрения проблемы телеэкран позволяет индивиду приобрести наглядный эмпирический опыт и реализовать устремления к публичности, коррелируясь с интерсубъективностью, выраженной в форме зрительно-звукового восприятия.

Об эволюции и  потенциальных возможностях ТВ свидетельствует и перевод ТВ-вещания на цифровую многопрограммную интерактивную платформу – проект Международного союза электросвязи (МСЭ), реализуемый ныне во всех странах. Сформулирована всемирно известным ученым в области ТВ-вещания профессором М.И. Кривошеевым и перспективная модель развития ТВ на несколько десятилетий вперед, названная автором «Спираль развития цифрового ТВ вещания на пути к новому компоненту информационного общества», где конвергенции подлежат   инновационные технологии, ныне активно развивающиеся (Интегрированные вещательно-широкополосные системы (IBB); Всемирный вещательный роуминг; Телевидение УВЧ (UHDTV); Видеоинформационные системы) [6, с. 37-41]. Все эти разработки характеризуют начальный этап реформирования как телевидения, так и всего медийного рынка, за которым последуют и другие трансформации, более фундаментальные, нацеленные на формирование  гармонизированной среды медийного и социального пространства. В этом контексте эволюционных преобразований существенным становится вопрос о матрице телевидения, рассматриваемого как институциональная система, которая тяготеет к освоению глобального информационного пространства.

Переход СМИ в цифровую среду, в первую очередь ТВ, в значительной степени обострил проблему отношения элиты массмедиа к пониманию своего профессионального предназначения. В настоящее время социальная роль массмедиа скорректирована в пользу понятия «медиабизнес», что в принципе изменяет подход к созданию информационного продукта, в том числе экранного, отношение к его содержанию, поиску новых смыслов в процессе информирования, нивелируя основные цели и задачи. Перекос СМИ в сторону коммерциализации нарушает, кроме того, имманентную связь с аудиторией. Деятельность любого медийного ресурса невозможна без связи с аудиторией, так как именно она является базисом статуса СМИ как особого социального института, предназначенного  для информирования социальных групп,  слоев, субкультур.  Необходимо подчеркнуть: массмедиа, ТВ в том числе, работают в сложнейшем сегменте рынка – духовно-интеллектуальном, производя информационно-интеллектуальную продукцию в различных формах, ориентированную на прирост и обеспечение новых знаний в социальной среде. Данный аспект свидетельствует о природе СМИ и их первородной значимости. И в цифровом медиапространстве имманентная связь с аудиторией остается незыблемой, хотя качество и степень ее сцепления с учетом нелинейного развития медийных и социальных систем подлежат флуктуации (случайные колебания).

Определение статуса СМИ и выделение потенциала сегмента рынка, где работают массмедиа,  позволяет подойти к формулированию основных компонент медиаматрицы [3], в рамках которой развивается  организационно-творческо-производственная деятельность как СМИ, так и ТВ как наиболее массового и влиятельного ресурса общественной коммуникации. С точки зрения И.М. Дзялошинского, автора нового термина, медиаматрица работает в условиях жестких правил и норм, но подвержена разветвлению на насколько видов в целях обеспечения массовой  коммуникации (журналистика, реклама, пропаганда, PR) [3, с.126]. Данная концепция стремится глубоко проникнуть в процессы функционирования СМИ, ТВ в частности, однако, не до конца раскрывает протекающие в современном медиапространстве процессы, включая совокупное взаимодействие системообразующих направлений данного социального института. Наиболее структурированным в этом плане представляется метод анализа английского социолога Ф. Уэбстера, предложившего оценивать степень вхождения современной цивилизации в информационное общество по совокупности пяти основополагающих векторов развития – технологический, экономический, пространственный, профессиональный (связанный со сферой занятости) и культурный [2, с.15]. Данный метод обосновывает подходы к анализу процессов становления информационного общества, но применим и к СМИ, поскольку раскрывает системообразующие направления медиаматрицы, позволяет расчленить их и проследить интеграционное взаимодействие, проекцию развития. Наглядное обоснование функционирования всех пяти направлений, применимых, в частности, к телевидению как многосложной институциональной системе можно сформулировать, прибегнув к модели матрично-позиционного построения исследования, предложенной российским ученым А.С. Борисовым [1], исследовавшего экономические процессы функционирования организаций.

                                                                                                       Таблица 1

Телевидение как институциональная система в XXI веке

(Этап глобального персонально-индивидуализированного ТВ-вещания)

ЧТО (Ситуация)

Для ЧЕГО?

(Цель/ценность)

ИЗ ЧЕГО? (Ресурс) В ЧЕМ? (Форма)

КАК? (Норма)

Технологи-ческий Обеспечение многопрограммного цифрового интерактивного ТВ-вещания (базисная платформа) в целях

социокультур-

ного развития, создания разных видов информационных услуг (вещательные технологии отличает  — гибкость, интерактивность,

гипермассовость,

всеохватность)

 

Цифровые технологии,

интеграция

разных видов технологических нововведений,

конвергенция

технологий

(расширение

информацион-ного

пространства, формирование сетевого общества)

 

Цифровая

платформа ТВ как основа производства

экранного

контента с целью

охвата массовой и гипермассовой

аудитории (производящая функция,

обеспечение

разных форм досуга как познания нового)

Ликвидация цифрового разрыва и информацион-ного неравенства, обеспечение массовых

коммуникаций,

услуги, социальное развитие

(обеспечение

социальных

потребностей)

 

 

Экономи-ческий Капитализация

инфраструктуры как социального института

(стратегия и тактика

развития в целях

взаимодействия

с аудиторией,

расширение

финансовых активов,

преобразование

человеческих

ресурсов в

человеческий

капитал, доход,

прибыль, репутация бренда)

 

 

Производство/

привлечение

контента (товар, услуга),

рекламного

продукта,

дополнительные

интеллектуаль-ные

услуги

(технологические

ресурсы,

творческий

потенциал, креативный акт,

бизнес-план,

медиа-

планирование, освоение новых

информационных ресурсов и рынков)

 

Экранный продукт,

распространяе-

мый в разных

медиасредах – ТВ-вещание, интернет, мобильные устройства, ВИС

(ТВ-

программа,

видеопродукция, водкаст, подкаст, сериалы,

кинофильмы,

трансляции в

реальном времени, DVD, кросс-промоушн экранного продукта через сетевые показы партнеров по бизнесу, рекламный кросс-промоушн и т.д. )

 

Менеджмент,

маркетинг,

управление

финансовым и

человеческим

капиталом

(создание команды

профессио-налов,

конкуренция,

рост активов,

расширение

охвата аудитории,

вхождение в глобальный

рынок, использование IPO для роста активов, вовлечение масс в производство экранной продукции)

Простран-ственный В целях персонализированного взаимодействия с массовой аудиторией, охвата наибольшего количества сегментов аудитории, расширение пространства для функционирования экранного продукта, привлечения внимания аудитории к продукции бренда, вовлечение масс в сотрудничество

(технологическое усовершенствование,

персонализированная

и массовая коммуникация, сокращение цифрового и интеллектуального

неравенства)

 

Цифровая техноплатформа вещания, ее расширение за счет кабельных и спутниковых сетей, интернета, ШПД и т.д., использование современной техники для производства экранного продукта, оперативное распространение  продукта в различных медиасредах с учетом экранных мобильных устройств

(оперативное внедрение

инновационных

возможностей, адаптация технологической платформы под социальные нужды и потребности)

Многопрограмм-ное цифровое интерактивное

ТВ-вещание (трансляции ТВ-программ в эфире, кабеле, через спутник);

адаптация экранного продукта в виртуальном пространстве (IPTV, интернет-вещание, ВИС);

функционирование именного

сайта как

информресурса; внедрение продукта в социальные сети

(использование

мультимедийных средств, PR и маркетинговых акций в целях брендирования, привлечения внимания, создания интереса к экранному продукту, стимулирования к социальному развитию)

 

Бесперебойное предоставление информацион-ных и иных (образователь-ных) услуг потребителю, простота в употреблении,

досуговое телесмотрение,

оперативное информирова-ние, интерактивное общение как с профессиона-лами, так и индивидами разных социальных групп, расширенная массовая коммуникация в реальном времени

(доступность, оперативность, всеохватность, интерактив-ность, простота использования)

Профессио-нальный Формирование интеллектуального потенциала системы, создание команды (творческие и технические специалисты), где универсальный журналист как креативная личность имеет приоритетные позиции, а творческо-производственная деятельность направлена на охват национальной и гипермассовой аудитории

(рост и обновление знаний, их адаптация к потребностям масс, формирование представлений социума о реалиях происходящего в мире)

Специалисты в

области гуманитарных практик и вещательных технологий, креативных методик, социокультурных инноваций, работающие во имя социального развития,

качественных

цивилиза-

ционных

изменений

(профессиона-лизм, любознатель-ность, активность, коммуникатив-ность, мотивация к познанию нового, потребность в

саморазвитии и обучении)

 

Штатный персонал, внештатные

человеческие ресурсы как профессиональ-ные, так и непрофессиональ-ные, привлеченные из

социальных групп – зритель-субъект, зритель-творец

(взаимопонимание, взаимоза-меняемость,

стремление к

общению, умение воспринимать, адекватно оценивать ситуацию, потребность к творчеству,

рефлексии)

Создание качественного, познаватель-ного, оригинального

экранного продукта в целях социокультур-ного развития

(широкий кругозор,

навыки

мастерства, ответст-

венность за производимый продукт, ориентация на

ценностные категории и социокультур-ные

нормы,

потенциал знаний в соответствии с цифровым временем)

Культур-ный Формирование познавательной информационно-коммуникативной среды, где получает развитие экранная культура, семантика смыслов экранного продукта доминирует; развитие социальных потребностей, адекватных цифровому столетию, развитие индивидуального и коллективного рефлексирующего мышления, формирование информационного человека как типа личности Творческий коллектив как интеллектуаль-ный потенциал системы, использующий профессиональ-ные навыки и креативный акт с целью формирования процессов познания в социальной среде, расширения знаний среди массовой и гипермассовой аудитории Телепрограммы с учетом их жанрово-типологического разнообразия, кино- и видеопродукция, мультимедийные продукты, тематически нацеленные на процессы познания нового, виртуальные игры, моделирование новых экранных форм в рамках репрезентации аудиовизуальной интеллектуально-познавательной

коммуникации с медиапользо-вателями, различного рода аудиовизуальные формы общения

Тематическое и жанровое разнообразие экранного продукта, обеспечение формирования экранной культуры, становление культуры личности, стимулирование создания нового типа личности – информацион-ного

человека,

способного оценить социальную эволюцию в цифровое время, как прообраз многомерного человека

Источник: [ 9, c.58-60]

            Таким образом, из Таблицы 1 видно, что медиаматрица функционирует на основе взаимодействия ряда системообразующих направлений, каждое из которых, имея собственное целеполагание и совершенствование, нацелено на гармонизацию взаимодействия с другими векторами во имя целостности функционирования всей системы. На примере современного ТВ, входящего в этап зрелости своего  развития, это отчетливо прослеживается [9]. В условиях реформирования медиарынка на каждом из этих направлений идут самостоятельные и весьма глубокие процессы преобразований, но лишь совокупность взаимодействия этих векторов олицетворяет функционирование ТВ как целостного организма, позволяя ему работать органично, целенаправленно, продуктивно. Такое понимание организационно-структурной, экономической, профессиональной и творческо-производственной деятельности ТВ позволяет выявить лакуны в функционировании этой институциональной системы, спроецировать новые типы экранной продукции, соответствующей социальным потребностям. Если технологический, пространственный и отчасти экономический векторы в целом отвечают требованиям становления информационного общества, то профессиональное и культурное направления  находятся в состоянии стагнации и не соответствуют в полной мере социальным запросам новейшего времени.

Список литературы:

  1. Борисов А.С. Инструментарное обеспечение логико-аналитического моделирования экономических процессов. – М.: Информационно-издательская фирма «Триада», 1999.
  2. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. Уч. пособие. – М.: Аспект- Пресс, 2003.
  3. Дзялошинский И.М. Российское телевидение: противостояние матриц// Вестник ВГИК, 2011, №№ 8,9. С.110-122; 122-130.
  4. Кривошеев М.И. Экран в новом времени// Вестник ВГИК, январь 2010, № 2. С.4-10.
  5. Кривошеев М.И. Международная стандартизация цифрового телевизионного вещания. – М.: НИИР, 2006.
  6. Кривошеев М.И. Доклад «Новый международный виток развития цифрового вещания на XVI Международном конгрессе Национальной ассоциации телерадиовещателей//Информационный бюллетень НАТ. Материалы конгресса, № 36 (706) от 09.11.2012. – М.: НАТ, 2012. С.37-41.
  7. Новая философская энциклопедия//URL.: ( дата обращения 25.07.2013).
  8. Уразова С.Л. О площадной экранной культуре и принципах ее формообразования. Возвращение к истокам// URL: https://mediascope.ru/node/816 (дата обращения 15.06.2014).
  1. Уразова С.Л. От «зеркала Нацисса» к экранной реальности. ТВ в контексте трансформаций цифрового времени. Монография/Литература по культуре и искусству. – М.: Изд-во «Русника», 2013.
  2. Уэбстер Ф. Теории информационного общества/ Фрэнк Уэбстер; пер.с англ. М.В. Арапова, Н.В. Малыхиной; Под ред. Е.Л. Вартановой. – М.: Аспект Пресс, 2004.
  3. Хелд Д. и др. Глобальные трансформации: политика, экономика, культура/пер.с англ. В.В.Сапова и др. – М.: Праксис, 2004.[schema type=»book» name=»ЭВОЛЮЦИЯ ЦИФРОВОГО ТВ В МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ СРЕДЕ» description=»Интенсивное развитие интернета как нового вида медийного ресурса не снимает с повестки научного дискурса вопрос об эволюции ТВ, сохраняющего лидерские позиции в информационном пространстве цифрового времени. Напротив, обращение разных социальных групп к виртуальному пространству, популярность интернет-СМИ, социальных сетей и их востребованность переводят проблему стратегического развития цифрового многопрограммного интерактивного ТВ, чья технологическая платформа ныне формируется во всех странах, в иную плоскость. В условиях мультимедийной среды актуальность и научную новизну приобретает вопрос об анализе матрицы цифрового ТВ, детализации ее системообразующих векторов развития, обеспечивающих функционирование этого средства экранной коммуникации. В статье приводится категориальная решетка системообразующих направлений матрицы ТВ, формулируется алгоритм их взаимодействия, что позволяет выявить динамику эволюции отдельных ее составляющих, прояснить лакуны в функционировании данной институциональной системы.» author=»Уразова Светлана Леонидовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕАКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-19″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot thailand slot terpercaya slot dana jendralsmaya slot maxwin slot server luar demo slot slot 4d slot terbaru slot gacor slot deposit pulsa dragonslot99 slot88 selotgacorku slot thailand slot terbaru data hk slot gacor
404: Not Found